Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций

Описание работы

Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.

Содержание работы

Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 439.73 Кб (Скачать файл)

 

Контрольные вопросы

 

      1. Что из себя представляет организация бухгалтерского учета?
      2. Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии?
      3. Перечислите основные элементы плана организации бухгалтерского учета на предприятии;
      4. Перечислите функции, права и обязанности главного бухгалтера.

 

      1. Сколько уровней включает в себя система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ?
      2. К какому уровню нормативного регулирования относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ)?

 

 

 

 

ТЕМА 10. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЦЕЛИ И КОНЦЕПЦИИ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО УЧЕТА

 

1. Пользователи бухгалтерской  информации в рыночной экономике

 

Пользователей бухгалтерской информации можно  разделить на две группы:

Внутренние пользователи – лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учётная информация для осуществления планирования, контроля и оценки деловых операций.

Внешние пользователи – сторонние потребители информации с прямым или косвенным финансовым интересом. Они подразделяются на следующие группы:

- лица, не работающие в организации,  но прямо заинтересованные в  успешной её деятельности (акционеры,  инвесторы, кредиторы, покупатели  и др.);

- лица, непосредственно не принимающие  участия в работе организации,  но имеющие косвенный финансовый  интерес: налоговая служба, государственные  органы управления, различные финансовые  институты и участники фондового  рынка (страховые компании, биржи,  дилеры, брокеры и др.);

- лица, не имеющие финансового  интереса, кроме делового сотрудничества: (аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж и др.).

 

У каждой группы пользователей существуют свои требования к информации, получаемой из данных учета и отчетности.

Руководители  организации (менеджмент) - лица, назначаемые  собственниками для осуществления  оперативного управления. Имея информацию о финансовом положении организации, руководство обеспечивает эффективное  управление для принятия соответствующих  управленческих решений. Эта группа пользователей активно пользуется данными не только бухгалтерского, но и оперативного, а также налогового учета.

К подразделениям, использующим бухгалтерскую  информацию для целей производства или управления, могут относиться планово-экономический отдел, служба маркетинга и т. д. Например, службу маркетинга интересует информация о  движении готовой продукции и  товаров на складах организации.

Собственники  имущества организации выделяются в отдельную группу пользователей  бухгалтерской информации, как правило, в том случае, когда учредители и участники организации такими собственниками не являются. К ним  относятся учредители управления по договору доверительного управления имуществом, а также участники договора простого товарищества. Собственники имущества  заинтересованы в наиболее эффективном  его использовании.

Персонал  организации интересует размер прибыли  и размер фонда материального  поощрения или иных фондов, предназначенных  для поощрения работников.

Учредители, акционеры и участники обществ  желают знать, насколько эффективно используются вложенные ими средства, поэтому их интересует размер полученной прибыли, прибыли, приходящейся на одну акцию, а также структура активов  организации.

Инвесторов  организации интересует ее финансовая устойчивость – способность своевременно погашать текущие и долговременные обязательства, а, кроме того, структура  задолженности и активов организации, период активной деятельности, количество заключенных и исполненных договоров, объем выпуска продукции, выполненных  работ, оказанных услуг.

Для кредиторов первоочередное значение имеют  данные о том, насколько оперативно и полно предприятие сможет погасить текущие обязательства, следовательно, для них важна информация о  размере объявленного уставного  капитала, собственного капитала, а  также чистых активов организации.

Дебиторы  нуждаются в информации о платежеспособности организации, качестве продукции, надежности поставок.

Группе  взаимосвязанных организаций необходима информация о состоянии расчетов внутри всей группы взаимосвязанных  организаций, а также о степени  влияния одной организации на другие организации (посредством участия  в уставных капиталах, выдачи займов и ссуд).

Налоговые органы интересуются данными о состоянии  и размере налоговой базы по различным  налогам. Эти органы официально являются адресатами бухгалтерской отчетности.

Органы  статистики формируют и представляют информацию, необходимую для принятия решений на государственном и  региональном уровне.

Правоохранительные  органы интересуются данными о состоянии  расчетов по сумам нанесенного материального  ущерба, о фактах недостач и потерь материальных ценностей.

Объектом  внимания аудиторских фирм или самостоятельных  аудиторов является вся финансово-хозяйственная  деятельность организации за исключением  случаев, когда проверка проводится по отдельным вопросам или направлениям.

 

Для пользователей особенно важна качественная и полезная бухгалтерская информация. Полезность характеризуется такими признаками, как ценность (значимость) и надежность (достоверность) информации.

Ценность (значимость) информации определяется ее возможностью оказывать влияние на принятие тех или иных управленческих решений. Факторы, определяющие ценность информации:

  • своевременность – информация должна поступать вовремя, иначе она перестанет отражать реальное состояние организации;
  • прогностичность - информация должна отражать тенденции развития организации и служить основой для прогнозирования работы организации на перспективу;
  • наличие обратной связи с источником информации – информация должна обеспечивать реализацию оперативных управленческих решений.

Надежность (достоверность) – предоставление пользователю правдивых, полных и объективных данных. Для этого информация должна обладать:

  • прозрачностью, позволяющей проверить и подтвердить факты совершенных операций;
  • нейтральностью – не нести в себе элементов преднамеренно искаженных данных в интересах внутренних или внешних пользователей.

2. Основные принципы  бухгалтерского учета

 

Раскроем понятие принципов  бухгалтерского учета.

Принцип – основа, исходное базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие вытекающие из него утверждения.

 

Базовыми принципами бухгалтерского учета можно считать следующие:

 

    • Принцип автономности (имущественной обособленности) – предполагает, что предприятие существует как единое самостоятельное юридическое лицо, ее имущество обособлено от имущества ее владельцев, работников и других организаций. В балансе организации отражается только имущество, являющееся собственностью этой организации.
    • Принцип двойной записи – означает двойное непрерывное отражение хозяйственных фактов и операций с использованием двойной записи на счетах, т. е. одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного и кредиту другого счета;
    • Принцип денежного измерения предполагает количественное измерение фактов хозяйственной деятельности и применение в качестве единицы измерения валюты страны;
    • Принцип преемственности или неизменности – учет ведется из года в год на основе одних и тех же принципов – гарантия сопоставимости отчетных данных за ряд последующих периодов.
    • Принцип осмотрительности (консерватизма) – заключается в том, чтобы величина активов и доходов не оказалась завышенной в отчетности, а обязательства и расходы не были заниженными в случае неопределенности в отношении чего-либо, т. е. используется менее оптимистичная из двух оценок (предприятие должно рассчитывать на наихудший вариант развития событий).

 

Прочими принципами бухгалтерского учета  можно считать следующие:

 

    • Принцип действующей организации (непрерывности деятельности) - весь учет строится в предположении, что предприятие будет продолжать функционировать в обозримом будущем (по крайней мере, 12 месяцев), т. е. не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении масштабов своей деятельности.
    • Принцип объективности (регистрации) – состоит в том, что все хозяйственные операции должны находить отражение в бухгалтерском учете, подтверждаться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
    • Принцип начисления – исходит из того, что все операции записываются по мере их возникновения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена операция.
    • Принцип соответствия (соотнесения) – доходы отчетного периода должны быть соотнесены с расходами, благодаря которым доходы были получены;
    • Принцип периодичности – нацелен на регулярное, периодически повторяющееся балансовое обобщение учетной информации, т. е. составление бухгалтерского баланса и других форм отчетности за месяц, квартал, полугодие, год; Данный принцип обеспечивает сопоставимость отчетных данных, позволяет по истечении определенных периодов времени исчислить финансовые результаты.
    • Принцип конфиденциальности – проявляется в том, что содержание внутренней учетной информации составляет коммерческую тайну организации, за разглашение которой и нанесение ущерба интересам хозяйствующего субъекта предусмотрена ответственность;

Несоблюдение или нарушение  этих принципов приведет к значительным искажениям учетной информации, к  утрате ею объективности и достоверности  и, следовательно, к невозможности  ее использования в процессе принятия управленческих решений, направленных на совершенствование деятельности организации.

 

ТЕМА 11. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

1. Бухгалтерский  учет кассовых операций 

 

Касса организации предназначена  для хранения и выдачи наличных денег  и денежных документов.

Для осуществления расчетов наличными  деньгами предназначена касса, оборудованная  таким образом, чтобы обеспечить сохранность находящихся в ней  наличных денежных средств и других ценностей. Помещение кассы изолированное. Все наличные деньги и ценные бумаги хранятся в несгораемых металлических  шкафах, которые по окончании работы закрываются ключом и опечатываются  печатью кассира. Ключи от металлических  шкафов и печати хранятся у кассира, а учтенные дубликаты ключей хранятся у руководителей организации  в опечатанных пакетах или  шкатулках.

Ведет кассовые операции кассир, который  назначен на работу приказом руководителя организации. При принятии его на работу кассир под расписку ознакамливается  с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, после чего с этим работником заключается договор  о полной индивидуальной материальной ответственности.

Временная замена кассира производится по письменному приказу руководителя организации. Договор о материальной ответственности заключается и  с заменяющим кассира работником.

Кассир несет полную ответственность  за сохранность денежных средств  и других принятых им ценностей и  за ущерб, причиненный организации  как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения  к своим обязанностям.

Организация может иметь в кассе  наличные деньги в пределах лимита, установленного обслуживающим банком по согласованию с руководителем  организации. Для установления лимита остатка денежных средств в кассе  предприятие представляет в обслуживающий  его банк «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы  и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей  в его кассу».

Организация обязана сдавать в  банк всю денежную наличность сверх  установленного лимита остатка наличных денег в кассе. Сверх лимита наличные деньги в кассе могут храниться  только во время выплаты зарплаты не более 3 рабочих дней, включая  день получения денег в банке. Без ограничения норм могут расходоваться  наличные деньги из выручки на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот.

Расчет через кассу между  юридическими лицами ограничены. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами равен 60 тысячам рублей по одному платежу.

Платежи одного юридического лица в  адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта) в размере  до 60 тысяч рублей рассматриваются  как ценный суммарный платеж. Расчеты  свыше 60 тысяч рублей должны проводиться  только в безналичном порядке.

Кассовые операции оформляются  типовыми межотраслевыми формами первичной  учетной документации для предприятий  и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с  ЦБ РФ и Минфином РФ.

Прием наличные денег производится кассой организации по приходным  кассовым ордерам (форма № КО – 1), подписанным главным бухгалтером  или лицом, на это уполномоченным руководителем организации. Приходный  кассовый ордер заверяется печатью  и регистрируется в журнале регистрации  приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО – 3). Журнал регистрации  построен таким образом, что по его  данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных денежных средств, по нему присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота  произведенных кассиром операций. 

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"