Лекции по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 17:16, курс лекций

Описание работы

Аудит (Лат) - слушающий. В средние века с появлением торговцев - посредники в регулировании споров между купцом и феодалом. Профессия аудитора возникла в прошлом веке в Великобритании после скандала с акционерными компаниями, после чего выходит закон о необходимости проверки 1 раз в год этих компаний. В России известны со времен Петра 1, расследование имущественных споров с поставщикам леса

Содержание работы

1. Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2. Цели и задачи аудита
1.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.4. Возникновение, становление и развитие аудита в России.
1.5. Виды аудита.
1.6. Услуги аудиторских организаций.
2. Тема №2. Регулирование аудиторской деятельности.
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности.
2.2. Независимость аудита.
2.3. Права и обязанности аудиторов.
2.4. Права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки.
2.5. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности.
2.6. Этика аудиторов.
2.7. Подготовка и аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности.
2.8. Ограничения в аудиторской деятельности.
2.9. Роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг). Международные аудиторские стандарты. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты: значение и область регулирования.
3. Тема №3. Организация аудиторской деятельности.
3.1. Организационно-правовые формы аудиторских организаций.
3.2. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита.
3.3. Аудиторские профессиональные объединения.
3.4. Организация контроля качества. Внутрифирменный контроль.
3.5. Порядок аннулирования лицензий.
3.6. Экспертизы и проверки по поручению государственных органов.
4. Тема №4. Организация подготовки аудиторской проверки.
4.1. Экономические субъекты (клиенты) аудиторских организаций и их выбор.
4.2. Оценка стоимости аудиторских услуг.
4.3. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки.
4.4. Договор на оказание аудиторских услуг.
4.5. Планирование аудита. Предварительный план. Общий план. Аудиторская программа.
4.6. Этапы аудиторской проверки.
4.7. Аудиторский риск. Внутрихозяйственный риск. Риск средств контроля. Риск необнаружения.
4.8. Уровень существенности в аудите.
4.9. Аудиторская группа, ее комплектование и распределение обязанностей.
4.10. Использование работы эксперта. Назначение эксперта, оформление и использование в аудите результатов его работы.
5. Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
5.1. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов.
5.2. Содержание постоянного и переменного файла рабочих документов.
5.3. Аудиторские процедуры. Процедуры по существу. Тесты средств контроля.
5.4. Аудиторская выборка. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки и распространение ее результатов.
5.5. Искажения в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности.
5.6. Действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности.
5.7. Аудиторские доказательства.
5.8. Виды доказательств. Источники получения аудиторских доказательств. Оценка доказательств.
5.9. Методы аудита.
5.10. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.
5.11. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
6. Тема 6. Обобщение результатов аудита
6.1. Обобщение полученной информации и формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Оценка результатов проверки.
6.2. Аудиторское заключение, его состав, содержание, назначение. Вводная, аналитическая и итоговая части аудиторского заключения. Виды заключений.
6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
6.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 266.49 Кб (Скачать файл)

 

В 1993 году Указом Президента РФ утверждены Временные правила  аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определяют правовые основы осуществления аудиторской  деятельности в Российской Федерации.

 

Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 года №54-рп "Об организации  работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации" утверждено Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при  Президенте РФ. Одним из направлений  деятельности Комиссии является разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных  актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

 

На сегодняшний день, Комиссией  одобрено 37 стандартов (правил) аудиторской  деятельности, которые рекомендуются  к использованию в работе аудиторов  и аудиторских фирм. Первые стандарты  одобрены в 1996 году.

 

Постановлением Правительства  РФ от 06 мая 1994 года №482г. был утвержден  Порядок выдачи лицензии на осуществление  аудиторской деятельности. В настоящее  время указанный порядок сохраняет  свое действие в части норм, касающихся порядка выдачи лицензий на осуществление  банковского аудита.

 

Порядок выдачи лицензий на осуществление аудита страховщиков, аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общий аудит, в настоящее  время регламентируется Положением о лицензировании отдельных видов  аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 года №472.

 

На сегодняшний день отсутствует  закон об аудиторской деятельности

1.5. Виды аудита.

 

Сточки зрения независимости: внутренний аудит; внешний аудит.

 

С точки зрения необходимости: обязательный; инициативный.

 

Обязательная аудиторская  проверка проводится в случаях, прямо  установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная - по решению экономического субъекта.

 

По порядку проведения:

 

-аудит на соответствие  каким-либо документам:

 

-операционный - проверка качества, целесообразности, логичности.

 

С точки зрения лицензирования.

 

Порядок лицензирования осуществляется в соответствии с Постановлением правительства от 27 апреля 1999 года №472 "О лицензировании отдельных видов  аудиторской деятельности в Российской Федерации". Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

 

а) аудит страховых организаций  и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);

 

б) аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

 

в) общий аудит (аудит иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

 

Лицензирование аудиторской  деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации (далее  именуется - лицензирующий орган)

 

Лицензирование аудиторской  деятельности в области банковского  аудита осуществляет ЦБ РФ.

1.6. Услуги аудиторских  организаций.

 

Проведение аудиторской  деятельности без аттестации начиная с 1 октября 1994 г. и получения лицензий начиная с 1 января 1995 г. запрещается.

 

Согласно Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2263, аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

 

Аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной  регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление  аудиторской деятельности и включения  в государственный реестр аудиторских  фирм.

 

Согласно Правилам, основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам, действующим в Российской Федерации.

 

Аудиторские фирмы помимо проведения проверок могут оказывать  услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о  доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и  оказывать другие услуги по профилю  своей деятельности.

 

Аудиторские фирмы не могут  заниматься какой-либо предпринимательской  деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней, деятельностью.

 

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности "Характеристика сопутствующих  аудиту услуг и требования, предъявляемые  к ним" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 18 марта 1999 г. протокол N 2)

 

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим  образом:

 

а) услуги, совместимые с  проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;

 

б) услуги, несовместимые  с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской  проверки.

 

Услуги, совместимые с  проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

 

а) постановке бухгалтерского учета;

 

б) контролю ведения учета  и составлению отчетности;

 

в) контролю начисления и  уплаты налогов и иных обязательных платежей;

 

г) анализу хозяйственной  и финансовой деятельности;

 

д) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

 

е) представлению интересов  экономического субъекта по доверенности перед третьими лицами;

 

ж) проведению семинаров, повышению  квалификации и обучению персонала  экономических субъектов, и в  частности аудиторских организаций;

 

з) научной разработке, изданию  методических пособий и рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной  деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.;

 

и) компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной  деятельности, аудита и т.д.;

 

к) консультационным услугам  по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации  налогообложения, регистрации, реорганизации  и ликвидации предприятий;

 

л) информационному обслуживанию;

 

м) экспертному обслуживанию;

 

н) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

 

о) другие.

 

Услуги, несовместимые с  проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

 

а) ведению бухгалтерского учета;

 

б) восстановлению бухгалтерского учета;

 

в) составлению налоговых  деклараций;

 

г) составлению бухгалтерской  отчетности.

 

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

 

а) услуги действия;

 

б) услуги контроля;

 

в) информационные услуги.

 

К услугам действия относятся  услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с  экономическим субъектом, ранее  экономическим субъектом не созданных. К услугам контроля относятся  услуги по проверке документов на предмет  их соответствия критериям, согласованным  аудиторской организацией с экономическим  субъектом; контроль ведения учета  и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и  иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта.

 

К информационным услугам  относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным  вопросам; проведение обучения, семинаров, "круглых столов"; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.

 

Оказание услуг, сопутствующих  аудиту, требует от аудиторских организаций:

 

а) действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированного  в письменном виде (в форме договора, контракта, технического задания, письма-обязательства  письменного запроса и т.п.);

 

б) планировать порядок  выполнения работ или оказания услуг;

 

в) документировать ход  выполнения работ или оказания услуг;

 

г) при выполнении части  задания сторонними организациями  или сотрудниками, не входящими в  штат аудиторской организации, следует  четко разграничивать ответственность  и функции исполнителей;

 

д) рекомендуется подготовить  типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым видам работ  или услуг; эти формы рекомендуется  применять на постоянной основе;

 

е) в крупных аудиторских  организациях рекомендуется иметь  систему контроля качества выполненных  работ или оказанных услуг, сопутствующих  аудиту.

 

ж) по итогам выполнения работ (услуг) должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания  и выводы аудиторской организации.

 

Специалисты, оказывающие  сопутствующие аудиту услуги, должны обладать необходимым опытом работы и квалификацией. Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь:

 

а) лицензии на те виды деятельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодательству подлежат лицензированию;

 

б) материально-технические  и методические возможности для  качественного выполнения работ  и оказания услуг.

2. Тема №2. Регулирование  аудиторской деятельности.

2.1. Правовые основы аудиторской  деятельности.

 

К правовым основам аудиторской  деятельности относятся:

 

-правоустанавливающие документы регулирующие аудиторскую деятельность;

 

-правоустанавливающие документы  при работе с клиентами. 

 

Документы регулирующие аудиторскую деятельность:

 

1-й уровень: закон об  аудиторской деятельности отсутствует. 

 

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Временными правилами  аудиторской деятельности, утвержденными  Указом президента от 22.12.93 №2263. Временные  правила определяют цели и задачи аудиторской деятельности, субъектов  аудиторской деятельности, специальные  вопросы аудиторской деятельности, ответственность аудиторов, права  и обязанности сторон, подход к  аттестации аудиторов.

 

Общие вопросы аудиторской  деятельности регулируются Законом  о порядке лицензирования.

 

2-й уровень: законодательные  и подзаконные нормативные акты, определяющие общие вопросы регулирования  аудиторской деятельности, обязательные  для исполнения всеми субъектами  аудиторского рынка. Издаются  уполномоченными органами. К ним  относятся: 

 

-постановление Правительства  "Перечень организаций подверженных  обязательному аудиту";

 

-Положение о лицензировании  отдельных видов деятельности (постановление  Правительства от 27.04.99 №472);

 

-Порядок проведения квалификационного  экзамена (регулируется ЦАЛАК МФ  РФ);

 

-порядок продления срока  квалификационного аттестата в  области общего аудита.

 

3-й уровень: конкретные  нормы аудиторской деятельности (документы Комиссии по аудиторской  деятельности при Президенте  РФ - стандарты и методики).

 

4-й уровень: документы регулирующие определенные направления аудиторской деятельности, нормативные документы соответствующих министерств и ведомств.

 

5-й уровень: внутрифирменные  аудиторские стандарты, регулирующие  деятельность конкретных аудиторских  фирм.

 

Аудиторская деятельность регулируется также нормами Гражданского законодательства (гл. 39 договор на оказание услуг).

 

2.2. Независимость аудита.

 

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской  отчетности" (одобрено Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ 20 августа 1999 года протокол №5). Основные профессиональные этические принципы, связанные с аудиторской деятельностью, включают: независимость; честность; объективность; профессиональную компетентность; добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

 

Независимость - принцип  аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей  отношения по договору на осуществление  аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения  независимости и критерии того, что  аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской  деятельности, а также этическими кодексами аудиторов. Независимость  аудитора должна обеспечиваться как  по формальным признакам, так и с  точки зрения фактических обстоятельств.

 

Согласно п.11 Временных  правил аудиторской деятельности в  Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. №2263 аудиторская  проверка не может проводиться:

 

а) аудиторами, являющимися  учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

Информация о работе Лекции по "Аудиту"