Кредитный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 22:47, методичка

Описание работы

Любое кредитное учреждение (в дальнейшем, для краткости, будем называть его банком) является организацией системного (т.е. неустранимого) риска. Перечислим основные виды рисков, с которыми связана деятельность таких учреждений:
процентный;

Файлы: 1 файл

начало,глава1.doc

— 993.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Элементарные  методы

 

Как уже отмечалось, в  формализованных методах анализа  в том или ином составе используются приемы и методы математики. Самый простой математический аппарат применяется в элементарных методах, поэтому они так и называются. Именно с этих простейших приемов начиналось развитие экономического анализа как науки. К элементарным методам, широко применяемым в кредитном анализе, относятся коэффициентный метод и метод сравнения.

 

Коэффициентный  метод (метод расчета относительных  величин) применяется в кредитном анализе повсеместно. Коэффициент – это относительный показатель, безразмерная величина, он является результатом деления одного абсолютного показателя на другой. Абсолютные показатели в экономике чаще всего являются результатом учета (бухгалтерского, статистического и т.д.). Путем деления одного абсолютного показателя на другой можно сопоставить их величины, определить долю одного показателя в другом, определить расход ресурса на каждую единицу получаемого экономического результата и т.д.

Название «коэффициентный  метод» не совсем точное, так как  на самом деле в его рамках рассчитываются не только коэффициенты, но и другие относительные величины: процентные соотношения, индексы и такие размерные величины, как фондоотдача, производительность труда и пр. Более точное название метода – «метод расчета относительных величин».

Выше перечислены разновидности относительных величин по форме. По содержанию различают относительные величины динамики, уровня выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и эффективности.

Динамику, то есть изменение  показателей во времени, характеризуют относительные величины динамики: индексы, темпы роста и прироста. Например, индекс инфляции характеризует уровень покупательной способности денег в один момент времени по отношению к другому. Методы расчета  и использование показателей динамики подробно будут описаны ниже, в разделе о методах экономической статистики.

Относительные величины структуры используются, чтобы рассчитать вклад какого-либо частного показателя в общий итог, оценить значимость отдельных составляющих по отношению ко всему объекту. Например, коэффициент мобильности характеризует долю оборотных активов в общей сумме активов организации (которые, как известно, складываются из оборотных и внеоборотных активов):

Кмобильности =

.

Кроме долей, структуру  можно характеризовать показателями удельного веса (они выражаются в  процентах).

Относительные величины координации характеризуют соотношение между двумя частными показателями, входящими в общий итог. Они позволяют определить, во сколько раз один показатель больше или меньше другого, или установить равенство между ними. Например, коэффициент финансового риска представляет собой соотношение между величинами заемного и собственного капитала организации и характеризует, во сколько раз заемный капитал больше собственного:

Кфин. риска =

.

Относительные величины эффективности наиболее востребованы в кредитном анализе. Они представляют собой отношение величины экономического эффекта к величине (или затратам) ресурса, который был использован для достижения эффекта:

.

Соответственно, их значение характеризует величину эффекта  в пересчете на единицу ресурса. В качестве экономического эффекта может выступать сумма дохода, объем продукции, сумма прибыли и т.д. Наиболее известны такие показатели эффективности, как показатели рентабельности и показатели отдачи ресурсов (фондоотдача, материалоотдача и т.д.). Например, рентабельность продаж – это сумма прибыли, получаемой с каждого рубля проданной продукции. Она рассчитывается следующим образом:

.

Расчет любой относительной  величины – это, по сути, сравнение двух абсолютных величин. Таким образом, коэффициентный метод – это частный случай сравнения.

 

Метод сравнения. Сравнение является универсальным методом познания,  и оно используется в экономическом анализе очень часто, как в качестве самостоятельного приема, так и в составе других методов. Сравнение – это сопоставление изучаемого объекта с уже изученным для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются отличия или изменения в уровне и состоянии исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития. С помощью сравнения решаются следующие основные задачи:

    • выявление причинно-следственных связей между явлениями;
    • проведение доказательств или опровержений;
    • классификация и систематизация явлений.

В кредитном анализе  чаще всего используются следующие  разновидности сравнений.

1. Сравнение фактических  значений показателей отчетного периода (отчетной даты) с данными прошлых периодов (предыдущих дат). Это дает возможность оценить направление и скорость изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности происходящих изменений (например, финансового состояния заемщика). Этот тип сравнений называют временным сравнительным анализом.

2. Сравнение фактических значений показателей с утвержденными нормами и нормативами. Такое сравнение очень широко используется в практике кредитного анализа. Например, для оценки платежеспособности заемщика фактическое значение коэффициента текущей ликвидности сравнивают с установленным нормативом (³ 2); для определения класса кредитоспособности заемщика сравнивают количество набранных им баллов с диапазонами значений балльных оценок, установленными для того или иного класса и т.д.

3. Сравнение уровня  показателей изучаемого объекта со значениями показателей других объектов. Например, уровень рентабельности фирмы, обратившейся за кредитом, можно сравнить с уровнем рентабельности других аналогичных по виду деятельности фирм – клиентов банка и выбирать для предоставления кредита более прибыльных клиентов. Сравнение разных объектов называется пространственным (или межхозяйственным) сравнительным анализом.

4. Сравнение показателей исследуемой организации со среднеотраслевыми данными. Такое сравнение используется для более полной и объективной оценки уровня организации, оценки ее эффективности и надежности.

5. Сравнение значений  показателей кредитного портфеля  банка или состояния заемщика до и после кредитования. Это делают для оценки результатов кредитования.

Описанные ранее горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ также являются, по своей сути, сравнениями. Горизонтальный и трендовый анализ – это временной сравнительный анализ, а вертикальный анализ – это сравнение части и целого, сравнение отдельных частных показателей с итоговым с целью выявления вклада этих показателей в общий итог.

Сравнение двух и более  значений одного и того же показателя называется одномерным. Таковым является, например, сравнение коэффициента текущей ликвидности на разные даты. При наличии шкалы такое сравнение не вызывает затруднений: все сравниваемые значения можно проранжировать в порядке возрастания, определить лучшее и худшее значения и т.д.

Сравнение двух и более  значений двух и большего количества показателей называется многомерным. По результатам такого сравнения бывает трудно сделать однозначный вывод. Например, необходимо сравнить два однородных по виду деятельности предприятия и выявить, какое из них более кредитоспособно, по двум показателям: по рентабельности и по объемам продаж. Если рентабельность выше у первого предприятия, а объемы продаж – у второго, непонятно, как же определить лучшее из них. Чтобы избежать неоднозначности выводов, многомерное сравнение нужно свести к одномерному. Для этого используются специальные методы, называемые методами расчета комплексной оценки. Суть этих методов – в замене нескольких показателей, по которым проводится сравнение, одним показателем (комплексной оценкой). Комплексная оценка позволяет обобщить результаты анализа любого количества показателей и представить их в виде единственного показателя, значение которого легко сравнить с установленным нормативом, со значением комплексной оценки другого объекта и т.д.

Комплексные оценки широко применяются в методиках оценки кредитоспособности заемщиков. По значению комплексной оценки (или, как в этих методиках принято называть, по значению рейтингового числа) легко устанавливать принадлежность заемщика к тому или иному классу кредитоспособности.

При проведении сравнения  необходимо, чтобы были выполнены условия сопоставимости (сравнимости) объектов сравнения. Существует несколько основных причин несопоставимости показателей.

  1. Различие методики исчисления сравниваемых показателей. Например, при расчете величины собственного капитала организации в одних методиках принимают к расчету доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов, а в других – нет. Соответственно, величина показателя, рассчитанного разными способами, будет отличаться. Чтобы избежать несопоставимости, нужно провести пересчет показателей по единой методике, но лучше позаботиться об этом заранее, например, написать методические указания по расчету аналитических показателей для специалистов, которые готовят исходные данные для проведения кредитного анализа.
  2. Различие промежутков или моментов времени, за которые были исчислены сравниваемые показатели. Нельзя сравнивать, например, два предприятия по объему продаж продукции, если по первому из предприятий известен объем продаж за один квартал, а по второму – за весь год. В этом случае нужно заменить один из показателей, например: годовой объем продаж второго предприятия заменить объемом продаж за тот же квартал, за который известен объем продаж первого предприятия. Часто бывают несопоставимы по времени величины в числителе и знаменателе формулы рассчитываемого показателя: например, в числителе рентабельности капитала – периодный показатель прибыли, а в знаменателе – моментный показатель величины капитала. Для обеспечения их сопоставимости нужно моментное значение капитала заменить средней величиной капитала за тот период, за который известна прибыль.
  3. Неоднородность сравниваемых показателей по составу. Нельзя сравнивать, например, прибыль от продаж продукции и чистую прибыль, поскольку в состав второго из этих показателей входит больше доходов и расходов, чем в состав первого. В этом случае придется заменить неподходящий показатель.
  4. Неоднородность сравниваемых показателей по количеству учитываемых объектов. Несопоставимы, например, показатели объема товарооборота одного филиала и компании в целом. В этом случае целесообразно заменить абсолютный показатель «объем товарооборота» относительным показателем «объем товарооборота на 1 рубль активов».
  5. Различие ценового (стоимостного) фактора. Многие объемные показатели, выраженные в денежных единицах, сравниваемые за разные периоды, несопоставимы из-за разницы цен в этих периодах. Например, объем продаж продукции в денежном выражении – это выручка, которая  исчисляется в бухгалтерском учете в так называемых действующих (или текущих) ценах. В результате сумма выручки в отчетности за разные годы отличается не только за счет того, что было продано разное количество продукции, но и за счет того, что цены на продукцию в эти годы были разными.  Покажем это на простом примере. Пусть некое предприятие производит и реализует единственный вид продукции. Известно, что количество проданной продукции в отчетном и в предыдущем годах было одинаковым и составило 10 000 шт. Известно также, что в предыдущим году цена за единицу продукции составляла 10 р./шт., а в отчетном году цена выросла в 1,5 раза и составила 15 р./шт. Соответственно, выручка от продаж в отчете о прибылях и убытках предприятия за прошлый год отражена в размере 100 000 р., а за отчетный – в размере 150 000 р. Если бы исходными данными для проведения анализа были только суммы выручки в действующих ценах, то их сопоставление без учета изменения цен дало бы аналитику искаженное представление об увеличении объемов продаж продукции в динамике в 1,5 раза!

Чтобы нейтрализовать влияние  ценового фактора на сравниваемые показатели и оценивать изменение объемного фактора, необходимо приводить показатели к так называемым сопоставимым, т.е. одинаковым ценам. Существует два основных способа такого приведения: инфлирование (приведение к ценам текущего периода показателей прошлых периодов) и дефлирование (пересчет показателя текущего периода к ценам прошлых периодов).

  1. Разные единицы измерения сравниваемых показателей. В этом случае  зачастую приходится заменять данные на такие, которые были бы исчислены в одинаковых единицах.  Иногда можно пересчитать сравниваемые данные к каким-либо универсальным единицам. Например, объемы продаж продукции одного предприятия выражены в штуках, а другого – в килограммах. В этом случае для обеспечения сопоставимости достаточно пересчитать показатели из натуральных в стоимостные единицы измерения, которые являются универсальными.

Таким образом, для приведения показателей в сопоставимый вид  используют замену данных, пересчет к сопоставимым ценам, пересчет к универсальным единицам измерения, а также замену абсолютных показателей относительными.

 

2.3. Методы расчета  комплексной оценки 

 

Методы расчета комплексной  оценки являются частью метода сравнения  и используются в случаях, когда каждый из сравниваемых объектов описан с помощью нескольких показателей. Такое сравнение является многомерным, и чтобы его упростить, свести к одномерному сравнению, все показатели заменяют одним, тоже количественным, показателем, который представляет собой некую комбинацию из заменяемых показателей и называется комплексной оценкой. Комплексная оценка (КО) – интегральный (т.е. получаемый в результате суммирования) показатель.

По комплексным оценкам  можно сравнить любое количество объектов, проранжировать их, выявить наилучший и наихудший объект, выяснить, насколько один объект лучше или хуже остальных.

Комплексная оценка является не только инструментом сравнения, в  первую очередь, она является мощным средством обобщения результатов анализа. С помощью комплексной оценки любое количество разных по смыслу показателей заменяется единственным интегральным показателем, который однозначно характеризует объект анализа. Это очень ценно для кредитного анализа, где нужно оценить самые разные свойства заемщика, а результатом должен быть единственный показатель, характеризующий уровень кредитного риска.

В кредитном анализе  широко применяют такие методы расчета  комплексной оценки, как метод сумм, метод суммы баллов, метод суммы мест, а также их модификации. Чтобы описать эти методы, введем необходимые обозначения:

Информация о работе Кредитный анализ