Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2012 в 19:44, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является углубленное изучение существующей практики учета и анализа доходов и расходов коммерческого банка, выявление имеющихся недостатков и разработка предложений по их устранению и совершенствованию учета и анализа доходов и расходов.
Введение
1. Теоретические основы бухгалтерского учета доходов и расходов кредитных организаций
1.1. Характеристика доходов и расходов коммерческих банков и их классификация
1.2. Значение и задачи бухгалтерского учета доходов и расходов в банках и его нормативное регулирование
1.3. Экономическая характеристика основных показателей деятельности Чувашского отделения Сбербанка России № 8613
2. Организация бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих банков и его анализ
2.1 Аналитический и синтетический учет доходов в условиях МСФО
2.2. Аналитический и синтетический учет расходов банка
2.3. Анализ доходов коммерческого банка
2.4. Анализ расходов коммерческого банка
3. Основные направления совершенствования учета и анализа доходов и расходов коммерческих банков
3.1 Пути совершенствования бухгалтерского учета доходов и расходов в современных условиях развития банковской системы
3.2 Повышение эффективности деятельности кредитной организации
Заключение
Список использованных источников
Рис. 3 Классификация доходов коммерческого банка
Операции доверительного управления основаны на управлении имуществом клиентов (ценными бумагами, вкладами, иным имуществом), при этом в результате деятельности банк получает комиссионное вознаграждение.
При расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц, а также при привлечении денежных ресурсов физических лиц во вклады устанавливаются комиссионные сборы за совершение банком некоторых операций, например, открытие и ведение счета, предоставление выписок по счету клиента, осуществление переводов, исполнение поручений физических лиц.
Банки могут оказывать нетрадиционные услуги, такие как информационные, консультационные, лизинговые. Доход по нетрадиционным операциям банки получают либо в виде комиссионных, либо в виде платы за обслуживание. Плата по лизинговым операциям включает лизинговые платежи и комиссию [37, с.26].
Обычно под затратами в банковской практике понимают расходы, связанные с потребляемыми ресурсами на осуществление активных операций банка, содержание материальной базы и обслуживание банковской деятельности. Однако для управления затратами руководству нужны не просто данные по их объему, а информация об издержках на что-либо, т.е. на организационное подразделение, производимые продукты, оказываемые услуги или на «объект учета затрат».
Все затраты банка, возникающие в процессе осуществления его деятельности экономист Р. Г. Ольхова приводит по следующей классификации расходов (Рис. 4).
Рис. 4. Классификация расходов банка
По составу выделяют фактические затраты, т.е. уже произведенные и учтенные в данном периоде, и плановые, или прогнозные, будущие затраты банка.
По отношению к объему производства затраты подразделяются на переменные и постоянные. К переменным относятся затраты, сумма которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производимого продукта. В банковской практике – это, прежде всего процентные расходы, объем которых зависит от суммы привлекаемых банком средств для финансирования активных операций. Переменные издержки возрастают или уменьшаются одновременно с ростом или уменьшением объемов производимых продуктов и оказываемых услуг.
Постоянные затраты — часть затрат за определенный период, общая сумма которых остается неизменной при изменении объемов производства. Например, заработная плата сотрудникам банка, арендная плата за помещение. Такие затраты могут возрастать с течением времени, но они не изменяются прямо пропорционально изменению объема производства.
По степени усреднения затраты делятся на общие и средние (затраты на единицу). Под общими затратами понимают всю сумму затрат на производство продукта. Средние затраты на единицу продукции представляют собой частное от деления всей суммы затрат на объем производства. Однако величина затрат на единицу продукта изменяется иным образом, чем вся сумма затрат.
По функции управления затраты классифицируются на производственные — затраты на изготовление продукта; коммерческие — затраты на маркетинг, рекламу; административные — содержание аппарата управления, обеспечение хозяйственной деятельности.
По способу отнесения на себестоимость объекта затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми являются затраты, прямо «вносимые на объект. В банковской практике объектами, на которые относят затраты, могут быть продукты (кредиты, депозиты), отдельные структурные подразделения.
Затраты, которые не могут быть отнесены к отдельным подразделениям или на отдельные продукты, называются косвенными затратами подразделения или продукта Затраты на рекламу — косвенные расходы каждого из подразделений банка. Заработная плата одного из руководителей банка, курирующего подразделения, размещающие средства, — это косвенные затраты для этих подразделений [54, с.127].
Полную классификацию доходов и расходов (см. приложение 1) банка в разрезе отдельных укрупненных групп можно представить следующим образом (табл.1).
Также к расходам банка относятся: материальные расходы; расходы на оплату труда; расходы на содержание и ремонт основных средств; расходы на научные исследования, расходы по уплате налогов и т.д. [20, с.238].
Таблица 1
Классификация доходов и расходов банка в соответствии с отчетом о прибылях и убытках
Доходы банка | Расходы банка |
А. Доходы от банковских операций и других сделок | А. Расходы по банковским операциям и другим сделкам |
1. Процентные доходы, в том числе: | 1. Процентные расходы, в том числе |
1.1. По предоставленным кредитам | 1.1. По полученным кредитам от |
1.2. По прочим размещенным средствам | 1.2. По денежным средствам на банковских счетах клиентов — юридических и физических лиц |
1.3. По денежным средствам на счетах | 1.3. По депозитам юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов РФ) |
1.4. По депозитам, размещенным | 1.4. По прочим привлеченным средствам юридических лиц |
1.5. По вложениям в долговые обязательства (кроме векселей) | 1.5. По прочим привлеченным средствам клиентов — физических лиц (резидентов и нерезидентов РФ) |
1.6. По учтенным векселям | 1.6. По выпущенным долговым обязательствам |
2. Другие доходы от банковских операций и др. сделок: | 2. Другие расходы по банковским операциям и другим сделкам: |
2.1. Доходы от открытия и ведения банковских счетов, расчетного и кассового обслуживания клиентов | 2.1. Расходы по купле-продаже иностранной валюты в наличной и безналичной формах |
2.2. Доходы от купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах | 2.2. Расходы по проведению других сделок
|
Б. Операционные доходы | Б. Операционные расходы |
1. Доходы от операций с ценными бумагами (кроме процентных доходов по долговым обязательствам и переоценки ценных бумаг) | 3. Расходы по операциям с ценными бумагами (кроме процентов и переоценки) |
2. Доходы от участия в уставных капиталах других организаций | 3.1. Расходы по операциям с приобретенными и выпущенными ценными бумагами |
3. Доходы, связанные с предоставлением за плату активов во временное пользование (временное владение и пользование) | 4. Отрицательная переоценка: от ценных бумаг, средств в иностранной валюте, драгоценных металлов; от применения НВПИ |
4. Доходы от выбытия (реализации) имущества | 5. Другие операционные расходы: 5.1. Расходы по расчетным (беспоставочным) срочным сделкам |
5. Доходы, связанные с формированием и восстановлением резервов на возможные потери | 5.2. Другие операционные расходы: - от передачи активов в доверительное управление; - отчисления в резервы на возможные потери; прочие операционные расходы и т.д. |
Продолжение табл. 1 | |
6. Доходы от переоценки средств в иностранной валюте, драгоценных металлов, ценных бумаг, НВПИ | 6. Расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации: 6.1. Расходы на содержание персонала 6.2. Амортизация (по основным средствам и НМА) 6.3.Расходы, связанные с содержанием (эксплуатацией) имущества и его выбытием 6.4. Расходы по банковским операциям и сделкам и др.) |
В. Прочие доходы | В. Прочие расходы |
1. Штрафы, пени, неустойки полученные | 7.1. Штрафы, пени, неустойки уплаченные |
2. Доходы по операциям привлечения и предоставления (размещения) денежных средств | 7.2. Расходы по операциям привлечения и предоставления (размещения) денежных средств |
3. Доходы от безвозмездно полученного имущества и т.д. | 7.3. По другим банковским операциям и сделкам и т.д. |
Кредитные организации самостоятельно признают доходы и расходы операционными либо прочими, исходя из их характера, условия получения и видов операций с учетом действующего законодательства.
В бухгалтерском учете доходы признаются при наличии следующих условий:
а) право на получение этого дохода кредитной организацией вытекает из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом;
б) сумма дохода может быть определена;
в) отсутствует неопределенность в получении дохода;
г) в результате конкретной операции по поставке (реализации) актива, выполнению работ, оказанию услуг право собственности на поставляемый актив перешло от кредитной организации к покупателю или работа принята заказчиком, услуга оказана.
В целях полного, достоверного и своевременного отражения в бухгалтерском учете доходов от поставки (реализации) активов (за исключением купли-продажи иностранной валюты) применяются балансовые счета по учету выбытия (реализации).
Для признания расходов необходимо выполнение следующих условий:
а) расход производится (возникает) в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и иных нормативных актов, обычаями делового оборота;
б) сумма расхода может быть определена;
в) отсутствует неопределенность в отношении расхода.
При невыполнении перечисленных условий в отношении денежных средств или иных активов, фактически полученных кредитной организацией, в учете признается обязательство (в том числе в виде кредиторской задолженности), а не доход; если в отношении уплаченных средств условия не выполняются, то в учете признается соответствующий актив (требование, в том числе в виде дебиторской задолженности).
Таким образом, финансовый результат деятельности кредитных организаций зависит от величины доходов, генерируемых основными направлениями банковского бизнеса, и объема произведенных расходов (затрат). Доходами признается увеличение экономических выгод, приводящее к увеличению собственных средств банка за исключением вкладов акционеров или участников банка, а расходами признается уменьшение экономических выгод, приводящее к уменьшению собственных средств, то есть капитала, кроме тех случаев, когда происходит распределение дохода между акционерами или участниками.
Получаемые банком доходы должны покрывать его расходы и создавать прибыль. Часть доходов банка направляется на создание резервов для покрытия потенциальных рисков. Банк должен обеспечить не только достаточность объема доходов для покрытия своих расходов, но и ритмичность их поступления.
Все банковские доходы и расходы можно классифицировать по ряду признаков. Несмотря на достаточно подробное изучение указанного вопроса в учебниках и учебных пособиях по банковскому делу разных авторов, современная банковская практика обуславливает необходимость дополнения существующих классификаций. В связи с этим правильная классификация доходов и расходов дает возможность кредитной организации рационально расставить приоритеты для банка, сформировать и предоставить точный оперативный их учет. Она также обеспечивает ясность и легкость в постановке задач перед банком и облегчает контроль над их выполнением.
Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. Основной целью бухгалтерского учета доходов и расходов является обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией об их составе, дате признания и размере всех заинтересованных пользователей: в первую очередь собственников, учредителей и акционеров, а также внутренних пользователей. В вязи с этим, основными задачами бухгалтерского учета доходов и расходов в кредитных организациях РФ являются:
правильность оформления первичных документов по учету доходов и расходов;
полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций по формированию доходов и расходов банка;
обеспечение соответствия оформленных банком бухгалтерских операций действующему законодательству;
обеспечение соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета доходов и расходов и их достоверное отражение в бухгалтерской отчетности;
выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации и предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;
постоянный контроль и анализ доходности банка, ликвидности баланса на основе информации, содержащейся в финансовой отчетности.
Для полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов бухгалтер должен знать и выполнять требования нормативных актов, регулирующих данный раздел учетной работы. В настоящее время организация бухгалтерского учета в кредитных организациях основывается на системе нормативного регулирования, состоящей из четырех уровней, в которых выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.
Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета, в том числе доходов и расходов коммерческих банков являются:
1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 71 (пункты «ж», «р») во взаимосвязи с ее ст. 8 (ч.1), 29 (ч.4), 34 и 114 (п. «б» ч.1) следует, что в РФ официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики; обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске, бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя российской Федерации;
2) Гражданский кодекс Российской Федерации. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй его части закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка;
3) Налоговый кодекс Российской Федерации. Первая его часть определяет общие положения о налогах и сборах, а вторая – в ст. 249 «Доходы от реализации», ст. 250 «Внереализационные доходы», ст. 254 «Материальные расходы» и ст. 269 «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам», также выделены особенности определения доходов и расходов банка ст. 290 и 291, где представлен обширный перечень доходов и расходов от осуществления банковской деятельности, кроме выше указанных статей.
4) Федеральные законы: от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и дополнениями); от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями); от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с последующими изменениями и дополнениями); от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с последующими изменениями и дополнениями); от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Основные нормы, связанные с бухгалтерской отчетностью, определены Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В небольшом по объему, но содержательном по смыслу Законе сформулированы основы бухгалтерского учета в России с учетом потребностей развивающихся рыночных отношений и необходимостью адаптации к международным правилам. Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории России. Он представляет широкие полномочия руководителям: выбор форм организации бухгалтерского учета, участие в формировании учетной политики и др. Руководитель несет персональную ответственность за полное и своевременное представление бухгалтерской отчетности.