Отчет по практике в ОАО «БПС-Сбербанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 00:19, отчет по практике

Описание работы

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения, ускоряется оборачиваемость оборотных средств и усиливается контроль за процессом движения денежных средств.
Задачей преддипломной практики является освоение и закрепление знаний и умений студентов, полученных по всему курсу обучения, проверка возможностей будущего специалиста в условиях конкретного банка, подготовка материалов к дипломной работе.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………...…….
3
1 Организационно-экономическая характеристика банка …………..……
5
2 Учет безналичных расчетов в ОАО «БПС-Сбербанк» …………...……..
13
2.1 Учет и документальное оформление банковских переводов посредством платежных поручений и платежных ордеров……....
18
2.2 Учет и документальное оформление банковских переводов посредством платежных требований …………………..…………..
22
2.3 Порядок проведения операций с расчетными документами, помещенными в картотеку к счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» ………………………..…………………….
27
2.4 Учет банковских переводов с использованием чеков и банковских платежных карточек ……………………………..………………….
30
2.5 Учет расчетов в форме аккредитива ……………...…………………
40
3 Анализ безналичных расчетов в ОАО «БПС-Сбербанк» ………….……
43
4 Аудит безналичных расчетов в ОАО «БПС-Сбербанк» ………………..
49
5 Индивидуальное задание: Методические основы учета и анализа безналичных расчетов …………………………………………...……….
54
5.1 Сущность и значение безналичного денежного оборота …….…….
54
5.2 Сущность безналичных расчетов и принципы их организации …...
55
5.3 Действующие формы безналичных расчетов в РБ и методика их учета и анализа ………………………………………………..………
59
Заключение …………………………………………………………..………
67
Список использованных источников ……………

Файлы: 1 файл

Отчет Кротова.docx

— 221.73 Кб (Скачать файл)

На основе документов аудитор проверяет правомерность открытия счетов и правильность их ведения.

Для проверки правильности открытия и ведения счетов необходимо рассмотрение не менее 15-20 юридических дел клиентов (желательно подойти к этому максимально дифференцированно, т.е. проверить юридические дела индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, акционерных обществ и т.д.).

При аудиторской проверке необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • прежде всего, полнота формирования юридического дела и наличие в нем необходимых документов. При обнаружении нарушений необходимо уведомить клиента о недостающих документах и потребовать их;
  • карточка образцов подписей должна быть оформлена надлежащим образом. Если у клиента нет главного бухгалтера, указывается подпись только руководителя на основании заявления об отсутствии в штате счетного работника, во второй графе необходимо указать, что счетный работник в штате отсутствует. Если карточка оформлена не надлежащим образом то надо переоформить ее и заверить;
  • распространенным нарушением является неотправка или несвоевременная отправка уведомление в налоговые органы о факте открытия счета;
  • не оформление договоров на расчетно-кассовое обслуживание является грубым нарушением. На практике банки часто рассматривают заявление клиента на открытие счета, подписанное банком, как оферту с акцептом, однако это не отвечает требованиям законодательства, поэтому целесообразно оформлять отношения с клиентом договором.

Основными задачами аудита учета безналичных расчетов является:

  • оценка состояния синтетического и аналитического учета денежных средств;
  • оценка качества отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
  • проверка соблюдений организацией нормативных актов по организации работы с наличностью;
  • проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с движением наличных денежных средств.

В программу аудиторской проверки данного участка входят:

  • оформление договоров на расчетно-кассовое обслуживание;
  • тождественность показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;
  • оформление первичной учетной документации.

Аудит безналичных расчетов целесообразно построить по следующим этапам:

  • проверка наличия необходимых документов, а также правильность их ведения. Проверяется наличие договоров о банковском обслуживании, ведение юридических лиц клиентов, журналов регистрации лицевых счетов клиентов;
  • проверка правильности заполнения и оформления платежных документов и дальнейшее их оформление специалистом банка;
  • проверка соответствия данных аналитического учета с данными синтетического учета. Данная выверка проводится как сверка сумм по первичным документам по расходу и приходу со сводными журналами, кассовой книгой, балансом.

Если ОАО «БПС-Сбербанк» является получателем средств в процессе аудита платежных требований проводится:

  • анализ информации о возврате без оплаты платежных требований от банка-плательщика для косвенной  оценки качества приема документов на инкассо (по журналу регистрации поступивших без оплаты документов);
  • проверка своевременность зачисления на текущий счет клиента поступивших сумм по полностью или частично оплаченным платежным требованиям клиента.

В  случае, когда ОАО «БПС-Сбербанк» является плательщиком проверяется своевременность и полнота исполнения платежных требований, подлежащих оплате.

С особой тщательностью проверятся платежные требования без акцепта, наличие приложенных к ним исполнительных документов и кем они выданы. Исполнительными документами, на основании которых производится бесспорное взыскание средств по платежным требованиям без акцепта, являются:

  • исполнительные листы, выданные судами;
  • приказы хозяйственных судов;
  • исполнительные надписи нотариальных органов;
  • удостоверения, выданные комиссиями по трудовым спорам, на принудительное исполнение нанимателем решений комиссий по существу трудового спора.

Списание средств должно производиться банками на основании лишь подлинных исполнительных документов.

Особое внимание при аудите расчетов платежными поручениями на предмет экономического содержания и достоверности операций уделяется тем расчетам, где в корреспонденции со счетами клиентов проходят счета по учету собственных средств банка, учету внутрибанковских операций. Документы, оформляемые при таких операциях, подлежат сплошной проверке.

При аудите ОАО «БПС-Сбербанк», если он является плательщиком по платежной инструкции, проверяют:

  • соответствие оформления платежного поручения стандартам и правильность оформления при приеме ответственным исполнителем банка;
  • соответствие назначения платежа установленному правилами перечню. Проверка осуществляется по документам дня, куда помещается первый экземпляр платежного поручения в день оплаты;
  • правомерность принятия к исполнению платежного поручения при недостатке средств на расчетном счете;
  • правильность ведения картотеки к внебалансовому счету 99814 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Если ОАО «БПС-Сбербанк» являлся получателем средств, то проверяется своевременность зачисления средств на текущий счет получателя.

В процессе аудита аккредитивной формы расчетов проверяется:

  • правильность оформления и учета открываемых аккредитивов. Проверка проводится по документам дня, включая заявление на открытие аккредитива и совершение бухгалтерской проводки по текущему или ссудному счету клиента и счету группы 316 «Аккредитивы», лицевым счетам названных счетов, а также по регистрации аккредитива в специальном журнале с присвоением регистрационного номера, указанием срока и других реквизитов заявления;
  • своевременность и правильность списания средств со счета 316 «Аккредитивы» по реестру счетов бенефициара;
  • соблюдение порядка закрытия при досрочном отзыве или истечении срока аккредитива;
  • соблюдение условий платности за услуги банка, предусмотренные в договоре между банком и клиентом.

Основными направлениями аудита расчетов платежными карточками являются следующие:

  • проверка наличия разрешения НБ РБ на право осуществления операций с платежными карточками и соответствия фактических операций содержанию полученного разрешения;
  • проверка наличия внутрибанковских Правил проведения операций с использованием карточек, порядка их утверждения и соответствия требованиям законодательства;
  • проверка наличия и даты договоров, заключаемых банком с держателем карточки, соответствия его содержания нормативным требованиям. В частности, договор должен отражать порядок пользования карточкой, права и обязательства клиента и банка, распределение ответственности между банком и клиентом при нарушениях;
  • проверка соблюдения установленного порядка открытия лицевых счетов для отражения операций с использованием карточек, процедуры проверки заявления;
  • проверка правомерности совершаемых операций по открытым лицевым счетам как в национальной валюте, так и в иностранной.;
  • проверка достоверности и правильности отражения операций в учете как по счетам владельцев карточек, так и получателей средств на основании карт-чеков и платежных ордеров в документах дня;
  • проверка правильности закрытия карт-счетов по инициативе банка при отсутствии средств на счете или отсутствии записей в течение одного года.

Аудит расчетов чеками должен обязательно проводиться не только в процессе аудита форм безналичных расчетов, но и проверки состояния бухгалтерского учета, поскольку чековые книжки и расчетные чеки являются бланками строгой отчетности и подвергаются дополнительному контролю.

При аудите расчетов чеками в банке проверяются:

  • порядок отражения наличия и движения чековых книжек и расчетных чеков на внебалансовом счете 99845 «Бланки прочих ценных бумаг»;
  • правильность заполнения заявления-обязательства установленной формы на получение чековой книжки, ее оформления и выдачи, наличие дополнительного контроля (по наличию контрольных талонов при расходных ордерах и заявлениях-обязательствах);
  • порядок ведения книги или журнала по учету выданных расчетных чеков, правильность оформления корешков расчетных чеков, хранящихся при расходных внебалансовых ордерах, проверка на наличие дополнительного контроля;
  • своевременность и полнота депонирования средств на балансовых счетах группы 317 «Средства для расчетов чеками» по платежному поручению клиента;
  • правильность отражения в учете пополнения чековой книжки, ее продления, уменьшения депонированной суммы и действий при потере или утрате чекодателем отдельных чеков или чековой книжки;
  • порядок и правильность начисления дохода на депонированную сумму в  соответствии с договором на расчетно-кассовое обслуживание;       
  • порядок регистрации полученных поручений-реестров и проверки полученных с ними чеков от банков чекодержателей;
  • своевременность и правильность оплаты чека - по документам дня, включающие оплаченные чеки из чековых книжек и поручения-реестры к ним, расчетные чеки, по лицевым счетам;
  • порядок оформления сдачи чековой книжки чекодателем и операций по неиспользованному остатку средств по чековой книжке, расчетному чеку.

На заключительном этапе аудиторской проверки производится формирование пакета документов, а так же составление отчета аудитора и предоставление его вместе с рабочей документацией руководителю группы.

Подводя итог можно сказать, что проведение аудита позволяет проверить достоверность отражения операций по безналичным расчетам на бухгалтерских счетах, полноту и  правильное оформления платежных инструкций и документов, необходимых для открытия счетов. В процессе контроля выявляются все недочеты, ошибки в процессе осуществления безналичных расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Индивидуальное задание:  Методические  основы учета и анализа безналичных  расчетов

 

 

5.1 Сущность и значение безналичного  денежного оборота

 

 

По своей сущности денежный оборот - это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, отражающий закономерности движения денег и товаров. Его материальной основой является товарное обращение [6, с.121]. Важность функциональной роли денежного оборота в экономической системе отношений состоит в том, что он обеспечивает взаимодействие ее отдельных субъектов на протяжении всего процесса воспроизводства - на стадиях производства, распределения, обмена и потребления продукта.

Безналичный денежный оборот как часть денежного оборота предполагает движение денег путем перемещения по счетам или зачета встречных требований. Каждая операция, платеж требуют новой записи по банковским счетам, одной и той же записью нельзя оформить несколько операций. В количественном выражении он определяется как сумма безналичных платежей за определенный период.

Безналичные расчеты проводится через открытые счета в банках, что позволяет их обозревать, анализировать и при необходимости корректировать, регулировать.

Всю совокупность безналичного денежного оборота, в зависимости от места нахождения счета плательщика и счета получателя средств, а также использования промежуточных корреспондентских банковских счетов для проведения платежа, можно разделить по уровню проведения на:

- безналичный  оборот в пределах одного банка:

  1) безналичный  оборот по счетам клиентов  и внутрибанковские расчеты в пределах одного банка без использования филиальной сети;

  2) безналичный  оборот по счетам клиентов  и внутрибанковские расчеты в пределах одного банка с использованием филиальной сети.

- межбанковский  безналичный оборот:

  1) безналичный  оборот по счетам клиентов  различных банков и перечисления  собственных средств банков централизованно, через систему корреспондентских  счетов в центральном банке  страны;

  2) безналичный  оборот по счетам клиентов  различных банков и перечисления  собственных средств банков децентрализовано, через систему взаимных корреспондентских  счетов.

- безналичный  оборот по международным платежам:

  1) безналичный  оборот по счетам клиентов  банков (резидентов и нерезидентов) и перечисления собственных средств  банков децентрализовано, через  систему взаимных расчетов [6, с.122].

Скорость безналичного оборота отражает время, в течение которого происходит операция по списанию и зачислению средств. В сокращении времени перевода заинтересованы как получатели средств, так и их плательщики, причем это относится не только к платежам за полученные товарно-материальные ценности и оказанные услуги, но и к авансовым перечислениям, платежам финансового характера, где своевременность наступления средств может быть условием выполнения долговых обязательств [7, с.284].

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «БПС-Сбербанк»