Лекции по "Аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 17:16, курс лекций

Описание работы

Аудит (Лат) - слушающий. В средние века с появлением торговцев - посредники в регулировании споров между купцом и феодалом. Профессия аудитора возникла в прошлом веке в Великобритании после скандала с акционерными компаниями, после чего выходит закон о необходимости проверки 1 раз в год этих компаний. В России известны со времен Петра 1, расследование имущественных споров с поставщикам леса

Содержание работы

1. Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2. Цели и задачи аудита
1.3. Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.4. Возникновение, становление и развитие аудита в России.
1.5. Виды аудита.
1.6. Услуги аудиторских организаций.
2. Тема №2. Регулирование аудиторской деятельности.
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности.
2.2. Независимость аудита.
2.3. Права и обязанности аудиторов.
2.4. Права и обязанности хозяйствующих субъектов при осуществлении аудиторской проверки.
2.5. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности.
2.6. Этика аудиторов.
2.7. Подготовка и аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторской деятельности.
2.8. Ограничения в аудиторской деятельности.
2.9. Роль и значение аудиторских стандартов в обеспечении качества аудита (аудиторских услуг). Международные аудиторские стандарты. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Внутрифирменные стандарты: значение и область регулирования.
3. Тема №3. Организация аудиторской деятельности.
3.1. Организационно-правовые формы аудиторских организаций.
3.2. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита.
3.3. Аудиторские профессиональные объединения.
3.4. Организация контроля качества. Внутрифирменный контроль.
3.5. Порядок аннулирования лицензий.
3.6. Экспертизы и проверки по поручению государственных органов.
4. Тема №4. Организация подготовки аудиторской проверки.
4.1. Экономические субъекты (клиенты) аудиторских организаций и их выбор.
4.2. Оценка стоимости аудиторских услуг.
4.3. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудиторской проверки.
4.4. Договор на оказание аудиторских услуг.
4.5. Планирование аудита. Предварительный план. Общий план. Аудиторская программа.
4.6. Этапы аудиторской проверки.
4.7. Аудиторский риск. Внутрихозяйственный риск. Риск средств контроля. Риск необнаружения.
4.8. Уровень существенности в аудите.
4.9. Аудиторская группа, ее комплектование и распределение обязанностей.
4.10. Использование работы эксперта. Назначение эксперта, оформление и использование в аудите результатов его работы.
5. Тема 5. Организация аудиторской проверки и аудиторские процедуры
5.1. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих документов.
5.2. Содержание постоянного и переменного файла рабочих документов.
5.3. Аудиторские процедуры. Процедуры по существу. Тесты средств контроля.
5.4. Аудиторская выборка. Оценка результатов аудиторской выборки. Репрезентативность выборки и распространение ее результатов.
5.5. Искажения в бухгалтерском учете и отчетности, выявляемые в ходе аудиторской проверки, их виды и факторы, влияющие на степень риска искажений бухгалтерской отчетности.
5.6. Действия аудитора при выявлении искаженной бухгалтерской отчетности. Разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта. Ответственность сторон в связи с выявлением искажений бухгалтерской отчетности.
5.7. Аудиторские доказательства.
5.8. Виды доказательств. Источники получения аудиторских доказательств. Оценка доказательств.
5.9. Методы аудита.
5.10. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.
5.11. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
6. Тема 6. Обобщение результатов аудита
6.1. Обобщение полученной информации и формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Оценка результатов проверки.
6.2. Аудиторское заключение, его состав, содержание, назначение. Вводная, аналитическая и итоговая части аудиторского заключения. Виды заключений.
6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, ее содержание, принципы подготовки и порядок представления.
6.4. Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 266.49 Кб (Скачать файл)

 

4.6. В случае невозможности  получить заключение эксперта, наличия  существенной неуверенности эксперта  в оценке каких-то исследованных  обстоятельств, а также неразрешенных  разногласий между экономическим  субъектом и экспертом или  между аудиторской организацией  и экспертом аудиторская организация  может рассмотреть вопрос о  подготовке по результатам проведенного  аудита аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.

 

4.7. Использование работы  эксперта при проведении аудита, в том числе отсылка к такой работе в аудиторском заключении, не снимает ответственность за аудиторское заключение с аудиторской организации, подготовившей его.

 

Примерный перечень работ, для  выполнения которых аудиторской  организации может потребоваться  использовать работу эксперта

 

1. Оценка отдельных видов  имущества (земля, здания, машины  и оборудование, произведения искусства,  драгоценные камни и др.).

 

2. Определение количества  и (или) состояния имущества  (запасы полезных ископаемых в  месторождениях, срок службы машин  и оборудования и др.).

 

3. Производство расчетов  специальными приемами и способами  (актуарные оценки и др.).

 

4. Измерение объемов выполненных  работ и работ, подлежащих выполнению  по неисполненным договорам, для  целей признания реализации (строительных, геологоразведочных, проектных и  др.).

 

5. Юридическая оценка  и интерпретация договоров, учредительных  документов,

5. Тема 5. Организация аудиторской  проверки и аудиторские процедуры

5.1. Документирование аудита. Состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения рабочих  документов.

 

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности "Документирование аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской  деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6)

 

Целью правила (стандарта) является установление единых требований по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя *(1).

 

Задачами правила (стандарта) являются:

 

а) сформулировать общие  принципы документирования аудита;

 

б) привести требования, предъявляемые  к форме и содержанию рабочей  документации аудита;

 

в) описать порядок составления  и хранения рабочей документации.

 

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными  для всех аудиторских организаций  при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

 

Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при проведения аудита, не предусматривающего подготовку по его  результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.

 

2. Основы подготовки рабочей  документации аудита

 

2.1. Аудит, проводимый аудиторской  организацией, должен сопровождаться  обязательным документированием,  т.е. отражением полученной информации  в рабочей документации аудита, оформленной в соответствии с настоящим правилом (стандартом) аудиторской деятельности.

 

К рабочей документации аудита относятся:

 

а) планы и программы  проведения аудита;

 

б) описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;

 

в) объяснения, пояснения  и заявления экономического субъекта;

 

г) копии, в том числе  фотокопии, документов экономического субъекта;

 

д) описания системы внутреннего  контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

 

е) аналитические документы  аудиторской организации;

 

ж) другие документы.

 

Примерный перечень документов, которые могут быть включены в  состав рабочей документации аудиторской организации, приведен в приложении 1 к настоящему правилу (стандарту).

 

Аудиторские заключения о  бухгалтерской отчетности экономических  субъектов в Российской Федерации  составляются в порядке, одобренном Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 9 февраля 1996 г. (протокол N 1).

 

2.2. Рабочая документация  может быть создана аудиторской  организацией, проводящей аудит,  либо получена от экономического  субъекта, в отношении которого  проводится аудит, или от других  лиц. 

 

2.3. Состав, количество и  содержание документов, входящих  в рабочую документацию аудита, определяются аудиторской организацией  исходя из:

 

а) характера проводимой работы;

 

б) характера и сложности  деятельности экономического субъекта;

 

в) состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;

 

г) надежности системы внутреннего  контроля экономического субъекта;

 

д) необходимого уровня руководства  и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

 

Документы, создание которых  предусмотрено актами, регулирующими  аудиторскую деятельность в Российской Федерации, включаются в состав рабочих  документов аудиторской организации  в обязательном порядке.

 

2.4. Формы рабочей документации  самостоятельно разрабатываются  аудиторской организацией, если  акты, регулирующие аудиторскую  деятельность в Российской Федерации,  не предписывают такие формы. 

 

2.5. Рабочая документация  находится в собственности аудиторской  организации, проводившей аудит.  Копии, в том числе фотокопии,  документов экономического субъекта  могут быть включены в состав  рабочей документации аудиторской организации с согласия этого экономического субъекта.

 

2.6. Аудиторская организация  вправе по своему усмотрению  совершать в отношении принадлежащей  ей рабочей документации любые  действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной  этике, а также не нарушающие  права и охраняемые законом  интересы экономического субъекта, в отношении которого проводился  аудит, и других лиц. 

 

2.7. Экономический субъект,  в отношении которого проводился  аудит, и другие лица, включая  налоговые и иные государственные  органы, не имеют право требовать  от аудиторской организации предоставить  рабочую документацию или ее копии полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

2.8. Сведения, содержащиеся  в рабочей документации, являются  конфиденциальными и не подлежат  разглашению аудиторской организацией.

 

2.9. Аудиторская организация  не обязана предоставлять рабочую  документацию экономическому субъекту, в отношении которого проводился  аудит. Аудиторская организация  не имеет права и не обязана  предоставлять рабочую документацию  другим лицам, включая налоговые  и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных  законодательством Российской Федерации. 

 

2.10. Порядок создания аудиторской  организацией, получения от экономического  субъекта и других лиц проверки, обработки, передачи в архив  хранения и обеспечения конфиденциальности  рабочей документации устанавливается  аудиторской организацией на  основе положений настоящего  правила (стандарта) и иных  актов, регулирующих аудиторскую  деятельность в Российской Федерации. 

 

3. Требования к содержанию  рабочей документации 

 

3.1. Рабочая документация  должна содержать все сведения, необходимые и достаточные для:

 

а) составления аудиторского заключения по результатам аудита, проведенного аудиторской организацией;

 

б) подтверждения того, что  аудит проведен аудиторской организацией в соответствии с актами, регулирующими  аудиторскую деятельность в Российской Федерации;

 

в) осуществления аудиторской  организацией контроля за ходом аудита;

 

г) планирования аудита аудиторской  организацией.

 

3.2. Рабочая документация  должна содержать: 

 

а) записи о планировании аудита;

 

б) записи о характере, времени  проведения и объеме выполнения аудиторских  процедур;

 

в) выводы, сделанные на основе полученных в ходе аудита сведений.

 

3.3. Все существенные вопросы,  требующие профессионального суждения  аудитора, вместе с выводами, сделанными  по этим вопросам, подлежат отражению  в рабочей документации.

 

3.4. Рабочая документация  должна быть достаточно полной  и подробной, с тем чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведенном аудиторской организацией аудите.

 

3.5. Сведения, включенные  в рабочую документацию, должны  быть изложены ясно и выражены  так, чтобы были очевидны их  содержание и форма и невозможны  различные толкования.

 

4. Требования к оформлению  рабочей документации 

 

4.1. Рабочая документация  должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

 

4.2. Рабочая документация  должна создаваться на бумажных, машинных или иных носителях,  обеспечивающих сохранность сведений, содержащихся в ней, в течение  времени, установленного для хранения  рабочей документации в архиве.

 

4.3. Записи в документах  должны производиться средствами, обеспечивающими сохранность записей  в течение времени, установленного  для хранения рабочей документации  в архиве.

 

4.4. Документы, входящие  в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

 

а) наименование документа;

 

б) наименование экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;

 

в) период, за который проводится аудит;

 

г) дату выполнения аудиторской  процедуры или составления документа;

 

д) содержание документа;

 

е) личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку, либо легко  идентифицируемое условное обозначение  такого лица;

 

ж) дату проверки документа;

 

з) личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку, либо легко  идентифицируемое условное обозначение  такого лица.

 

4.5. Если в рабочей документации  используются условные обозначения  (символы), то такие обозначения  (символы) должны быть объяснены. 

 

4.6. Документы, входящие  в рабочую документацию аудита, должны, как правило, содержать  ссылку на источник сведений, включенных в них. 

 

4.7. Если документ, входящий  в состав рабочей документации аудита, создан экономическим субъектом или другим лицом, то это обстоятельство должно быть раскрыто в документе с указанием лица аудиторской организации, проверившего такой документ.

 

4.8. Каждый документ, входящий  в рабочую документацию аудита, должен иметь идентификационный  номер. Система построения и  порядок присвоения идентификационных  номеров таким документам устанавливаются  аудиторской организацией.

 

4.9. Рабочие документы  должны быть оформлены аккуратно. 

 

5. Порядок хранения рабочей  документации 

 

5.1. По окончании аудита рабочая документация подлежит сдаче для обязательного хранения в архиве аудиторской организации.

 

5.2. Рабочая документация  должна храниться скомплектованной  в папки ("файлы"), заведенные  для каждого аудита, проводимого  аудиторской организацией, отдельно. Система расположения документов  в папках устанавливается аудиторской  организацией. Рабочая документация  должна храниться в сброшюрованном  виде.

 

5.3. Сохранность рабочей  документации, оформление и передачу  ее в архив организует руководитель  аудиторской организации или  лицо, им уполномоченное.

 

Выдача рабочей документации, фиксирующей проводимый и проведенный  аудит, работникам аудиторской организации, не занятым аудитом данного экономического субъекта, как правило, не должна допускаться.

 

5.4. Рабочая документация  должна храниться в архиве  аудиторской организации не менее  пяти лет. 

 

5.5. Изъятие рабочей документации у аудиторской организации может производиться только уполномоченными на то органами в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации.

 

5.6. В случае пропажи  или порчи рабочей документации  руководитель аудиторской организации  должен назначить служебное расследование.  Результаты служебного расследования  оформляются соответствующим актом. 

 

Примерный перечень документов, которые могут быть включены в  состав рабочей документации аудиторской организации

Информация о работе Лекции по "Аудиту"