Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
Прямые это расходы, которые на основании первичных документов могут быть непосредственно на конкретный вид продукции (работ, услуг). Прямые расходы учитываются на счетах 20, 23.
Косвенные расходы связаны с изготовлением всех видов продукции (освещение, отопление, работа машин и оборудования и пр.). Косвенные расходы учитываются на счетах 25, 26. Их включают в затраты отдельных видов продукции, работ, услуг после определения общей суммы по окончании месяца путем распределения пропорционально условиям, предусмотренным учетной политикой.
Различают:
Косвенные основные расходы, которые находятся в прямой зависимости от времени работы оборудования или массы перевозимых грузов и которые распределяются между видами продукции пропорционально базе распределения (например, часть расходов по содержанию и эксплуатации оборудования).
Косвенные накладные расходы могут быть распределены между объектами калькуляции условно. Применяемая при этом база распределения зависит от организации и технологии производства. В состав таких расходов входят расходы по обслуживанию и управлению производством.
IV По целесообразности расходования расходы подразделяются на:
V В зависимости от связи с производством:
1) производственные;
2) коммерческие расходы.
Производственные связаны с выпуском продукции в подразделениях основного и вспомогательного производств, они образуют производственную себестоимость.
Коммерческие связаны с процессом реализации продукции.
VI В зависимости от времени возникновения затраты делятся на:
VII По степени однородности расходы делятся на:
Элементные расходы однородны по своему экономическому содержанию (сырьё, материалы, зарплата).
Комплексные это совокупность разнородных экономических элементов (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы).
VIII В зависимости от объёма производства расходы делятся на:
Условно-постоянные расходы не зависят от объёма производства (общехозяйственные);
Условно-переменные зависят от объёма производства (сырьё и основные материалы).
Для определения общей суммы затрат предусмотрена их группировка по элементам:
Себестоимость – выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции.
Незавершённое производство – продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса и не принятая техническим контролем. В бухгалтерском учёте фактическая величина затрат в незавершённом производстве представляет собой величину дебетового сальдо по счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательное производство».
Для определения величины незавершённого производства рекомендуется проводить его инвентаризацию.
Остатки незавершённого производства
по счёту 20 «Основное производство»
используются для определения фактической
себестоимости готовой
Фактическая себестоимость отчётного периода = незавершённое производство на начало периода (НЗП н) + затраты за отчетный период – незавершённое производство на конец периода (НЗП к) – возвратные отходы производства - брак.
Оборот по К счёта 20 = сальдо начальное счёта 20 + оборот по дебету счёта 20 – сальдо конечное счёта 20.
Такого вида расчет производится по каждой статье калькуляции и каждому виду продукции, работ, услуг. Сумма НЗП бухгалтерскими записями не оформляется, а на сумму выпущенной продукции делается запись по счетам:
Д 43 – фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции,
К 20 – в сумме фактических затрат.
5. Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.
Различают несколько видов
Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
Инвентаризация
При проведении инвентаризации комиссия
в присутствии материально
При проведении инвентаризации учитываются
специфические особенности
Тара записывается в опись по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных за тару.
Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на поступившие или отпущенные во время проведения инвентаризации.
Описи подписываются всеми членами комиссии и материально ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены в их присутствии и претензий к комиссии они не имеют.
6. Отражение результатов инвентаризации в учете
Данные инвентаризационных описей (ф. № инв.-3) используются для составления сличительных ведомостей, в которых фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении недостач или излишков материально ответственные лица должны дать им соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины выявленных расхождений или порчи материалов и определяет порядок регулирования разниц и возмещения потерь.
Независимо от причин возникновения все недостачи производственных запасов по их фактической себестоимости списывают с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». После выяснения всех обстоятельств возникновения недостач или порчи материалов руководитель организации принимает решение о порядке их списания со счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Недостачи материальных ценностей
в пределах норм естественной убыли,
утвержденных в установленном
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы»
Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
При отсутствии норм убыль рассматривается
как недостача сверх норм. Нормы
естественной убыли могут применяться
лишь в случаях выявления
Недостачи сверх норм естественной
убыли, потери от порчи, а также похищенные
ценности списываются на счета виновных
лиц и оформляются
Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналам по прочим операциям» (субсчет 2"Расчеты по возмещению материального ущерба")
К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Стоимость недостающих, похищенных или испорченных ценностей, взыскиваемых с виновных лиц, определяется исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба. Сведения о рыночных ценах можно получить в органах ценообразования или органах государственной статистики. Разница между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по рыночным ценам, подлежащая взысканию, отражается по кредиту счета Доходов будущих периодов и оформляется бухгалтерской записью
Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 2"Расчеты по возмещению материального ущерба")
К-т сч. 98 «Доходы будущих периодов» (субсчет 4"Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей").
По мере погашения задолженности, учтенной на счете Расчетов с персоналом по прочим операциям, соответствующая сумма ризницы списывается со счета 98 Доходов будущих периодов в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Некомпенсируемые потери материальных ценностей от стихийных бедствий относятся на результаты хозяйственной деятельности организации: дебет счета 99 "Прибыли и убытки", кредит счета 10 "Материалы".
Недостачи ценностей сверх норм убыли и потери от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников списываются на финансовые результаты (счет 91 «Прочие доходы и расходы»). (Д-т сч. 91, К-т сч. 94).
Выявленные при инвентаризации излишки производственных запасов приходуют по дебету счетов «Материалов», «Животных на выращивании и откорме» по рыночной стоимости и относят на результаты хозяйственной деятельности (счет 91 «Прочие доходы и расходы") с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.