Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа
Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.
Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68
В соответствии с пунктом 14 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов и иных платежей (кроме пеней) является недоимкой.
К недоимке относится и сумма задолженности плательщика по обязательным страховым взносам и иным платежам, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты обязательных страховых взносов и расходования средств Фонда, в том числе и при сдаче отчетности плательщиками в органы Фонда по месту постановки на учет.
Начисление пеней производится, начиная со следующего дня по истечении срока перечисления платежей на счет Фонда и по день уплаты (погашения задолженности) включительно.
Начисление пеней за несвоевременную уплату обязательных страховых взносов плательщиками, финансируемыми из средств республиканского и местного бюджетов на основании бюджетной сметы через территориальные органы производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на выплаты своим работникам.
Недоимка вместе с начисленными суммами пеней, согласно пункту 18 Положения об уплате, взыскивается по постановлению уполномоченных должностных лиц органов Фонда с плательщиков (юридических лиц) в бесспорном порядке и в судебном порядке с физических лиц. Суммы платежей зачисляются в бюджет Фонда.
За несвоевременное зачисление или перечисление обязательных страховых взносов и иных платежей по вине банка на счета органов Фонда банк, согласно пункту 17 Положения об уплате, уплачивает Фонду пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату зачисления (перечисления) от незачисленной (неперечисленной) суммы за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты указанных платежей в Фонд. С плательщика за эти дни пени не взимаются.
Бесспорное взыскание недоимки, пени производится органом Фонда путем списания на счета Фонда средств, имеющихся на счетах недоимщика в банке на основании платежного требования, составляемого органом Фонда.
При недостаточности рублевых средств и наличии иностранной валюты на валютных счетах плательщиков платежи, согласно пункту 19 Положения об уплате, взыскиваются (уплачиваются) в валюте по курсу НБ, действующему на дату взыскания (уплаты).
В случае отсутствия средств на счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы и иные платежи взыскиваются в бесспорном порядке по постановлению уполномоченных должностных лиц Фонда со счетов их дебиторов (за исключением бюджетных организаций), для открытия которых требуется справка органов Фонда. Списание средств производится на основании заявления плательщика с указанием дебитора и акта сверки задолженности.
При отсутствии у плательщика и его дебиторов денежных средств взимание недоимок, пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщика в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом
23 Положения об уплате суммы обязательных страховых взносов и иных платежей, излишне
поступившие в бюджет Фонда, подлежат
зачету в счет погашения числящейся за
плательщиком задолженности, при отсутствии
задолженности - в счет предстоящей уплаты
обязательных страховых взносов и иных
платежей. Зачету подлежит вся сумма обязательных
страховых взносов и иных платежей за
весь проверяемый период.
Суммы излишне начисленных и уплаченных обязательных страховых взносов и иных платежей в результате неправильного их исчисления отражаются в отчете по форме № 1-Фонд по строке 5 (с минусом). Зачет переплаты в погашение задолженности по платежам в Фонд производится органами Фонда без заявления плательщика с уведомлением последнего.
Суммы обязательных страховых взносов и иных платежей, излишне взысканные в Фонд по результатам проверок, возвращаются плательщику с начислением пеней в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату их взыскания Фондом, за весь период нахождения указанных средств в Фонде начиная со дня, следующего за днем зачисления данных средств, и до дня, предшествующего их возврату.
В случае излишне начисленных обязательных страховых взносов в бюджет Фонда по результатам проверок плательщик представляет форму ПУ-3 (тип формы «корректирующая» или «отменяющая») за весь проверяемый период.
В случае, когда плательщик в течение 10 рабочих дней со дня составления акта проверки не перечислил суммы причитающихся платежей, орган Фонда направляет платежное требование в банк плательщика для бесспорного взыскания задолженности. В соответствии с пунктом 25 Положения об уплате, уплата плательщиками начисленных по результатам проверок пеней, а также доначисленных сумм и не принятых к зачету расходов производится в течение 10 рабочих дней со дня составления акта проверки.
Дополнительно начисленные по акту проверки обязательные страховые взносы и иные платежи, а также суммы пеней отражаются плательщиком в отчете по форме 1-Фонд по соответствующим строкам [22,c.47].
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию
Результаты проверки плательщика органами Фонда оформляются соответствующим актом проверки или справкой, в зависимости от того, выявлены нарушения действующего законодательства или нет.
Приложения к акту проверки заполняются при необходимости. Допускается проставление только квартальных количественных данных, помесячные данные заполняются только при обнаружении расхождений между данными отчета формы 1-Фонд и учетными данными плательщика обязательных страховых взносов.
Акт (справка) проверки составляется в двух экземплярах при проведении проверок работниками рай(гор)отделов Фонда, трех экземплярах — при проведении проверок с участием работников областных (Минского городского) управлений, в большем количестве по проверкам, проводимым по республиканским и областным координационным планам в качестве (с участием) соисполнителей.
Акт проверки должен быть аккуратно напечатан (в случае отсутствия технических возможностей - аккуратно, разборчиво написан от руки), данные в приложениях к акту могут быть внесены от руки, подписан проверяющим, руководителем и главным бухгалтером плательщика. Не допускается составление односторонних актов (справок) проверки, т.е. без подписей плательщика. В случае отказа представителей плательщика от подписи в акте проверки делается запись. В конце акта проверки должен быть дан перечень приложений, на которые есть ссылки в акте проверки, включая и приложения по вопросам Персонифицированного учета. К акту проверки должны быть приложены все приведенные в указанном перечне приложения. Все приложения к акту проверки подписываются проверяющим и главным бухгалтером плательщика.
Все листы акта (справки) проверки должны быть пронумерованы, в конце акта проверки проставлено количество листов.
Акт проверки должен отражать все вопросы, указанные в предписании, включая вопросы персонифицированного учета.
При составлении промежуточного акта (справки) проверки по вопросам персонифицированного учета, об этом должно быть оговорено в акте проверки, промежуточный акт включается как приложение.
В акте проверки должна быть соблюдена объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого плательщика,
В соответствии с пунктом 17 Инструкции о порядке организации и проведения проверок, однородные нарушения могут отражаться в ведомостях (таблицах), прилагаемых к каждому экземпляру акта проверки. В акте проверки могут приводиться обобщенные итоговые данные и примеры. В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены копии или выписки из различных документов, а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, заверенные в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции о порядке организации и проведения проверок, в акте (справке) проверки, должны быть указаны: основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должность, фамилия, имя и отчество лиц, проводивших проверку, дата согласования с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь или Советом по координации контрольной деятельности в области либо г. Минске решения о проведении внеплановой проверки; даты начала и завершения проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта (справки) проверки и дата; должности, фамилии и инициалы работников проверяемого плательщика, обязанных в соответствии с настоящей Инструкцией подписать акт (справку) проверки, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, а также иных лиц, привлекаемых к проверке; наименование, место нахождения и подчиненность проверяемого плательщика, фамилия, имя, отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, учетный номер плательщика в Фонде, учетный номер плательщика в инспекции Министерства по налогам и сборам, номер пункта координационного плана, банковские реквизиты, форма собственности, установленный срок выплаты заработной платы, численность работающих; наличие книги учета проверок (ревизий), а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке; кем и когда были проведены предыдущие проверки, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства; какие вопросы проверены, каким методом: выборочно (за месяц, квартал, полугодие, год, по цеху, отделу, другому структурному подразделению), сплошным порядком за весь проверяемый период; акты законодательства, требования которых нарушены, и ответственность, установленная законодательством за данный вид нарушения; факты сокрытия, занижения сумм выплат, на которые должны начисляться обязательные страховые взносы; случаи искажения отчетности по средствам Фонда, недостоверности представленных сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета; должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействия) которых повлекли нарушение плательщиком норм действующего законодательства; иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении.
По персонифицированному учету в акте проверки указывается численность и пофамильный список работников, по которым проверены индивидуальные сведения о стаже и заработке.
При необходимости, в течение установленного срока со дня подписания акта проверки плательщик представляет форму ПУ-2 (тип формы «исходная», «корректирующая», «отменяющая») и ПУ-3 (тип формы «исходная», «корректирующая», «отменяющая»).
Проверяющий самостоятельно принимает решение о необходимости приобщения к акту проверки справок, копий финансовых и иных документов, подтверждающих факты, изложенные в акте проверки. Объяснения должностных лиц по акту проверки приобщаются к нему в обязательном порядке.
Записи в акте проверки должны быть корректными, факты нарушений приводятся только со ссылкой на действующие нормативные правовые акты.
В ходе проверки проверяющие дают обязательные для исполнения плательщиками указания по устранению выявленных нарушений и, если плательщиком нарушения устранены до окончания проверки, об этом делается соответствующая запись в акте проверки.
При необходимости, в акт проверки включаются также рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков.
В соответствии с пунктом 25 Положения об уплате плательщик обязан выполнять требования органов Фонда и его уполномоченных должностных лиц об устранении выявленных при проверке нарушений порядка уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей.
Об исполнении рекомендаций проверенный плательщик, обязан письменно сообщить органу Фонда в течение десяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
Уполномоченные должностные лица органа Фонда, проводившего проверку, обязаны, в соответствии с пунктом 21 Инструкции о порядке организации и проведения проверок, не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта проверки: рассмотреть полученные материалы и вынести в пределах своей компетенции решение по акту проверки, согласно пункта 2 к Инструкции о порядке организации и проведения проверок, при наличии оснований для начала административного процесса составить протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении не позднее двух суток со дня его составления вместе с материалами дела об административном правонарушении направляется в суд, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях.
Данные об административных правонарушениях, выявленных в ходе проведения проверок, фиксируются в карточках формы 1-АП (в отношении физического лица), формы 3-АП (в отношении юридического лица). Заполнение данных карточек производится в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения регистрационных карточек единой государственной системы регистрации и учета правонарушений, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 31.03.2007 № 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2007, № 108, 8/16282).
Дело об административном правонарушении (протокол, регистрационная карточка формы 1-АП или 3-АП, копия акта проверки с приложениями) с сопроводительным письмом направляется в суд в течение двух суток с момента окончания подготовки дела об административном нарушении к рассмотрению.
Решение по акту проверки не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта проверки направляется плательщику, в отношении которого оно вынесено (вручается его представителю) [21, c. 69].
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному страхованию
Сегодня органы государственной власти уделяют серьезное внимание вопросам совершенствования системы контроля. Поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.
Важнейшим фактором повышения
эффективности контрольной
Применения компьютерных
программ бухгалтерского учета требует
усовершенствования методики контроля
и разработки программ ревизии финансово-
Тем не менее, не следует забывать, что компьютеры не могут мыслить или проникать в суть проблемы, что немаловажно для компетентного контроля. Базы данных содержат полную информацию о результатах деятельности, но в них не содержится информация об учетной политике или принципах учета на предприятии, нет разнообразных объяснений к отчетам и т.п.