Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.
Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68
Закон, устанавливающий противоправность деяния, усиливающий ответственность или иным образом ухудшающий положение физического или юридического лица, обратной силы не имеет.
В связи с этим протоколы об административных правонарушениях не составляются по правонарушениям, совершенным до 1 марта 2007 года (о чем делается соответствующая запись в акте проверки).
Уполномоченные должностные лица органа Фонда, проводившего проверку, при отсутствии возражений по акту проверки не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта проверки обязаны: рассмотреть полученные материалы и вынести в пределах своей компетенции решение о начислении пеней, доначислении сумм обязательных страховых взносов и иных платежей и не принятых к зачету сумм расходов, произведенных плательщиками в счет обязательных страховых взносов; при наличии оснований для начала административного процесса составить протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении не позднее двух суток со дня его составления вместе с материалами дела об административном правонарушении направляется в суд, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях.
Решение по акту проверки не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта проверки направляется плательщику, в отношении которого оно вынесено (вручается его представителю).
Протокол об административном правонарушении составляется в случае выявления в ходе проверки следующих обстоятельств:
1. Плательщик подлежит
постановке на учет, но своевременно
не стал на учет в органе
Фонда. В соответствии со
Нарушение плательщиком установленного срока постановки на учет в органах Фонда в качестве плательщика обязательных страховых взносов - влечет наложение штрафа в размере десяти процентов суммы обязательных страховых взносов, подлежащей уплате за весь период просрочки постановки на учет.
2. Плательщик не представил
отчетность в установленный
3. Плательщик не
начислил обязательные
Сокрытие, занижение плательщиком объекта для начисления обязательных страховых взносов в Фонд - влекут наложение штрафа в размере сорока процентов начислены (доначислены) суммы обязательных страховых взносов.
Следует иметь в виду, что сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников, и подлежащая уплате за истекший месяц должна быть не менее суммы этих взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной в соответствии с законодательством в месяце, за который начислены обязательные страховые взносы. Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносов не применяется при исчислении указанных взносов с выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов; граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам; лиц, осужденных к лишению свободы, а также, находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ; работающих в общественных и религиозных организациях; в организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов от общего объема произведенной продукции, в организациях бытового обслуживания населения, оказывающих бытовые услуги населению в сельских населенных пунктах, если объем платных бытовых услуг, оказанных такими организациями в истекшем месяце в сельских населенных пунктах, составляет более 50 процентов от общего объема оказанных ими платных бытовых услуг населению.
В случаях, когда сумма названных взносов менее суммы взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной в соответствии с законодательством в месяце, за который начислены обязательные страховые взносы, в соответствии с пунктом 5 Положения об уплате производится доначисление суммы обязательных страховых взносов из размера минимальной заработной платы. На сумму недоимки за каждый день просрочки начисляется пеня в соответствии с пунктом 15 Положения об уплате и составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 11.20 КоАП.
Неправильное удержание 1 процента обязательных страховых взносов с работающих лиц не является основанием для составления протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 11.20 КоАП.
Под сокрытой или заниженной
суммой выплат (определяемой по месяцам),
на которую начисляются
Если имело место занижение и завышение суммы выплат при начислении обязательных страховых взносов в разных месяцах в проверяемом периоде, то при (определении размера штрафа взаимозачет сумм обязательных страховых взносов не производится.
Если плательщик обязательных страховых взносов до дня проверки самостоятельно выявил не учтенную ранее сумму видов выплат (имеется исправительная запись в бухгалтерских документах), начислил обязательные страховые взносы и перечислил (уплатил) их на счет Фонда, протокол об административном правонарушении по ст. 11.20 КоАП не составляется. За несвоевременную уплату обязательных страховых взносов в Фонд начисляется только пеня в соответствии с пунктом 15 Положения об уплате.
Если плательщик не перечислил начисленные им самим обязательные страховые взносы по причине отсутствия средств на расчетном счете, протокол об административном правонарушении по ст. 11.54 КоАП не составляется, при наличии подтверждающих банковских документов о помещении платежного поручения в картотеку неоплаченных платежей, о чем должно быть подробно изложено в акте, с указанием даты платежного поручения, его номера и даты помещения в картотеку по отметке банка.
4. Плательщик не уплатил
в установленный срок
Плательщики, в соответствии с пунктом 11 Положения об уплате, при получении средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд в подлежащей уплате сумме независимо от наличия средств на счете либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных платежей ими исполнены или отсутствуют. Под неуплатой подразумевается непредставление плательщиком в обслуживающий его банк платежного поручения на перечисление причитающейся к уплате суммы, при этом им правильно определен объект для начисления страховых взносов и иных платежей либо неполная уплата страховых взносов (когда плательщиком правильно определен объект для начисления обязательных страховых взносов, но применен иной, не предусмотренный для него размер обязательных страховых взносов) и иных платежей.
На основании части
первой статьи 11.54 КоАП неуплата или
неполная уплата плательщиком обязательных
страховых взносов и иных платежей,
предусмотренных
При совпадении определенных сроков уплаты обязательных страховых взносов с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, уплата данных взносов производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням и, соответственно, в эти дни представляются платежные поручения. Нарушение установленного порядка влечет составление протокола об административных правонарушениях по части 1 ст. 11.54 КоАП.
Согласно пункту 12 Инструкции об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, при отсутствии (недостаточности) средств на счете плательщик, не позднее срока выплаты заработной платы, в окончательный расчет за истекший месяц обязан представить в банк заявление о бронировании средств на выплату заработной платы в размере 1,5 бюджета прожиточного минимума на каждого работника. При получении средств на выплату заработной платы во внеочередном порядке плательщики представляют платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов, исчисленных пропорционально истребуемым суммам.
Уплата обязательных страховых взносов производится одновременно с получением нанимателем средств на выплату заработной платы.
В случае, если заработная плата, причитающаяся к выплате, превышает сумму заработной платы, подлежащую удержанию в бесспорном порядке согласно Указу Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы», наниматель обязан в срок, установленный для выплаты заработной платы, одновременно с заявлением на бронирование денежных средств, представить в банк платежные поручения на перечисление оставшейся суммы обязательных страховых взносов, подлежащей к уплате в первоочередном порядке. При выполнении этого условия протокол об административных правонарушениях по части 1 ст. 11.54 КоАП не составляется.
5. Плательщик представил платежное поручение на перечисление обязательных страховых взносов и иных платежей в установленный срок в меньшей сумме, чем фактически начислено.
В соответствии с частью 2 статьи 11.54 КоАП представление плательщиком в банк или главное управление Министерства финансов Республики Беларусь платежных поручений на перечисление обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд в меньшей сумме, чем фактически начислено - влечет наложение штрафа в размере десяти процентов суммы, дополнительно подлежащей уплате.
6. Плательщик отозвал неисполненное платежное поручение без согласия органов Фонда.
Согласно статье 11.55 КоАП
отзыв плательщиком неисполненного
платежного поручения на уплату обязательных
страховых взносов и иных платежей,
предусмотренных
7. Должностным лицом
банка предоставлен кредит
Согласно статье 11.61 КоАП данное нарушение влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.
8. Должностным лицом
юридического лица или индивиду
Согласно статье 11.63 КоАП данное нарушение влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
9. Плательщиком неправильно
произведены расходы средств
государственного социального
Органом Фонда не принимаются к зачету неправильно израсходованные (отнесенные на расходы) средства государственного социального страхования, данные суммы взыскиваются в доход бюджета Фонда.
При выявлении нарушений
в расходовании средств государственного
социального страхования
В случае выплаты данных сумм за счет плательщика они подлежат отнесению к социальным льготам и на них, в соответствии с законодательством, следует произвести начисление обязательных страховых взносов и представить корректирующую форму ПУ-3, о чем следует письменно уведомить плательщика.
На сумму не принятых к зачету расходов начисление пени производится в общеустановленном порядке.
10. В соответствии с пунктом 15 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) производится начисление пеней в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей. Пени начисляются за весь проверяемый период.