Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

Прямые это расходы, которые на основании первичных документов могут быть непосредственно на конкретный вид продукции (работ, услуг). Прямые расходы учитываются на счетах 20, 23.

Косвенные расходы связаны с изготовлением всех видов продукции (освещение, отопление, работа машин и оборудования и пр.). Косвенные расходы учитываются на счетах 25, 26. Их включают в затраты отдельных видов продукции, работ, услуг после определения общей суммы по окончании месяца путем распределения пропорционально условиям, предусмотренным учетной политикой.

Различают:

Косвенные основные расходы, которые находятся в прямой зависимости от времени работы оборудования или массы перевозимых грузов и которые распределяются между видами продукции пропорционально базе распределения (например, часть расходов по содержанию и эксплуатации оборудования).

Косвенные накладные расходы могут быть распределены между объектами калькуляции условно. Применяемая при этом база распределения зависит от организации и технологии производства. В состав таких расходов входят расходы по обслуживанию и управлению производством.

IV По целесообразности расходования расходы подразделяются на:

  1. производительные (связаны с изготовлением продукции);
  2. непроизводительные (связанные с простоями, браком).

V В зависимости от связи с производством:

1) производственные;

2) коммерческие расходы.

Производственные связаны с выпуском продукции в подразделениях основного и вспомогательного производств, они образуют производственную себестоимость.

Коммерческие связаны с процессом реализации продукции.

VI В зависимости от времени возникновения затраты делятся на:

  1. текущие (текущего отчётного периода);
  2. будущие (будущих периодов), или единовременные.

VII По степени однородности расходы делятся на:

  1. элементные;
  2. комплексные.

Элементные расходы однородны по своему экономическому содержанию (сырьё, материалы, зарплата).

Комплексные это совокупность разнородных экономических элементов (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы).

VIII В зависимости от объёма производства расходы делятся на:

  1. условно-постоянные;
  2. условно-переменные.

Условно-постоянные расходы не зависят от объёма производства (общехозяйственные);

Условно-переменные зависят от объёма производства (сырьё и основные материалы).

Для определения общей суммы  затрат предусмотрена их группировка  по элементам:

    1. Материальные затраты;
    2. Расходы на оплату труда;
    3. Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения;
    4. Амортизация;
    5. Прочие расходы.

 

Себестоимость – выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.

 

Незавершённое производство – продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса и не принятая техническим контролем. В бухгалтерском учёте фактическая величина затрат в незавершённом производстве представляет собой величину дебетового сальдо по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство».

Для определения величины незавершённого производства рекомендуется проводить  его инвентаризацию.

Остатки незавершённого производства по счёту 20 «Основное производство»  используются для определения фактической  себестоимости готовой продукции, выпущенной за отчётный период. Калькулирование (расчет) себестоимости выпущенной продукции, выполненных и сданных  работ и услуг определяется путем  следующего расчета:

Фактическая себестоимость  отчётного периода = незавершённое  производство на начало периода (НЗП  н) + затраты за отчетный период  –  незавершённое производство на конец  периода (НЗП к) – возвратные отходы производства - брак.

Оборот по К  счёта 20 = сальдо начальное счёта 20 + оборот по дебету счёта 20 – сальдо конечное счёта 20.

Такого вида расчет производится по каждой статье калькуляции и каждому  виду продукции, работ, услуг. Сумма  НЗП бухгалтерскими записями не оформляется, а на сумму выпущенной продукции  делается запись по счетам:

Д 43 – фактическая себестоимость  сданной на склад готовой продукции,

К 20 – в сумме фактических  затрат.

 

5. Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

Различают несколько видов инвентаризации:

    • Полная инвентаризация – проверка всех видов имущества и обязательств. Например, годовая инвентаризация.
    • Частичная инвентаризация – проверка одного или нескольких видов имущества или обязательств. Например, только материалов на складе.
    • Плановая инвентаризация – в заранее установленные сроки.
    • Внезапная инвентаризация – неожиданно для материально-ответственного лица.

 

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливается  организацией, кроме случаев, когда  проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно  в следующих случаях:

    • выкупе имущества, продаже, сдаче в аренду;
    • перед составлением годовой бухгалтерской отчётности (годовая инвентаризация);
    • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
    • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
    • в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
    • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, для контроля за сохранностью производственных запасов, условиями их хранения и состоянием складского учета в межинвентаризационные периоды целесообразно проводить систематические проверки и выборочные инвентаризации материалов. При этом количество таких инвентаризаций в отчетном году устанавливается руководителем организации.

Инвентаризация производственных запасов осуществляется инвентаризационными  комиссиями при обязательном участии  материально ответственных лиц. К началу инвентаризации в карточках  складского учета должны быть отражены все операции по движению материалов; по каждому из них выведены остатки  на день инвентаризации; первичные  документы по движению материалов необходимо сдать в бухгалтерию и подвергнуть  бухгалтерской обработке. Факт сдачи  всех документов в бухгалтерию и  отсутствия не оприходованных или несписанных  ценностей материально ответственные  лица подтверждают письменно.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально ответственных  лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или обмер каждого  вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием  номенклатурного номера, вида, группы, артикула, партии, сорта в единицах счета, массы или меры.

При проведении инвентаризации учитываются  специфические особенности отдельных  видов материалов. В частности, по инвентарю и хозяйственным принадлежностям, выданным в индивидуальное пользование  работникам, допускается составление  групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных  за эти предметы лиц, на которых открыты  личные карточки, с распиской их в описи. Инвентаризационная комиссия составляет акт на списание предметов, пришедших в негодность, с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов на хозяйственные цели.

Тара записывается в опись по видам, целевому назначению и качественному  состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных  за тару.

Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном  хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на поступившие или  отпущенные во время проведения инвентаризации.

Описи подписываются всеми членами  комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что  все материалы проверены в  их присутствии и претензий к  комиссии они не имеют.

 

6. Отражение результатов инвентаризации в учете

 

Данные инвентаризационных описей (ф. № инв.-3) используются для составления  сличительных ведомостей, в которых  фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении  недостач или излишков материально  ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины  выявленных расхождений или порчи  материалов и определяет порядок  регулирования разниц и возмещения потерь.

Независимо от причин возникновения  все недостачи производственных запасов по их фактической себестоимости  списывают с кредита счета 10 «Материалы»  в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». После выяснения  всех обстоятельств возникновения  недостач или порчи материалов руководитель организации принимает решение  о порядке их списания со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Недостачи материальных ценностей  в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством  порядке, списывают с кредита  счета Недостач и потерь от порчи  ценностей на издержки производства или обращения хозяйствующих  субъектов.

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы»

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При отсутствии норм убыль рассматривается  как недостача сверх норм. Нормы  естественной убыли могут применяться  лишь в случаях выявления фактических  недостач.

Недостачи сверх норм естественной убыли, потери от порчи, а также похищенные ценности списываются на счета виновных лиц и оформляются бухгалтерской  записью

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналам по прочим операциям» (субсчет 2"Расчеты  по возмещению материального ущерба")

К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Стоимость недостающих, похищенных или  испорченных ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах можно  получить в органах ценообразования  или органах государственной  статистики. Разница между фактической  себестоимостью материалов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, отражается по кредиту счета Доходов  будущих периодов и оформляется  бухгалтерской записью

Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 2"Расчеты  по возмещению материального ущерба")

К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 4"Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей").

По мере погашения задолженности, учтенной на счете Расчетов с персоналом по прочим операциям, соответствующая  сумма ризницы списывается со счета 98 Доходов будущих периодов в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной  деятельности организации: дебет счета 99 "Прибыли и убытки", кредит счета 10 "Материалы".

Недостачи ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей  при отсутствии конкретных виновников списываются на финансовые результаты (счет 91 «Прочие доходы и расходы»). (Д-т сч. 91, К-т сч. 94).

Выявленные при инвентаризации излишки производственных запасов  приходуют по дебету счетов «Материалов», «Животных на выращивании и откорме» по рыночной стоимости и относят  на результаты хозяйственной деятельности (счет 91 «Прочие доходы и расходы") с последующим установлением  причин возникновения излишка и  виновных лиц.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"