Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

На  предприятии соблюдается законодательство о труде по начислению работникам заработной платы не ниже гарантированного в Республике Беларусь минимума.

Просроченной задолженности по платежам в бюджет Фонда социальной защиты населения по состоянию на 1 апреля 2008 года нет [Приложение К].

При проверке правильности поступления средств  за путевки, зачисляемых плательщиком в доход Фонда, проверяющему необходимо проверить своевременность и правильность уплаты частичной стоимости за путевки, выданные за счет средств государственного социального страхования, по бухгалтерским документам предприятии.

При проведении проверки правильности поступления  средств за путевки сплошным порядком проводится проверка всех путевок, выданных за счет средств государственного социального страхования, за весь проверяемый период, в акте проверки делается об этом запись.

Сплошная  проверка проводится у плательщиков с численностью работающих до 500 человек.

Под выборочной проверкой понимается проведение документальной проверки правильности поступления средств за путевки сплошным порядком за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), или по определенному структурному подразделению (цех, отдел и т.д.), при этом в акте проверки указывается проверенный период (структурное подразделение) и количество проверенных путевок.

Выборочная  проверка (не менее 30 путевок) проводится у плательщиков с численностью работающих более 500 человек.

При проведении проверки необходимо снять остатки  путевок, проверить, сколько получено и выдано путевок, соблюдены ли сроки выдачи путевок, когда и в каком размере внесена в кассу предприятия частичная плата за путевки. Установить, соответствует ли вся сумма частичной платы за путевки отчетным данным (Книга учета и выдачи путевок, приход путевок, отчет формы 1- Фонд).

Обратить  внимание на использование всех выданных путевок, не пользовались ли путевками  лица, неработающие у данного плательщика; на правильность оформления, учета  и хранения документов по получению  и выдаче путевок. Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, приходные и расходные документы по ним, квитанции о частичной оплате их стоимости, справки о денежном доходе, обратные талоны к путевкам, журналы учета путевок и другие документы, связанные с получением и распределением путевок, хранятся в порядке, установленном для хранения финансовых документов.

Кроме того, на выданные путевки должны быть письменные заявления работников, а для путевок  на санаторно-курортное лечение  к заявлению должно быть приложено решение комиссии, создаваемой в соответствии с Положением о комиссии по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 августа 2002 г. № 1155, а также медицинское заключение о необходимости санаторно-курортного лечения; «обратный талон к путевке» или документ санаторно-курортного учреждения, подтверждающий ее использование работником, которому она выдана.

Путевки, приобретенные  за счет средств государственного социального страхования, учитываются отдельно от путевок, приобретенных за счет средств республиканского бюджета.

Следует иметь  в виду, что путевка выдается на основании протокола комиссии (копии  протокола) о выделении путевки, не ранее месячного срока до начала заезда на санаторно-курортное лечение, только после представления работником квитанции об оплате ее частичной стоимости; в течение года работнику за счет средств социального страхования может быть выдано не более одной путевки на лечение или отдых. 

Размер платы за путевку определяется отношением среднемесячного денежного дохода (заработной платы, денежного довольствия, пенсии, стипендии) получателя путевки за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяц выдачи путевки к начисленной среднемесячной заработной плате работников Республики Беларусь по данным Министерства статистики и анализа за позапрошлый месяц относительно месяца выдачи путевки и дифференцирован в зависимости от срока заезда на санаторно-курортное лечение (а не от даты выдачи путевки).

Примечание: с оплатой 15 процентов от полной стоимости выдаются путевки одному из родителей (лицу, его заменяющему), направляющемуся совместно с  несовершеннолетними детьми по заключению врачебно-консультативной комиссии в санаторно-курортные организации (отделения) для родителей с детьми, лицам, обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, на дневной форме обучения.

За проверяемый  период из средств государственного социального страхования было выдано 25 путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе 16 детских путевок выданы бесплатно. В отчете формы 1-фонд сумма частичной доплаты отражена в полном объёме, расхождений с данными бухгалтерского учета не установлено. Размер частичной доплаты определён в соответствии с Положением о порядке направления на оздоровление и санаторно-курортное лечение населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования и выдачи путевок и курсовок, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 1999 года №772 с изменениями и дополнениями [Приложение К].

В соответствии с п. «б» ст.12 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992г. № 1596-Х11 «О пенсионном обеспечении» наниматели возмещают органам Фонда социальной защиты населения расходы на выплату пенсий.

Расчет производится в размере десяти процентов среднегодовой  численности работников, занятых  на работах, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005г. № 536.

В целях назначения пенсии в связи с особыми условиями  труда на предприятиях проводится аттестация рабочих мест. Результаты аттестации рабочих мест действительны в течение пяти лет с момента ее завершения.

Датой завершения аттестации и вступления в силу ее результатов является дата утверждения  Перечня рабочих мест, профессий  и должностей, работникам которых  по результатам аттестации подтверждены особые условия труда. Общая количественная оценка вредности и тяжести труда составляет от 6 до 8 баллов включительно. Для аттестации, проведенной в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 05.02.1992г. № 4 - дата заполнения карты условий труда на рабочем месте.

Сведения  об аттестации прилагаются к трудовым книжкам работников, профессии и  должности которых внесены в Перечень, по форме, утверждаемой в установленном порядке (п. 5 Инструкции).

Ответственность за качественное и своевременное  проведение аттестации несет наниматель. Если аттестация проведена несвоевременно, то за не аттестованный период пенсии в связи с особыми условиями труда будут назначаться за счет собственных средств предприятий. Таким образом, наниматель обязан возмещать вышеуказанные расходы только за аттестованный период.

В ОАО «Слуцкий мясокомбинат» аттестовано 109  рабочих  мест с вредными и тяжелыми условиями труда по списку № 2. Результаты аттестации утверждены приказом от 30.03.2006г. №158. Среднегодовая численность за 2007 год составила 187 человек. При проверке достоверности данных лицевых счетов по заработной плате Байко А.И., Бужор С.В. и Галка Т.Н. нарушений не установлено. Суммы возмещения перечислены на счет Фонда социальной защиты населения по ранее представленному расчету 04.04.2008 года [Приложение К].

При проверке правильности расходования средств государственного социального страхования проверяющие должны установить: законность произведенных плательщиком расходов средств государственного социального страхования, то есть их соответствие законодательным и иным нормативным правовым актам Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования; достоверность отчетности плательщика по произведенным расходам за счет средств государственного социального страхования и соответствие сумм выплат пособий, отраженных по счетам № 69 (171) и отчетам по форме 1-Фонд, а также общему количеству фактических выплат пособий за проверяемый период.

При проверке следует обратить внимание, что законодательством  о государственном социальном страховании  предусмотрено непринятие к зачету в счет обязательных страховых взносов  на государственное социальное страхование в случаях: исчисления пособий с нарушением законодательства; исчисления пособий на основании листков нетрудоспособ-ности, оформленных с нарушением установленных требований; завышения плательщиком размера пособия по беременности и родам.

При проверке правильности оформления листков нетрудоспособности установлено, что в нарушение Инструкции по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 года № 52/97, имели место случаи, на оборотной стороне не заполнены строки:  «особые отметки», «решение комиссии о назначении пособия, № протокола, дата». В период проверки произведено заполнение вышеназванных строк [Приложение К].

Назначение  и исчисление пособий производится в соответствии с «Положением  о порядке обеспечения пособиями  по временной нетрудоспособности и по беременности и родам», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 года № 1290 (с изменениями и дополнениями), однако допущены нарушения следующих пунктов Положения: пособие по временной нетрудоспособности рассчитано из заработка только за один месяц, хотя увеличения оклада не было, а нужно было за 2 месяца (п.31); в расчет пособия  была включена  разовая премия ко дню работника сельского хозяйства (п.32).; В результате вышеперечисленных нарушений при исчислении пособий по временной нетрудоспособности выявлено 5 случаев переплат на сумму 118474 руб., и 4 случая недоплат на сумму 54800 руб. [Приложение К].

В проверяемом  периоде было назначено и выплачено 23 пособия в связи с рождением  ребенка в сумме 19154380 руб. (в том  числе 7 пособий в сумме 7949550 на второго  ребенка) на основании справок о рождении ребенка (оригинал), выданных органом, регистрирующим акты гражданского состояния; 20 пособий женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности в сумме 3614320 руб. на основании справки (оригинал), выданной государственной организацией здравоохранения. Размер пособия определялся в соответствии с главами 2 и 3 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2002 года № 772 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение №772). При назначении пособий Микулич И.В.(28.09.2007г.р.) и Дудко Е.А. (26.09.2007г.р.)  в нарушении п.18, неправильно определен размер пособия в связи с рождением ребенка (арифметическая ошибка). Переплата составила 140000руб.

В отчете формы 1-Фонд данные о количестве и суммах единовременных пособий отражены правильно, расхождений не установлено.

В проверяемом  периоде было выплачено одно пособие на погребение (Якимович С.И. – дата смерти 18.10.2007) в сумме 752550 руб., на основании заявления и подлинника справки о смерти для получения пособия на погребение, выданной органами, регистрирующими акты гражданского состояния. Размер пособия определялся в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 1999 г. №1776 (с изменениями и дополнениями) «О размерах пособий на погребение». Нарушений не выявлено.

В отчете формы 1-Фонд данные о количестве и суммах единовременных пособий отражены правильно, расхождений не установлено.

Пособия семьям, воспитывающим детей, выплачены  по апрель 2008 года включительно.

В 2007 году пособия  семьям, воспитывающим детей, выплачивались 67 получателям на 80 детей, в т.ч. на 39 детей в возрасте до 3-х лет, в 2008 году 71 получателю на 73 детей, в т.ч. на 45 детей в возрасте до 3-х лет. Дела получателей пособий сформированы в соответствии с Положением №772. При проверке полноты представления документов для назначения пособий нарушений не установлено.

Назначение  и выплата пособий на детей  производились в соответствии с  Положением №772 и Инструкцией о  порядке исчисления совокупного  дохода на члена семьи при назначении пособий на детей, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерства финансов Республики Беларусь от 30.12.2004 г. №166/190 (с изменениями и дополнениями) (далее – Инструкция №166/190).

В проверяемом  периоде произведена оплата 8 рабочих  дней в сумме 147205руб, предоставляемых  ежемесячно матерям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (Былинович Н.И.). Оплата производилась в соответствии с требованиями нормативных документов. Расчет сумм произведен правильно.   

Других расходов за счет средств государственного социального  страхования произведено не было.

При проверке соответствия данных, представленных в отчете формы №1-Фонд и данных, отраженных в «Главной книге» по счету 69 по расходованию средств Фонда, а  также фактических данных по расходам за 4 квартал 2007 года расхождений не установлено  [Приложение К].

Вследствие  нарушений, указанных в разделе  в разделе II п.п. 2 и 3 проводится пересчет пени, пеня по проверке не доначислена.

Основание: п.15 Положения  об уплате обязательных страховых взносов  и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 05.06.2000 года №318 в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 28.10.2005 года № 511.

3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»

При привлечении  плательщиков к ответственности  за нарушение норм законодательства следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 67 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Информация о работе Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию