Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:57, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является детальное изучение отечественной и зарубежной практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию с использованием материалов базовой организации и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
исследована сущность социального страхования и показана его роль в функционировании организации;
дан краткий обзор нормативно-правовых актов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования;
исследована действующая методика и организация бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии с целью выявления обнаруженных недостатков и разработки рекомендаций по их совершенствованию;
рассмотрены вопросы совершенствования учета расчетов по социальному страхованию в условиях использования современных компьютерных технологий,
изучены основные вопросы контроля расчетов по социальному страхованию,
рассмотрены вопросы совершенствования ревизии расчетов по социальному страхованию на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….….…...5
1 Экономическая сущность расчётов по социальному страхованию…….…..…8
1.1 Сущность социальной защиты, ее принципы и формы……………….…..…8
1.2 Значение и задачи учёта и ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….…16
1.3 Нормативно-правовое регулирование по учёту и ревизии расчётов по
социальному страхованию…………………………………………………….….18
2 Бухгалтерский учёт расчётов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат»……………………………………………..…...23
2.1 Документальное оформление операций по учёту расчётов по социаль-
ному страхованию…………….……………………………………………….…..23
2.2 Порядок исчисления и учета отдельных видов пособий, выплачиваемых
за счет социального страхования…………………………………………………30
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государствен-
ного социального страхования……………………………………………………35
2.4 Совершенствование методики учёта расчетов по социальному
страхованию в условиях применения современных информационных
технологий……………………………………………………………………….....39
3 Ревизия расчетов по социальному страхованию на
ОАО «Слуцкий мясокомбинат……………………………………………………42
3.1 Планирование и организация ревизии расчетов по социальному
страхованию………………………………………………………………………..42
3.2 Методика проведения проверки правильности платежей в фонд
социальной защиты населения и расходования средств государственного
социального страхования………………………………………………………….45
3.3 Порядок начисления и взыскания сумм недоимок, пеней, применения
ответственности, предусмотренной Кодексом Республики Беларусь «Об
административных правонарушениях»……………………………..……………52
3.4 Обобщение результатов ревизии расчетов по социальному страхованию...59
3.5 Совершенствование методики ревизии расчетов по социальному
страхованию…………………………………………………………………….….62
Заключение…………………………………………………………………………66
Список использованных источников……………………………………………..68

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Также не всегда есть возможность  сопоставить данные отчетного периода  с соответствующими данными других периодов. Последние чаще всего недоступные, их базы данных архивируются.

При использовании учетных  программ предприятие самостоятельно вносит изменения и избирает внутреннюю систему кодирования информации, без которой невозможно правильно решить вопроса стандартизации информации, сокращения объемов начальных данных, повышения уровня оперативности обработки информации и компактности выдачи учетных регистров. Поэтому бухгалтерская служба предприятия в зависимости от информационных потребностей и их объема определяет необходимую для предприятия структуру построения кодов, что усложняет (через возможное несоответствие систем таких кодирований) работу ревизора во время осуществления встречных проверок.

При ведении автоматизированного  учета бухгалтерская служба имеет  возможность быстро обрабатывать нужную информацию и получать промежуточные  результаты деятельности, необходимые для потребностей управления. Такую же возможность имеет ревизор, который осуществляет соответствующую проверку предприятия.

При этом ведения автоматизированного  учета в большинстве случаев  само собой исключает неправильное разнесение первичных данных на учетные регистры, поскольку корректность бухгалтерских записей контролируется программой при введении первичной документации в персональную электронно- вычислительную машину. Исчезает также возможность допущения ошибки при подведении итогов (оборотов) и выводе конечных результатов деятельности. Ошибки могут возникать лишь в случаях, когда неправильно определяется экономическая суть хозяйственных операций. Поэтому во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия ревизор должен сначала выучить его учетную политику и выяснить, правильно ли работники бухгалтерской службы осуществляют «признание» той или другой хозяйственной операции.

Компьютеры сохраняют  огромные массивы данных и обеспечивают доступ к ним, выполняют математическую обработку данных, осуществляют отбор данных в соответствии с установленными критериями, своевременно обновляют и модифицируют данные. Благодаря этому их используют как средство исследования при определении характеристик и установлении взаимозависимостей между разными данными. Компьютер также используется для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Так, использование комплексной программы, например «1С: Предприятие», дает возможность вести: бухгалтерский учет соответственно законодательству и программ бухгалтерского учета; оперативный учет наличия и движения запасов, состояния взаиморасчетов с контрагентами; учет движения работников предприятия, регистрацию кадровых изменений и расчет заработной платы; налоговый учет соответственно налоговому законодательству Беларуси.

Программа «1С: Предприятие» обеспечивает одновременную работу работников разных подразделений предприятия: бухгалтерии, склада, отдела кадров и  других, каждый из которых должен иметь доступ лишь к своей базе данных.

Сведенная информация и общая база данных доступны лишь главному бухгалтеру.

Такое построение программы  лишает возможности вносить необоснованные изменения на местах и дает возможность  осуществлять централизованный текущий  контроль. Ревизор в свою очередь  может проверить деятельность предприятия по подразделениям, которая дает ему возможность выучить детальнее систему учета на предприятии и глубже проверить каждый участок работы бухгалтерской службы без одновременной обработки большого объема информации. Также подобная конфигурация дает возможность получать информацию для потребностей управленческого и финансового учета. Благодаря этому ревизор должен иметь возможность обследовать операции, которые происходят на низовых участках управления, то есть проверять законность составления первичных записей, их достоверность и точность. Особое внимание ревизор уделяет сопоставлению данных первичных документов с машинными носителями информации, а также проверке процесса автоматизированной регистрации первичной информации. При этом ревизор проверяет полноту входной информации путем просмотра содержания информационной базы данных.

В дальнейшем ревизор  проверяет последовательность обработки  данных с целью установления полноты  поступления информации из соответствующих  участков, данные ли входной информации отвечают данным исходной информации, которая дает возможность осуществлять увязку информации.

При проверке исходной информации анализируется достоверность расчетов, сопоставляются итоги, и определяется их соответствие бухгалтерским данным. Ради этого ревизор должен проанализировать законность составления каждой бухгалтерской проводки, большинство из которых формируются в Справочнике бухгалтерских проводок.

Далее осуществляется контроль за использованием исходной информации, ее юридической полноценности и соответствия программных данных данным исходящих документов и регистров учета, который отвечает потребностям управленческого и финансового учета. В особенности важно проверить, все ли данные учтены при их сведении на счетах бухгалтерского учета.

Значительное место  при осуществлении контроля занимает работа ревизора с остатками на счетах, прежде всего с имеющимися запасами. Ревизор здесь контролирует порядок ведения аналитического учета и оценки запасов при их поступлении, убытии и на дату составления баланса соответственно программ бухгалтерского учета.

Заключительным этапом работы ревизора является проверка отчетных данных с данными, отраженными в  отчетных документах, с целью увязки показателей форм финансовой, налоговой  и статистической отчетности и проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. При этом указываются причины неувязок, если они являются, резервы и финансовые прогнозы будущей деятельности предприятия, что очень важно для финансового учета, поскольку его информация используется, прежде всего, внешними потребителями.

Такую самую возможность  и в такой последовательности должен проводить ревизор проверку при использовании других бухгалтерских или специально разработанных ревизионных программ.

Итак, на качество принятия соответствующих решений в контрольном процессе и повышение информационного обеспечения влияют: увеличение количества факторов, которые массово учитываются ревизором во время исследования объекта в зависимости от вида (видов) его деятельности; углубление анализа хозяйственных процессов, которые определяются ревизором; повышения обоснованности выводов благодаря применению экономико- математических методов и модульных исследований; четкое и обоснованное формирование выводов ревизора, составной частью которых является прежде всего финансовое прогнозирование будущей деятельности предприятия.

Это может обеспечиваться внедрением новых компьютерных технологий обработки информации и осуществлением контроля непосредственно с использованием мощных персональных электронно- вычислительных машин.

Основной проблемой  использования информационной базы бухгалтерского учета в процессе контроля может стать несовместимость программных средств, т.е. обработка информации, организованной в одной среде программирования (бухгалтерского учета) может быть несовместима со средствами другой языковой среды (контроля). Использование того или иного языка программирования системной среды влечет за собой определенные требования к представлению используемой информации в определенной «читаемой» форме.

Сегодня в ОАО «Слуцкий мясокомбинат» имеются все предпосылки для создания комплексной системы информатизации проведения контроля за средствами Фонда социальной защиты населения, охватывающей все его основные направления.

При проверке необходимо обработать большие объемы экономической информации, носителями которой служат первичные и сводные документы, регистры бухгалтерского учета, формы бухгалтерской отчетности и приложения к ней, формы электронных массивов различных структур, входящих в используемую базу данных. Наличие такой информационной базы позволяет использовать ее при работе контролера.

Комплексная конфигурация «1С: Предприятие 8.9» обеспечивает интегрированное ведение учета и проведение контроля, которое включает единую систему ведения нормативно-справочной информации, автоматическое отражение торгово-складских операций, расчета заработной платы и отчислений в Фонд социальной защиты населения в учете, финансовый учет и контроль по нескольким юридическим лицам.

Автоматизация учетной  информации, наличие соответствующих возможностей настройки алгоритмов расчетов позволяет максимально упростить ведение контроля в области расчетов по социальному страхованию.

Таким образом, ОАО «Слуцкий мясокомбинат» следует внедрить более совершенное контрольное оборудование которое будет сочетать в себе учет и контроль за использованием средств Фонда социальной защиты населения.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя  итоги данной дипломной работы, можно отметить, что в Республике Беларусь система государственного социального страхования выполняет важнейшую функцию по обеспечению каждого застрахованного лица пенсиями и пособиями. При этом это обеспечение осуществляется во все периоды жизни, начиная от рождения ребенка.

Право на выплаты  из средств государственного социального страхования приобретают те лица, за которых в период работы или занятия иной деятельностью уплачиваются обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Условия необходимости социальной защиты устанавливаются законодательно. Важнейшим нормативом, определяющим «черту бедности», является минимальный потребительский бюджет, который используется для определения размеров гарантированных социальных выплат и минимальной оплаты труда. В условиях кризисного состояния экономики для определения минимальных размеров оплаты труда, пенсий, пособий и других социальных выплат, выявления наименее обеспеченных, остронуждающихся граждан могут использоваться в качестве временных нормативов иные показатели прожиточного минимума.

Система государственного социального страхования Республики Беларусь обеспечивает каждое застрахованное лицо соответствующими выплатами - пенсиями и пособиями. К ним относятся: трудовые пенсии по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет.

В ОАО «Слуцкий мясокомбинат», как и в других организациях Республики Беларусь, пособия назначаются застрахованным в случаях: утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой; ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, ухода за больным ребенком, ребенком- инвалидом.

Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное  социальное страхование в ОАО  «Слуцкий мясокомбинат» предназначен синтетический счет 69 «Расчеты по социальному  страхованию и обеспечению». По кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются начисления по социальному страхованию, а по дебету- использование этих начислений и перечисление их по назначению.

При проведении сплошной проверки правильности начисления страховых взносов в Фонд социальной защиты населения за 2007 - 2008 год на ОАО «Слуцкий мясокомбинат» установлено, что обязательные страховые взносы начислялись плательщиком на все выплаты, начисленные в пользу работников по всем основаниям в размерах, установленных Законом Республики Беларусь. Однако в проверяемом периоде имели место случаи несвоевременного начисления страховых взносов. Так в апреле 2007 года доначислены страховые взносы на сумму  2055032 руб., пропущенная заработная плата за март 2007 года и  в июне на сумму 443461 руб. пропущенная заработная плата за май 2007 года. Перечисление страховых взносов отдельным поручением не производилось, так как в Фонд были излишне перечислены страховые взносы.

Результаты  проверки плательщика органами Фонда оформляются соответствующим актом проверки или справкой, в зависимости от того, выявлены нарушения действующего законодательства или нет.

Приложения  к акту проверки заполняются при  необходимости. Допускается проставление только квартальных количественных данных, помесячные данные заполняются только при обнаружении расхождений между данными отчета формы 4-Фонд и учетными данными плательщика обязательных страховых взносов.

Сегодня в ОАО «Слуцкий мясокомбинат» имеются все предпосылки  для создания комплексной системы информатизации проведения контроля за средствами Фонда социальной защиты населения, охватывающей все его основные направления.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акулич, Ю. И. Бухгалтерский учёт: учеб. пособие./ Ю.И.Акулич.- Минск: Дикта, 2003. – 368с.

2. Андреев, В.Д. Ревизия  и аудит: учеб.пособие./ В.Д.Андреев.- Минск: Выш. шк.,1996.-193с.

3. Аудит и ревизия. Справ. пособие / А. Л. Бавдей, И. Н. Белый, Н. П. Дробышевский [и др.]; под общ. ред. И. Н. Белого. - Минск.: Мисанта, 1994. -259 с.

4. Аудит: учебник для вузов / В. И. Подольский, Г.А. Поляк [и др.]; под ред. проф. В. И. Подольского.- М.: ЮНИТИ, 1999.- 301 с.

5. Бабина, В.Ф. Бухгалтерский учет:  учебн. пособие/ Г.И.Панов, З.И. Одуно [и др];-   Минск: «Вышэйшая школа», 2002. – 304 с.

6. Бестужев-Лада, И.В. Социальное прогнозирование: особенности и проблемы. -М., 1977. -279 с.

Информация о работе Отечественная и зарубежная практики ведения бухгалтерского учета и ревизии расчетов по социальному страхованию