Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:47, методичка
Любое кредитное учреждение (в дальнейшем, для краткости, будем называть его банком) является организацией системного (т.е. неустранимого) риска. Перечислим основные виды рисков, с которыми связана деятельность таких учреждений:
процентный;
По содержанию различают количественные и качественные показатели. Количественные характеризуют количественную определенность объекта анализа: его количество, массу, площадь, объем, численность и т.п. Качественные – это показатели, которыми описывается какое-либо свойство, качество объекта анализа. Кредитный анализ преимущественно работает с качественными показателями, отражающими разные свойства заемщиков и обеспечения по кредиту.
Кредитный анализ во многом базируется на сопоставлениях. Поэтому в системах показателей методик кредитного анализа, как правило, достаточно большое количество относительных величин, наиболее пригодных для сопоставлений.
Показатели системы кредитного анализа должны обеспечивать адекватность информации существующему положению дел и ее достоверность, что достигается использованием при ее формировании данных учета, отчетности и других проверенных источников информации. Система показателей должна носить неформальный характер, то есть при ее формировании преимущество должно отдаваться не соблюдению формы, а содержательной стороне. Система должна обладать максимальной степенью аналитичности, т.е. пригодности к использованию для анализа, обеспечивать возможность оценки текущего состояния объекта анализа и перспектив его развития, а также быть пригодной для принятия решений по кредитованию. Показатели системы должны исчисляться вполне определенным образом, то есть однозначно. Тем не менее, в практике кредитного анализа разными исследователями зачастую предлагаются разные методики расчета показателей, поэтому для однозначной интерпретации результатов анализа рекомендуется при описании его методик всегда приводить формулы расчета показателей.
Методы чтения бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская финансовая отчетность в условиях рынка является зачастую единственным доступным и достоверным средством коммуникации между пользователями экономической информации. Она обладает многими свойствами, которые делают ее аналитичной, то есть пригодной для использования в анализе:
Поэтому каждый аналитик, в том числе кредитный, должен владеть методами чтения бухгалтерской отчетности, признаваемой важнейшим источником информации при проведении анализа финансового состояния организаций-заемщиков и гарантов (поручителей). Эти методы, в частности, включают:
Горизонтальным анализом называется сравнение данных отчетности на начало и на конец года (или за прошлый и за отчетный периоды) для оценки динамики их изменения. При этом рассчитывают абсолютные изменения величины показателей, темпы роста и прироста. Название метода объясняется тем, что сравниваемые значения находятся в отчете в одной строке.
Вертикальный анализ – оценка структуры анализируемого отчета, определение вклада отдельных его статей в общий итог, выявление значимости тех или иных показателей отчета. Вертикальный анализ заключается в расчете удельных весов или долей статей отчета по отношению к итоговой статье. Сопоставляемые значения находятся в отчете в одной колонке, отсюда и название метода.
Сравнение позиций отчетности за три и более моментов или периодов времени называется трендовым анализом. Для трендового анализа нужны данные по крайней мере двух отчетов за смежные периоды. Трендовый анализ позволяет выявить закономерность в изменении показателей. Тренд – тенденция, закономерность, зачастую отображенная на графике. Простейшим является линейный тренд, который можно построить по трем точкам. На основании знания тенденции изменения показателя в прошлом возможно прогнозировать его изменение в будущем, что наиболее ценно для кредитного анализа.
Приемы горизонтального, вертикального и трендового анализа являются формализованными методами. Таким образом, неформализованные приемы чтения отчетности сочетаются с формализованными. Такие сочетания имеют место и в других неформализованных методах экономического анализа.
Методы экспертных оценок являются универсальными методами решения сложных неформализуемых проблем. К ним относятся, в частности дельфийский метод, метод мозгового штурма (мозговой атаки) и метод морфологического анализа.
Дельфийский метод и метод мозгового штурма представляют собой разные приемы сбора предложений или вариантов решения стоящей проблемы от экспертов – признанных специалистов в данной области. Методы представляют собой обобщение оценок экспертов, касающихся состояния и перспектив развития того или иного объекта анализа, будь то кредитоспособность заемщика, рыночная стоимость предметов залога или финансовое состояние гаранта по кредиту. При этом эксперты высказывают свои мнения без обоснования, спонтанно, на основе интуиции или своего профессионального опыта, по аналогии с ситуациями, которые уже бывали в их деятельности раньше. Как известно, творчество – это процесс, который невозможно объяснить. Экспертные оценки – результат творчества специалистов, их получение – скорее искусство, чем наука.
Дельфийский метод (метод Дельфи) разработан американской корпорацией РЭНД и получил свое название от города Дельфы, который был известен в Древней Греции благодаря жившим там прорицателям-оракулам. Особенность метода состоит в последовательном индивидуальном анонимном опросе экспертов. Такая методика исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется.
Метод мозгового штурма (мозговой атаки) подразумевает совместную работу экспертов. Им предоставляют удобное помещение, разгружают от другой работы, создают внутри группы экспертов непринужденную обстановку, чтобы ничто не довлело над ними и не отвлекало от решения поставленной проблемы. При этом методе эксперты высказывают свои мнения в присутствии остальной группы, при этом правилами запрещено критиковать чужие мнения или высмеивать их. Метод мозговой атаки использует эффект коллективного творчества: энтузиазм, который возникает у людей при взаимодействии друг с другом; соревновательный дух; желание проявить себя перед другими.
Как видим, методы экспертной оценки – серьезный научный прием, они не имеют ничего общего с произвольным выдумыванием ответа задачи, когда неизвестно, как ее решать. Поэтому нельзя называть любое решение, полученное «с потолка», экспертной оценкой, следует соблюдать правила и принципы этих методов. В первую очередь, принимать решение экспертным путем имеет право только высококвалифицированный и опытный специалист.
Табличный метод. Аналитические таблицы являются одним из наиболее распространенных приемов представления числовой информации в аналитических отчетах. Аналитическая таблица – это форма рационального, наглядного и систематизированного представления больших массивов числовых данных, а иногда и текстовой информации. С ее помощью имеется возможность охватить данные в целом как единую систему. За счет расположения информации в таблице в логичной последовательной форме познавательный эффект достигается значительно быстрее, легче прослеживаются связи между отдельными показателями, закономерность их изменения.
Аналитические таблицы используются на всех этапах проведения кредитного анализа:
Таблица представляет собой комбинацию горизонтальных и вертикальных граф (строк и столбцов, колонок). Подлежащее таблицы (первая колонка) содержит перечень показателей, характеризующих исследуемый объект; сказуемое (первая строка, или «шапка») – перечень признаков подлежащего (см. табл. 2.2).
Таблица 2.2
Показатели платежеспособности организации-заемщика
Наименование показателя |
Порядок расчета |
Нормативное значение |
Фактические значения |
Изменения | |||
начало пр. года |
начало отч. года |
конец отч. года | |||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
|||||||
Коэффициент промежуточной ликвидности |
|||||||
Коэффициент текущей ликвидности |
Существуют три вида таблиц по степени сложности: простые, групповые и комбинированные. В простых таблицах перечисляются неупорядоченные единицы совокупности характеризуемого явления (табл. 2.2). В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку. В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам (см. табл. 2.1). В групповых таблицах находит отражение простая группировка, в комбинированных – комбинированная. Они служат цели установления связи между изучаемыми явлениями. Простая же таблица отражает перечень информации об изучаемом явлении.
Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называется макетом таблицы. Построение макетов таблиц является важным этапом в подготовке к кредитному анализу, поэтому, прежде чем приступить к сбору данных, необходимо по возможности разработать все макеты аналитических таблиц, в которые будут заноситься исходные данные и результаты анализа.
Основные требования, предъявляемые к оформлению таблиц, таковы.