Оптимизация налоговой нагрузки в организации (на примере ООО «Электротехснаб»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 22:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования дипломной работы разработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки на предприятии ООО «Электротехснаб».
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты организации налогового планирования на предприятии;
- провести технико-экономическую характеристику предприятия ООО «Электротехснаб»;
- провести анализ организации налогового планирования на предприятии ООО «Электротехснаб»;
- на основании проведенного анализа предложить пути оптимизации налоговой нагрузки на предприятии ООО «Электротехснаб».

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Принципы и направления оптимизации формирования налоговой нагрузки на предприятиях РФ 6
1.1. Понятие налоговой нагрузки и её распределение 6
1.2. Принципы формирования налоговой нагрузки на предприятия как один из основных принципов налогового стимулирования 13
1.3. Практические подходы к расчету налоговой нагрузки на предприятии 16
1.4. Пути оптимизации налоговой нагрузки на предприятии 27
Глава 2. Анализ налоговой нагрузки на предприятие ООО «Электротехснаб» 37
2.1. Историческая справка 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Электротехснаб» 38
2.3. Анализ структуры и динамики налоговой нагрузки на предприятии ООО «Электротехснаб» 43
Глава 3. Предложения по снижению налоговой нагрузки на ООО «Электротехснаб» 48
3.1. Выбор оптимального режима налогообложения 48
3.2. Предложения по снижению налоговой нагрузки 49
Заключение 65
Список литературы 69

Файлы: 1 файл

Диплом_Оптимизация_налоговой_нагрузки_в_организации1.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)

4. Уровень налогового законодательства, а именно:

- степень его устойчивости и предсказуемости;

- соответствие нормам всех других  отраслей права;

- четкость установленных правил  начисления и уплаты налогов  и однозначность их прочтения.

5. Мера ответственности налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства  и тяжесть наказания.

6. Состояние правовой культуры  налогоплательщиков.

7. Степень криминогенности обстановки  в стране.

8. Наличие открытости и ясности  для плательщиков налогов направлений расходования государством полученных средств, их целевого назначения.

9. Уровень профессиональной подготовки специалистов (как хозяйствующих субъектов, так и контролирующих органов).

На современном этапе развития страны создаются новые условия существования и функционирования предприятий, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам оптимизации налоговых платежей, основанных на нормах закона.

Во-первых, укрепляется законодательная база: действуют Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, нормы бухгалтерского учета и отчетности приводятся в соответствие с международными стандартами. Но наиболее существенную роль играет НК РФ, который представляет собой фундамент российского налогового права и свидетельствует о переходе налоговой системы на качественно новый правовой уровень.

Во-вторых, укреплению законности в сфере налогообложения способствует усиление контроля со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к предприятиям-неплательщикам и экономическим преступникам.

В-третьих, происходит процесс укрупнения предприятий путем реорганизации, слияния, поглощения мелких более крупными, усложнения их производственной структуры, создания многопрофильных объединений, холдингов.

И наконец, хозяйствующие субъекты все больше начинают заботиться о своем имидже и деловой репутации. Это связано с выходом России на мировой рынок, что обязывает подчиняться общепринятым в мире правилам ведения бизнеса, и со стремлением все большего числа предприятий работать на перспективу, а не на сиюминутный интерес.

Создаются предпосылки к переходу от "дикого капитализма" к цивилизованным формам экономической деятельности предприятий, от уклонения от налогов, неуплаты и избежания их - к сознательному, целенаправленному налоговому планированию.

Сущность налогового планирования на предприятии в общепринятом смысле заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

Налоговое планирование на предприятии подразумевает целую систему комплексных мер, объединяющих все направления деятельности предприятия. Налоговое планирование способствует достижению целей деятельности фирмы, основной из которых является согласно определению коммерческой организации в Гражданском кодексе РФ извлечение прибыли. Наиболее действенным способом увеличения прибыльности выступает не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Иными словами, речь идет не о тактике сокращения налогов, а о стратегии оптимального управления предприятием.

Ниже рассмотрим принципы, на которых базируется налоговое планирование на предприятии.

Основополагающий принцип - неукоснительное и строгое соблюдение требований действующего законодательства при исчислении и уплате налогов, или принцип законности. Налоговое планирование исключает применение каких-либо форм уклонения от налогов. Принцип законности - это тот определяющий фактор, позволяющий абстрагировать понятие "налоговое планирование" от понятий "избежание налогов", "уход от налогов", "уклонение от налогов" и прочих незаконных методов. Игнорирование принципа законности может дорого обойтись предприятию. С введением в действие части первой НК РФ ответственность за налоговые правонарушения стала самостоятельным и полноценным видом юридической ответственности. Кроме налоговой ответственности, определяемой НК РФ, субъектом которой являются только непосредственно сам налогоплательщик, за нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрены также административная и уголовная ответственность должностных лиц.

Второй принцип налогового планирования - принцип оперативности. Разработанная предприятием налоговая политика должна своевременно корректироваться с учетом всех изменений в действующем законодательстве, и прежде всего в системе налогообложения. Причем уточняться должны не только основные направления налоговой политики, но и виды хозяйственных операций, а в отдельных случаях и направления хозяйственной деятельности фирмы.

Без контроля над процессом законотворчества в стране и отражения его результатов в стратегических и текущих планах предприятие вряд ли сможет управлять собственными финансами. В связи с этим хозяйствующему субъекту необходимо учитывать такой фактор, как налоговые риски. Налоговые риски могут быть связаны с изменениями в налоговой политике страны, появлением новых форм обложения, увеличением или снижением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот и т.д.

Принцип оперативности предполагает учет не только изменений внешней среды, но и представлений предприятия о своих внутренних приоритетах, ценностях и возможностях. Если такие изменения не будут учитываться, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.

Третий важный принцип налогового планирования - принцип оптимальности. Он состоит в том, что применение механизмов, уменьшающих размер налоговых обязательств, не должен причинять ущерб стратегическим целям предприятия, интересам его собственников. Налоговое планирование - не самоцель, а лишь средство для решения поставленных задач: поддержание оптимального соотношения, разумного равновесия между величиной налоговых платежей и величиной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия для осуществления его финансовой, инвестиционной политики, расширения текущей деятельности.

Этот принцип предполагает также установление предприятием целесообразности внедрения того или иного нового метода с точки зрения его цены, т.е. стоимости дополнительных работ, а также возможных последствий его применения. Важно изначально убедиться в том, что конечный результат будет положительным, что все трудовые, материальные, а иногда и моральные затраты, связанные с использованием этого метода, не перекроют планируемый эффект.

Налоговое планирование как система только тогда имеет место, когда соблюдаются все три перечисленные выше принципа. Методика налогового планирования, конкретные способы, применяемые предприятиями, организация работы по налоговому учету могут быть различными у каждого хозяйствующего субъекта, но главные принципы должны быть едины для всех.

Налоговое планирование, как и планирование вообще в микроэкономике, имеет свои ограничения. К ним относятся:

1. Неопределенность внешней среды, обусловленная продолжающимися изменениями во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и пр., процесс реформирования российского налогового права.

2. Величина издержек, затрачиваемых  на организацию, внедрение и осуществление  системы планирования.

Дополнительные затраты, связанные с проведением исследований, организацией соответствующего подразделения, привлечением высококвалифицированного (а значит, и высокооплачиваемого) дополнительного персонала, ограничиваются правилом исчисления издержек налогового планирования: любые дополнительные средства должны быть затрачены только в том случае, если они создадут дополнительный положительный эффект.

3. Масштабы деятельности фирмы.

Преимущества принадлежат крупным фирмам и предпринимательским объединениям, так как они обладают:

- необходимым потенциалом для  предвидения своего будущего;

- более высокими финансовыми возможностями;

- высококвалифицированным персоналом  и в состоянии привлекать подобных  специалистов со стороны и  т.д.

Кроме того, интегрированные корпоративные группы со сложной структурой и различными направлениями деятельности значительно в большей степени нуждаются во внедрении методов налогового планирования, нежели автономные, средние и мелкие организации.

4. Принципы и условия налогообложения  хозяйствующих субъектов определяются  и регламентируются государством (специфическое ограничение налогового планирования). Это ограничивает возможности организаций-налогоплательщиков для регулирования уровня своей налоговой нагрузки.

Особенно это касается налогового планирования в группе взаимозависимых лиц, к хозяйственной деятельности которых с точки зрения налогообложения предъявляются дополнительные требования и уделяется повышенное внимание со стороны контрольных органов.

 

 

1.2. Принципы формирования налоговой нагрузки на предприятия как один из основных принципов налогового стимулирования

 

 

Основные принципы налогообложения сформировались в период становления теоретической базы налогов. Известный шотландский экономист Адам Смит в своем классическом сочинении "Исследование окружающей среды, природы и причинах богатства народов" (1776) вывел основные принципы налогообложения:

  • всеобщность,
  • справедливость,
  • определенность,
  • удобство.

Со временем этот перечень был дополнен принципами:

  • обеспечения достаточности и
  • подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с нуждами и возможностями государства),
  • выбора надлежащего источника и объекта налогообложения,
  • однократности обложения.

Современные принципы "хорошей налоговой системы":

1. Экономическая эффективность. Налоговая  система должна носить поощрительный  характер, не мешать эффективному  использованию ресурсов, развитию предпринимательства.

2. Дешевизна налогообложения. Законы  о налогах должны быть простыми по формулировке, а процедура взимания налогов должна быть относительно дешевой. Административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

3. Гибкость. Налоговая система должна  быть в состоянии реагировать на изменения экономической ситуации.

4. Определенность налогообложения. Налоговая система должна иметь  такую структуру: при которой  каждый налогоплательщик точно  знает сколько он платит.

5. Справедливость. Налоговая система  должна обеспечивать справедливый подход к различным членам общества. Каждый налогоплательщик должен вносить свою справедливую долю в казну государства.

Ниже рассмотрим один из основных принципов налогообложения принцип равенства. Принцип равенства налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед законом. Данный принцип является принципом не фактического, а формального равенства и заключается в том, что плательщики определенного налога или сбора по общему правилу должны уплачивать налог (сбор) на равных основаниях. В Налоговом кодексе Российской Федерации в развитие данного принципа установлено, что налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, в связи с чем не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3).

Развитие конституционных основ налогообложения привело к тому, что в литературе принцип равенства не имеет однозначного толкования. По мнению, С.Г. Пепеляева, этот принцип, выражая собой требование равномерности обложения, предполагает прежде всего ликвидацию параллельных систем исчисления налога, утверждение одной универсальной: обложение на основе имущественного положения, а не каких-либо иных признаков[36.С.65]. Другие авторы рассматривают данный принцип как общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом[34.С.134]. Само по себе равенство перед налоговым законом еще не влечет равенства налоговой нагрузки, поскольку условия налогообложения устанавливаются законом, и он, используя регулирующую (стимулирующую) функцию налогообложения, может в силу самых различных причин предусмотреть такие условия, которые повлекут неравенство налогообложения (разные субъекты несут разную налоговую нагрузку). Таким образом, равенство налогообложения не коренится в законе - он может установить и неравенство этого обложения. Равенство налогообложения является принципом самого налогообложения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 21 марта 1997 г., принцип равной налоговой нагрузки, следующий из ст. ст. 8 (ч. 2), 19 и 57 Конституции РФ, в сфере налоговых отношений означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных, носящих дискриминационный характер, оснований. При этом конституционный принцип равенства в налоговой сфере не исключает дифференцированных подходов к налогообложению. Однако такая дифференциация должна быть основана на объективно обусловленных критериях и не может устанавливаться по неэкономическим мотивам, в том числе исходя из социальных различий и других подобных критериев. Указанный принцип равенства налоговой нагрузки должен учитываться при предоставлении различных налоговых льгот. В то же время при осуществлении правотворческой деятельности органами местного самоуправления нередко допускались отступления от этого принципа. В частности, формулируя решения о налогах и преследуя цель предоставить экономические преференции конкретным муниципальным предприятиям и учреждениям, депутаты принимали решения о предоставлении налогоплательщикам муниципальной формы собственности индивидуальных налоговых льгот, что ставило такого рода предприятия в преимущественное положение по сравнению с другими. Это прямо противоречило п. 1 ст. 56 НК РФ и общим принципам о равенстве налоговой нагрузки.

Информация о работе Оптимизация налоговой нагрузки в организации (на примере ООО «Электротехснаб»)