Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Форма ПУ-2 «Сведения  о приеме и увольнении» может  содержать сведения по нескольким застрахованным лицам и иметь несколько листов.

Соответствующие службы работодателя проверяют полноту  и правильность заполнения документа. Если данные указаны верно, работодатель заверяет подписанный застрахованным лицом документ подписью руководителя и печатью работодателя. Работодатель, не являющийся юридическим лицом, заверяет документ, представляемый в орган Фонда, личной подписью и печатью (при ее отсутствии — только личной подписью).

Форма ПУ-3 «Индивидуальные  сведения» заполняется работодателем по всем физическим лицам, работающим по трудовым договорам или на основе членства (участия), либо по физическим лицам, работающим по гражданско-правовым договорам, а также физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, и представляется указанными плательщиками страховых взносов в орган Фонда один раз в год в течение квартала, следующего за отчетным годом.

Данная форма  должна содержать сведения, относящиеся к отчетному периоду. Указание итоговых значений в форме является обязательным.

В случае, когда в течение  отчетного периода страховые  взносы начислялись в соответствии с различными тарифами, форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» следует заполнять по каждому тарифу в отдельности.

Если в течение отчетного  периода застрахованное лицо работало у одного работодателя по нескольким трудовым договорам, то следует заполнять одну форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения». Если в течение отчетного периода застрахованное лицо работало по нескольким видам договоров (например, по трудовому договору и гражданско-правовому договору), то заполняется отдельная форма по каждому виду договора.

Если в  течение отчетного периода застрахованное лицо работало по 
нескольким гражданско-правовым договорам, то по каждому договору 
заполняется отдельная форма. Начало и окончание работ указывается в 
соответствующих реквизитах раздела «Дополнительные сведения о стаже» 
формы ПУ-3 "Индивидуальные сведения" и повторяется во всех отчетных 
периодах, соответствующих периоду выполнения работ по договору. 

Форма ПУ-3 «Индивидуальные  сведения» заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и печатью работодателя. Работодатель, не являющийся юридическим лицом, и физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, заверяют документ, представляемый в орган Фонда, личной подписью и печатью (при ее отсутствии - только личной подписью).

Изменение и  отмена сведений, содержащихся в формах ДПУ, ранее представленных в орган Фонда, производится путем заполнения форм ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» и ПУ-3 «Индивидуальные сведения» типы форм «корректирующая» и «отменяющая». Указанные формы заполняются и представляются в орган Фонда по результатам проверки, а также в случаях, если плательщиком страховых взносов обнаружена ошибка в ранее представленных сведениях.

Форма ПУ-2 «Сведения  о приеме и увольнении» тип  формы «корректирующая» полностью заменяет данные за этот период по одному или нескольким застрахованным лицам. В форме правильные строки повторяются в таком же виде, как они были заполнены в форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», представленной ранее за определенный отчетный период, неправильные - заменяются правильными. Форма ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» тип формы «отменяющая» используется для полной отмены сведений по одному, нескольким или всем застрахованным лицам за определенный отчетный период. При отмене сведений по всем застрахованным лицам за определенный отчетный период в форме ПУ-2 тип формы «отменяющая» заполняются строки: «Регистрационный номер работодателя», «Наименование работодателя», «Отчетный период». При отмене сведений по одному или нескольким застрахованным лицам за определенный отчетный период в форме ПУ-2 тип формы «отменяющая» заполняются строки: «Регистрационный номер работодателя», «Наименование работодателя», «Отчетный период» и графы: «Фамилия, Имя, Отчество», «Страховой номер».

Форма ПУ-3 «Индивидуальные  сведения» тип формы «корректирующая» предназначена для изменения сведений о начислениях за определенный отчетный период и дополнительных сведений о стаже. При изменении сведений о начислениях за отчетный период в форме ПУ-3 тип формы «корректирующая» указываются правильные значения только в тех месяцах, в которых содержались ошибочные сведения. Если за определенный месяц начисления не производились, то в корректирующей форме в соответствующей строке проставляется ноль. При изменении дополнительных сведений о стаже графы, заполненные в форме ПУ-3, тип формы «корректирующая», полностью заменяют данные, ранее поданные за этот период. В форме правильные графы повторяются в таком же виде, как они были заполнены в форме ПУ-3 «Индивидуальные сведения», представленной ранее за определенный отчетный период, неправильные - заменяются правильными.

Форма ПУ-3 «Индивидуальные сведения» тип формы «отменяющая» используется для полной отмены ранее представленных сведений о застрахованном лице за определенный период. В отменяющей форме заполняются только строки от «Страхового номера» до «Сведений о плательщике страховых взносов». Если застрахованное лицо работает по гражданско-правовому договору, то в отменяющей форме заполняются строки от «Страхового номера» до «№ договора. Дата заключения договора» включительно.

В настоящее время значительно упрощена система подписи сведений персонифицированного учета. Раннее сведения передавались на бумажных носителях, и каждый документ подписывался руководителем самостоятельно. С января 2009 года применяется электронная цифровая подпись, что значительно сокращает время предоставления сведений в Фонд социальной защиты населения. В 2010 году планируется ввести электронное предоставление данных в Фонд социальной защиты населения, что сократит и значительно повысит своевременность обработки данных.

Индивидуальный (персонифицированный) учет позволяет увязывать право каждого застрахованного лица на пенсии и пособия и их размеры с объемом уплаченных страховых взносов.

За периоды  деятельности, начиная с 1 января 2003 года, доказательством стажа и заработка при назначении пенсий являются только сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Индивидуальный (персонифицированный) учет позволяет значительно упростить и ускорить процедуру назначения пенсий, избавив граждан от сложностей, связанных со сбором многочисленных документов.

При введении формулы расчета пенсии в зависимости  от размера уплаченных страховых взносов значение индивидуального (персонифицированного учета) многократно возрастает [23].

2.4 Совершенствование методики учета расчетов по социальному страхованию в условиях применения современных информационных технологий

В настоящее время  всё более широко в процессе выполнения учётных работ используется современная вычислительная техника. Её применение может носить индивидуальный характер или осуществляться через  специальные организации по обработке учётной информации.

При использовании учетных  программ предприятие самостоятельно вносит изменения и избирает внутреннюю систему кодирования информации, без которой невозможно правильно решить вопроса стандартизации информации, сокращения объемов начальных данных, повышения уровня оперативности обработки информации и компактности выдачи учетных регистров. Поэтому бухгалтерская служба предприятия в зависимости от информационных потребностей и их объема определяет необходимую для предприятия структуру построения кодов, которая усложняет (через возможное несоответствие систем таких кодирований) работу ревизора во время осуществления встречных проверок.

При ведении автоматизированного  учета бухгалтерская служба имеет  возможность быстро обрабатывать нужную информацию и получать промежуточные  результаты деятельности, необходимые  для потребностей управления.

При ведении автоматизированного учета в большинстве случаев само собой исключает неправильное разнесение первичных данных в учетные регистры, поскольку корректность бухгалтерских записей контролируется программой при введении первичной документации в персональную электронно- вычислительную машину. Исчезает также возможность допущения ошибки при подведении итогов (оборотов) и выводе конечных результатов деятельности. Ошибки могут возникать лишь в случаях, когда неправильно определяется экономическая суть хозяйственных операций.

Компьютеры сохраняют  огромные массивы данных и обеспечивают доступ к ним, выполняют математическую обработку данных, осуществляют отбор  данных в соответствии с установленными критериями, своевременно обновляют  и модифицируют данные. Благодаря этому их используют как средство исследования при определении характеристик и установлении взаимозависимостей между разными данными. Компьютер также может использоваться для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия [1,c.157].

Так, использование ОАО «Слуцкий мясокомбинат» комплексной программы «1С: Предприятие», дает возможность предприятию вести:

- бухгалтерский учет соответственно законодательству Республики Беларусь;

- оперативный учет наличия и движения запасов, состояния взаиморасчетов с контрагентами;

- учет движения работников  предприятия, регистрацию кадровых  изменений и расчет заработной  платы;

- налоговый учет соответственно  налоговому законодательству Республики Беларусь.

Автоматизация учета  расчетов по социальному страхованию обеспечивает:

- автоматизированный расчет отчислений в Фонд социальной защиты населения из сумм основных выплат, на которые начисляются страховые взносы;

-распределение начисленных сумм по синтетическим и аналитическим счетам производственных затрат в разрезе их структурных подразделений и в целом по предприятию;

-автоматизированный расчет начислений, уплачиваемых за счет Фонда социальной защиты и другие;

Однако в ОАО «Слуцкий мясокомбинат» автоматизация учета расчетов по социальному страхованию имеет свои недостатки:

1. При обработке   данных  сводные машинограммы формируются не по установленному образцу;

2. Обработка данных  занимает продолжительное время;

3. Автоматически не  формируются бухгалтерские записи на счетах по начислению заработной платы.

Сегодня на предприятиях имеются все предпосылки для создания комплексной системы информатизации проведения контроля за средствами Фонда, охватывающей все его основные направления.

В настоящее установление комплексной программы «1С: Предприятие 8.9», которая обеспечивает интегрированное ведение учета и включает единую систему ведения нормативно-справочной информации, автоматическое отражение торгово-складских операций, расчета заработной платы и отчислений в Фонд социальной защиты населения в учете, финансовый учет и контроль по нескольким юридическим лицам.

Автоматизация учетной  информации, наличие соответствующих  возможностей настройки алгоритмов расчетов позволяет максимально  упростить ведение учета в области расчетов по социальному страхованию.

Таким образом, на предприятии в качестве направления совершенствования учета расчетов по социальному страхованию следует внедрить более передовое контрольное оборудование которое будет сочетать в себе учет и контроль за использованием средств фонда социальной защиты населения.

 

 

 

 

3 РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ

3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному 
страхованию

Ревизию расчетов по социальному  страхованию на предприятии проводят органы Фонда социальной защиты населения.

Основными задачами органов  Фонда в ходе проведения проверок плательщиков обязательных страховых  взносов и иных платежей в Фонд  являются: проверка правильности начисления обязательных страховых взносов и иных платежей, своевременности их уплаты в полном объеме в Фонд; проверка обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию, финансируемые Фондом; проверка правильности представления плательщиками сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета; выявление нарушений законодательства о государственном социальном страховании и принятие соответствующих мер к плательщикам и их должностным лицам.

Планирование документальных проверок производится областными и  Минским городским управлениями Фонда на 1 и 2 полугодие на основании графиков проверок, составленных согласно «Инструкции о порядке организации и проведения проверок плательщиков обязательных страховых взносов и иных платежей органами Фонда социальной защиты населения», представленных городскими, районными и районными в городах отделами. Планы проверок плательщиков, включаемые в координационный план, составляются с учетом периодичности проверок, утверждаемой приказами начальников областных, Минского городского управлений Фонда.

На стадии рассмотрения проектов полугодовых координационных планов ежегодно не позднее 15 апреля (15 октября) инспекции Министерства по налогам и сборам представляют в адрес территориальных органов Фонда перечень субъектов предпринимательской деятельности, подлежащих ликвидации в электронном виде, для подключения к проверкам указанных органов в качестве соисполнителей.

Информация о работе Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию