Особенности организации банковского аудита ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 06:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение вопросов учёта операций коммерческих банков с ценными бумагами в части практического применения действующих Плана счетов бухгалтерского учёта и Правил ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, а также рассмотрение особенностей финансовой отчетности банков в соответствии с МСФО.
В рамках данной цели поставлены и решены следующие задачи:
- описаны принципы и особенности организации бухгалтерского учета в кредитных организациях КР;
- рассмотрены особенности организации банковского аудита;
- рассмотрены проблемы перехода на международные принципы учета в банках.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Особенности организации бухгалтерского учета в коммерческих банках

Организационные вопросы бухгалтерского учета в коммерческих банках

4
Совершенствование нормативной базы ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях

16
Глава 2. Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами в ОАО «Коммерческий банк Кыргызстан»

2.1 Общеэкономическая характеристика ОАО «Коммерческий банк Кыргызстан»

21
2.2 Принципы отражения вложений в ценные бумаги на счетах бухгалтерского учета

31
Учет активных операций с ценными бумагами
43
Учет пассивных операций с ценными бумагами
58
Глава 3. Особенности организации банковского аудита ценных бумаг

3.1 Методика проведения банковского аудита
64
3.2 Особенности аудита финансовой отчетности коммерческого банка, составленной в соответствии с МСФО

72
Заключение
81
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

учет и аудит опер.с ценными бумагами в КБ.docx

— 123.09 Кб (Скачать файл)

Внутренний аудит может  рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого  контроля. Исторически характер внутреннего  контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового  управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был  смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных  контрольных процедур. В последующем  внимание аудиторов стало акцентироваться  не только на том, как функционируют  системы контроля и обработки  информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.

В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения  в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для  принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа  информации. Внутренние аудиторы предпочли  бы, чтобы эта тенденция усиливалась  и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой  управленческой контролирующей деятельности.

Стоимость аудиторских услуг  определяется договором, заключаемым  аудиторскими фирмами с банками. Договор может заключаться как  на проведение разовой проверки, так  и на аудиторское обслуживание в  течение определенного периода  времени.

Аудиторское предприятие (организация) при выполнении своей работы в  соответствии с Положением об аудиторской  деятельности в банковской системе  КР имеет право:

  • получать от руководителей банков и других кредитных учреждений все документы, касающиеся деятельности банков;
  • присутствовать на общих собраниях учредителей (акционеров) банков, заседаниях правлений при обсуждении любого вопроса, который входит в компетенцию аудиторов;
  • требовать от любого сотрудника проверяемого банка такую информацию и разъяснения, которые необходимы для выполнения аудиторами своей работы;
  • проверять в любое время все первичные бухгалтерские документы контролируемого банка.

Аудиторское предприятие (организация) обязано предоставлять объективное  аудиторское заключение:

  • о достоверности данных бухгалтерского баланса банка на дату составления отчета;
  • о соответствии бухгалтерского учета требованиям нормативных документов; о соблюдении банком банковского законодательства Кыргызской Республики;
  • о соответствии результатов финансово-хозяйственной деятельности банка его отчетности;
  • о правильности объявления налогооблагаемой прибыли; о злоупотреблениях. В случае их выявления предоставлять информацию правоохранительным и финансовым органам и Национальному банку КР.

Аудиторская фирма может  не подтвердить отчетность банка, если:

  • в ходе аудита установлены серьезные недостатки;
  • на аудиторов оказывалось давление;
  • отсутствует возможность установления достоверности отчетности.

Все нюансы указываются в  аудиторском заключении. В таких  случаях учредители и руководители банка обязаны в течение месяца от даты составления аудиторского заключения устранить выявленные недостатки и  обстоятельства, мешающие подтверждению  отчетности, и представить исправленный отчет вновь на рассмотрение аудиторской  фирмы.

При выявлении незначительных недостатков, не нанесших ущерба интересам  государства, вкладчиков и учредителей  коммерческого банка, аудиторская  фирма подтверждает отчетность, указав в аудиторском заключении характер установленных недостатков.

Руководители аудиторских  фирм и аудиторы несут ответственность  за подтверждение отчетности банков в порядке, установленном для  должностных лиц, имеющих право  подписи отчетных документов.

Право проверки деятельности банковских аудиторских предприятий (организаций) и аудиторов имеют  Национальный банк КР и его учреждения, а также другие государственные контролирующие органы в пределах их компетенции, определенной законодательством.

Внешний аудит взаимосвязан с внутренним аудитом. Прежде всего  оценивается организация и действенность  внутреннего контроля. При этом устанавливаются: степень объективности внутреннего  аудита; независимость; компетентность; объем выполняемых функций.

Аудиторы изучают всю  деятельность проверяемого банка. Для  объективной оценки необходимо прежде всего рассмотреть состояние  активных и пассивных операций, которые  должны: носить подлинный характер; быть правильно оценены; быть правильно  отражены в бухгалтерском отчете; отвечать требованиям законодательства по этим операциям.

Итак, аудитор определил  объем работы и теперь приступает к выбору методов или приемов  проверок.

Выбор метода проверки определяется репутацией банка и возможным  аудиторским удовлетворением (т.е. уверенностью в качестве проверки). При выборе метода проверки различают:

  • контрольные приемы;
  • аналитические приемы;
  • детальное изучение операций.

К контрольным приемам  относятся: качество контроля со стороны  руководства банка; наличие компьютерных контрольных систем; физический контроль, т. е. проверка активов в натуре (денежные знаки, ценные бумаги и т. д.).

К аналитическим приемам  относятся: рассылка писем клиентам для подтверждения суммы кредита  или остатка счета; изучение, например, темпов роста или снижения операций, доходов текущего и предыдущего  года.

Фактическая проверка производится с целью установления реальности, т. е. действительности совершения, операций. Она проводится по документам, бухгалтерскому учету банка, его пайщиков и клиентов, в финансовых органах. Получение и выдача денег и материальных ценностей устанавливается с помощью опроса или по справкам юридических и физических лиц. Фактическое выполнение оплаченных работ, приобретенных основных средств и оборудования проверяется путем осмотра объекта в натуре, установления расхода материалов и денег на заработную плату. Оплаченные услуги также проверяются в натуре по соответствующим объектам. По учету у клиентов и банков-корреспондентов проверяется, нет ли среди действующих счетов фиктивных.

Посредством сверки бухгалтерских  записей с документами устанавливается  их обоснованность в бухгалтерском  учете.

Например, реализация документарных  ценных бумаг (акций, облигаций) должна быть учтена по внебалансовым счетам как расход бланков ценных бумаг. Она отражается и по балансовым счетам, как поступление наличных денег в кассу, либо как увеличение средств на корреспондентском счете банка при безналичных перечислениях. Приходный кассовый ордер должен соответствовать сумме стоимости ценных бумаг, реализованных за наличные деньги.

Детальное изучение операций наиболее трудоемко, но дает наибольшее аудиторское удовлетворение.

Выбор того или иного приема зависит от степени риска, определяемого  уровнем работы данного банка.

Экспресс- или предварительный  аудит должен присутствовать всегда, когда у аудиторской фирмы  появляется новый клиент. Как показывает практика наиболее успешно и динамично  развиваются те, аудиторские фирмы  которые стратегическим направлением считают приобретение и обслуживание долгосрочных, постоянных клиентов. В  краткосрочной перспективе для  аудиторской фирмы важнее удержать старых заказчиков, чем привлечение  новых. Поэтому при привлечении  нового клиента, необходимо до установления с ним официальных отношений, а еще лучше до начала переговоров, получить как можно больше информации о нем и проанализировать как повлияет появление нового клиента на уже сложившуюся клиентуру аудиторской фирмы.

Это особенно важно при  проведении банковского аудита. В  настоящее время, в условиях становления  банковской системы и стремительного нарастания конкуренции в банковской среде, довольно редка ситуация, когда  два крупных банка либо банки  из разных “дружественных” групп  обслуживались бы в одной аудиторской  компании. Поэтому важно понять не приведет ли появление нового банка  к потере крупного банка или группы банков.

При проведении предварительного аудита аудитор должен получить информацию о клиенте по следующим вопросам:

  • учредители банка;
  • круг партнеров банка, с которыми он наиболее активно работает;
  • сведения о руководителях банка;
  • возможность выдачи положительного аудиторского заключения, то есть отсутствие грубых нарушений и злоупотреблений в работе банка.

Особенностью проведения экспресс-аудита является ограниченность во времени и недостаточное количество документов, с которыми приходится работать. Поэтому для проведения экспресс-аудита привлекаются наиболее подготовленные и опытные аудиторы, которые способны за короткое время  представить положение дел в  банке и выявить все существенные нарушения в банке.

 

 

3.2 Особенности аудита финансовой  отчетности коммерческого банка,  составленной в соответствии с МСФО

 

Налоговая и финансовая отчетности существенно отличаются друг от друга, поскольку отличаются цели их пользователей. Потребитель налоговой отчетности — государство, ему нужно собирать налоги. Нередки случаи, когда составители налоговой отчетности сознательно занижают финансовые показатели для того, чтобы меньше заплатить налогов. В то же время банк должен иметь хорошие финансовые показатели и качественно поставленный бухгалтерский (финансовый) учет для того, чтобы его отчетность была понятна инвестору.

Планирование, организация  и проведение работ по аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются в соответствии с Государственным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и соответствующими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлениями Правительства КР от 23.09.2002 № 696, от 07.10.2004 № 532 «О внесении изменений в государственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства КР от 11.10.2004 г. 1 № 536 "О внесении изменений в Постановления Правительства Кыргызской Республики" от 8 мая 2003 г. № 266».

При планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских  процедур, а также при подготовке аудиторского заключения, аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений  финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок.

Искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности может явиться следствием ошибок и недобросовестных действий. Ошибка — непреднамеренное искажение  в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются:

— ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность;

— неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

— ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

В соответствии с Государственными правилами (стандартами) аудиторской деятельности под недобросовестными действиями понимаются преднамеренные действия, совершенные одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства и сотрудников аудируемого лица или третьих лиц с помощью незаконных действий (бездействия) для извлечения незаконных выгод. В Государственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности рассматриваются только' недобросовестные действия, являющиеся причиной существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности. Недобросовестные действия, совершенные представителями руководства аудируемого лица или представителями собственника, далее именуются недобросовестными действиями руководства, а недобросовестные действия, совершенные сотрудниками аудируемого лица, — недобросовестными действиями сотрудников. В обоих случаях в недобросовестных действиях могут участвовать третьи лица, не относящиеся к аудируемому лицу.

В условиях совершенствования  методов налогового администрирования  мнение аудитора о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности основывается на разумной уверенности. Ответственность за предотвращение и обнаружение недобросовестных действий и ошибок несут руководство  аудируемого лица и представители  собственника. Как понятие «недобросовестные  действия аудируемого лица», так и понятие «недобросовестность налогоплательщика» являются такими оценочными понятиями, которые наполняются содержанием в зависимости от того, как их трактуют правоприменительная практика (при налоговых спорах) и участники гражданского оборота (в данном случае — при аудиторских проверках). Соответственно недобросовестность действий аудируемого лица с точки зрения законодательства об аудите еще надо обосновать. Если аудитор необоснованно заявит в своем аудиторском заключении (которое прочтет неопределенный круг пользователей) о наличии признаков недобросовестности аудируемого лица в соответствии с ФСАД № 13, то он нанесет непоправимый вред деловой репутации аудируемого лица. Меры привлечения аудитора к ответственности за нанесение такого неоправданного вреда действующим законодательством в настоящее время не предусмотрены, однако в этом случае пострадает и деловая репутация самого аудитора на рынке аудиторских услуг.

Основной целью аудита, подготовленной в соответствии с  РПБУ бухгалтерской отчетности, является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта за год, закончившийся 31 декабря, исходя из требований законодательства Кыргызской Республики, а также предоставление детализированного отчета.

Информация о работе Особенности организации банковского аудита ценных бумаг