Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:24, курс лекций
Примерно к концу XV века сложилась теория бухгалтерского учета, основанного на двойной записи. Этот прием является одним из основных и в настоящее время. С тех пор сохранились и многие термины: баланс, калькуляция, дебет, кредит и др. Одна из первых печатных книг по бухгалтерскому учету - «Трактат о счетах и записях» - была написана в 1494 году выдающимся ученым эпохи Возрождения Лукой Пачоли, в которой описан способ двойной записи.
Система учета по двойной записи, описанная Лукой Пачоли, действует до настоящего времени во всех странах.
Содержание и функции бухгалтерского учета
Объекты бухгалтерского наблюдения. Предмет и метод бухгалтерского учета.
Балансовое обобщение
Система бухгалтерских счетов и двойная запись
Модели текущего учета основных хозяйственных процессов
Первичное наблюдение, документация, инвентаризация и инвентарь, методы стоимостного измерения
Формы бухгалтерского учета
Основы бухгалтерской (финансовой) отчетности
Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета на предприятии
Пользователи бухгалтерской информации. Цели и концепции финансового учета. Принципы финансового учета
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств
Основное содержание учета инвестиций в основной капитал
Учет основных средств
Основное содержание и порядок ведения учета нематериальных активов
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых вложений
Основное содержание и порядок ведения учета производственных запасов
Основное содержание и учет текущих долгосрочных обязательств
Основное содержание и порядок ведения учета капитала, фондов и резервов
Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности
Основное содержание и порядок ведения учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации
Основное содержание и порядок ведения учета финансовых результатов и использования прибыли
Основное содержание и порядок ведения учета хозяйственных операций на забалансовых счетах, содержание и порядок составления финансовой отчетности
Цели и концепции управленческого учета
Модели формирования издержек в финансовом и управленческом учете
Бухгалтерский учет должен осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в Законе о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ):
1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте РФ – в рублях;
2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается, обособлено от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации;
3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ;
4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета;
5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков и изъятий;
6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно;
7. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций.
При ведении бухгалтерского учета
последовательно выполняются
Контрольные вопросы
ТЕМА 2. ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
1. Общая характеристика
предмета и метода
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде является финансово-хозяйственная деятельность предприятия за определенный период времени. В более конкретном содержании он состоит из многочисленных и разнообразных объектов. Объектами бухгалтерского учета являются:
Метод бухгалтерского учета и его основные элементы
Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов, с помощью которых изучается предмет бухгалтерского учета.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются:
1. Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов должна осуществляться в момент и в местах их совершения. Документирование является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, т. к. позволяет осуществить сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Правильность сведений, приводимых в документах, подтверждается подписями лиц, ответственных за совершение операции.
Если организация совершает
операции, которые не могут быть
оформлены типовыми документами, она
может разработать свою форму
первичного документа, которая должна
быть предусмотрена учетной
2. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия данным бухгалтерского учета. Проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества.
3. Денежная оценка – способ выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном измерителе. При помощи денежной оценки осуществляется перевод натуральных и трудовых измерителей в стоимостные.
4. Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) – фактических затрат предприятия в денежном выражении на единицу продукции.
5. Система счетов – прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется с помощью системы счетов с применением метода двойной записи.
6. Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого счета на одинаковую сумму.
7. Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия и источниках его образования в денежном выражении на определенную дату, как правило, на первое число месяца. Состоит из двух частей – актива и пассива.
8. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Отчетность является важнейшим источником информации для оценки и анализа хозяйственно-финансовой деятельности.
2. Характеристика
имущества (активов)
Имущество организации, которым она располагает в своем хозяйственном обороте, являются активом организации и классифицируется на внеоборотные активы и оборотные активы.
Внеоборотные активы (I раздел баланса) включают в себя:
1. Нематериальные активы (НМА) (04) – объекты долгосрочного пользования (более года), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями. Это права на пользование землей, водой, прочими природными ресурсами, патенты, изобретения, а так же права на промышленную и интеллектуальную собственность. Как и основные средства, переносят свою стоимость на затраты производства постепенно, в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации.
В бухгалтерском балансе
2. Основные средства (01) – здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь и т д. Они используются в хозяйственной деятельности длительное время (более года), изнашиваются постепенно, и постепенно, частями переносят свою стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам. При этом стоимость основных средств принципиального значения не имеет.
Амортизация основных средств (02) –
это постепенный перенос
3. Вложения во внеоборотные активы (08) и оборудование к установке (07) – вложения (затраты) в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или НМА. В балансе отражаются по строке «незавершенное строительство».
4. Доходные вложения в материальные ценности (03) – это имущество, предназначенное для передачи в лизинг или по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода.
5. Долгосрочные финансовые вложения (58) (на срок более года) - инвестиции предприятий в государственные ценные бумаги (облигации), ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий, предоставленные другим организациям займы.
Оборотные активы (II раздел баланса) включают в себя:
1. Запасы (оборотные средства), в т. ч.:
- Сырье и материалы, тара, топливо,
покупные полуфабрикаты и
- Незавершенное производство (20, 23,
29) – это предметы труда,
- Готовая продукция (43), товары для перепродажи (41);
- Товары отгруженные (45);
- Расходы будущих периодов (97) –
расходы, произведенные в
2. Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям (19).
3. Дебиторская задолженность, т.е. долги других предприятий, организаций или лиц данному предприятию, в т. ч.:
- Задолженность покупателей и заказчиков (62);
- Задолженность подотчетных лиц (71);
- Задолженность по прочим
- Задолженность участников (учредителей) по вкладу в уставный капитал (75);
- Задолженность прочих
Дебитор – должник.
4. Краткосрочные финансовые вложения (58) (на срок не более одного года) - инвестиции организаций в государственные ценные бумаги (облигации), ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы.
5. Денежные средства – это средства, хранящиеся в кассе предприятия (50), на расчетных (51), валютных (52) и других счетах в банке (55), переводы в пути (57).
Все виды хозяйственных
средств – актив баланса
3. Характеристика
источников формирования
Зная примерный состав хозяйственных средств предприятия, рассмотрим, за счет каких источников они могут быть образованы и получены.
Источники образования хозяйственных средств считаются пассивом предприятия и делятся на собственные и заемные:
Собственные источники предприятия расположены в III раздел баланса «Капитал и резервы» и включают в себя:
Привлеченные (заемные) источники, т. е. обязательства организации, расположены в IV и V разделах баланса, они поступают в распоряжение организации на определённый срок, по истечении которого должны быть возвращены. К ним относятся:
- Задолженность поставщикам и подрядчикам (60);
- Задолженность перед
- Задолженность бюджету по
- Задолженность по отчислениям
на социальное страхование и
обеспечение (перед
- Задолженность прочим