Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

В целях статистического наблюдения организации представляют ведомость  учета результатов, выявленных инвентаризацией, по унифицированной форме № ИНВ-26.

 

Контрольные вопросы

 

      1. Дайте определение бухгалтерского документа;
      2. Дайте определение документооборота;
      3. Что из себя представляют унификация и стандартизация документов?
      4. По каким признакам классифицируют документы?
      5. Перечислите требования, предъявляемые к оформлению документов;
      6. Что из себя представляют таксировка и контировка документов?
      7. По каким признакам классифицируют затраты на производство?
      8. Дайте определение себестоимости продукции (работ, услуг);
      9. Что из себя представляет незавершенное производство?
      10. Дайте определение инвентаризации;
      11. Каковы цели проведения инвентаризации?
      12. Перечислите виды инвентаризаций;
      13. В каких случаях проведение инвентаризации является обязательным?
      14. Как отражаются в учете излишки, выявленные в результате инвентаризации?
      15. Каков порядок отражения в учете недостач, выявленных при инвентаризации?

 

 

ТЕМА 7. ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

1. Учетные регистры  и их классификация

 

Записать операцию на счетах - значит отразить ее содержание в учетных  регистрах.

I. По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы.

В бухгалтерских книгах все листы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных листов за подписью главного бухгалтера и руководителя предприятия и ставится печать. В некоторых книгах, например, кассовой, листы не только нумеруют, но и прошнуровывают шпагатом, скрепляют сургучной печатью. Книги применяют для синтетического и аналитического учета.

Основные недостатки книг вытекают из связанности их переплетом и заключаются  в том, что книги:

    • затрудняют разделение учетного труда, так как с каждой книгой одновременно может работать только один человек;
    • не пригодны для механизации учета, требующей разрозненных (свободных) учетных регистров.

Наряду с этим, книги имеет  положительное качество - переплет является надежным средством охраны листов с учетными записями от потери и разного рода злоупотреблений  с ними.

Пример. Кассовая книга, Главная книга, Книга остатков материалов, разного рода реестры и регистрационные журналы.

Свободные листы - учетные регистры, изготовленные типографским способом на отдельных листах бумаги. При этом формат и графление свободных листов в зависимости от их назначения может быть различным.

Общим для учетных регистров  в виде свободных листов является то, что все они обязательно  имеют:

    • соответствующее название (журнал- ордер, ведомость и т. д.);
    • указание периода, на который рассчитан тот или иной регистр (месяц, квартал);
    • таблицу, в которую в которую непосредственно производятся учетные записи.

Их преимущество:

    • не скрепляются между собой, то есть более удобны в работе. Их использование делает  возможным  широкое  разделение  учетного  труда,  т.к.  они  могут  свободно распределяться между счетными работниками;
    • просты в изготовлении и экономичны при использовании. Хранят их в папках или скоросшивателях.

Пример. Журналы-ордера, ведомости.

Карточки по существу являются разновидностью свободных листов. Они тоже не скрепляются между собой, но они небольшого формата и изготавливаются из более плотной бумаги или неплотного картона.

Их хранят в специальных ящиках - картотеках. Карточки открываются  на год. Каждая карточка рассчитана на определенное количество записей. После  того, как вся карточка

будет заполнена, записи продолжают на новом бланке той же карточки. Ей присваивается очередной порядковый № страницы.

Открытие карточки регистрируют в  специальном реестре для обеспечения  контроля за их сохранностью.

В настоящее время они являются самым распространенным видом регистров  в нашей стране.

Пример. Карточки количественно-суммового учета материалов, инвентарные карточки учета основных средств.

II. По характеру  записей регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные.

Хронологические регистры предназначены для отражения хозяйственных операций независимо от содержания, в последовательности их совершения во времени.

Пример. Журналы хозяйственных операций.

Систематические регистры используют для систематической записи операций. В них операции группируются по определенным признакам.

Пример. Главная книга.

Комбинированные регистры сочетают систематические и хронологические записи.

Пример. Журнал-Главная, большинство ведомостей и журналов-ордеров.

III. По объему содержания операций учетные регистры делятся на синтетические и аналитические.

 

2. Способы исправления  ошибок в документах и в  учетных регистрах

 

Записи в учетных регистрах  должны быть краткими, аккуратными, разборчивыми. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Для исправления ошибочных записей  в бухгалтерском учете применяют  несколько способов.

    • Корректурный способ заключается в зачеркивании одной чертой неправильного текста или суммы и написания над зачеркнутым правильного текста или суммы. На полях делается  оговорка об исправленной ошибке и ставится подпись лица, сделавшего исправление.
    • Способ дополнительных проводок — если бухгалтерская проводка составлена верно, но преуменьшена сумма операции, то делают дополнительную проводку на недостающую сумму.
    • Способ красного сторно (отрицательная запись) - применяют для исправления ошибочной корреспонденции счетов. Исправительная проводка или сумма записывается в учетные регистры красными чернилами (значит с «минусом»). При подсчетах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итогов. Тем самым неправильная проводка аннулируется, затем обычными чернилами составляется правильная проводка.

Этим же способом пользуются и в  том случае, если бухгалтерская проводка составлена верно, но преувеличена сумма  операции. В этом случае «сторнируют» излишне проведенную сумму.

 

3. Формы бухгалтерского  учета

 

Форма бухгалтерского учета - совокупность учетных регистров, применяемых для ведения бухгалтерского учета.

В настоящее время применяют  следующие формы бухгалтерского учета:

    • Журнал-Главная;
    • Упрощенная форма для малых предприятий;
    • Мемориально-ордерная;
    • Журнально-ордерная;
    • Автоматизированная.

Форма учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и  внешним видом учетных регистров, последовательностью связи между  документами и регистрами, а также  между самими регистрами и способом записи в них, т.е. использованием тех  или иных технических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета  следует понимать совокупность различных  учетных регистров с установленным  порядком и способом записи в них. В настоящее время в организациях наиболее распространены журнально-ордерная и автоматизированная формы учета. Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рис.1.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   запись;                           сверка записи


Рис.1. Мемориально-ордерная форма  бухгалтерского учета

 

При мемориально-ордерной форме учета  по данным первичных или накопительных  документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный  журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический  учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании  первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических  счетов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются  между собой.

Мемориально-ордерная форма учета  отличается строгой последовательностью  учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней широко используются стандартные формы  аналитических регистров, счетные  машины, копировальный способ регистрации. Кроме того, при ней легко осуществлять разделение учетной работы между  квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатками мемориально-ордерной формы учета являются:

  • трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократным дублированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, регистрационном журнале, синтетических и аналитических регистрах);
  • отрыв аналитического учета от синтетического, громоздкость аналитического учета (он часто отстает от синтетического учета);
  • формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности.

В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а  для составления отчетности приходится производить выборку и группировку  данных текущего учета. В настоящее  время мемориально-ордерная форма  учета применяется в сравнительно небольших организациях.

Основными особенностями журнально-ордерной формы учета являются:

  • применение для учета хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;
  • совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналитического учета;
  • объединение в журналах-ордерах систематической записи с хронологической;
  • отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления отчетности;
  • сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой  свободные листы большого формата  со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц на отдельный  синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Как правило, журналы-ордера имеют различную форму.

Запись в журналы-ордера производят ежедневно либо непосредственно  с первичных документов, либо с  вспомогательных ведомостей, которые  служат для накапливания и группировки  данных первичных документов. Во втором случае в журналы-ордера записывают итоги вспомогательных ведомостей.

В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются  в данном журнале. Например, в журнал-ордер  № 1 по счету 50 «Касса» записываются только те операции, по которым счет «Касса» кредитуется. Операции, по которым  счет «Касса» дебетуется, будут записаны в Главную книгу. Тем самым  исключается дублирование оборотов по корреспондирующим счетам. Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота  счета, операции которого учитываются  в данном журнале, и суммы дебетовых  оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.

В ряде журналов-ордеров синтетический  учет совмещается с аналитическим, например, по счетам «Краткосрочные кредиты  банка», «Прибыли и убытки» и др., причем расположение данных аналитического учета обеспечивает получение необходимых  показателей для составления  периодической и годовой бухгалтерской  отчетности без дополнительных выборок  и группировок. Самостоятельный  аналитический учет (в карточках  или книгах) ведется при данной форме учета лишь по тем синтетическим  счетам, в развитие которых открывается  большое количество аналитических  счетов, например по учету материалов, основных средств, готовой продукции  и др.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"