Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:36, дипломная работа
Цель дипломной работы: разработка предложений по совершенствованию учета производственного потенциала предприятия.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи:
-изучить нормативную базу учета и оценки производственного потенциала предприятия;
-исследовать теоретические предпосылки учета и анализа производственного потенциала;
-изучить методику анализа производственного потенциала предприятия;
-дать финансово-экономическую и организационную характеристику предприятия;
-исследовать порядок ведения учета и учетную политику предприятия;
-исследовать порядок учета производственного потенциала предприятия;
-выполнить анализ и дать оценку производственного потенциала предприятия;
-разработать предложения по совершенствованию учета и повышению эффективности использования производственного потенциала предприятия по повышению эффективности производственного потенциала предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Являясь основным звеном народнохозяйственного комплекса, предприятие концентрирует в себе все ресурсы производства. Здесь развертываются главные экономические процессы, создается и приумножается народное богатство, формируется национальный доход общества, обеспечивается решение экономических и социальных задач, складываются производственные и социальные отношения. В связи с этим объективный учет и оценка производственных возможностей предприятий, а также параметров и характеристик их производственного потенциала имеют непреходящее значение для принятия решений.
Таким образом, изучения производственного потенциала, направленное на поиск путей более эффективного его использования, становится все более актуальным, а сама эта проблема приобретает народнохозяйственную значимость.
Рабочая сила и средства труда является активными элементами производственного процесса, поэтому от эффективности их использования зависит эффективность использования всего потенциала [28, с.74].
Основные средства, составляющие один из основных элементов производственного потенциала, оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, качество работы и результаты всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Кроме основных средств производственный потенциал предприятия формируется за счет производственных запасов, незавершенного производства. Поэтому, актуальным вопросом является анализ использования производственных запасов, оценка динамики показателей запасов.
Производство осуществляется в результате созидательной деятельности людей. Таким образом, производственные ресурсы являются производственным потенциалом только при условии эффективного использования труда человека. В этом проявляется взаимосвязь трудового и производственного потенциала предприятия [29, с.25].
Как видно, спектр изучения вопросов организации анализа производственного потенциала предприятия, а также повышения эффективности его использования, достаточно широк и представляет собой как теоретический, так и практический интерес.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что оценка и учет составляющих элементов производственного потенциала предприятия в их взаимосвязи позволяют оценить производственные возможности предприятия, что особенно важно в условиях рыночных отношений. При этом роль и значение производственного потенциала предприятия в общественном производстве не остаются неизменными. Производственный потенциал предприятия является материальной предпосылкой ускорения научно-технического прогресса. Между ними существует взаимосвязь - чем выше технико-экономический уровень элементов потенциала и степень их использования, тем мощнее база (материально - техническая) научно - технического прогресса, тем шире горизонты внедрения его достижений, больше возможностей для совершенствования и увеличения размеров элементов производственного потенциала промышленного предприятия. Они взаимно совершенствуют и развивают друг друга.
Результат использования
собственности подразумевает
Цель дипломной работы: разработка предложений по совершенствованию учета производственного потенциала предприятия.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи:
-изучить нормативную базу учета и оценки производственного потенциала предприятия;
-исследовать теоретические предпосылки учета и анализа производственного потенциала;
-изучить методику
анализа производственного
-дать финансово-экономическую
и организационную характеристи
-исследовать порядок
ведения учета и учетную
-исследовать порядок учета производственного потенциала предприятия;
-выполнить анализ и дать оценку производственного потенциала предприятия;
-разработать предложения по совершенствованию учета и повышению эффективности использования производственного потенциала предприятия по повышению эффективности производственного потенциала предприятия.
Объектом исследования является Государственное унитарное предприятие Уфимский хлебокомбинат № 2.
Предмет исследования – учет и оценка производственного потенциала предприятия.
Информационной базой дипломной работы явились Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон «О бухгалтерском учете» ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 6/2001 «Учет основных средств», ПБУ 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, монографии и исследования ученых в области бухгалтерского учета и экономического анализа, статьи по вопросам учета производственного потенциала предприятия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Нормативно-правовая база учета и анализа производственного потенциала предприятия
Нормативно-правовые акты, регулирующие ведение учета в Российской Федерации, можно разделить на четыре уровня. Нормативно-правовые акты первого уровня определяют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, состава, содержания отчетности организаций, ведущих бухгалтерский учет.
Основой правового регулирования бухгалтерского учета в стране является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ официальный бухгалтерский учет, являющийся инструментом финансового регулирования и единой финансовой политики, находится в ведении государства Он обеспечивает единство экономического пространства Российской Федерации, гарантируемое основным законом, конституционное право на единый рынок, реализацию принципов правового равенства юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на договорных отношениях, конкуренции, коммерческом риске.
Вторым по значимости документом, определяющим предпринимательские отношения в стране и оказывающим прямое воздействие на систему бухгалтерского учета и отчетности, является Гражданский кодекс РФ, который регулирует гражданские и предпринимательские отношения в стране, упорядочивая большую часть отношений в обществе.
Для ведения учета и оценке трудового потенциала основное значении имеет Трудовой кодекс РФ, который определяет основные начала законодательства в сфере трудовых отношений. Реализация целей в процессе трудовых отношений в конкретной организации определяет формы и системы оплаты труда, документальное оформление движения личного состава работников организации и учет отработанного времени, порядок расчета сумм оплаты труда, принципы, задачи, методики и способы учета сумм оплаты труда и других выплат компенсирующего и стимулирующего характера.
Нормативным актом, регулирующим организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Обновление производственного потенциала предприятия напрямую связано с лизингом. В связи с этим к нормативно-правовым актам первого уровня можно отнести Федеральный закон РФ «О финансовой аренде (лизинге) № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г.
К нормативным документам второго уровня регулирования относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой отчетности.
При учете производственного потенциала основными документами второго уровня являются:
1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Оценка имущества, как предписывает Положение, проводится по первоначальной стоимости путем суммирования фактических расходов в денежном выражении.
Принципы оценки, принятые в Положении, полностью соответствуют международной практике. Так, материальные ресурсы и нематериальные активы принимаются на учет в сумме фактических затрат, связанных с их приобретением.
Положение исходит из принципа осмотрительности при оценке любых материальных оборотных активов. Если цена на них в течение отчетного периода снизилась либо некоторые из них морально устарели или частично утратили свое первоначальное качество, эти материальные ценности должны отражаться в отчетном бухгалтерском балансе по ценам возможной реализации, если они ниже их первоначальной стоимости.
Все амортизируемое имущество отражается в отчетном балансе по остаточной стоимости, исчисленной с учетом амортизационных отчислений.
2.Положение по бухгалтерскому
учету «Учетная политика
3.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 марта.2001г. №26н. В ПБУ 6/01 установлены основные правила оценки основных средств при их принятии к учету, правила расчета амортизации для целей бухгалтерского учета, особенности проведения и отражения в учете переоценки основных средств, выбытия и иных случаев движения. Избранные организацией способы и методы закрепляются в учетной политике.
4.Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное Приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. №153н, устанавливает правила отражения в учете операций с нематериальными активами. Дается определение нематериальных активов, состав этих объектов учета, правила формирования в учете информации о стоимости данных активов при их принятии к учету, при начислении амортизации по нематериальным активам.
5.В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44н, установлены правила их оценки при принятии на учет, при списании на затраты организации и, как следствие, - на конец отчетного периода. Избранные организацией способы и методы оценки закрепляются в учетной политике.
Кроме указанных основных нормативных актов второго уровня, бухгалтерский учет производственного потенциала регламентируется:
-Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н;
-Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н, где описан порядок отражения в учете и отчетности ряда операций, связанных с выбытием, переоценкой и арендой основных средств.
Приведенный перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения в учете производственного потенциала предприятия нельзя считать полным, поскольку решения о порядке учета любых операций должны приниматься с учетом требований всех действующих нормативных документов по конкретному вопросу (положений Гражданского Кодекса РФ, Федерального Закона о лизинге, региональных и местных нормативных актов по налогообложению, международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, соглашений о разделе продукции и соответствующего Федерального Закона и т.д.
Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровней.
К основным нормативно-правовым актам третьего уровня относится План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н. План счетов бухгалтерского учета содержит перечень счетов и субсчетов синтетического учета, применяемых для текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций.
К документам третьего уровня по вопросам регулирования учета производственного потенциала можно отнести Приказ Министерства Финансов РФ от 17 февраля 1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».
Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. К таким документам, прежде всего, относятся приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.
Обзор законодательства позволил сделать вывод о том, что основная цель нормативно-правового регулирования учета производственного потенциала— обеспечение единообразного учета имущества, а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.