Лекции по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 17:16, курс лекций

Описание работы

Аудит (Лат) - слушающий. В средние века с появлением торговцев - посредники в регулировании споров между купцом и феодалом. Профессия аудитора возникла в прошлом веке в Великобритании после скандала с акционерными компаниями, после чего выходит закон о необходимости проверки 1 раз в год этих компаний. В России известны со времен Петра 1, расследование имущественных споров с поставщикам леса

Содержание работы

1. Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2. Цели и задачи аудита
1.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.4. Возникновение, становление и развитие аудита в России.
1.5. Виды аудита.
1.6. Услуги аудиторских организаций.
2. Тема №2. Регулирование аудиторской деятельности.
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности.
2.2. Независимость аудита.
2.3. Права и обязанности аудиторов.
2.4. Права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки.
2.5. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности.
2.6. Этика аудиторов.
2.7. Подготовка и аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности.
2.8. Ограничения в аудиторской деятельности.
2.9. Роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг). Международные аудиторские стандарты. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты: значение и область регулирования.
3. Тема №3. Организация аудиторской деятельности.
3.1. Организационно-правовые формы аудиторских организаций.
3.2. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита.
3.3. Аудиторские профессиональные объединения.
3.4. Организация контроля качества. Внутрифирменный контроль.
3.5. Порядок аннулирования лицензий.
3.6. Экспертизы и проверки по поручению государственных органов.
4. Тема №4. Организация подготовки аудиторской проверки.
4.1. Экономические субъекты (клиенты) аудиторских организаций и их выбор.
4.2. Оценка стоимости аудиторских услуг.
4.3. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки.
4.4. Договор на оказание аудиторских услуг.
4.5. Планирование аудита. Предварительный план. Общий план. Аудиторская программа.
4.6. Этапы аудиторской проверки.
4.7. Аудиторский риск. Внутрихозяйственный риск. Риск средств контроля. Риск необнаружения.
4.8. Уровень существенности в аудите.
4.9. Аудиторская группа, ее комплектование и распределение обязанностей.
4.10. Использование работы эксперта. Назначение эксперта, оформление и использование в аудите результатов его работы.
5. Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
5.1. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов.
5.2. Содержание постоянного и переменного файла рабочих документов.
5.3. Аудиторские процедуры. Процедуры по существу. Тесты средств контроля.
5.4. Аудиторская выборка. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки и распространение ее результатов.
5.5. Искажения в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности.
5.6. Действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности.
5.7. Аудиторские доказательства.
5.8. Виды доказательств. Источники получения аудиторских доказательств. Оценка доказательств.
5.9. Методы аудита.
5.10. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.
5.11. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
6. Тема 6. Обобщение результатов аудита
6.1. Обобщение полученной информации и формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Оценка результатов проверки.
6.2. Аудиторское заключение, его состав, содержание, назначение. Вводная, аналитическая и итоговая части аудиторского заключения. Виды заключений.
6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
6.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 266.49 Кб (Скачать файл)

 

г) взаимосвязь с другими  стандартами - ссылки на соответствующие  положения других стандартов;

 

д) определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов  решения проблем, рассматриваемых  стандартом;

 

е) оформление - перечень документов, которые аудитор должен составить  согласно требованиям стандарта;

 

ж) перечень нормативных  актов, которыми аудиторы должны руководствоваться  при выполнении требований внутреннего  стандарта (при необходимости).

 

3.15. Реквизиты внутренних  стандартов могут состоять из:

 

а) номера - порядкового или  серийного кода данного стандарта;

 

б) даты ввода в действие;

 

в) названия - краткого и четкого  изложения того, что регламентирует стандарт;

 

г) даты и указания лица, утвердившего стандарт;

 

д) преемственности - ссылки на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативными документами  правила, которые связаны с данным стандартом;

 

е) сферы применения - перечня  объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.

 

3.16. В дополнение к внутренним  стандартам могут разрабатываться  приложения (инструкции, положения,  методики, вопросники, компьютерные  программы, рабочие таблицы и  т.д.), играющие вспомогательную роль  и обеспечивающие дополнительные  разъяснения отдельных положений  внутренних стандартов.

 

3.17. Приложения к внутренним  стандартам могут содержать следующие  разделы: 

 

а) порядок применения внутреннего  стандарта;

 

б) описание технологии выполнения каждого этапа аудиторской проверки;

 

в) перечень вопросников  и аудиторских процедур;

 

г) таблицы, схемы, рабочие  документы с цифровыми примерами, иллюстрирующими методики и порядок  проведения аудиторских процедур;

 

д) систематизированный перечень нормативных документов, используемых при аудите.

 

3. Тема №3. Организация  аудиторской деятельности.

3.1. Организационно-правовые  формы аудиторских организаций.

 

Согласно Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263, аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы ОАО.

 

Физические лица, прошедшие  аттестацию, могут заниматься аудиторской  деятельностью в составе аудиторской  фирмы, заключив с ней трудовое соглашение (контракт), либо самостоятельно, то есть зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.

 

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы  начинают свою деятельность после государственной  регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление  аудиторской деятельности и включения  в государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм.

 

Аудиторы и аудиторские  фирмы могут в соответствии с  законодательством Российской Федерации  образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации  своей деятельности или защиты своих  профессиональных интересов. Аудиторские  объединения не вправе непосредственно  заниматься аудиторской деятельностью.

3.2. Особенности организации  внешнего и внутреннего аудита.

 

Внешний аудит - предпринимательская  деятельность аудиторов (аудиторских  организаций) по осуществлению независимых  проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов  с целью установления достоверности  их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и  хозяйственных операций нормативным  актам, действующим в Российской Федерации.

 

Внешний аудит включает в  себя как собственно аудит (аудиторскую  проверку с целью подтверждения  достоверности бухгалтерской отчетности), так и сопутствующие аудиту услуги.

 

Одно из основных требований к внешнему аудиту - независимость. То есть обязательное отсутствие у  аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной  или какой-либо иной заинтересованности на проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости  от третьей стороны, собственников  или руководителей аудиторской  организации, в которой аудитор  работает.

 

Требования к аудитору в части обеспечения независимости  и критерии определения того, что  аудитор не является зависимым, регламентируются нормативной базой аудиторской  деятельности.

 

Существует Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего  аудита" (одобрено Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г. протокол N 3).

 

Под внутренним аудитом понимается организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его  руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами  система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Это один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

 

а) содержания и специфики  деятельности экономического субъекта, объемов деятельности;

 

в) сложившейся системы  управления экономического субъекта и  состояния внутреннего контроля.

 

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные  службы или отдельные аудиторы, состоящие  в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние  аудиторы.

 

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать  оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства. Как правило, функции  внутреннего аудита включают:

 

а) проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, сопровождение, разработку рекомендаций по их улучшению;

 

б) проверки бухгалтерской  и оперативной информации, включая  экспертизу, а также специальное  изучение отдельных статей отчетности, включая проверки отдельных операций, остатков по бухгалтерским счетам;

 

в) проверки соблюдения законов  и других нормативных актов, а  также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства  и (или) собственников;

 

г) проверки деятельности различных  звеньев управления, оценку эффективности  внутреннего контроля.

 

е) проверки наличия, состояния  и обеспечения сохранности имущества;

 

ж) работу над специальными проектами и контроль за элементами внутреннего контроля;

 

з) оценку используемого  программного обеспечения;

 

и) специальные расследования  отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

 

к) разработку и представление  предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению  эффективности управления.

 

Объективность внутреннего  аудита обеспечивается степенью его  независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется  и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим  от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных  подразделений, органов внутреннего  контроля и т.п.

3.3. Аудиторские профессиональные  объединения. ???

 

3.4. Организация контроля  качества. Внутрифирменный контроль.

 

Существует Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Внутрифирменный  контроль качества аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15 июля 1998 г., протокол N 4).

 

В каждой аудиторской организации  должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы  проводимые проверки полностью соответствовали  нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность. Особенности  системы контроля качества, ее внутреннее содержание могут зависеть от:

 

а) размер аудиторской организации и ее специализации;

 

в) ее организационная структура: наличие филиалов, подразделений  и их пространственная удаленность;

 

д) экономическая эффективность  применяемой системы контроля качества.

 

Система контроля качества работы аудиторской организации  должна включать:

 

а) соблюдение аудиторами требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

 

б) укомплектование организации  сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими  своих обязанностей;

 

в) поручение аудиторских  заданий сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

 

г) выполнение всех видов  работ в ходе аудита таким образом, чтобы это отвечало необходимым  требованиям качества;

 

д) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих  консультаций как внутри аудиторской  организации, так и вне ее;

 

е) разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов;

 

ж) осуществление мероприятий  по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;

 

з) принятие необходимых  мер в отношении сотрудников  в случаях невыполнения или ненадлежащего  выполнения ими возложенных на них  обязанностей.

 

Сотрудники аудиторской  организации с точки зрения функций  подразделяются на :

 

а) руководители аудиторской  организации;

 

б) руководители аудиторских  проверок;

 

в) старшие аудиторы (руководители звеньев или групп);

 

г) рядовые участники аудиторских  проверок.

 

Руководитель аудиторской  организации:

 

а) ведет переговоры с  руководством экономического субъекта;

 

б) назначает руководителя аудиторской проверки и комплектует  бригаду специалистов, направляемую на аудит экономического субъекта;

 

в) выражает мнение аудиторской  организации о достоверности  бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, отраженное в аудиторском заключении.

 

Руководитель аудиторской  организации должен быть осведомлен о всех существенных причинах, определивших содержание выданного этой организацией аудиторского заключения, это может быть, как правило, лицо, аттестованное на право осуществления аудиторской деятельности по одной из аудиторских специализаций.

 

Руководителем аудиторской  проверки является сотрудник аудиторской  организации, которому поручено проводить  проверку и руководить персоналом, занятым в аудиторской проверке конкретного экономического субъекта. Руководитель проверки назначается  руководителем аудиторской организации  и подотчетен ему.

 

Руководитель аудиторской  проверки несет ответственность:

 

а) за организацию и текущий  контроль работы с конкретным экономическим  субъектом;

 

б) за процедуру планирования работы (утверждает общий план и  программу аудита);

 

в) за соответствие проводимого  аудита и подготовленной по его результатам  рабочей документации правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутрифирменным  требованиям;

 

г) за доведение до сведения руководителя аудиторской организации  основных результатов аудита, которые  могут повлиять на содержание и выводы аудиторского заключения.

 

Руководителем аудиторской  проверки может быть только лицо, аттестованное  на право осуществления аудиторской  деятельности по аудиторской специализации, соответствующей требованиям данного  аудиторского задания.

 

Старший аудитор является сотрудником аудиторской организации, которому поручено или может быть поручено в ходе данной аудиторской  проверки руководить рядовыми участниками  этой проверки. Старший аудитор подотчетен руководителю аудиторской проверки и по отношению к нему является исполнителем. Старший аудитор несет  ответственность:

 

а) за подготовку, непосредственное осуществление и документальное оформление результатов аудиторских  процедур;

 

б) за организацию и контроль работы подотчетных ему рядовых  участников проверки.

 

Старшим аудитором может  быть, как правило, лицо, аттестованное  на право осуществления аудиторской  деятельности по одной из аудиторских  специализаций.

 

Рядовой участник проверки - это сотрудник, подотчетный старшему аудитору или непосредственно руководителю проверки и по отношению к данным лицам являющийся исполнителем. К  рядовым сотрудникам могут быть отнесены аудиторы, младшие аудиторы, ассистенты, стажеры и прочие специалисты, не относящиеся к техническому персоналу, но те, кому не может быть доверена самостоятельная  работа без руководства старшего аудитора. Рядовые сотрудники аудита несут ответственность за выполнение обязанностей, порученных им в ходе осуществления аудита.

 

Руководитель аудиторской  организации обязан утвердить до начала аудита руководителя и старших  аудиторов конкретной проверки, что  должно быть отражено в общем плане  аудита. Руководитель проверки и старшие  аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых  участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем  направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ.

Информация о работе Лекции по "Аудиту"