Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 22:11, дипломная работа
Цель исследования дипломной работы разработка предложений по оптимизации налоговой нагрузки на предприятии ООО «Электротехснаб».
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты организации налогового планирования на предприятии;
- провести технико-экономическую характеристику предприятия ООО «Электротехснаб»;
- провести анализ организации налогового планирования на предприятии ООО «Электротехснаб»;
- на основании проведенного анализа предложить пути оптимизации налоговой нагрузки на предприятии ООО «Электротехснаб».
Введение 3
Глава 1. Принципы и направления оптимизации формирования налоговой нагрузки на предприятиях РФ 6
1.1. Понятие налоговой нагрузки и её распределение 6
1.2. Принципы формирования налоговой нагрузки на предприятия как один из основных принципов налогового стимулирования 13
1.3. Практические подходы к расчету налоговой нагрузки на предприятии 16
1.4. Пути оптимизации налоговой нагрузки на предприятии 27
Глава 2. Анализ налоговой нагрузки на предприятие ООО «Электротехснаб» 37
2.1. Историческая справка 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей ООО «Электротехснаб» 38
2.3. Анализ структуры и динамики налоговой нагрузки на предприятии ООО «Электротехснаб» 43
Глава 3. Предложения по снижению налоговой нагрузки на ООО «Электротехснаб» 48
3.1. Выбор оптимального режима налогообложения 48
3.2. Предложения по снижению налоговой нагрузки 49
Заключение 65
Список литературы 69
На уровне отдельной организации вновь созданную стоимость предлагается исчислить следующим образом:
ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР
или
ВСС = ОТ + СО + П + НП,
где: ВСС - вновь созданная стоимость; В - выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; МЗ - материальные затраты; А - амортизация; ВД - внереализационные доходы; ВР - внереализационные расходы (без учета налоговых платежей); ОТ - оплата труда; СО - отчисления на социальные нужды; П - прибыль предприятия; НП - налоговые платежи.
Относительную налоговую нагрузку (Дн) можно определить по следующей формуле:
(НП + СО НП + СО)
Дн = ------------------------------
(ВСС ОТ + СО + П + НП)
Итак, подход Е.А. Кировой, в противоположность предыдущему, не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции и доходность производства при определении налоговой нагрузки.
Достоинства методики заключаются в том, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные предприятия, а также на индивидуальных предпринимателей, независимо от их отраслевой принадлежности. Во-первых, налоговые платежи соотносятся именно с вновь созданной стоимостью, главное – налоговая нагрузка оценивается относительно источника уплаты налогов. Во-вторых, на формирование величины вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги.
Наблюдается сходство с показателем из первой методики, демонстрируется лишь процентное отношение, но нет явной практической полезности. Главное, с помощью этого показателя не представляется возможным прогнозировать изменение экономической активности предприятия в зависимости от изменения количества налогов, ставок и льгот.
5. Далее рассмотрим подход к данному вопросу М.И. Литвина[37.стр.42]. Показатель налоговой нагрузки автор связывает с числом налогов и других обязательных платежей, структурой налогов на предприятии, механизмом взимания налогов. Показатель налоговой нагрузки на предприятие автор предлагает рассчитывать по формуле:
T = ST : TV x 100%, (13)
где: ST - сумма налогов;
TV - сумма источника средств для уплаты.
В общую сумму налогов включаются все уплачиваемые налоги: НДС, акцизы, подоходный налог, взносы во внебюджетные фонды и т.д. В качестве аргумента для такого охвата выдвигается тезис о том, что все перечисленные налоги выплачиваются за счет денежных поступлений, а степень их перелагаемости непостоянна.
Предлагается наряду с общим показателем налоговой нагрузки использовать частные показатели и рассматривать их соотношение по названным выше группам доходов. Общим показателем для всех налогов М.И. Литвин предлагает использовать добавленную стоимость: ДС = валовый доход - материальные затраты; ДС = зарплата + амортизация + прибыль + налоги.
Этот показатель сопоставим с валовым внутренним продуктом, на основе которого исчисляется макроэкономическая нагрузка.
В результате анализа налоговой нагрузки на предприятие по группам доходов и источников уплаты налогов получаются любопытные, а главное - практически полезные показатели. Например, после проведения анализа некоего предприятия "X" можно будет сказать, что налоги отнимают 40% созданной стоимости и 76% распределяемой прибыли; в каждом рубле созданной продукции зарплата составляет 20 коп., амортизация - 26 коп., чистая прибыль - 5 коп., внереализационные потери - 7 коп., налоги - 40 коп.
С помощью этих показателей М.И. Литвин предлагает определять оптимальную налоговую нагрузку в зависимости от типа предприятия и его отраслевой принадлежности.
Подобный анализ дает практически ценные сведения. Видно, какая часть добавленной стоимости уходит в налоги и сколько прибыли расходуется на налоги. Данный подход учитывает особенности конкретного предприятия, т.е. долю материальных затрат, амортизации, трудозатрат в добавленной стоимости. Однако в расчет налоговой нагрузки включается подоходный налог, что, по нашему мнению, некорректно.
Каждый из рассмотренных подходов по-своему применим, однако, прежде чем приступить к отбору методики, нужно реально представлять, что для полноценного анализа требуется показатель, который бы увязывал величину налоговой нагрузки на предприятие с возможностями их развития на основе самофинансирования.
Наиболее полно этим критериям отвечает третий подход. Основное преимущество его в том, что предлагается рассчитывать показатель налоговой нагрузки по формуле, изменяя переменные которой можно получать значения общей налоговой нагрузки. Эта формула учитывает ставки налогов, показатели фондоемкости, трудоемкости и материалоемкости производства, а также (после некоторой модернизации) уровень рентабельности производства. Однако для достижения максимального эффекта при анализе предлагается привлекать третий и пятый подходы для определения налоговой нагрузки на предприятия, а также для оценки влияния ее изменения на экономическую активность предприятия. Полученные данные следует дополнить анализом изменения спроса на продукцию предприятия в зависимости от изменения цены, что позволит определить степень перелагаемости косвенных налогов на потребителя.
Далее, для каждой отрасли народного хозяйства необходимо заняться поиском "критической точки" налоговой нагрузки, т.е. разработать отраслевые нормативы предельной налоговой нагрузки, основанные на анализе доли материальных затрат, затрат на оплату труда и амортизации в добавленной стоимости. Нормативы должны иметь максимальные и минимальные значения и применяться в зависимости от бюджетных потребностей, а также приоритетов экономического развития отраслей.
Для отраслей промышленности, сельского хозяйства, финансового сектора необходимо определить уровень нагрузки, которая позволяла бы эффективно развиваться и в то же время обеспечивала бы стабильные поступления доходов в бюджет. Основой для анализа, по нашему мнению, должен служить обширный фактический материал. Определив пределы нагрузки налогов по отраслям народного хозяйства, можно создать модель оптимального распределения налоговой нагрузки по секторам экономики, учитывая экономическое влияние налогов на темпы развития.
Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта тесно связана с налоговым планированием (НП).
Налоговое планирование в организации является составной частью финансового планирования (управления финансами). НП можно рассматривать как законный легальный способ снижения налоговой базы в организации и минимизации налоговых платежей. Оно осуществляется на основе использования льгот, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ, а также способов и приемов бухгалтерского учета, закрепленных в законодательных и нормативных актах, в стандартах (ПБУ) бухгалтерского учета.
Налоговое планирование - составная часть стратегии в процессе управления организацией, обеспечивающего ее оптимальное финансовое состояние.
На практике налогоплательщик может избрать разные модели поведения: осуществлять налоговое планирование; пытаться уклоняться от уплаты налогов.
Налоговое планирование нельзя смешивать с уклонением от уплаты налогов - незаконным уходом от уплаты налогов, которое может выражаться в несвоевременной уплате налогов; в незаконном использовании налоговых льгот и т.д.
Элементами налогового планирования являются: учетная политика организации по бухгалтерскому и налоговому учету; налоги; ставки налогов; льготы по налогам и сборам; календарь бухгалтера; документация и документооборот; инвентаризация; аудит; отчетность.
Налоговое планирование связано с учетом системы факторов и условий функционирования организации и существующего налогового законодательства.
При создании организации важно правильно выбрать вид деятельности организации, уровень концентрации производства, место ее расположения и т.д.
Оптимизация налогового бремени должна строиться на выборе критерия оптимизации и системы ограничений. Критерием оптимизации налогового бремени (Кнб) может быть максимизация чистой прибыли организации при заданной системе ограничений.
В качестве ограничений могут служить производственная программа, объем продаж и т.д.
Решать данную задачу необходимо с использованием экономико-математических методов, методов статистики, математического программирования.
Этапы налогового планирования, связанные с оптимизацией налогового бремени, могут быть следующими:
- определение юридического
- определение целей и сфер деятельности;
- разработка программы анализа системы налогообложения;
- формирование информационной базы;
- тестирование состояния
- установление возможных льгот в соответствии с налоговым законодательством;
- составление бизнес-плана;
- выбор стратегии оптимизации налогового бремени;
- оптимизация учетной политики (оптимизация способов ведения бухгалтерского и налогового учета);
- определение системы факторов
и условий для конкретных
- расчет налоговой экономии
при разных условиях
- выявление резервов снижения налогового бремени;
- выявление сильных и слабых сторон организации;
- аудит состояния системы
- разработка оргтехмероприятий.
Организационно-правовая форма организации имеет большое значение для минимизации налогового бремени, т.к. в налоговом законодательстве для отдельных организационно-правовых форм предусмотрены существенные льготы по уплате отдельных налогов. Например, освобождены от уплаты НДС:
- реализация товаров (кроме подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством РФ), работ, услуг;
- общественные организации
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, и т.д.
Не менее важно правильно определить вид деятельности. Например, от уплаты НДС освобождены работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации программ (проектов), в том числе работ по строительству объектов социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры, работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Данная льгота предоставляется в том случае, если эти работы финансируются исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами и организациями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления.
При налоговом планировании важно также оптимизировать организационную структуру предприятия, поскольку она влияет на объем льгот, например, от НДС освобождена внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (работ, услуг).
Важно определить состав и величину взносов в уставный капитал отдельных учредителей, а также форму внесения взносов. В частности, для субъектов малого предпринимательства имеет значение доля другого юридического лица, не являющегося малым. Она не должна превышать 25%. Важно также правильно выбрать форму покрытия своей доли в уставном капитале. Так, например, если вносят нематериальные активы, по которым срок службы определяется самостоятельно, через него можно регулировать экономию на соответствующих налогах.
Важен также выбор места расположения филиалов (например, в офшорных зонах). Так, освобождены от уплаты НДС услуги, оказываемые непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, и т.д.
Для оптимизации налогового бремени имеет значение формирование учетной политики организации.
Способ начисления амортизации основных средств:
Информация о работе Оптимизация налоговой нагрузки в организации (на примере ООО «Электротехснаб»)