Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 00:19, отчет по практике
Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения, ускоряется оборачиваемость оборотных средств и усиливается контроль за процессом движения денежных средств.
Задачей преддипломной практики является освоение и закрепление знаний и умений студентов, полученных по всему курсу обучения, проверка возможностей будущего специалиста в условиях конкретного банка, подготовка материалов к дипломной работе.
Введение ………………………………………………………………...…….
3
1 Организационно-экономическая характеристика банка …………..……
5
2 Учет безналичных расчетов в ОАО «БПС-Сбербанк» …………...……..
13
2.1 Учет и документальное оформление банковских переводов посредством платежных поручений и платежных ордеров……....
18
2.2 Учет и документальное оформление банковских переводов посредством платежных требований …………………..…………..
22
2.3 Порядок проведения операций с расчетными документами, помещенными в картотеку к счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» ………………………..…………………….
27
2.4 Учет банковских переводов с использованием чеков и банковских платежных карточек ……………………………..………………….
30
2.5 Учет расчетов в форме аккредитива ……………...…………………
40
3 Анализ безналичных расчетов в ОАО «БПС-Сбербанк» ………….……
43
4 Аудит безналичных расчетов в ОАО «БПС-Сбербанк» ………………..
49
5 Индивидуальное задание: Методические основы учета и анализа безналичных расчетов …………………………………………...……….
54
5.1 Сущность и значение безналичного денежного оборота …….…….
54
5.2 Сущность безналичных расчетов и принципы их организации …...
55
5.3 Действующие формы безналичных расчетов в РБ и методика их учета и анализа ………………………………………………..………
59
Заключение …………………………………………………………..………
67
Список использованных источников ……………
Финансирование после отгрузки (т.е. после представления отгрузочных документов по аккредитиву) также может быть организовано БПС-Сбербанком в рамках кредитных линий иностранных банков. Открывая аккредитив в БПС-Сбербанке, клиенты имеют возможность получить краткосрочное финансирование либо отсрочку платежа на срок до нескольких лет на выгодных условиях.
Резервный аккредитив (аккредитив stand-by) — аккредитив, носящий функцию банковской гарантии.
Резервные аккредитивы в основном используются при осуществлении внешнеторговых операций со странами, где запрещено использование банковских гарантий в торговых сделках (например, США), либо если выпуск резервного аккредитива предусмотрен условиями сделки.
Использование резервного аккредитива в качестве гарантийного инструмента по сделке имеет следующие преимущества:
Средства, используемые при расчетах в форме аккредитивов, зачисляются на специальный балансовый счет группы 316 «Аккредитивы»:
Дебет счет приказодателя групп 301Х, 311Х;
либо корреспондентский счет банка;
либо счета группы 101 «Денежные средства в кассе» - при предоставлении средств наличными;
либо счета по учету кредитов групп 2Х20, 2Х3Х, 241Х, 242Х – при открытии аккредитива за счет кредита банка;
либо счета по учету активных операций группы 2Х59 - при предоставлении отсрочки исполнения обязательств приказодателю;
либо счета по учету исполненных обязательств за клиентов групп 2Х50 - в случае непредоставления приказодателем денежных средств для открытия аккредитива.
Кредит счета по учету аккредитивов группы 316 «Аккредитивы».
При открытии банком непокрытого аккредитива покрытие по нему не списывается со счета приказодателя в момент открытия, а переводиться приказодателем в течение срока действия аккредитива до момента осуществления платежа по нему.
При осуществлении платежа по аккредитиву составляются проводки:
Дебет счет группы 316;
Кредит корреспондентский счет банка;
Аккредитив закрывается после истечения срока для представления документов по аккредитиву или после даты последнего платежа.
3 Анализ безналичных расчетов в ОАО «БПС-Сбербанк»
Сегодня ОАО «БПС-Сбербанк» предлагает клиентам новые и усовершенствованные продукты и современные технологии обслуживания, создавая оптимальные условия для их качественного обслуживания.
Клиентская политика ОАО «БПС-Сбербанк» ориентирована на завоевание лояльности клиентов путем обеспечения их наиболее качественными и надежными продуктами и услугами. Поддержание высокого качества обслуживания – главная задача банка. Основным активом банка является доверие клиентов и их готовность к долгосрочному сотрудничеству.
Внедрен институт клиент - менеджмента, обеспечивающий полное удовлетворение потребностей клиента. Функции персональных менеджеров выполняют квалифицированные специалисты, имеющие многолетний опыт работы. Высокий уровень подготовки позволяет им поддерживать с клиентом постоянную связь, разрабатывать для него индивидуальные схемы обслуживания, учитывать его пожелания и потребности, оптимизировать финансовые операции за счет эффективного использования финансовых инструментов и возможностей банка.
Динамика количества юридических лиц с расчетно-кассовым обслуживанием за 2011-2013 гг. представлена на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Динамика количества юридических лиц с РКО за 2011-2013гг. (человек)
Как видно из диаграммы, количество клиентов банка с расчетно-кассовым обслуживанием растет с каждым годом. В 2013 году количество достигло 36531 человек, что на 4796 больше, чем в 2012 году и на 5989 – чем в 2011 году. ОАО «БПС-Сбербанк» ведет активную работу по привлечению новых клиентов.
Одним из основных этапов реализации новой модели обслуживания корпоративных клиентов стала сегментация клиентской базы. ОАО «БПС-Сбербанк» обслуживает более 27 тысяч юридических лиц - предприятия машиностроения и металлообработки, электроэнергетики, химической и нефтехимической промышленности, строительной индустрии, транспорта, торговли, малого бизнеса, в числе которых: ОАО «Нафтан», ОАО «Гомельтранснефть «Дружба», ОАО «Гомсельмаш», ОАО «БМЗ – управляющая компания холдинга «БМК», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Керамин», «Концерн "Белнефтехим». Структура клиентской базы на 01.01.2012г. и 01.01.2014г. представлена на рисунке 3.2.
Рисунок
3.2 – Структура корпоративной клиентской
базы на 01.01.13г. и 01.01.14г. в разрезе сегментов,
%
Преимущественно, клиентами банка являются предприятия малого и среднего бизнеса. Снизилось процентное отношение крупнейших предприятий по причине увеличения количества обслуживания крупных организаций страны.
В целях формирования актуальной, полной и достоверной информации о корпоративных клиентах, накопления истории взаимоотношений банка с клиентами введена в промышленную эксплуатацию CRM-система во всех структурных подразделениях ОАО «БПС-Сбербанк».
Приоритетным направлением работы с корпоративными клиентами является создание привлекательных условий для размещения свободных денежных средств клиентами, обслуживающимися в ОАО «БПС-Сбербанк. Одним из основных инструментов привлечения средств корпоративных клиентов являются средства на текущих счетах.
Корпоративные клиенты представлены предприятиями ведущих отраслей экономики Республики Беларусь. Традиционно приоритетное место в формировании ресурсной базы банка принадлежит предприятиям промышленного комплекса Беларуси. Структура средств клиентов по сегментам и по секторам экономики представлена на рисунке 3.3 и в таблице 3.1 соответственно.
Рисунок 3.3 – Структура средств корпоративных клиентов ОАО «БПС-Сбербанк» по сегментам за 2011-2013 гг., %
Таблица 3.1 - Структура средств корпоративных клиентов банка по секторам экономики за 2012-2013 гг.
Сектор экономики |
Доля на |
Отклонение (+;-) | |
01.01.2013, % |
01.01.2014, % | ||
Промышленность |
39,00 |
41,40 |
2,40 |
Страхование |
11,00 |
13,00 |
2,00 |
Транспорт и связь |
8,00 |
7,10 |
-0,90 |
Строительство |
15,00 |
13,10 |
-1,90 |
Торговля |
15,00 |
13,30 |
-1,70 |
Прочие |
12,00 |
12,10 |
0,10 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
- |
Динамика привлеченных средств юридических лиц в разрезе сегментов свидетельствует о преобладании ресурсов крупного и крупнейшего сегментов, а в разрезе секторов экономики – промышленности.
На протяжении нескольких лет банк активно предлагает клиентам различных сегментов бизнеса комплексное банковское обслуживание с использованием линейки пакетов операций и услуг.
Пакетное предложение банковских услуг и продуктов позволяет в зависимости от размера бизнеса подобрать оптимальный по стоимости пакет операций, в который входит определенное количество операций по безналичному перечислению денежных средств и другие наиболее востребованные банковские услуги, за фиксированную ежемесячную плату.
Основные преимущества пакетного обслуживания корпоративных клиентов по сравнению со стандартным обслуживанием:
Доля юридических лиц на пакетном обслуживании в банке и доля клиентов на дистанционном банковском обслуживании представлена на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4 - Доля юридических лиц на пакетном обслуживании в банке и доля клиентов на дистанционном банковском обслуживании
Количество клиентов, пользующихся пакетным обслуживанием, за период внедрения выросло в 12 раз.
Для максимальной эффективности работы клиентов банк применяет современные высокотехнологичные и инновационные решения. Широкой популярностью среди клиентов пользуются сервисы дистанционного банковского обслуживания: «Банк-клиент», «Интернет-клиент», «Выписка ОнЛ@йн».
Используемая ОАО «БПС-Сбербанк» система дистанционного банковского обслуживания предоставляет клиентам возможность контролировать счета и совершать транзакции, как из офиса компании, так и в любом другом месте, где есть доступ к Интернету. Большинство клиентов уже успели оценить удобства управления деньгами на расстоянии. Следуя новациям времени, банк первым в республике предложил новую уникальную услугу - мобильное бизнес-приложение «Выписка моб@йл», которое очень просто устанавливается на мобильное устройство – смартфон или планшет, и позволяет клиенту через Интернет контролировать счета компании.
Развитие электронных сервисов позволило в 2013 году увеличить долю клиентов, дистанционно управляющих своими счетами, до 86,9% от общего количества активной клиентской базы. За 2 года количество клиентов на дистанционном банковском обслуживании выросло более чем в 2 раза.
В результате проведенных мероприятий по переводу клиентов с технологии штрихового кодирования расчетных документов на обслуживание с использованием системы ДБО «BS-Client» доля клиентского платежного потока, поступающего на обработку в электронном виде, увеличилась до 95,40%. Динамика клиентских платежей в белорусских рублях на 01.01.13г. и 01.01.14г. представлена на рисунке 3.5.
Рисунок 3.5 - Динамика клиентских платежей в белорусских рублях на 01.01.13г. и 01.01.14г., %
ОАО «БПС-Сбербанк» осуществляет безналичные расчеты посредствам всех утвержденных форм. Структура безналичных форм представлена на рисунке 3.6.
Рисунок 3.6 – Структура безналичных форм расчетов ОАО «БПС-Сбербанк» за 2012-2013гг.,%
Как видно из приведенного рисунка, основную долю при безналичных расчетах занимает платежное поручение (более 70%). Аккредитивная форма расчетов начинает пользоваться спросом.
В условиях жесткой конкуренции в банковском секторе Республики Беларусь стабильные партнерские отношения с корпоративными клиентами, расширение продуктовой линейки и улучшение качества сервиса позволили ОАО «БПС-Сбербанк» обеспечить рост доли и сохранить лидирующие позиции в сегменте корпоративного привлечения средств и развития безналичных расчетов.
4 Аудит безналичных расчетов в ОАО «БПС-Сбербанк»
При проведении аудита безналичных расчетов следует руководствоваться Банковским кодекс РБ, Инструкцией о банковском переводе, Инструкцией о порядке совершения банковских документарных операций, Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками и другими локальными нормативными правовыми актами.
При проведении общего аудита на подтверждение годовой отчетности проверка по формам безналичных расчетов, как правило, совмещается с проверкой операций по текущим счетам клиентов на подтверждение их остатка и состояния бухгалтерского учета. При этом проверке подвергаются документы дня за какой-либо период, лицевые счета по балансовым и внебалансовым счетам, соответствующие карточки, книги и журналы. Такие документы являются общими для аудита всех безналичных расчетов. Самостоятельный аудит по формам безналичных расчетов является программным для внутреннего аудита.
Проверка расчетных операций включает в себя проверку: правильности и своевременности осуществления операций по счетам клиентов; правильности оформления платежных документов, своевременности выставления и выполнения аккредитивов; формирования юридического «досье» клиентов в соответствии с действующими нормативными актами; своевременности извещения налоговой инспекции и Пенсионного фонда обо всех открытых счетах; законности открытия и закрытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов).
Аудит открытия и ведения расчетных и иных счетов является наиболее простой и не требующей сложных тестов частью аудиторской проверки. Необходимый минимум документов являются: