Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

Хозяйственные операции записываются в журналы-ордера по мере их совершения и оформления документами. Поэтому  систематическая запись в журналах является одновременно и хронологической  записью. Необходимость ведения  специальных хронологических регистров  при данной форме учета отпадает. Не составляются и мемориальные ордера, поскольку все показатели записываются в журналах в разрезе корреспондирующих  счетов.

Для сверки правильности записей в  журналах-ордерах общий итог по кредиту  счета подсчитывают и записывают его в журнал непосредственно  из документов. Полученный итог сверяют  с выведенными в отдельных  графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Такая сверка делает излишним составление оборотных ведомостей по журналу, в которых синтетический  учет совмещается с аналитическим.

Оборотные ведомости составляются лишь по тем счетам, в которых  аналитический учет ведется самостоятельно.

Проверенные месячные итоги журналов-ордеров  записывают в Главную книгу. Кредитовый оборот переносят в Главную книгу  с соответствующего журнала, а обороты  по дебету записывают в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим  счетам. Журналы-ордера и Главная  книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота  каждого синтетического счета, а  в Главной книге – расшифровка  дебетового оборота этого же счета. После проверки оборотов выводится  сальдо на начало следующего месяца и  записывается в соответствующей  колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей  в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых сальдо должны быть равны.

Бухгалтерский баланс и другие формы  отчетности составляются по данным Главной  книги, журналов-ордеров и вспомогательных  к ним ведомостей. Общая схема  записей при журнально-ордерной форме учета представлена на рис. 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 


 

 

 

 запись;                           сверка записи

Рис. 2. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

 

 

 

Применение журнально-ордерной формы  бухгалтерского учета позволяет  значительно уменьшить трудоемкость учета. Это достигается за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических  и хронологических записей, отмены ряда регистров (мемориальных ордеров, регистрационного журнала, оборотной  ведомости по синтетическим счетам, ряда оборотных ведомостей по аналитическим  счетам).

Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает  составление отчетов.

К недостаткам журнально-ордерной формы учета следует отнести  сложность и громоздкость построения журналов-ордеров, ориентированных  на ручное заполнение данных и затрудняющих механизацию учета.

От значительной части указанных  недостатков свободна автоматизированная форма учета, созданная на базе использования  ЭВМ. Один из вариантов автоматизированной формы бухгалтерского учета представлен  на рис. 3.

В настоящее время организации  интенсивно оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини-ЭВМ  – компьютерами. Они позволяют  накапливать данные непосредственно  в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, барабане, перфоленте, магнитной ленте и  др.).


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Автоматизированная форма бухгалтерского учета

 

Компьютеры относительно просты в  эксплуатации, что позволяет оснащать ими рабочие места бухгалтеров  и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера.

Применение машинно-ориентированных  форм учета обеспечивает: механизацию  и во многом автоматизацию учетного процесса; высокую точность учетных  данных; оперативность данных учета; повышение производительности учетных  работников, освобождение их от выполнения простых технических функций  и предоставление большей возможности  заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности; увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и  те же носители информации.

 

Контрольные вопросы

 

    1. Что значит «записать операцию на счетах»?
    2. Какие бывают учетные регистры в зависимости от внешнего вида?
    3. Перечислите основные способы исправления ошибок в документах и учетных регистрах;
    4. перечислите основные формы бухгалтерского учета;
    5. Какая форма бухгалтерского учета является наиболее прогрессивной?

 

 

ТЕМА 8. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

 

1. Бухгалтерская  отчетность: как элемент метода  бухгалтерского учета

 

Роль информации в современном  мире неуклонно возрастает. В предпринимательской  деятельности от качества экономической  информации зависит деловой успех, выражающийся в получении прибыли  и росте капитала. Для принятия инвестиционных решений, выбора клиентов, поставщиков, прочих деловых партнеров  необходима полнота и достоверность  сведений.

Одним из важнейших источников информации является бухгалтерская (финансовая) отчетность, составляемая организацией для публичного пользования.

Отчётность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным нормам.

Она является завершающим этапом учётной  работы. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.

Данные отчётности используются внешними пользователями для оценки эффективности  деятельности организации, а также  для экономического анализа в  самой организации.

Отчётность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчётных данных.

По видам отчётность делится на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

По периодичности  составления различают внутригодовую и годовую отчётность. Внутригодовую бухгалтерскую отчётность называют ещё промежуточной бухгалтерской отчётностью.

 

2. Состав, требования, порядок и сроки представления  бухгалтерской отчетности

 

Внутригодовая (квартальная) бухгалтерская отчётность включает:

  1. форму №1 «Бухгалтерский баланс»;
  2. форму №2 «Отчёт о прибылях и убытках».

 

Годовая бухгалтерская отчётность, за исключением отчётности бюджетных организаций, включает:

  1. форму №1 «Бухгалтерский баланс»;
  2. форму №2 «Отчёт о прибылях и убытках»;
  3. форму №3 «Отчёт об изменениях капитала»;
  4. форму №4 «Отчёт о движении денежных средств»;
  5. форму №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
  6. форму №6 «Отчёт о целевом использовании полученных средств»;
  7. Пояснительную записку;
  8. Итоговую часть аудиторского заключения (если организация подлежит обязательному аудиту).

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощённую систему  налогообложения, учёта и отчётности и не обязанные проводить аудиторскую  проверку достоверности бухгалтерской  отчётности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской  отчётности отчёты по формам № 3, 4 и 5 и  пояснительную записку.

 

Требования к  информации, формируемой в бухгалтерской  отчётности

Эти требования следующие: достоверность  и полнота, нейтральность и целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчётного периода, правильность оформления.

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчётность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах её деятельности.

Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчётности должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей отчётности перед другими.

Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчётность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществлённых как организацией в целом, так и её филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчётного периода к другому. Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утверждённого заключительного баланса за период, предшествовавший отчётному.

Требование сопоставимости – в бухгалтерской отчётности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчётному.

Требование соблюдения отчётного периода означает, что в качестве отчётного года в России принят период с 1 января по 31 декабря включительно, т. е. отчётный год совпадает с календарным. Для составления бухгалтерской отчётности отчётной датой считается последний календарный день отчётного периода (например, 31 декабря – для годового отчёта). Первым отчётным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчётным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Требование правильного  оформления связано с соблюдением формальных принципов отчётности: составление на русском языке, в валюте РФ – в рублях, подписание руководителем организации и главным бухгалтером.

Бухгалтерская отчётность подписывается  руководителем и главным бухгалтером, которые несут ответственность  за правильность её составления.

Исправление ошибок в бухгалтерской  отчётности подтверждается подписью лиц, её подписавших, с указанием даты исправления.

 

Порядок и сроки  представления бухгалтерской отчётности.

Организации обязаны представить  квартальную бухгалтерскую отчётность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года.

Датой представления бухгалтерской  отчётности для организаций считается  день фактической передачи её по принадлежности или дата её отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Если дата представления отчётности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчётности считается  первый следующий за ним рабочий  день.

 

Публичность бухгалтерской  отчётности

В соответствии с законом о бухгалтерском  учёте акционерные общества открытого  типа (ОАО), банки, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, созданные за счёт частных, общественных и государственных средств, обязаны  публиковать годовую бухгалтерскую  отчётность не позднее 1 июня года, следующего за отчётным. Публичность бухгалтерской  отчётности заключается в её опубликовании  в газетах и журналах, доступных  пользователям бухгалтерской отчётности, либо распространении среди них  брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчётность. Публикации в обязательном порядке  подлежат бухгалтерский баланс и  отчёт о финансовых результатах.

 

3. Характеристика  пояснительной записки

 

Пояснения к бухгалтерскому балансу  и отчету о прибылях и убытках  должны раскрывать сведения, относящиеся  к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными  данными. Эти сведения не целесообразно  включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, но которые необходимы пользователям  бухгалтерской отчетности для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

В пояснительной записке приводится – оценка деловой активности организации, т. е. широты рынков сбыта продукции, включая поставки на экспорт, обеспечение  заданных темпов роста, уровень эффективности  использования ресурсов организации, данные о динамике важнейших экономических  и финансовых показателей работы заряд лет, описание будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятий  и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой  бухгалтерской отчётности.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"