Нормативно-правовая база учета и анализа производственного потенциала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:36, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: разработка предложений по совершенствованию учета производственного потенциала предприятия.
В соответствии с целью дипломной работы поставлены следующие задачи:
-изучить нормативную базу учета и оценки производственного потенциала предприятия;
-исследовать теоретические предпосылки учета и анализа производственного потенциала;
-изучить методику анализа производственного потенциала предприятия;
-дать финансово-экономическую и организационную характеристику предприятия;
-исследовать порядок ведения учета и учетную политику предприятия;
-исследовать порядок учета производственного потенциала предприятия;
-выполнить анализ и дать оценку производственного потенциала предприятия;
-разработать предложения по совершенствованию учета и повышению эффективности использования производственного потенциала предприятия по повышению эффективности производственного потенциала предприятия.

Файлы: 4 файла

Форма5.xls

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Приложение Б Отчет о прибылях-убытках (Форма ▌2).xls

— 58.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

приложение А баланс хлебозавода.xls

— 49.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

диплом исправленный бухучет производственного потенциала.doc

— 1.59 Мб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Являясь основным звеном народнохозяйственного комплекса, предприятие концентрирует в себе все ресурсы производства. Здесь развертываются главные экономические процессы, создается и приумножается народное  богатство, формируется национальный доход общества, обеспечивается решение экономических и социальных задач, складываются производственные и социальные отношения. В связи с этим объективный учет и  оценка производственных возможностей предприятий, а   также параметров и характеристик их производственного потенциала имеют непреходящее значение для  принятия решений.

Таким образом, изучения производственного потенциала, направленное  на поиск путей более эффективного его использования, становится все более актуальным, а сама эта проблема  приобретает народнохозяйственную значимость.

Рабочая сила и  средства труда является активными элементами производственного процесса, поэтому от  эффективности их использования зависит эффективность использования всего потенциала [28, с.74].

Основные средства, составляющие один из основных элементов производственного потенциала, оказывают непосредственное воздействие на эффективность производства, качество работы и результаты всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Кроме основных средств производственный потенциал предприятия формируется за счет производственных запасов, незавершенного производства. Поэтому, актуальным вопросом является анализ использования производственных запасов, оценка динамики показателей запасов.

Производство  осуществляется в результате созидательной деятельности людей. Таким образом, производственные ресурсы являются производственным потенциалом только при условии эффективного использования труда человека. В этом проявляется взаимосвязь  трудового и производственного потенциала предприятия [29, с.25].

Как видно, спектр изучения вопросов организации анализа  производственного потенциала предприятия, а также повышения эффективности его использования, достаточно широк и представляет собой как теоретический, так и практический интерес.

Актуальность темы дипломной  работы заключается в том, что  оценка и учет составляющих элементов  производственного потенциала предприятия  в их взаимосвязи позволяют оценить  производственные возможности предприятия, что особенно важно в условиях рыночных отношений. При этом роль и значение производственного потенциала предприятия в общественном производстве не остаются неизменными. Производственный потенциал предприятия является материальной предпосылкой ускорения научно-технического прогресса. Между ними существует взаимосвязь - чем выше технико-экономический уровень элементов потенциала и степень их использования, тем мощнее база (материально - техническая) научно - технического прогресса, тем шире горизонты внедрения его достижений, больше возможностей для совершенствования и увеличения размеров элементов производственного потенциала промышленного предприятия. Они взаимно совершенствуют и развивают друг друга.

Результат использования  собственности подразумевает эффективное  использование потенциала предприятия. Принцип действующего предприятия предполагает непрерывность деятельности, которая может быть обеспечена наличием и неуклонным ростом потенциала предприятия. Следовательно, перед руководителем стоит задача не только не допустить спада и банкротства, но и обеспечить прирост потенциала.

Цель дипломной работы: разработка предложений по совершенствованию учета производственного потенциала предприятия.

В соответствии с целью  дипломной работы поставлены следующие  задачи:

-изучить нормативную базу учета и оценки производственного потенциала предприятия;

-исследовать теоретические  предпосылки учета и анализа  производственного потенциала;

-изучить методику  анализа производственного потенциала  предприятия;

-дать финансово-экономическую  и организационную характеристику предприятия;

-исследовать порядок  ведения учета и учетную политику  предприятия;

-исследовать порядок учета производственного потенциала предприятия;

-выполнить анализ  и дать оценку производственного потенциала предприятия;

-разработать предложения по совершенствованию учета и повышению эффективности использования производственного потенциала предприятия по повышению эффективности производственного потенциала предприятия.

Объектом исследования является Государственное унитарное предприятие Уфимский хлебокомбинат № 2.

Предмет исследования – учет и оценка производственного потенциала предприятия.

Информационной базой  дипломной работы явились Гражданский  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон  «О бухгалтерском учете» ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», ПБУ 6/2001 «Учет основных средств», ПБУ 5/2001 «Учет материально-производственных запасов», План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, монографии и исследования ученых в области бухгалтерского учета и экономического анализа, статьи по вопросам учета производственного потенциала предприятия.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1. Нормативно-правовая база учета и анализа производственного потенциала предприятия

 

Нормативно-правовые акты, регулирующие ведение учета в  Российской Федерации, можно разделить  на четыре уровня. Нормативно-правовые акты первого уровня определяют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, состава, содержания отчетности организаций, ведущих бухгалтерский учет.

Основой правового регулирования  бухгалтерского учета в стране является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ официальный бухгалтерский учет, являющийся инструментом финансового регулирования и единой финансовой политики, находится в ведении государства Он обеспечивает единство экономического пространства Российской Федерации, гарантируемое основным законом, конституционное право на единый рынок, реализацию принципов правового равенства юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на договорных отношениях, конкуренции, коммерческом риске.

Вторым по значимости документом, определяющим предпринимательские отношения в стране и оказывающим прямое воздействие на систему бухгалтерского учета и отчетности, является Гражданский кодекс РФ, который регулирует гражданские и предпринимательские отношения в стране, упорядочивая большую часть отношений в обществе.

Для ведения учета и оценке трудового потенциала основное значении имеет Трудовой кодекс РФ, который определяет основные начала законодательства в сфере трудовых отношений. Реализация целей в процессе трудовых отношений в конкретной организации определяет формы и системы оплаты труда, документальное оформление движения личного состава работников организации и учет отработанного времени, порядок расчета сумм оплаты труда, принципы, задачи, методики и способы учета сумм оплаты труда и других выплат компенсирующего и стимулирующего характера.

Нормативным актом, регулирующим организацию бухгалтерского учета  и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определяется роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности.

Обновление производственного  потенциала предприятия напрямую связано  с лизингом. В связи с этим к  нормативно-правовым актам первого уровня можно отнести Федеральный закон РФ «О финансовой аренде (лизинге) № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г.

К нормативным  документам второго уровня регулирования  относятся  Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета. Главное назначение таких положений — раскрыть правовые и методологические нормы, закрепленные в Законе «О бухгалтерском учете». Положения представляют собой общие предписания по ведению бухгалтерского учета хозяйственных операций и его организации на предприятиях и в учреждениях, правила составления, представления и публикации финансовой  отчетности.

При учете производственного  потенциала основными документами  второго уровня являются:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Оценка имущества, как  предписывает Положение, проводится по первоначальной стоимости путем  суммирования фактических расходов в денежном выражении.

Принципы оценки, принятые в Положении, полностью  соответствуют международной практике. Так, материальные ресурсы и нематериальные активы принимаются на учет в сумме фактических затрат, связанных с их приобретением.

Положение исходит из принципа осмотрительности при оценке любых материальных оборотных активов. Если цена на них в течение отчетного периода снизилась либо некоторые из них морально устарели или частично утратили свое первоначальное качество, эти материальные ценности должны отражаться в отчетном бухгалтерском балансе по ценам возможной реализации, если они ниже их первоначальной стоимости.

Все амортизируемое имущество  отражается в отчетном балансе по остаточной стоимости, исчисленной  с учетом амортизационных отчислений.

2.Положение по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. №106н. ПБУ 1/2008 устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

3.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30 марта.2001г. №26н. В ПБУ 6/01 установлены основные правила оценки основных средств при их принятии к учету, правила расчета амортизации для целей бухгалтерского учета, особенности проведения и отражения в учете переоценки основных средств, выбытия и иных случаев движения. Избранные организацией способы и методы закрепляются в учетной политике.

4.Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное Приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. №153н, устанавливает правила отражения в учете операций с нематериальными активами. Дается определение нематериальных активов, состав этих объектов учета, правила формирования в учете информации о стоимости данных активов при их принятии к учету, при начислении амортизации по нематериальным активам.

5.В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным Приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г. №44н, установлены правила их оценки при принятии на учет, при списании на затраты организации и, как следствие, - на конец отчетного периода. Избранные организацией способы и методы оценки закрепляются в учетной политике.

Кроме указанных основных нормативных актов второго уровня, бухгалтерский учет производственного потенциала регламентируется:

-Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н;

-Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н, где описан порядок отражения в учете и отчетности ряда операций, связанных с выбытием, переоценкой и арендой основных средств.

Приведенный перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения в учете производственного потенциала предприятия нельзя считать полным, поскольку решения о порядке учета любых операций должны приниматься с учетом требований всех действующих нормативных документов по конкретному вопросу (положений Гражданского Кодекса РФ, Федерального Закона о лизинге, региональных и местных нормативных актов по налогообложению, международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, соглашений о разделе продукции и соответствующего Федерального Закона и т.д.

Третий уровень регулирования включает нормативные акты Правительства Российской Федерации, иных правительственных органов, устанавливающие принципиальные нормы, которые необходимо использовать при разработке положений четвертого уровней.

К основным нормативно-правовым актам третьего уровня относится  План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной  деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н. План счетов бухгалтерского учета содержит перечень счетов и субсчетов синтетического учета, применяемых для текущего бухгалтерского учета хозяйственных операций.

К документам третьего уровня по вопросам регулирования учета производственного потенциала можно отнести Приказ Министерства Финансов РФ от 17 февраля 1997 № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».

Четвертый уровень составляют методические указания и рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета отдельных видов имущества, обязательств, других хозяйственных операций. К таким документам, прежде всего, относятся приказ об учетной политике, рабочий план счетов, график документооборота и т. п.

Обзор законодательства позволил сделать вывод о том, что основная цель нормативно-правового регулирования учета производственного потенциала— обеспечение единообразного учета имущества,  а также составление и представление сопоставимой и достоверной отчетности об имущественном положении, доходах и расходах организаций, необходимой третьим лицам.

Информация о работе Нормативно-правовая база учета и анализа производственного потенциала предприятия