Лекции по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 17:16, курс лекций

Описание работы

Аудит (Лат) - слушающий. В средние века с появлением торговцев - посредники в регулировании споров между купцом и феодалом. Профессия аудитора возникла в прошлом веке в Великобритании после скандала с акционерными компаниями, после чего выходит закон о необходимости проверки 1 раз в год этих компаний. В России известны со времен Петра 1, расследование имущественных споров с поставщикам леса

Содержание работы

1. Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2. Цели и задачи аудита
1.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.4. Возникновение, становление и развитие аудита в России.
1.5. Виды аудита.
1.6. Услуги аудиторских организаций.
2. Тема №2. Регулирование аудиторской деятельности.
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности.
2.2. Независимость аудита.
2.3. Права и обязанности аудиторов.
2.4. Права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки.
2.5. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности.
2.6. Этика аудиторов.
2.7. Подготовка и аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности.
2.8. Ограничения в аудиторской деятельности.
2.9. Роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг). Международные аудиторские стандарты. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты: значение и область регулирования.
3. Тема №3. Организация аудиторской деятельности.
3.1. Организационно-правовые формы аудиторских организаций.
3.2. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита.
3.3. Аудиторские профессиональные объединения.
3.4. Организация контроля качества. Внутрифирменный контроль.
3.5. Порядок аннулирования лицензий.
3.6. Экспертизы и проверки по поручению государственных органов.
4. Тема №4. Организация подготовки аудиторской проверки.
4.1. Экономические субъекты (клиенты) аудиторских организаций и их выбор.
4.2. Оценка стоимости аудиторских услуг.
4.3. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки.
4.4. Договор на оказание аудиторских услуг.
4.5. Планирование аудита. Предварительный план. Общий план. Аудиторская программа.
4.6. Этапы аудиторской проверки.
4.7. Аудиторский риск. Внутрихозяйственный риск. Риск средств контроля. Риск необнаружения.
4.8. Уровень существенности в аудите.
4.9. Аудиторская группа, ее комплектование и распределение обязанностей.
4.10. Использование работы эксперта. Назначение эксперта, оформление и использование в аудите результатов его работы.
5. Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
5.1. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов.
5.2. Содержание постоянного и переменного файла рабочих документов.
5.3. Аудиторские процедуры. Процедуры по существу. Тесты средств контроля.
5.4. Аудиторская выборка. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки и распространение ее результатов.
5.5. Искажения в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности.
5.6. Действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности.
5.7. Аудиторские доказательства.
5.8. Виды доказательств. Источники получения аудиторских доказательств. Оценка доказательств.
5.9. Методы аудита.
5.10. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.
5.11. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
6. Тема 6. Обобщение результатов аудита
6.1. Обобщение полученной информации и формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Оценка результатов проверки.
6.2. Аудиторское заключение, его состав, содержание, назначение. Вводная, аналитическая и итоговая части аудиторского заключения. Виды заключений.
6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
6.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 266.49 Кб (Скачать файл)

 

Любое поручение работы старшим  аудиторам и рядовым участникам проверки должно учитывать то, что  имеет ли исполнитель знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего  выполнения этой работы.

 

Указания в отношении  старших аудиторов и рядовых  участников проверки должны быть об их обязанностях и целях процедур, которые  им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных  проблемах бухгалтерского учета  и аудита, которые могут оказать  влияние на специфику, объем и  затраты времени аудиторских  процедур.

 

Основное - программа аудита.

 

Профессиональные сотрудники, осуществляющие контроль, выполняют  следующие функции в ходе аудита:

 

а) проверяют, обладают ли исполнители  необходимыми знаниями, умениями и  навыками для выполнения порученной им работы;

 

б) проверяют, понимают ли исполнители  соответствующие направляющие указания;

 

в) выясняют, соответствует  ли выполняемая работа общему плану  аудита и программе аудита;

 

г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают оценку таким проблемам  и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения  о корректировке общего плана  аудита и программы аудита;

 

 

д) принимают в пределах своих полномочий решения, основанные на профессиональном суждении аудитора, в случаях, когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.

 

Проверка результатов  выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя  и сотрудниками, по крайней мере не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют. При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:

 

а) выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;

 

б) документировались ли надлежащим образом проделанная  работа и ее результаты;

 

в) все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены  и нашли отражение в выводах  аудитора;

 

г) достигнуты ли цели соответствующих  аудиторских процедур;

 

д) вытекают ли сделанные  аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

 

Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обязаны  поставить на проверяемых рабочих  документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости  дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

 

В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны  регулярно выполнять следующие  действия:

 

а) следить за ходом выполнения общего плана аудита и программы  аудита;

 

б) производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в  том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения, и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита;

 

в) следить за надлежащим документированием аудиторских  доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том  числе по итогам проведенных консультаций;

 

г) выяснять и оценивать  степень влияния отмечаемых в  ходе аудита ошибок и искажений и  рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской  отчетности проверяемого экономического субъекта.

 

Руководители аудиторской  организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у  данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая  независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации  рекомендуется в случае аудита крупных  и сложных экономических субъектов.

3.5. Порядок аннулирования  лицензий.

 

Регламентируется Положением о лицензировании отдельных видов  аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 года №472.

 

Лицензия теряет юридическую  силу и считается аннулированной в случае:

 

а) неуплаты соискателем  лицензии лицензионного сбора в  течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения  о выдаче лицензии;

 

б) ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности - с момента ликвидации или реорганизации  юридического лица;

 

в) прекращения действия свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - с момента прекращения действия свидетельства;

 

г) вынесения решения судом  на основании соответствующего заявления  лицензирующего органа или органа государственной  власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления  в суд лицензирующий орган  вправе приостановить действие указанной  лицензии на период до вступления в  силу решения суда.

 

Основанием для подачи заявления в суд является:

 

обнаружение недостоверных  или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

 

неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, указанных  в пунктах 7-11 настоящего Положения;

 

незаконность решения  о выдаче лицензии.

 

Решение о приостановлении  действия лицензии или о направлении  в суд заявления об аннулировании  лицензии доводится лицензирующим  органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня  со дня принятия решения.

 

Решение о приостановлении  действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации.

 

Лицензирующий орган обязан установить лицензиату срок устранения обстоятельств, повлекших за собой  приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать  шести месяцев. Если лицензиат в  установленный срок не устранил указанные  обстоятельства, лицензирующий орган  обязан подать в суд заявление  об аннулировании лицензии.

 

При устранении лицензиатом  обстоятельств, повлекших за собой  приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан в  месячный срок принять решение о  возобновлении ее действия.

3.6. Экспертизы и проверки  по поручению государственных  органов.

 

Согласно Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 орган дознания и следователь при наличии  санкции прокурора, прокурор, суд  и арбитражный суд вправе в  соответствии с процессуальным законодательством  Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение  о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии  в производстве указанных органов  возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения.

 

Срок проведения аудиторской  проверки определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать 2 месяцев.

 

Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская  проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также  при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.

 

С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом  дознания, прокурором, следователем, судом  и арбитражным судом.

 

Оплата работы аудитора (аудиторской  фирмы) при проведении проверки по поручению  органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских  услуг.

 

В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предоплата производится в месячный срок по тем же ставкам за счет бюджета РФ с последующим возмещением за счет имущества субъекта.

 

Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных  органов производятся только за счет средств республиканского бюджета  Российской Федерации и проводятся другими аудиторами.

 

Отвечать при проверке нужно только на поставленный вопрос и не отвлекать следствие в  сторону.

 

Существует Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Заключение аудиторской организации по специальным  аудиторским заданиям" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)

 

При выполнении специального аудиторского задания аудиторской  организации целесообразно ознакомиться с аудиторским заключением о  достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период.

 

В заключении аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение" и подобных. Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы.

 

Выводы должны излагаться в той последовательности, в которой  вопросы поставлены, каждый вывод  должен содержать выявленные аудиторской  организацией факты, а также их связь  с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь  имеется, аудиторская организация  должна указать, какой именно нормативный  акт нарушен, за какой период, описать  обстоятельства, способствовавшие выявленному  нарушению. В случае, когда это  представляется возможным, аудиторской  организации следует указать, кто  из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность  за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального  ущерба.

4. Тема №4. Организация  подготовки аудиторской проверки.

4.1. Экономические субъекты (клиенты) аудиторских организаций  и их выбор.

 

Экономический субъект - физические и юридические лица, подлежащие аудиту, клиенты и заказчики аудиторов (аудиторских организаций). К экономическим субъектам относятся независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность.

 

Свободный выбор клиентов. Рекомендуется выпустить внутрифирменный  стандарт по их подбору.

 

Соблюдается принцип независимости - принцип аудита, заключающийся  в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или  какой-либо иной заинтересованности в  делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения  по договору на осуществление аудиторских  услуг, а также какой-либо зависимости  от третьих лиц.

 

Аудиторская организация  до начала проверки имеет право ознакомиться с учредительными документами клиента, списком учредителей и руководителей, балансом и формой №2 с расшифровкой и т.п.

 

При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта.

 

Права:

 

самостоятельно выбирать аудиторскую организацию для  проведения аудита. При этом должны быть соблюдены установленные законодательством  Российской Федерации сроки предоставления аудиторского заключения надлежащим пользователям.

 

имеющие в своем составе  структурные подразделения и  филиалы, имеют право поручить проведение аудита бухгалтерской отчетности данных подразделений и филиалов разным аудиторским организациям. Взаимоотношения  между аудиторской организацией, проверяющей сводную бухгалтерскую  отчетность, и организациями, проверяющими подразделения и филиалы, регламентируются требованиями правила (стандарта) "Использование  работы другой аудиторской организации". При этом, основная аудиторская организация должна оценить влияние работы другой аудиторской организации на аудит бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 

получать от аудиторских  организаций исчерпывающую информацию о законодательных и нормативных  актах Российской Федерации, регулирующих аудиторскую деятельность, а после  ознакомления с письменной информацией (отчетом) аудитора и (или) аудиторским  заключением также информацию о  законодательных и нормативных  актах Российской Федерации, на которых  основываются выводы этого отчета и (или) заключения.

Информация о работе Лекции по "Аудиту"