Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
Обязательные разделы
Кроме обязательных данных, организация
может представить в составе
Пояснительной записки
Пояснительная записка к годовой
финансовой отчетности должна содержать
существенную информацию об организации,
ее финансовом положении, сопоставимости
данных за отчетный и предшествующий
ему годы, методах оценки и существенных
статьях бухгалтерской
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противно случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете.
В пояснительной записке к
Контрольные вопросы
ТЕМА 9. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1. Система нормативного
регулирования бухгалтерского
Общее правовое и методологическое
руководство бухгалтерским
В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности:
Первый уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учёта в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учёте» (федеральный закон от 21.11.96 г. № 129 – ФЗ с изменениями и дополнениями). Кроме того, к документам данного уровня могут быть отнесены: Гражданский РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208 ФЗ с изменениями и дополнениями, «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н с по следующими изменениями и дополнениями и др. нормативные документы.
Второй уровень – Положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту (ПБУ), которые были разработаны и утверждены Минфином РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих документах излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, формулируются основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета. В настоящее время разработано и утверждено 21 Положение (стандарт) по бухгалтерскому учету.
Третий уровень – объединяет нормативные документы рекомендательного характера: методические указания в виде инструкций, рекомендаций, комментариев, разъяснений и иных аналогичных им документов, утверждаемые приказами различных министерств и ведомств, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой. В них предлагаются возможные варианты ведения бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов деятельности на базе требований, содержащихся в документах первого и второго уровней;
Четвёртый уровень – внутренние нормативные документы, носящие обязательный характер по организации и ведению бухгалтерского учёта в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций и формирующие учетную политику в методологическом, техническом и организационном аспектах. Сюда относятся рабочие документы организации, предназначенные для внутреннего пользования, например, рабочий план счетов, система документооборота, порядок проведения инвентаризации и т. д. Утверждаются руководителем организации в пределах принятой учётной политики.
2. Основы организации бухгалтерского учета
Под организацией бухгалтерского учета
понимают систему условий и элементов
(слагаемых) построения учетного процесса
с целью получения достоверной
и своевременной информации о
хозяйственной деятельности организации
и осуществления контроля за рациональным
использованием производственных ресурсов
и готовой продукции. Основными
слагаемыми системы организации
бухгалтерского учета является первичный
учет и документооборот, инвентаризация,
План счетов бухгалтерского учета, формы
бухучета, формы организации учетно-
В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухучета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций в зависимости от объема учетной работы могут:
а) учредить бухгалтерскую службу
как структурное подразделение,
возглавляемое главным
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухучета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухучет лично.
На практике руководитель редко
ведет бухучет лично. Обычно эти
функции выполняет бухгалтерия
или бухгалтер. В этом случае руководитель
должен создать необходимые условия
для правильного ведения
Для обеспечения рациональной организации бухучета большое значение имеет разработка плана его организации.
План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов:
В плане документации указывается
перечень документов для учета хозяйственных
операций и составляется расчет потребности
бухгалтерии в бланках. При этом
организации могут использовать
типовые формы первичных
Основой организации первичного учета в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота.
В плане организации труда
При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи с отдельными частями организации необходимо решить вопрос о централизации или децентрализации учета.
При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и т.д.)- В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.
При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.
Практика показала, что централизация учета обеспечивает более действенное руководство и контроль со стороны главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками учета, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децентрализация учета допускается лишь в очень крупных организациях. В основной же части организаций применяют централизованную систему бухучета.
Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета.
3. Права и
обязанности главного
Главный бухгалтер - основное юридическое лицо в организации, особое внимание в своей работе он обращает на выполнение следующих функций:
Главный бухгалтер назначается
на должность и освобождается
от должности руководителем
Главный бухгалтер несет
Главный бухгалтер совместно с
руководителем организации
Главному бухгалтеру запрещается
принимать к исполнению документы
по операциям, противоречащим законодательству
и нарушающим договорную и финансовую
дисциплину. О таких документах главный
бухгалтер письменно сообщает руководителю,
который может своим
С главным бухгалтером
Главный бухгалтер не может исполнять
обязанности, непосредственно связанные
с материальной ответственностью за
денежные средства и материальные ценности.
В малых организациях, не имеющих
в штате кассира, его обязанности
могут выполняться главным
При увольнении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру. При этом проводится проверка состояния бухгалтерского учета и его достоверности с составлением акта, утверждаемого руководителем организации.