Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.
Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68
Планы проверок на полугодие представляются областными и Минским городским управлениями Фонда не позднее 1 мая в соответствующий Совет по координации контрольной деятельности в электронном виде по установленной форме для включения в координационный план контрольной деятельности Республике координационный план контрольной деятельности в области либо г. Минске.
Проверки плательщиков проводятся в соответствии с утвержденными республиканскими или областными координационными планами.
Согласно п. 13 «Инструкции о порядке организации и проведения проверок», проверяющий имеет право: при предъявлении служебного удостоверения и предписания беспрепятственно проходить на территорию плательщиков; производить у плательщиков проверки документов, связанных с начислением и уплатой обязательных страховых взносов и иных платежей, ведением персонифицированного учета, а также с обоснованностью расходования средств Фонда; проводить в необходимых случаях встречные проверки у юридических или физических лиц, причастных к расходованию средств Фонда (круг этих организаций и лиц определяется проверяющим); проверять финансово-бухгалтерские документы, связанные с расходованием средств Фонда на санаторно-курортное лечение и оздоровление; получать от должностных лиц плательщиков необходимые объяснения, справки, сведения, иные документы (их копии) по вопросам, относящимся к компетенции органов Фонда; вносить предложения об уплате плательщиками начисленных по результатам проверок пеней, а также доначисленных сумм обязательных страховых взносов и иных платежей и не принятых к зачету сумм расходов, произведенных плательщиками в счет обязательных страховых взносов; требовать от плательщиков устранения выявленных в ходе проверки нарушений, а также контролировать выполнение этих требований.
Согласно п. 3 «Инструкции о порядке организации и проведения проверок», проверяющий обязан: строго руководствоваться нормативными правовыми актами Республики Беларусь в области государственного социального страхования; уважать и соблюдать права и законные интересы плательщиков; принимать в пределах своей компетенции необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, регулирующего вопросы уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд, ведения персонифицированного учета, возмещению ущерба, причиненного Фонду.
В случае отказа плательщика в допуске проверяющего к проведению проверки, согласно п. 9 Инструкции в тот же день извещает об этом руководителя соответствующего органа Фонда. Руководитель органа Фонда, назначивший проверку, принимает меры по обеспечению допуска проверяющего для проведения проверки. В случае необходимости обращается в другие контролирующие органы для проведения совместной проверки.
В случае отсутствия или ненадлежащей организации и ведения бухгалтерского учета у плательщика (отсутствие Главной книги, отсутствие кассовой книги, отсутствие банковских выписок, сводов по заработной плате), согласно пункту 10 Инструкции, проверяющий должен прервать проверку или сообщить о выявленном факте в органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Срок проведения проверки рекомендуется устанавливать в зависимости от численности работающих у проверяемого плательщика. В ОАО «Слуцкий мясокомбинат» среднесписочная численность работающих составляет 1380 человек, следовательно исследуемое предприятие относится к седьмой группе плательщиков обязательных страховых взносов со средним сроком проверки до 17 рабочих дней.
При необходимости срок проверки может быть продлен руководителем, назначившим проверку, с обязательным указанием причины и отражением в предписании.
Проверке подлежат трудовые книжки работников
организации, организационно-
Проверке подлежат документы за текущий год, включая законченный по данным бухгалтерского учета отчетный период - квартал, и за предшествующий календарный год.
Проверка за более ранние периоды проводится только: при обнаружении сокрытия, занижения сумм выплат, на которые в соответствии с законодательством должны начисляться обязательные страховые взносы; при обнаружении нарушений в расходовании средств Фонда; при обнаружении допущенных плательщиком расхождений данных бухгалтерского учета с данными отчета по форме № 1-Фонд; при ликвидации (прекращении деятельности) плательщика с момента последней проверки.
При проверке обоснованности
представления плательщиками
Проверка сведений о
стаже и заработке
При проведении проверки в обязательном порядке проверяются сведения о стаже и заработке застрахованных лиц, выходящих на пенсию в текущем году, а также лиц предпенсионного возраста (за два года до приобретения права на пенсию). Изучаются данные пояснительной записки к «Сопроводительному листу к входящим документам персонифицированного учета», содержащим форму ПУ-3.
При обнаружении типичных ошибок плательщик представляет форму ПУ-3 (тип формы «корректирующая» или «отменяющая») по всем работникам.
Правильность назначения и выплаты ежемесячных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий, выплаченных по листкам нетрудоспособности, проверяется сплошным порядком или выборочно.
При проведении проверки расчета пособий по временной нетрудоспособности и пособий семьям, воспитывающим детей, сплошным порядком, проводится проверка всех листков нетрудоспособности и всех пособий за весь проверяемый период, в акте проверки делается об этом запись.
Под выборочной проверкой понимается проведение документальной проверки плательщика сплошным порядком за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год) или по определенному структурному подразделению (цех, отдел и т.д.). при этом в акте проверки указывается проверенный период.
При подготовке к проверке плательщика проверяющий: изучает данные отчетов плательщика по форме 1-Фонд о суммах выплат, начисленных в пользу работников, начисленных на них обязательных страховых взносов, о расходах средств государственного социального страхования и средствах, перечисленных плательщиком в Фонд за проверяемый период; знакомится с информацией, содержащейся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, работающих у данного плательщика; осуществляет выборку индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, выходящих на пенсию в текущем году, а также лиц предпенсионного возраста; изучает данные пояснительной записки к форме ПУ-3.
Необходимо уточнить, предоставлялись ли плательщику отсрочки, рассрочки по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда в соответствии с законодательством, проверить соблюдение графика погашения задолженности, если таковой утверждался.
Проверяющий уточняет с плательщиком лично или по телефону дату начала проверки и, при необходимости, оформляет командировочные документы.
В случае, если проверка плательщика требует дополнительных консультации со специалистами структурных подразделений Фонда, получения копий нормативных правовых актов по вопросам проверки, проверяющий должен получить их в соответствующем подразделении [22,c.3].
3.2 Методика проведения проверки правильности
платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования
средств государственного
социального страхования
При проверке правильности начисления обязательных страховых взносов проверяются необходимые документы по той или иной выплате: положения, инструкции и решения органов управления плательщиков по условиям оплаты труда; постановления, приказы, распоряжения, коллективный договор, иные материалы плательщика, связанные с начислением и уплатой обязательных страховых взносов и иных платежей; заявления работников на выплаты; кассовые документы по выплате заработной платы, пособий, расчетные и расчетно-платежные ведомости; договоры, по которым предусмотрена выплата заработной платы или иных вознаграждений, в том числе договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности.
При проверке правильности начисления обязательных страховых взносов в Фонд следует иметь в виду, что обязательные страховые взносы начисляются на все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении, начисленных в пользу работников по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в Фонд. При этом сумма обязательных страховых взносов, причитающихся к уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы названных взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной в соответствии с законодательством в месяце, за который начислены взносы.
Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносов не применяется при исчислении указанных взносов с выплат, начисленных в пользу работающих инвалидов; граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам; лиц, осужденных к лишению свободы, а также находящихся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ; работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях); в организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов от общего объема произведенной продукции, в организациях бытового обслуживания населения, оказывающих бытовые услуги населению в сельских населенных пунктах, если объем платных бытовых услуг, оказанных такими организациями в истекшем месяце в сельских населенных пунктах, составляет более 50 процентов от общего объема оказанных ими платных бытовых услуг населению.
При занятости работников неполное рабочее время и (или) неполный месяц сумма обязательных страховых взносов исчисляется пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце [3,c.157].
Согласно пункту 4 Положения об уплате плательщики обязательных страховых взносов, у которых два срока выплаты заработной платы (за первую и вторую половины месяца), уплачивают обязательные страховые взносы не реже двух раз в месяц, в дни выплаты заработной платы за первую и вторую половины месяца. При этом формы и способы выплат, осуществляемых в пользу работников, не имеют значения. На исследуемом предприятии заработная плата выплачивается дважды в месяц: 5-го и 20-го. При применении данной нормы следует учитывать, что уплата обязательных страховых взносов за первую половину месяца производится в дни фактической выплаты заработной платы за указанный срок, а не в установленный срок для ее выплаты. Окончательный расчет по платежам в Фонд за истекший месяц производится не позднее дня, установленного для выплаты заработной платы за истекший месяц.
При проведении сплошной проверки правильности начисления страховых взносов в Фонд социальной защиты населения за 2007 - 2008 год на ОАО «Слуцкий мясокомбинат» установлено: обязательные страховые взносы начислялись плательщиком на все выплаты, начисленные в пользу работников по всем основаниям в размерах, установленных Законом Республики Беларусь, с учётом «Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Однако в проверяемом периоде имели место случаи несвоевременного начисления страховых взносов. Так в апреле 2007 года доначислены страховые взносы на сумму 2055032 руб., пропущенная заработная плата за март 2007 года и в июне на сумму 443461 руб. пропущенная заработная плата за май 2007 года. Перечисление страховых взносов отдельным поручением не производилось, так как в Фонд были излишне перечислены страховые взносы. В соответствии с Методическими рекомендациями Фонда социальной защиты населения по проведению документальных проверок плательщиков страховых взносов органами Фонда, на суммы по которым плательщиком самостоятельно до начало проверки начислены и перечислены обязательные страховые взносы, штрафные санкции не применяются.
Размер обязательных страховых взносов применен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь».
В результате выборочной проверки своевременности и полноты уплаты страховых взносов за 1 квартал 2008 года нарушений Положения об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты не установлено.