Кредитный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:47, методичка

Описание работы

Любое кредитное учреждение (в дальнейшем, для краткости, будем называть его банком) является организацией системного (т.е. неустранимого) риска. Перечислим основные виды рисков, с которыми связана деятельность таких учреждений:
процентный;

Файлы: 1 файл

начало,глава1.doc

— 993.00 Кб (Скачать файл)

Кредит выдается после  рассмотрения аналитического обоснования  и других материалов на кредитном  комитете банка, поэтому этапы, описанные в блоках 1-3, называются предварительным кредитным анализом.

 

4.1.2. Оперативный  кредитный анализ

 

Специалисты банка осуществляют контроль за состоянием дел заемщика, за состоянием обеспечения по кредиту и за выполнением заемщиком условий кредитного договора на протяжении всего срока его действия (блок 4). Это называется оперативным кредитным анализом. Такой анализ (другими словами, мониторинг) позволяет банку своевременно выявлять любые негативные отклонения от изначально заданных параметров кредитной сделки и вовремя провести комплекс мероприятий для устранения возможных негативных последствий возникших изменений. Очевидно, что условия, при которых был предоставлен кредит, изменяются во времени, и это имеет определенные последствия, влияющие на финансовое положение заемщика и его возможность расплачиваться по кредиту. В условиях экономического спада или возникновения определенных проблем в той отрасли, где работает заемщик, необходимо проводить оперативный мониторинг наиболее часто и тщательно. В ходе такого мониторинга регулярно оценивается изменение уровня кредитного риска, и по итогам определения его уровня подготавливается и применяется система адекватных мер. В результате оперативного кредитного анализа должны выявляться так называемые проблемные кредиты, т.е. кредиты, по которым наиболее вероятно возникновение проблем с выплатой процентов и основной суммы долга.

В каждом банке должна действовать эффективная система  внутреннего контроля как на уровне отдельных кредитов, так и на уровне кредитного портфеля. Эта система должна обеспечить качественное управление операциями по кредитованию, установление уровня кредитных требований по отдельным кредитам и кредитному портфелю в целом, определение достаточности резервов на возможные потери, своевременное обновление информации о заемщике, контроль за уровнем кредитного риска. Для этого проводится разработка графика и периодичности мониторинга по каждому заемщику, отдельно – по крупным, средним, мелким и проблемным кредитам.

Методика кредитного мониторинга включает следующие пункты:

  • сбор (в соответствии с графиком мониторинга) и анализ финансовой информации о заемщике;
  • оценка изменений финансового состояния заемщика и прогноз влияния различных факторов на выполнимость условий кредитного договора в будущем;
  • контроль исполнения заемщиком условий договора, в том числе проверка соответствия реального графика платежей по кредиту графику, предусмотренному кредитным договором;
  • оценка состояния обеспечения, предоставленного по кредиту;
  • проверка полноты документации, касающейся обеспечения и возможности банка распоряжаться кредитом в случае возникновения у заемщика проблем с его погашением;
  • оценка изменения уровня кредитного риска;
  • оценка соответствия выданного кредита кредитной политике банка и требованиям, предъявляемым со стороны контролирующих органов.

 

4.1.3. Ретроспективный  кредитный анализ

 

По окончании срока  действия кредитного договора (в случае его полного и своевременного погашения) или по окончании всех мероприятий банка по возврату кредита (в случае, если заемщик нарушил свои обязательства по кредитной сделке) работники кредитного подразделения проводят ретроспективный анализ и оценку результатов кредитования заемщика. Они базируются на всей информации, собранной за время действия кредитного договора и содержащейся в кредитном досье заемщика. Оценка результатов кредитования включает:

  • объективную оценку результатов взаимодействия кредитора и заемщика;
  • выявление всех факторов, оказавших как положительное, так и отрицательное влияние на исполнение условий кредитного договора;
  • выявление недостатков в действиях работников кредитного и других подразделений банка при сопровождении кредитного договора;
  • определение величины убытков банка в случае невыполнения заемщиком кредитных обязательств;
  • внесение записи в кредитную историю заемщика.

Частью этой оценки является ретроспективный кредитный анализ (блок 5). Его основные задачи:

  • обобщение информации, касающейся взаимодействия кредитора и заемщика в период действия кредитного договора;
  • анализ тенденций изменения финансового состояния заемщика в течение срока действия кредитного договора и влияние этих тенденций на изменение уровня кредитного риска;
  • анализ тенденций изменения нефинансовых показателей заемщика и их влияние на изменение уровня кредитного риска;
  • анализ тенденций изменения качества обеспечения и их влияние на изменение уровня кредитного риска;
  • установление класса кредитоспособности заемщика по итогам выполнения кредитного договора с учетом тенденций изменения всех характеристик заемщика.

На основе информации ретроспективного анализа кредитоспособности заемщика происходит формирование его  кредитной истории, которая используется в целях предварительного анализа кредитоспособности в случае последующего обращения заемщика за новым кредитом. Таким образом, все три стадии кредитного анализа: предварительный, оперативный и ретроспективный, – взаимосвязаны и образуют замкнутый цикл, в котором выходная информация на одной стадии анализа является входной на следующей стадии.

Результаты ретроспективного анализа используются также для  внесения корректировок в кредитную  политику банка, если в ходе анализа признается, что результаты кредитования были неудовлетворительными из-за недостатков в инструктивных документах и методиках банка, на основании которых осуществлялся кредитный процесс.

Три этапа кредитного анализа:предварительный, оперативный  и ретроспективный, – являются составными частями процесса комплексного кредитного анализа. Каждый из этих этапов по отдельности можно также назвать разновидностью кредитного анализа. Эти разновидности отличаются временем проведения, составом решаемых задач и используемых методов, информационной базой и особенностями методики проведения.

 

4.2. Кредитная  политика как нормативная основа

кредитного  анализа

 

Первый этап кредитного процесса в коммерческом банке –  разработка стратегии кредитных  операций. Каждый банк должен иметь четко и детально проработанную программу осуществления кредитного процесса. Эта программа называется кредитной политикой. Она определяет цели, принципы и условия кредитования заемщиков. Кредитная политика банка оформляется в виде ряда документов, регламентирующих кредитный процесс.

Кредитная политика создает основу для всего процесса кредитования. Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитами. Политика определяет объективные параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление ссуд и управление ими. Кредитная политика определяет основу действий совета директоров, правления банка, кредитного комитета и кредитных специалистов, а также дает возможность внешним и внутренним аудиторам оценить качество кредитного менеджмента в банке.

Кредитная политика каждого коммерческого банка  должна базироваться на трех основных принципах:

  • обоснованное предоставление кредитов, обеспечивающее их возвратность;
  • размещение средств с учетом интересов собственников банка и с целью защиты интересов вкладчиков;
  • удовлетворение потребностей рынка в кредитах в пределах области деловой активности банка.

Кредитная политика определяется под воздействием стратегических целей развития банка (увеличение капитала, рост доходов, доверие со стороны клиентов, удовлетворение интересов акционеров банка). С другой стороны, повышение эффективности кредитной политики является одним из средств достижения банком поставленных целей.

Поскольку каждое из основных направлений стратегии банка представляет собой целый блок взаимосвязанных вопросов, подлежащих отработке и решению в ближайшие годы, то, как правило, службами банка составляется подробный, детальный план мероприятий по реализации основных направлений стратегии банка (с указанием содержания мероприятий, исполнителей и срока выполнения). Такой документ позволяет конкретизировать пути достижения поставленных банком целей и осуществлять поэтапный контроль за их осуществлением и результатами. Документом, направляющим и регулирующим деятельность банка на каждый год в области кредитования, является меморандум (положение) о кредитной политике. Он основывается на основных направлениях кредитной политики банка и стратегического плана его развития на ближайшую перспективу.

Меморандум  о кредитной политике определяет:

  • цель кредитной политики на текущий год (например, предоставление надежных и выгодных для банка кредитов, стимулирующих позитивные процессы в деятельности предприятий определенных отраслей хозяйства или лиц);
  • главные принципы формирования кредитного портфеля банка (выбор приоритетных отраслей хозяйства, представляющих зону интересов банка на данном этапе его развития, для первоочередного направления кредитных вложений; выбор географии кредитной экспансии банка; определение оптимальной структуры по каждой категории кредитов по их срокам и видам валют; планируемый уровень крупных, пролонгированных и просроченных кредитов в кредитном портфеле банка; приоритеты в объектах кредитования);
  • организацию кредитования (формы и методы кредитования; порядок установления филиалам банка лимита кредитования; определение полномочий по принятию соответствующих решений по кредитным вопросам отдельными лицами банка и его руководящими органами; разработка процедуры утверждения предоставляемого кредита; стиль и методы работы с клиентами в процессе кредитно-расчетного обслуживания; требования по составу документов, предоставляемых потенциальным заемщиком; процедура взыскания просроченной задолженности);
  • обеспечение ликвидности кредитного портфеля и снижение кредитного риска (определение предпочтительных форм обеспечения возвратности кредитов, в том числе видов залога; правила приема, оценки и реализации обеспечения; методики анализа кредитоспособности заемщиков и качества обеспечения по кредитам; методики выявления проблемных ссуд; методики списания непогашенной и безнадежной ко взысканию ссудной задолженности; определение  состава и полномочий кредитных комитетов разных уровней банковского управления; возможные варианты реструктуризации кредитного портфеля в кризисные периоды);
  • процентную политику по ссудам (в зависимости от их вида, сроков, характера обеспечения, типа заемщика, его финансового состояния, стоимости привлеченных банком кредитных ресурсов).

Разработанная и утвержденная в соответствующем  порядке кредитная политика банка является документом к действию. Любые отклонения от нее не допускаются и расцениваются как нарушения, за исключением особых случаев, решения по которым должны приниматься правлением банка или наблюдательным советом.

В развитие меморандума  о кредитной политике банки разрабатывают регламент предоставления денежных средств клиентам банка, а также отдельные положения по кредитованию юридических и физических лиц (с учетом вида, формы кредита и его обеспечения), инструкции о порядке оценки финансового состояния заемщиков, о порядке начисления и уплаты процентов по ссудам, о порядке формирования и использования резерва под кредитный риск банка.

Регламент предоставления денежных средств  клиентам банка содержит информацию:

  • о перечне и содержании необходимых документов, предоставляемых потенциальными заемщиками, а также о предъявляемых к ним со стороны банка требованиях;
  • о порядке рассмотрения кредитных заявок;
  • о порядке расчета и утверждения лимита кредитования на одного заемщика;
  • о порядке подготовки и заключения кредитных договоров, санкционирования их пролонгации;
  • о порядке предоставления кредитов, обслуживания долга и погашения кредитов;
  • об отражении в бухгалтерском учете ссудных операций.

Объем исходных данных для проведения кредитного анализа и их достоверность  решающим образом влияют на качество выводов об уровне кредитного риска заемщика. Чем больше объем информации и чем всесторонне эта информация характеризует личность, состояние дел и намерения клиента, обращающегося за кредитом, тем меньше степень неопределенности, а значит, и вероятность ошибки кредитного специалиста при принятии решения о целесообразности и безопасности выдачи кредита и о конкретных условиях кредитного договора.

В процессе сбора и обработки  информации при кредитовании, как  правило, принимает участие не только кредитное подразделение, но и другие службы: юридическая служба; служба безопасности; подразделение, осуществляющее оперативный учет кредитных операций; подразделение, проводящее расчетно-кассовое обслуживание; при необходимости – другие подразделения (по работе с ценными бумагами, бухгалтерское, экономическое и т.д.).

При обращении заемщика в банк принимает  у него все необходимые документы сотрудник кредитного подразделения; затем эти документы используются им самим и другими сотрудниками банка, занятыми в работе с данным клиентом. Кредитный инспектор должен проверить комплектность и содержание документов, предоставленных заемщиком, и, в случае необходимости, затребовать недостающие или дополнительные документы. Кроме кредитных специалистов, в сборе информации для кредитного анализа бывают задействованы юридическая служба и служба безопасности банка.

Информация о работе Кредитный анализ