Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Премии и иные выплаты, включаются в заработок за тот месяц, в  котором они выплачены. Месяцем  их выплаты считается месяц, на который  они приходятся согласно лицевому счету, расчетной ведомости. Если в месяце, за который исчисляется заработок, работник отработал не все рабочие дни по графику работы, указанные премии и иные выплаты при исчислении пособий учитываются пропорционально отработанному времени в данном месяце. Премии за текущий месяц, выплаченные в этом же месяце, включаются в заработок для исчисления пособий в полном размере.

Выплаты за дни освобождения от работы, которые исключаются из подсчета при исчислении согласно пункту 35 настоящего Положения пособий, а также выплаты, на которые работник не утрачивает право в связи с временной нетрудоспособностью, в заработок для исчисления пособий не включаются.

Работникам, у которых в течение 2 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, или в месяце их наступления имели место прием на работу, перевод на другую работу, увеличение размера тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), изменение формы оплаты труда, пособия исчисляются из заработка за период работы со дня указанных изменений до начала временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Работникам, у которых временная  нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам наступили в день перевода на другую работу, увеличения размера тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений), изменения формы оплаты труда или позднее, не имеющим заработка с этого дня до дня наступления временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам, пособия исчисляются из среднедневного (среднечасового) заработка за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу начала временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Работникам, у которых временная  нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам наступили в день повышения тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений) либо позднее, не имеющим заработка с этого дня до дня наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, размер пособий увеличивается на коэффициент роста тарифной ставки (оклада) работника со дня ее (его) повышения.

Работникам, не имеющим рабочих  дней (часов) в 2 календарных месяцах, предшествующих месяцу наступления  временной нетрудоспособности, отпуска  по беременности и родам, пособия  исчисляются из среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) до наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам в указанном месяце.

Пособия исчисляются из среднедневного (среднечасового) заработка, определяемого  путем деления заработка за соответствующий период (согласно пунктам 31-34 настоящего Положения) на число рабочих дней (часов) по графику работы работника в этом периоде. При этом в число рабочих дней (часов), на которые делится заработок, не включаются периоды освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью, трудовым и социальным отпусками, простоем не по вине работника и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Пособия назначаются за пропущенные  по графику работы рабочие дни (часы), удостоверенные листком нетрудоспособности.

По общему правилу, пособие по временной нетрудоспособности работникам исчисляется в размере 80% среднедневного (среднечасового) заработка за первые 6 календарных дней нетрудоспособности и в размере 100% среднедневного (среднечасового) заработка за последующие календарные дни непрерывной временной нетрудоспособности [35,c. 201].

Например, как было отмечено выше,  обработчица Струневская  Г.К. предоставила листок нетрудоспособности БП 0616791 от 01.09.2009 г. по 11.09.2009 г. Произведем расчет пособия по временной нетрудоспособности, причитающийся к выплате. Согласно графика работы, Струневской Г.К. по причине временной нетрудоспособности было пропущено 72 часа, при этом 32 часа- в первые шесть календарных дней, приходящиеся на период временной нетрудоспособности, 40 часов- в последующие дни болезни. Для расчета пособия по временной нетрудоспособности  с целью определения среднечасового заработка  используется заработная плата июля и августа 2009 г.

Согласно расчета [Приложение В] Струневской Г.К. в июле 2009 г. отработано 187 часов, заработная плата составила 1194761 руб., в августе- 168 часов и заработная плата составила 1263554 руб. Следовательно, среднечасовой заработок Струневской Г.К. составил 6924,831 рубль. Следовательно, за 32 часа, приходящиеся на первые шесть календарных дней временной нетрудоспособности,  Струневской Г.К. начислено 177276 руб. (6924,831*72*0,8), за последующие 40 часов начислено 276993 руб. (6924,831*42). Общая сумма пособия по временной нетрудоспособности составила 454269 рублей.

Пособие по временной  нетрудоспособности назначается с  первого дня утраты трудоспособности в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие  дни (часы) по графику работы работника в случаях ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет при амбулаторном лечении и за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет) при стационарном лечении, за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, а также санаторно-курортного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет при наличии заключения врачебно-консультативной комиссии о необходимости сопровождения такого ребенка [35,c.203].

Специалисту по тендерным закупкам Дубовик В.А. выдан листок нетрудоспособности БО 0576419 от 24.09.2009 г.  в связи с уходом за больным ребенком.

Согласно расчета [Приложение В] Дубовик В.А.  в июле 2009 г. отработано 175 часов, заработная плата составила 1083728 руб., в августе- 126 часов и заработная плата составила 894207 руб. Следовательно, среднечасовой заработок Дубовик В.А. составил 6571,2126 рубль. Пособие по временной нетрудоспособности начислено за 16 рабочих часов и соответственно составляет 105139 руб. (16*6571,2126).

Пособие по беременности и родам назначается в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работницы.

Минимальный размер пособия  по беременности и родам за календарный  месяц устанавливается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

Согласно реестру больничных листов и листка нетрудоспособности Атрасевич Е.В. от 02.03.2009 г. пособие по беременности и родам начислено за 693 часа в размере 100 % среднечасового заработка и составило 4671081 руб. [Приложение Г].

Пособие на детей старше 3-х лет назначается на каждого ребенка и выплачивается в размере 30 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Однако следует иметь в виду, что данный вид пособия назначаются и выплачиваются:

- в полном объеме, при условии, что средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий календарный год не превышает 60 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября предшествующего года;

- в размере 50 процентов пособия, исчисленного согласно вышеназванного пункта, при условии, что средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий календарный год не превышает 80 процентов утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября предшествующего года.

Порядок исчисления совокупного дохода на члена семьи при назначении пособия на детей старше 3 лет определяется Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с Министерством финансов Республики Беларусь.

Семьям, воспитывающим ребенка- инвалида в возрасте до 18 лет, неполным семьям, в которых родителю установлена I или II группа инвалидности, при условии, что он не работает и не имеет другого вида занятости, пособие на всех детей в семье назначается и выплачивается в размере, предусмотренном частью первой статьи 17 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей», независимо от совокупного дохода на члена семьи.

Совокупный доход на члена семьи в месяц определяется путем деления совокупного дохода всех членов семьи за календарный  год, предшествующий году обращения за назначением пособий на детей, на количество членов семьи и на 12 либо на количество месяцев, за которые получены доходы на основании представленных документов [22,c.41].

Согласно документов, предоставленных  Лапцевич Т.В. [Приложение Е], совокупный годовой доход на члена семьи составляет 147253 руб., что не превышает 80% утвержденного бюджета прожиточного минимума. Следовательно, Лапцевич Т.В. начисляется и уплачивается пособие на детей старше 3-х лет в размере 50% бюджета прожиточного минимума.

Архиреевой Т.В., согласно предоставленных документов [Приложение Д], так же назначено пособие в размере 50%, так как совокупный годовой доход на члена семьи составляет 150641 руб., что не превышает 80% утвержденного бюджета прожиточного минимума. В данной ситуации следует иметь в виду, что Архиреева Т.В. воспитывает детей, рожденных вне брака. Согласно Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающих детей», на детей, рожденных женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в книге регистрации актов о рождении произведены по указанию матери, назначается и выплачивается ежемесячная надбавка к государственному пособию, на каждого ребенка в размере 40 процентов на ребенка в возрасте от полутора до 3 лет; к государственному пособию семьям, воспитывающим детей старше 3-х лет, назначается и выплачивается ежемесячная надбавка в размере 40 процентов пособия.

На детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье, назначается и выплачивается ежемесячная надбавка к государственным пособиям, в размере 40 процентов соответствующего пособия.

В нашем случае, Бартошик О.В. воспитывает ребенка – инвалида. Согласно Протокола № 5 от 12.01.2009 г. комиссией  по назначению государственных пособий  семьям, воспитывающим детей принято  решение о назначении Бартошик О.В. пособия в размере 100 % с надбавкой 40 % [Приложение Ж].

Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное  социальное страхование предназначен синтетический счет 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению».

По кредиту счета 69 «расчеты по социальному страхованию  и обеспечению» отражаются начисления по социальному страхованию, а по дебету- использование этих начислений и перечисление их по назначению [17,c.181].

Рассмотрим основные бухгалтерские записи согласно выписке из главной книги по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» [Приложение И] в таблице.

Таблица - Оборотная ведомость по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

 

Содержание хозяйственной  операции

Корреспонденция

счетов

Сумма, руб.

Д-т

К-т

Начислено в ФСЗН

23,25,26,20

69

154428599

Удержано в ФСЗН из заработной платы рабочих

 

70

 

69

 

18134090

Начислены пособия по временной нетрудоспособности, детей

 

69

 

70

 

48032708

Перечислено с расчетного счета ФСЗН

69

51

405653037


Примечание – Источник: собственная  разработка

2.3.Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования

С 1 января 2003 года в Республике Беларусь введен индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования. Создана информационная база данных и автоматизированная система управления индивидуальным (персонифицированным) учетом.

Каждому застрахованному  лицу выдано свидетельство социального страхования.

На каждое застрахованное лицо заведен индивидуальный лицевой счет.

По каждому  застрахованному лицу в данных индивидуального (персонифицированного) учета содержатся следующие сведения:

- о периодах работы, в том числе дающей право на пенсию по возрасту на льготных условиях и за выслугу лет;

- о сумме выплат (дохода), на которую начислены обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения;

- о начисленных страховых взносах;

- о выплаченном пособии по временной нетрудоспособности;

- другие сведения, необходимые для назначения пенсий и пособий.

Основными формами документов персонифицированного учета являются:

- «Анкета  застрахованного лица» (Форма  ПУ-1);

- «Сведения  о приеме и увольнении» (Форма  ПУ-2);

- «Индивидуальные  сведения» (Форма ПУ-3).

Форма ПУ-1 «Анкета застрахованного лица» используется при проведении процедур регистрации застрахованного лица в органе Фонда, внесения изменений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в случае изменения анкетных данных, выдачи дубликата страхового свидетельства государственного социального страхования (далее -свидетельство социального страхования) взамен утерянного или пришедшего в негодность.

Информация о работе Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию