Как уже отмечалось, исходные данные для кредитного
анализа и его результаты оформляются
следующими основными документами:
- кредитная заявка и пакет сопровождающих ее документов;
- аналитическое заключение;
- кредитное досье (дело);
- кредитная история.
4.3. Содержание кредитной
заявки
Основным документом, поступающим
в банк от потенциального заемщика,
является кредитная заявка. К ней прилагаются многочисленны документы,
обосновывающие и подтверждающие ее содержание.
Зачастую кредитной заявкой называют
весь пакет этих документов. Целью оформления
кредитной заявки является наглядное
представление информации о заемщике
для кредитных специалистов и членов кредитного
комитета. Для всесторонней характеристики
заемщика кредитная заявка должна включать:
- документы, подтверждающие правоспособность заемщика и его представителей;
- документы, характеризующие бизнес заемщика;
- документы, характеризующие финансовое состояние заемщика;
- документы, обосновывающие объем и сроки кредита;
- документы в обеспечение исполнения обязательств по кредиту.
Привлекательность кредитной заявки
для банка состоит в способности
заемщика выполнять в будущем условия кредитного
договора. А для кредитного работника
банка важно количественно оценить эту
привлекательность, чтобы классифицировать
все множество поступающих кредитных
заявок.
Сведения, содержащиеся в кредитной
заявке и прилагаемых к ней
документах, должны соответствовать следующим условиям:
- достоверность информации;
- достаточный уровень ценности и информативности для пользователей;
- простота интерпретации значений показателей;
- возможность присвоения показателям количественных значений по разработанной банком системе;
- объективность оценки показателей вне зависимости от субъективного мнения лица, анализирующего заявку;
- отсутствие какого-либо дублирования данных, содержащихся
в заявке.
Для объективной оценки достоверности
представленной с кредитной заявкой
информации кредитный инспектор запрашивает у потенциального заемщика
независимое аудиторское заключение по
итогам отчетных периодов, по которым
представлены финансовые отчеты.
Документы, подтверждающие правоспособность
заемщика. Первая задача, которая стоит перед кредитным
специалистом при взаимодействии с потенциальным
заемщиком: выяснить, обладает ли заемщик
и его представители, обратившиеся в банк,
юридическими основаниями (правами и полномочиями),
соответственно, для взятия кредита и
для представительства (в первую очередь,
для подписания кредитного договора).
Чтобы решить эту задачу, специалистам
банка требуются следующие документы:
- копия Устава, зарегистрированного в порядке, установленном законодательством (нотариально заверенная);
- копия учредительного договора о создании организации (нотариально удостоверенная);
- копия свидетельства о государственной регистрации организации (нотариально удостоверенная);
- справка о регистрации выпуска ценных бумаг в ФКЦБ (для заемщиков, созданных в форме ОАО или 3AО);
- копии документов, подтверждающих полномочия первых должностных лиц организации-заемщика;
- карточка образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом в банке, и оттиск печати (нотариально заверенные);
- справки других банков, подтверждающих наличие у них открытого организации расчетного счета и/или текущего валютного счета.
В ходе правовой экспертизы этих документов
проводится установление факта законности создания и
регистрации предприятия, определение
его организационно-правовой формы, сроков
деятельности с момента создания, величины
объявленного и оплаченного капитала,
прав и обязанностей руководства в подписании
хозяйственных и других договоров, а также
денежно-расчетных документов. Юридические
погрешности в учредительных документах
могут явиться основанием для отклонения
кредитной заявки организации уже на предварительном
этапе кредитного анализа.
Правовую экспертизу представленных учредительных
и других документов организации-заемщика
проводит юридический отдел банка, и по
ее результатам дает заключение кредитному
отделу.
Документы, характеризующие бизнес
заемщика. Многие банки для того, чтобы получить
более полное первое представление о своем
потенциальном заемщике еще до рассмотрения
его учредительных документов, финансовой
отчетности и других сведений и данных,
разрабатывают специальные анкеты и требуют
от своих клиентов их заполнения и предоставления.
Кроме сведений общего характера (наименования,
юридического адреса и фактического местонахождения,
организационно-правовой формы, основных
учредителей и их долей в уставном капитале,
даты образования и начала функционирования,
наличия филиалов, представительств и
дочерних структур, наименований банков,
в которых открыты расчетные счета), в
ней заемщики должны сообщать:
- об основных видах деятельности, продуктах, услугах (вид бизнеса, срок работы в данной области бизнеса, наименование основной производимой продукции, ее доля в общем объеме; используемые политики поставок, продаж, складирования; доля экспорта; патенты и торговые марки; льготы по налогообложению и другие преимущества);
- о положении организации на рынке и ее деловой активности (основные рынки действия организации, их емкость; монополии на рынке продаж, сезонность продаж, прогноз развития рынка; перечень и характеристика основных поставщиков и покупателей, их концентрация; основные конкуренты организации и ее преимущества и недостатки перед ними; обороты по расчетному счету за последние 6 месяцев и средние остатки на счете в каждом из этих месяцев);
- об эффективности хозяйственной деятельности за предыдущий год и за рабочий период текущего года (объем продаж, в том числе на внешнем рынке, балансовая прибыль, чистая прибыль, себестоимость продукции, рентабельность (основных фондов, себестоимости), средняя оборачиваемость оборотных средств).
Сведения анкеты заемщика позволяют
получить определенное представление
о его бизнесе и результатах участия в
нем, а это, в свою очередь, дает возможность кредитному
работнику решить вопрос о перспективности
кредитования данного клиента и перейти
к анализу его финансового состояния и
реальности возврата кредита.
В общем случае документы, характеризующие бизнес
заемщика, включают:
- анкету заемщика;
- разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности;
- документы, подтверждающие квоты участия в лицензируемых видах деятельности (если их установление предусмотрено законодательством);
- бизнес-план на текущий и последующие 1-2 года.
Многие кредитные заявки связаны
с финансированием начинающих фирм,
компаний, которые еще не имеют финансовых отчетов
и другой аналогичной документации. В
этом случае ими представляется подробный
бизнес-план, который должен содержать
сведения о целях проекта, методах ведения
хозяйственных операций и т.д. В частности,
бизнес-план должен включать:
- описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии);
- планы исследований и разработок и т.п.;
- отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт; государственное регулирование соответствующих отраслей; преимущества и слабые стороны конкурентов);
- планы маркетинга (цели, формы рекламы, стоимость затрат компании по продвижению продукта на рынок и т.д.);
- план производства (потребности в производственных мощностях, рабочей силе, оборудовании и т.д.);
- материалы, подтверждающие рентабельность будущего производства;
- финансовый план (баланс доходов и расходов).
Финансовый план или, иначе, баланс доходов и
расходов, показывает, будет ли у заемщика
достаточно денежных средств для обслуживания
долга по кредиту, или же потребуются дополнительные
займы.
Профессиональный бизнес-план разрабатывается
на основе тщательной постановки целей, а также проработки способов
практического осуществления каждой из
них. Тщательно продуманный и грамотно
разработанный бизнес-план является для
потенциального заемщика действенным
средством расположить к себе кредитный
комитет банка.
Задача банка заключается в том, чтобы, насколько
это возможно, более точно оценить реалистичность
бизнес-плана в целом, но особенно его
последнего раздела, позволяющего судить
об эффективности планируемого проекта,
о сроках окупаемости затрат, а значит,
о сроках возврата кредита.
О сфере бизнеса клиента-заемщика,
о его взаимоотношениях с партнерами,
о руководителях и реальном положении дел на предприятии кредитный
специалист узнает не только из документов
заемщика, но и от службы безопасности
банка, которая по своим каналам и источникам
получает соответствующую информацию.
Документы, характеризующие финансовое
состояние заемщика. Основная часть исходных данных для проведения
кредитного анализа содержится в финансовых
документах заемщика. Вместе с кредитной
заявкой клиентом должны быть предоставлены
банку следующие документы:
- годовая бухгалтерская отчетность за последний финансовый год, заверенная государственной налоговой инспекцией (ГНИ);
- независимое аудиторское заключение по годовой бухгалтерской отчетности за последний финансовый год;
- ежеквартальные бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках (с расшифровками и приложениями в виде отчетов об изменениях капитала и о движении денежных средств), заверенные ГНИ;
- расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности по последнему балансу;
- выписки оборотов по расчетным (текущим) счетам организации за последние 3-6 месяцев;
- справки о кредитах, полученных организацией в других банках, заверенные печатью и подписями первых должностных лиц этих банков (с указанием суммы кредитов, сроков их погашения, фактов пролонгации, вида обеспечения по ним, наличия просроченной задолженности по основному долгу и/или процентам по ссудам);
- документы, подтверждающие добросовестную кредитную историю организации-заемщика в течение последних 3 месяцев до даты настоящего обращения в банк за получением ссуды, т.е. подтверждающие исполнение ею всех условий кредитных договоров.
Анализом бухгалтерской отчетности
клиента, расчетом коэффициентов платеже-
и кредитоспособности, оценкой движения средств по
счетам клиента, а также прогнозом денежных
потоков заемщика на период кредитования
занимается кредитный отдел банка. Эта
аналитическая работа проводится в тесной
увязке с изучением и проверкой документов,
обосновывающих цель кредита, его объемы
и сроки погашения.
Документы, обосновывающие объем испрашиваемого
кредита и сроки его погашения. В обоснование
объемов и сроков запрашиваемого кредита
клиент должен предоставить следующие
документы:
- технико-экономическое обоснование потребности в кредите;
- копии контрактов (договоров) на закупку товаров, продукции, услуг, работ, под которые испрашивается кредит;
- копии контрактов (договоров) на реализацию продукции, выполненных работ, услуг, товаров, подтверждающих поступление выручки на счета предприятия в определенные сроки;
- планы производства, реализации или товарооборота заемщика и т.п.;
- план прогноза потоков денежных средств заемщика на период пользования кредитом;
- сведения о вложениях собственных средств заемщика в кредитную сделку;
- выписка о решении оформить кредит в банке из протокола собрания акционеров, протокола заседания совета директоров или иного документа органов управления заемщика, в компетенции которых находится такое решение (в зависимости от объема кредита и от положений уставных документов заемщика).
Документы, представляемые заемщиком
в обеспечение исполнения обязательств
по кредитному договору. Основным источником погашения кредитов
должна выступать выручка от продаж продукции
(работ, услуг). На случай ее фактических
отклонений от запланированного уровня
по различным причинам (спада производства,
инфляции, изменения конъюнктуры рынка
и т.п.) заемщик должен располагать вторичными
источниками погашения кредита, к которым
относятся различного рода обеспечительные
обязательства возврата ссуд (договоры
залога, поручительства, банковской гарантии).
Поэтому банки всегда требуют от потенциальных
заемщиков представления проектов этих
договоров, по которым дает свое заключение
юридический отдел банка. В общем случае,
к документам, характеризующим обеспечение
по кредиту, относятся:
- проект договора залога имущества;
- опись предметов залога (по установленной форме);
- документы, подтверждающие право собственности на предметы залога;
- документы, подтверждающие реальную рыночную стоимость предметов залога;
- договоры страхования закладываемого банку имущества;
- выписка о решении предоставить имущество в залог по ссуде из документов органов управления заемщика, в компетенции которых находится такое решение в соответствии с уставными документами;
- проект договора поручительства третьих лиц;
- проект договора банковской гарантии;
- другие документы (по требованию банка).