Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

При наличии права  на надбавку к государственному пособию  по нескольким основаниям надбавка устанавливается по одному из оснований по выбору получателя.

6. Инструкция о порядке исчисления совокупного дохода на члена семьи при назначении пособий на детей старше 3 лет, утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 58/47 от 28.03.2008 г. Инструкция о порядке исчисления совокупного дохода на члена семьи при назначении пособий на детей старше 3 лет устанавливает порядок учета доходов и расчета совокупного дохода на члена семьи в месяц для определения права на пособия на детей старше 3 лет в соответствии с частью третьей статьи 16 Закона Республики Беларусь от 30 октября 1992 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей».

Совокупный доход на члена семьи в месяц определяется путем деления совокупного дохода всех членов семьи за календарный  год, предшествующий году обращения  за назначением пособий на детей, на количество членов семьи и на 12 либо на количество месяцев, за которые получены доходы на основании представленных документов. В совокупном доходе семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученных как в денежной, так и натуральной форме.

7. Размер и порядок выплаты пособия (материальной помощи) на погребение и возмещения расходов специализированной организации, оказавшей гарантированные услуги по погребению, за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты регулируется «Положением о выплате пособия (материальной помощи) на погребение и возмещении расходов по погребению специализированной организации за счет средств государственного социального страхования», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 660 от 23.05.2002г.

К пособиям на погребение и возмещения расходов специализированной организации, оказавшей гарантированные услуги по погребению, за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты  в случае смерти:

- лиц, подлежавших на день смерти обязательному государственному социальному страхованию либо уплачивавших обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения самостоятельно в порядке, установленном законодательством (далее – застрахованные);

- пенсионеров, получавших пенсию за счет средств государственного социального страхования (далее – пенсионеры);

- безработных, зарегистрированных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов населения в установленном порядке (далее – безработные);

- детей лиц, перечисленных в абзацах втором – четвертом настоящего пункта, не достигших 18-летнего возраста (учащихся – 23-летнего возраста) (далее – дети).

Для целей настоящего Положения под учащимися, не достигшими 23-летнего возраста, понимаются лица, обучавшиеся по дневной форме  обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, переподготовку и повышение квалификации специалистов (кроме учреждений образования, в период учебы в которых обучающиеся состоят на военной службе или на службе в органах внутренних дел Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля), не достигшие возраста 23 лет.

8. Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное Постановление Совета Министров Республики Беларусь 30.09.1997 № 1290.

Настоящее Положение  регулирует порядок обеспечения  пособиями по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) и по беременности и родам, установленными Законом Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования».

Право на пособия имеют  граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование  и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством  случаях уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование.

В соответствии с настоящим Положением назначаются пособия:

а) по временной нетрудоспособности в случаях:

- утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой;

- ухода за больным членом семьи;

- ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

- санаторно-курортного лечения в санаторно-курортных организациях республики по перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь (далее - санаторно-курортное лечение), ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет;

- протезирования с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия;

- карантина;

б) по беременности и родам в случаях беременности и родов, усыновления (удочерения) ребенка в возрасте до 3 месяцев или установления над ним опеки.

9. Постановление Министерства  труда и социальной защиты  Республики Беларусь от 4 марта  2002 г. № 26 «Инструкция о порядке  организации и проведения проверок  плательщиков обязательных страховых  взносов и иных платежей органами Фонда».

Данное постановление  рассматривает порядок проведения проверок правильности начисления и  уплаты обязательных страховых взносов  и иных платежей, обоснованности расходования средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты [35,c.154].

 

 

2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ  РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

2.1 Документальное оформление операций по учету расчетов по социальному страхованию

Система государственного социального страхования Республики Беларусь обеспечивает каждое застрахованное лицо (их семьи в установленных случаях) соответствующими выплатами - пенсиями и пособиями. К ним относятся: трудовые пенсии по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет [27,c.11].

Главным условием предоставления права на трудовую пенсию является наличие необходимого для назначения пенсии стажа работы (пенсия по случаю потери кормильца назначается, если кормилец имел соответствующий стаж работы).

В стаж работы засчитываются  периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. При этом в тех случаях, когда страховые взносы за календарный год уплачены из заработка (дохода), не достигшего минимальной заработной платы, то в стаж засчитывается не весь календарный год, а период пропорционально уплаченным взносам.

Законом предусмотрена  возможность зачета в стаж для  назначения пенсии иных видов деятельности, в период которых страховые взносы в Фонд социальной защиты населения не уплачивались (военная служба, время ухода за детьми, не достигшими возраста трех лет (не более 9 лет в общей сложности), время обучения по дневной форме в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, и некоторые другие).

Размер трудовой пенсии зависит от продолжительности стажа  работы и размера заработка (дохода): чем больше стаж и выше заработок (доход), тем больше размер пенсии.

В заработок для исчисления пенсии включаются те виды заработка  (дохода), на которые, согласно законодательству, начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения.

При исчислении пенсии учитывается  стаж в пределах 40 лет у женщин и 45 лет у мужчин и заработок в пределах 400 процентов средней заработной платы работников в республике.

По вопросам назначения и выплаты трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, застрахованное лицо обращается в местные органы по труду и социальной защите по месту жительства обращающегося за пенсией.

Однако, все необходимые для назначения пенсии документы обязан готовить и представлять в орган по труду и социальной защите работодатель (администрация организации/индивидуальный предприниматель, где работает будущий пенсионер (работал до наступления смерти умерший кормилец). Поэтому заявление о назначении пенсии подается работодателю [22,c.35].

Например, в апреле  2009г. главному экономисту ОАО «Слуцкий мясокомбинат» Ворониной Н.П. исполнилось 55- лет (пенсионный возраст для женщин в Республике Беларусь). В связи с этим отделом кадров исследуемой организации в фонд занятости были предоставлены следующие документы:

1. «Справка о назначении пенсии», в которой указаны стаж работы застрахованного лица на исследуемом предприятии, размер заработка работника за указанный в справке период времени. Однако, в данном документе должны содержаться сведения до 2003 года включительно, так как с 1 января 2003 года в Республике Беларусь введен индивидуальный персонифицированный учет и данные о стаже застрахованного лица содержаться в информационной базе данных Фонда.

2. Выписка из трудовой  книжки застрахованного лица,

Вышеперечисленные документы  Воронина Н.П. предоставила в Управление по труду и  занятости Слуцкого райисполкома.

Органы по труду и  социальной защите обязаны давать разъяснения  по пенсионным вопросам и оказывать содействие в истребовании необходимых для назначения пенсии документов.

В ОАО «Слуцкий мясокомбинат», как и в других организациях Республики Беларусь, пособие по временной нетрудоспособности назначается застрахованным в случаях: утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, ухода за ребенком.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается на основании листка нетрудоспособности. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания случая временной нетрудоспособности.

При обращении за пособием после окончания установленного срока оно может быть назначено комиссией по назначению пособий при областных, Минском городском управлениях Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь при наличии уважительной причины его пропуска [7,c.208].

Рассмотрим правильность документального оформления листков нетрудоспособности в ОАО «Слуцкий мясокомбинат».

Обработчица Струневская Г.К. предоставила листок нетрудоспособности БП 0616791 с 01.09.2009 г. по 12.09.2009 г. с отметкой «заболевание общее» [Приложение Б].

Специалист  по тендерным закупкам Дубовик В.А. предоставила  к оплате листок нетрудоспособности БО 0576419 с 24.09.2009 г. по 26.09.2009 г. с отметкой «уход за больным ребенком» [Приложение Б].

Контролер службы охраны предприятия Пацкевич А. И. предоставил листки нетрудоспособности БО 0570919, 0574500 с 26.06.2009 г. по 18.09.2009 г. с отметкой «травма непроизводственная- алкогольное опьянение» [Приложение Б].

Закрытые листки нетрудоспособности предоставляются работниками для назначения пособия по временной нетрудоспособности в день выхода на работу после окончания случая временной нетрудоспособности в бухгалтерию предприятия для последующего назначения пособия.

Прием листков нетрудоспособности в ОАО «Слуцкий мясокомбинат» осуществляет бухгалтер по заработной плате, который проверяет правильность оформления листков по временной нетрудоспособности.

К нарушениям в оформлении и заполнении листков нетрудоспособности относятся:

- отсутствие требуемых печатей или подписей врачей;

- не заполнение врачом всех строк и (или) граф;

- отсутствие кодов, наличие неоговоренных исправлений;

- нечеткие печати и др.

Такие листки нетрудоспособности возвращаются работникам, которые представляют их в организацию здравоохранения по месту выдачи для дооформления. При необходимости возврат (пересылка) этих листков нетрудоспособности производится за счет организации здравоохранения (виновного) [2,c.89].

Оборотная сторона листка нетрудоспособности заполняется работником бухгалтерии. Она подразделяется на 3 части.

Первая часть содержит следующие строки:

- «Цех, отдел предприятия» и «Профессия нетрудоспособного»: контролер Пацкевич А.И. относится к работникам охраны предприятия, специалист по тендерным закупкам Дубовик В.А. к работникам заводоуправления, обработцица Струневская Г.К.- убойный цех.

- «Табельный номер»: контролер Пацкевич А.И. -5105, специалист по тендерным закупкам Дубовик В.А. -0018, обработцица Струневская Г.К.- 1450.

- «К работе приступил»: контролер Пацкевич А.И. – продолжает болеть, специалист по тендерным закупкам Дубовик В.А. – 26.09.2009 г.,  обработцица Струневская Г.К.- 12.09.2009 г.

- «Выходные дни за период нетрудоспособности»,

- «Подпись мастера или начальника цеха (отдела)»,

- «Подпись ответственного лица»,

- «Особые отметки» и «Решение комиссии о назначении пособия, № протокола, дата». В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности комиссией по назначению пособий строка «Решение комиссии о назначении пособия, № протокола, дата» заполняется секретарем комиссии. При этом в строку вносится следующее решение комиссии: «Назначить (отказать в назначении) пособие (я) в соответствии с пунктом № (следует указать соответствующий номер пункта) Положения», далее указывается количество дней, за которые оно должно быть выплачено, размер пособия, номер протокола и дата заседания комиссии.

Информация о работе Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию