Основные направления совершенствования учета и анализа доходов и расходов коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является углубленное изучение существующей практики учета и анализа доходов и расходов коммерческого банка, выявление имеющихся недостатков и разработка предложений по их устранению и совершенствованию учета и анализа доходов и расходов.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы бухгалтерского учета доходов и расходов кредитных организаций
1.1. Характеристика доходов и расходов коммерческих банков и их классификация
1.2. Значение и задачи бухгалтерского учета доходов и расходов в банках и его нормативное регулирование
1.3. Экономическая характеристика основных показателей деятельности Чувашского отделения Сбербанка России № 8613
2. Организация бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих банков и его анализ
2.1 Аналитический и синтетический учет доходов в условиях МСФО
2.2. Аналитический и синтетический учет расходов банка
2.3. Анализ доходов коммерческого банка
2.4. Анализ расходов коммерческого банка
3. Основные направления совершенствования учета и анализа доходов и расходов коммерческих банков
3.1 Пути совершенствования бухгалтерского учета доходов и расходов в современных условиях развития банковской системы
3.2 Повышение эффективности деятельности кредитной организации
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Диплом последняя версия.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

 

Показатель процентный разброс в 2010 году превысил минимально необходимое значение в 7 раз, что свидетельствует о высоком качестве доходной базы банка и эффективным банковским контролем за расходами.

Таким образом, в период с 2009 по 2010 гг. прибыль банка значительно увеличилась. В 2010 году мы наблюдаем огромный рост прибыли – она возросла на 7,8 раза по сравнению с 2009 годом и составила 549 470 тыс. руб., что говорит об успешной деятельности банка в отчетном периоде.

В 2010 году по сравнению с 2009 значительно снизились процентные доходы – на 3 185 585 тыс. руб. или на 42,4% и составили 4 326 276 тыс. руб. В основном это произошло из-за уменьшения доходов от ссуд, предоставленных клиентам (не кредитным организациям) - показатель уменьшился на 1 262 191 тыс. руб.  Процентные расходы наоборот снизились – на 1 422 298 тыс. руб. или на 42,3% и составили 1 936 815 тыс. руб.

В 2010г. Чувашским отделением Сбербанка РФ №8613  получено в основном положительные результаты от осуществления хозяйственной деятельности и банк смог стабилизировать ситуацию, завершить год с положительным финансовым результатом и выйти на рентабельный уровень деятельности.


2.         Основные направления совершенствования учета и анализа
доходов и расходов коммерческих банков
3.1 Пути совершенствования бухгалтерского учета доходов и
расходов в современных условиях развития банковской системы

Главной стратегической целью деятельности любого коммерческого банка является сохранение достигнутых им позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг, а также активно расширяющего свое присутствие в других секторах рынка.

Наряду с существующим ростом показателей развития банковского сектора сохраняются проблемы ведения и учета банковского бизнеса, вследствие которых конкурентоспособность российских кредитных организаций и банковского сектора в целом остается недостаточной. Это обусловлено различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора.

К внешним факторам относятся, в частности, недиверсифицированность экономики и общий дефицит ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов, высокий уровень административных расходов кредитных организаций, в том числе связанных с проведением проверок соблюдения бухгалтерского учета и хранением больших объемов документов в бумажной форме. Мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с которым приходится сталкиваться как самим банкам, так и регуляторам.

В качестве внутренних недостатков банковского сектора можно отметить:

- существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность бухгалтерского учета и отчетности, приводящее к снижению информации о работе кредитных организаций;

- недостаточная технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленная в том числе неупорядоченностью в сфере применения информационных технологий в банковской деятельности, включая технологии банковского обслуживания;

- неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;

- безответственность владельцев при принятии бизнес-решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости и т.д.

Так, например, особенностью Сберегательного банка является уникальная разветвленная сеть отделений банка – это одно из его достижений и ее упрочнение является одной из первоочередных задач в настоящее время. Однако, негативными факторами следует считать недостаточный, хотя и растущий уровень капитализации, громоздкую организационную структуру и высокий кредитный риск, характерный для российской экономики в целом.

Большой штат, многофилиальная сеть и необходимость обработки тонн бумажной документации — очевидные слабые места крупных коммерческих банков. Переход к электронному документообороту и более агрессивное продвижение каналов дистанционного обслуживания будет способствовать существенной экономии. В рамках повышения эффективности капитальных затрат и для обеспечения перехода к единым информационным стандартам Сбербанк РФ прорабатывает вопрос о консолидации большого числа существующих территориально распределенных центров обработки данных. Одним из таких центров будет располагаться в Нижнем Новгороде – Волго-Вятском банке.

Так как Чувашское отделение Сбербанка РФ №8613 подчиняется Волго-Вятскому банку весь бухгалтерский учет и отчетность будет осуществляться только в данном банке, т.е. службы бухгалтерии с 1 июля 2011 года в Чувашии больше не будет, она реорганизуется. Все бухгалтера 56 человек по своему желанию либо будут работать в должности кассира – операциониста, либо уволятся.

Процесс передачи бухгалтерской информации при этом будет выглядеть следующим образом рис. 14. В Яльчикском районе Чувашской Республики имеются 5 операционных касс Сбербанка, которые расположены в деревнях и селах: Кильдюшево, Лащ Таяба, Малая таяба, Новые Шимкусы, Сабанчино. Все хозяйственные операции, совершаемые за день кассирами-операционистами в различных операционных кассах в конце рабочего дня будут, автоматически рассчитаны и итоги за день будут переданы в районные центры. В нашем случае информация передается Яльчикскому ОСБ, которое подсчитывает итоги всех операционных касс и отправляет в Канашское ОСБ. 

Рис. 14. Технология передачи бухгалтерской информации

В свою очередь Канашскому ОСБ подчиняются: Вурнарский, Янтиковский, Ибресинский, Комсомольский, Яльчикский, Батыревский и Шемуршинский ОСБ, которые так же отправляют ему свои итоговые данные за день. Затем Канашское ОСБ объединяет все итоги хозяйственных операций и передает Чувашскому отделению №8613. В Чувашское ОСБ будут собираться все итоговые данные дополнительных офисов Чувашской Республики в целом и будет составлена единая консолидированная информация. Эта информация банк передаст в Волго-Вятский банк Сбербанка России, где только здесь будет формироваться вся отчетность: баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.

В Чувашском ОСБ №8613 вместо отчетности служба экономического анализа будет составлять таблицу в формате «Excel»: «Анализ активов и пассивов Чувашского ОСБ» и «Анализ доходов и расходов Банка». На основании данных таблиц руководству придется принимать все необходимые управленческие решения. Такое совершенствование в Стратегии развития Сбербанка носит название «реинжиниринг процессов» - ориентация на потребности клиента, а не на проводки и балансы.

В результате реорганизации расходы по заработной плате за год сократятся на 20 480 тыс. руб. при увольнении всех сотрудников бухгалтерии, т.к. средняя зарплата одного бухгалтера составляет 30 476, 62 руб. в месяц. Следом уменьшатся взносы по единому налогу на 6 963 тыс. руб. в год. Если же сотрудники останутся в должности операциониста-кассира, то снизятся расходы, направленные на обучение, да и заработная плата кассиров не превышает 20 тыс. руб. в месяц. Притом, что если больше половины сотрудников останутся все равно будет экономия административно хозяйственный расходов свыше 10 000 тыс. руб.

Результатом предполагаемых изменений технологий и организации работы Банка станет существенный рост производительности труда и эффективности систем управления, который создаст возможности для высвобождения значительных трудовых ресурсов.

Совершенствование учета в кредитной организации не возможно без изучения нормативной базы. Как мы уже знаем доходы и расходы учитываются в соответствии с Положением Банка России №302-П. До этого нормативного документа существовало Положение № 205-П от 5 декабря 2002 г.

Как видно из рисунка 15 в этих документах есть существенные отличия, как по отражению на счетах второго порядка, так и по ее классификации.

В положении №205-П финансовые результаты учитывались на счете первого порядка, начиная с 701 доходы, 702 – расходы и по 705 – использование прибыли. Сейчас же доходы и расходы учитываются на счете 706, использование прибыли – остался таким же на 705  счете, а финансовый результат текущего года – 707 счете.

Впервые в правилах бухгалтерского учета в банках появился термин «встроенные производные инструменты, неотделяемые от основного договора». Рассмотрим особенности их бухгалтерского учета с 1 января 2008 года.

Термин «финансовый инструмент» употребляется в двух значениях: во-первых, это «контракт, результатом которого является появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта», а во-вторых, «это могут быть денежные средства, финансовые вложения и различные виды задолженности».

Рис. 15. Разница между счетами второго порядка по учету доходов и расходов коммерческих банков

Производный финансовый инструмент — это финансовый инструмент, стоимость которого меняется в результате изменения базисной переменной, для приобретения которого требуются относительно небольшие инвестиции и расчеты по которому предполагается произвести в будущем. Типичными примерами производных финансовых инструментов являются фьючерсные, форвардные, опционные контракты и свопы.

В соответствии с приложением 3 к «Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», под встроенным производным инструментом, неотделяемым от основного договора (далее — НВПИ), понимается «условие договора, определяющее конкретную величину требований и (или) обязательств не в абсолютной сумме, а расчетным путем на основании курса валют (в том числе путем применения валютной оговорки), рыночной (биржевой) цены на ценные бумаги или иные активы, ставки (за исключением ставки процента), индекса или другой переменной».

В определении НВПИ, которое в Правилах дано Банком России, в соответствии «под валютной оговоркой понимается условие договора, согласно которому требование и (или) обязательство подлежит исполнению в оговоренной валюте (валюта обязательства), но в сумме, эквивалентной определенной сумме в другой валюте (валюта-эквивалент) или условных единицах по согласованному курсу.

Под валютой обязательства понимается также валюта погашения долгового обязательства, если в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиями выпуска или непосредственно в долговом обязательстве (например: оговорка эффективного платежа в векселе) однозначно определено его погашение в конкретной валюте, отличной от валюты номинала. В таких случаях валюта номинала долгового обязательства признается валютой-эквивалентом».

Это означает, что вексель с валютной оговоркой или без оговорки эффективного платежа также можно отнести к НВПИ, а, следовательно, и переоценивать по специальным счетам доходов, расходов или переоценки НВПИ (соответственно 70605, 70705 и 70610, 70710).

Учет операции с применением НВПИ происходит в соответствии с правилами учета соответствующей операции, а сумма полученного дохода или расхода отражается на соответствующих счетах дохода или расхода с учетом возникающей разницы при переоценке. Таким образом, можно вывести основные принципы организации учета НВПИ:

1. Учету подлежит только операция по основному финансовому инструменту в соответствии с правилами учета этой операции, например как срочной сделки.

2. «Активы, требования и (или) обязательства, конкретная величина (стоимость) которых определяется с применением НВПИ, подлежат обязательной переоценке (перерасчету) в последний рабочий день месяца. Кредитная организация вправе установить периодичность переоценки (перерасчета) в течение месяца, утвердив ее в учетной политике» (п. 7.3 Приложения 3 к Правилам).

3. «Увеличение сумм требований (стоимости активов) либо уменьшение сумм обязательств при очередной переоценке (перерасчете) или исполнении по сравнению с предыдущей переоценкой (датой принятия к учету) отражается в корреспонденции со счетами по учету положительной переоценки НВПИ»:

Дт счетов по учету НВПИ

Кт 70605 «Доходы от применения встроенных производных инструментов, неотделяемых от основного договора» по символам 15201–15204.

4. «Уменьшение сумм требований (стоимости активов) либо увеличение сумм обязательств при очередной переоценке или исполнении по сравнению с предыдущей переоценкой (датой принятия к учету) отражается в корреспонденции со счетами по учету отрицательной переоценки НВПИ»:

Дт 70610 «Расходы от применения встроенных производных инструментов, неотделяемых от основного договора» по соответствующим символам 24201–24204
Кт счетов по учету НВПИ.

5. «Если в соответствии с условиями договора конкретная величина требования (стоимость актива) или обязательства определяется с применением двух и более НВПИ, то переоценка (перерасчет) осуществляется по каждому НВПИ».

6. «Суммирование или зачет результатов переоценки (перерасчета) разных НВПИ не допускается».

7. В Отчете о прибылях и убытках доходы и расходы от применения НВПИ (в том числе разницы, связанные с применением НВПИ) отражаются по символам 15201–15204 подраздела 2 «Доходы от применения встроенных производных инструментов, неотделяемых от основного договора» (балансовый счет 70605, а при составлении годового бухгалтерского отчета — балансовый счет 70705) раздела 5 «Положительная переоценка» главы I «Доходы» и символам 24201–24204 подраздела 2 «Расходы от применения встроенных производных инструментов, неотделяемых от основного договора» (балансовый счет 70610, а при составлении годового бухгалтерского отчета — балансовый счет 70710) раздела 4 «Отрицательная переоценка» главы II «Расходы».

Информация о работе Основные направления совершенствования учета и анализа доходов и расходов коммерческих банков