Организация и форма оплаты труда в муниципальных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 11:50, дипломная работа

Описание работы

На рынке труда осуществляется обмен рабочей силы на созданный в обществе продукт. В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. На уровне непосредственных работников получаемый ими доход выступает в форме заработной платы, экономическое значение которой состоит в обеспечении условий жизнедеятельности человека. Ради этого человек сдаёт в наём свои услуги

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы организации оплаты труда и её формы
1.1 Экономическое содержание и организация оплаты труда в организациях (учреждениях)
1.2 Государственное регулирование оплаты труда в образовании
1.3 Организация и формы оплаты труда в образовательных учреждениях
2 Оценка состояния бюджетного учета расчетов по оплате труда и рекомендации по его совершенствованию в образовательном учреждении
2.1 Организация и регулирование системы оплаты труда в бюджетном учреждении
2.2 Состояние бюджетного учета и контроля расчетов с персоналом по оплате труда на исследуемом объекте
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы организации оплаты труда в общеобразовательном учреждении
Заключение
Глоссарий
Список сокращений…………………………………………………………….…67
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Организация и форма оплаты труда в муниципальных учреждениях..doc

— 454.00 Кб (Скачать файл)

Центральным звеном рыночной модели организации заработной платы является система коллективно-договорного регулирования оплаты труда. Она позволяет на основе прямых переговоров между организациями работодателей и профсоюзов на различных уровнях, включая и уровень отдельного предприятия, отразить влияние на размеры оплаты труда множество факторов: изменение величины необходимого продукта в обществе под влиянием общего роста эффективности экономики, изменений спроса на рабочую силу под влиянием различий в эффективности, достижимой отдельными сферами экономики, изменение предложений рабочей силы на рынке труда, регулирующее воздействие государства на рынок труда и рынок товаров и услуг.

Многоступенчатость переговорных процессов позволяет полнее отразить всю гамму интересов: экономических, политических, социальных, отдельных групп работодателей и работников. Все другие элементы рыночной системы организации заработной платы создают необходимые предпосылки и условия эффективного функционирования ее центрального звена. В частности, минимальные гарантии в области оплаты труда являются отправной точкой для определения степени повышения нижних границ заработной платы и препятствием для их снижения.

В  процессах управления заработной платы государство должно выступать прежде всего гарантом размеров минимальной оплаты труда. Минимальный размер оплаты труда представляет собой низшую границу стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Государство, устанавливая минимум труда в законодательном порядке, тем самым гарантирует размер заработной платы, ниже которого не может производится ее выплата. Периодически государство должно пересматривать и повышать уровень минимальной оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни (инфляция) и уровнем экономического развития. Новый уровень минимальной оплаты труда является точкой отсчета при регулировании других социальных и компенсационных выплат – пенсий, стипендий, выплат на детей и других. Установление минимальной заработной платы – это форма вмешательства государства в жизнедеятельность рынка с тем, чтобы обеспечить защиту наиболее уязвимым категориям работников, а также определить наименьший размер заработной платы, «стартовые» позиции участия в коллективных переговорах, ниже которого соглашения невозможны. На данный момент в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда составляет 4330 рублей[12].

На основании вышеизложенных данных можно сделать вывод, что организация учета оплаты труда является одним из основных этапов бухгалтерского учета в учреждениях. Оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется на основании Единой тарифной сетки, с помощью которой определяются ставки заработной платы. Для расчета заработной платы педагогических работников помимо определения ставок, устанавливается объем учебной нагрузки для того чтобы определить за какое количество часов работы будет выплачена ставка заработной платы  Главная роль в регулировании оплаты труда отводится государству, интересы которого связаны с обеспечением социальной стабильности и экономического развития.  В процессе регулирования заработной платы, государство выступает гарантом размера минимальной заработной платы. Месячная заработная плата работника, отработавшего за определенный период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

 

1.3 Организация и формы оплаты труда в образовательных учреждениях

 

Порядок исчисления заработной платы работникам всех категорий регламентируют различные формы и системы заработной платы. Под формой заработной платы  понимается способ начисления работнику тарифной заработной платы. Различают две формы заработной платы: сдельную и повременную. На основе форм заработной платы разрабатывают системы. Это более широкое понятие, нежели форма заработной платы, и включает помимо тарифной заработной платы различные стимулирующие выплаты. При повременной форме оплаты труда  основной заработок работника начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время, то есть основной заработок  зависит  от квалификационного уровня работника и отработанного времени. Применение повременной оплаты труда требует хорошо организованного контроля и учета времени, отработанного работником; правильной тарификации рабочих в соответствии с их квалификацией и разрядом выполняемых работ; правильного применения норм труда – норм обслуживания и численности[13].

Оплата труда педагогических и других работников осуществляется на основе  Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Оплата по Единой тарифной сетке является составной частью тарифной системы. Тарифная система - это совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от его сложности. К числу основных нормативов, включаемых в тарифную систему и являющихся, таким образом, ее основными элементами, относятся тарифная сетка и тарифная ставка, тарифно-квалификационный справочник.

Тарифная сетка представляет собой совокупность разрядов и тарифных коэффициентов, которые показывают различия в сложности труда и квалификации работников и в зависимости от этого – дифференциацию их заработной платы. В настоящее время для бюджетных организаций действует Единая тарифная сетка по оплате труда. Не бюджетные организации имеют право самостоятельно разрабатывать тарифные условия оплаты труда. Основное отличие ЕТС от действовавших ранее тарифных сеток в том, что она является единой для рабочих и служащих. Рабочие тарифицируются по первым восьми разрядам, служащие – с первого по восемнадцатый. Тарифная сетка состоит из разрядов и тарифных коэффициентов. Разряд – показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации рабочего. Тарифный коэффициент показывает, насколько тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого или предыдущего разряда.

Тарифные ставки выражают в денежной форме размер оплаты труда рабочих на различных видах работ за соответствующую единицу рабочего времени – час, день, месяц. Тарифную ставку, соответствующую тому или иному разряду, получают путем умножения тарифной ставки 1-го разряда на тарифный  коэффициент соответствующего разряда. Размеры тарифных ставок могут устанавливаться или в виде фиксированных однозначных величин, или в виде «веток», определяющих  предельные значения.

Для тарификации работ и присвоения тарифно-квалификационных разрядов предназначены  тарифно-квалификационные  справочники. Они разрабатываются Центральным бюро нормативов по труду, утверждаются Министерством труда России. В тарифно-квалификационный справочник включены тарифно-квалификационные характеристики: они содержат требования, предъявляемые к тому или иному разряду работника соответствующей профессии, к его практическим и теоретическим знаниям, к образовательному уровню, описанию работ, наиболее часто встречающихся по профессиям и квалификационным разрядам.

Бестарифная система оплаты труда представляет собой такую   систему, при которой заработная плата всех работников  представляет собой  долю каждого работающего в фонде оплаты труда. Бестарифная система оплаты труда используется в условиях рыночной экономики, важнейший показатель которой по каждому предприятию является объем реализованной  продукции   и услуг. Чем больше объем реализованной продукции, тем более эффективно работает данное предприятие, следовательно, и заработная плата корректируется  в зависимости от объема производства.  Эта система используется для управления персонала вспомогательных рабочих, для работников  с повременной оплатой труда. Разновидностью бестарифной системы оплаты труда является контрактная система.  При контрактной форме найма работников начисление заработной платы осуществляется в полном соответствии с условиями контракта, в котором  оговариваются: условия труда, права и обязанности, режим работы и уровень оплаты труда, конкретное задание, последствия в случае досрочного расторжения договора.

Контракт подписывается руководителем предприятия и работником. Он является основой для решения всех трудовых споров[14].

Кроме тарифной заработной платы действующим законодательством предусмотрены различные доплаты за отступления от нормальных условий труда. К таким доплатам относятся доплаты за работу в ночное и сверхурочное время, выходные и праздничные дни, временное заместительство отсутствующего работника, руководство бригадой, за выполнение работ требующих более высокой квалификации, классность шоферам и другие. Порядок расчета различных доплат различен. Размеры и условия выплат определяются в коллективном договоре.

Ставки заработной платы (оклады) работников образовательных учреждений определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) 1-го разряда ЕТС на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду. При определении разряда оплаты труда руководящих работников образовательных учреждений (директоров, заведующих, начальников, их заместителей, руководителей филиалов, старших мастеров) учитываются:

- группа по оплате труда, к которой отнесено образовательное учреждение;

- квалификационная категория, присвоенная по результатам аттестации.[15]

Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются по разрядам оплаты труда в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. Изменение размеров ставок заработной платы, должностных окладов производится:

- при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности – со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;

- при получении образования или восстановлении документов об образовании со дня предоставления соответствующего документа;

- при присвоении квалификационной категории – со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

- при присвоении почетного звания – со дня присвоения;

- при присуждении ученой степени кандидата наук – со дня вынесения решения;

- при присуждении ученой степени доктора наук – со дня присуждения.

Статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», для педагогических работников предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36  часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемыми правительством Российской Федерации. В зависимости от должности и специальности, педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом особенностей их труда, продолжительность рабочего времени ( нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с Типовым положением  об общеобразовательном учреждении РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 и Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001г. № 20-58-196/20-5/7), объем учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательного учреждения устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы. Таким образом, ставки заработной платы (должностные оклады) учителей, преподавателей и других педагогических работников выплачиваются:

а) за 18 часов преподавательской работы в неделю (3 часа в день):

- учителям V- XI (XII) классов образовательных учреждений; учителям трудового обучения II-IX классов специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением; преподавателям общеобразовательных музыкальных и художественных учреждений; преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей Министерства культуры Российской Федерации; учителям, учителям-дифектологам и логопедам  учреждений здравоохранения и социальной защиты; педагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки образовательных учреждений дополнительного образования детей.

б) за 20 часов преподавательской работы в неделю:

- учителям I-IV классов; учителям–дефектологам, учителям-логопедам образовательных учреждений.

в)  за 24 часа преподавательской работы в неделю:

- преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей системы Министерства культуры Российской Федерации; I-II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ.

г)  за 25 часов педагогической работы в неделю:

- воспитателям  специальных (коррекционных) образовательных учреждений   (групп) для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.

д) за 30 часов педагогической работы в неделю:

- воспитателям образовательных учреждений, учреждений здравоохранения; приемников-распределителей; инструкторам по физкультуре образовательных учреждений.

е) за 36 часов педагогической работы в неделю:

- педагогам-психологам; методистам образовательных учреждений; социальным педагогам; cтаршим вожатым; преподавателям-организаторам.

Ставки заработной платы всех перечисленных педагогических работников устанавливаются исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками (занятиями), являются рабочим временем учителя. За часы педагогической работы сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере. Работникам образовательных учреждений, не перечисленным выше, устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. В отличии от порядка оплаты труда педагогических работников, предусмотренного за педагогическую работу сверх установленной нормы за ставку заработной платы, на которую педагогические работники соглашаются добровольно при распределении учебной нагрузки или для временной замены отсутствующего работника, иногда в образовательных учреждениях возникает ситуация, когда работник не может оставить свое рабочее место после окончания рабочей смены и вынужден продолжить работу сверхурочно.

Информация о работе Организация и форма оплаты труда в муниципальных учреждениях