Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

Обязательные разделы пояснительной  записки:

    • хозяйственная деятельность;
    • финансовая деятельность;
    • инвестиционная деятельность;
    • способы ведения учета;
    • события после отчетной даты;

Кроме обязательных данных, организация  может представить в составе  Пояснительной записки дополнительную информацию, необходимую для более  полного раскрытия информации о  ее деятельности.

Пояснительная записка к годовой  финансовой отчетности должна содержать  существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние  и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим  обоснованием. В противно случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается  как уклонение от их выполнения и  признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской  отчетности организация объявляет  изменения в своей учетной  политике на следующий отчетный год.

 

Контрольные вопросы

 

    1. Дайте определение бухгалтерской отчетности;
    2. Какие требования предъявляются к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности?
    3. Каков порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности?

 

 

ТЕМА 9. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1. Система нормативного  регулирования бухгалтерского учета  в России и его основные  элементы – нормативные правовые  акты

 

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учётом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов РФ. Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности (МСФО) в России ведётся  постоянная работа совершенствованию  системы правового и методологического  регулирования бухгалтерского учёта, базирующаяся на ведении четырёхуровневой системы нормативных документов.

В настоящее время в России сложилась  четырехуровневая система регулирования  учета и отчетности:

Первый уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учёта в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учёте» (федеральный закон от 21.11.96 г. № 129 – ФЗ с изменениями и дополнениями). Кроме того, к документам данного уровня могут быть отнесены: Гражданский РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208 ФЗ с изменениями и дополнениями, «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н с по следующими изменениями и дополнениями и др. нормативные документы.

Второй уровень – Положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту (ПБУ), которые были разработаны и утверждены Минфином РФ согласно государственной программе перехода России на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих документах излагаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, формулируются основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета. В настоящее время разработано и утверждено 21 Положение (стандарт) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень – объединяет нормативные документы рекомендательного характера: методические указания в виде инструкций, рекомендаций, комментариев, разъяснений и иных аналогичных им документов, утверждаемые приказами различных министерств и ведомств, конкретизирующие общие методологические положения в соответствии с отраслевой спецификой. В них предлагаются возможные варианты ведения бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов деятельности на базе требований, содержащихся в документах первого и второго уровней;

Четвёртый уровень – внутренние нормативные документы, носящие обязательный характер по организации и ведению бухгалтерского учёта в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций и формирующие учетную политику в методологическом, техническом и организационном аспектах. Сюда относятся рабочие документы организации, предназначенные для внутреннего пользования, например, рабочий план счетов, система документооборота, порядок проведения инвентаризации и т. д. Утверждаются руководителем организации в пределах принятой учётной политики.

 

2. Основы организации  бухгалтерского учета

 

Под организацией бухгалтерского учета  понимают систему условий и элементов (слагаемых) построения учетного процесса с целью получения достоверной  и своевременной информации о  хозяйственной деятельности организации  и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными  слагаемыми системы организации  бухгалтерского учета является первичный  учет и документооборот, инвентаризация, План счетов бухгалтерского учета, формы  бухучета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» ответственность  за организацию бухучета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций  в зависимости от объема учетной  работы могут:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах  ведение бухучета централизованной бухгалтерии, специализированной организации  или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухучет лично.

На практике руководитель редко  ведет бухучет лично. Обычно эти  функции выполняет бухгалтерия  или бухгалтер. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия  для правильного ведения бухучета, обеспечить обязательное выполнение всеми  подразделениями и службами, а  также работниками, имеющими отношение  к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и  представления для учета документов и сведений.

Для обеспечения рациональной организации  бухучета большое значение имеет  разработка плана его организации.

План организации  бухгалтерского учета состоит из следующих элементов:

    • план документации и документооборота;
    • план инвентаризации;
    • план счетов и их корреспонденции;
    • план отчетности;
    • план технического оформления учета;
    • план организации труда работников бухгалтерии.

В плане документации указывается  перечень документов для учета хозяйственных  операций и составляется расчет потребности  бухгалтерии в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных  документов или применять формы  документов, разработанные самостоятельно. После определения потребности  в бланках заказывают их печатание  в типографии или делают заявку на приобретение, а при централизованном снабжении делают заявку на их получение  от вышестоящей организации.

Основой организации первичного учета  в организациях является утвержденный главным бухгалтером график документооборота.

В плане организации труда работников бухгалтерии определяются структура  аппарата бухгалтерии и штат бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия  по повышению — квалификации, составляются графики учетных работ.

При установлении структуры аппарата бухгалтерии и форм его связи  с отдельными частями организации  необходимо решить вопрос о централизации  или децентрализации учета.

При централизации учета учетный аппарат организации сосредоточен в главной бухгалтерии и в ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих из отдельных подразделений организации (цехов, отделов и т.д.)- В самих подразделениях осуществляют лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

При децентрализации учета учетный аппарат рассредоточен по отдельным производственным подразделениям организации, где осуществляется синтетический и аналитический учет и составляются балансы и отчетность заводов, цехов или отделов. Главная бухгалтерия в этом случае производит сводку цеховых балансов и отчетов, составляет сводный баланс и отчеты по организации, а также осуществляет контроль за постановкой учета в отдельных частях организации.

Практика показала, что централизация  учета обеспечивает более действенное  руководство и контроль со стороны  главного бухгалтера, позволяет целесообразнее распределить труд между работниками  учета, более эффективно использовать счетные машины. Поэтому децентрализация  учета допускается лишь в очень  крупных организациях. В основной же части организаций применяют  централизованную систему бухучета.

Структура бухгалтерского аппарата зависит  в основном от условий организации  и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических  средств учета.

 

3. Права и  обязанности главного бухгалтера (Постановление министерства труда  и социального развития РФ  от 12 ноября 2003 г. № 75)

 

Главный бухгалтер - основное юридическое  лицо в организации, особое внимание в своей работе он обращает на выполнение следующих функций:

    • Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, а также контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации;
    • Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, по которым не предусмотрены типовые формы; обеспечивает порядок проведения  хозяйственных операций, соблюдение технологии обработки бухгалтерской информации и порядок документооборота;
    • Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на основе применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и  своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины.

Главный бухгалтер назначается  на должность и освобождается  от должности руководителем организации  и подчиняется непосредственно  ему.

Главный бухгалтер несет ответственность  за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за ее исполнением, составление в установленные  сроки бухгалтерской отчетности, проведение экономического анализа  финансово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации  внутрихозяйственных резервов организации.

Главный бухгалтер совместно с  руководителем организации подписывает  документы, служащие основанием для  приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а  также расчетные, кредитные и  финансовые обязательства и хозяйственные  договоры. Без подписи главного бухгалтера данные документы недействительны  и не должны приниматься к исполнению. Право подписи может быть предоставлено  лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.

Главному бухгалтеру запрещается  принимать к исполнению документы  по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный  бухгалтер письменно сообщает руководителю, который может своим распоряжением  обязать принять указанные документы  к исполнению; с этого момента  ответственность за незаконность совершенных  операций несет руководитель организации.

С главным бухгалтером согласовывается  назначение, увольнение и перемещение  материально-ответственных лиц. Требования главного бухгалтера по документальному  оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию  документов и сведений обязательны  для всех работников организации. Списки должностных лиц, на которых возлагается  обязанность составления первичных  документов и которым предоставляется  право их подписи, согласовывается  с главным бухгалтером.

Главный бухгалтер не может исполнять  обязанности, непосредственно связанные  с материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. В малых организациях, не имеющих  в штате кассира, его обязанности  могут выполняться главным бухгалтером  или другим работником по письменному  распоряжению руководителя организации.

При увольнении главного бухгалтера производится сдача дел вновь  назначенному главному бухгалтеру. При  этом проводится проверка состояния  бухгалтерского учета и его достоверности  с составлением акта, утверждаемого  руководителем организации.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"