Понятие и состав издержек производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

У предприятий питания издержки тоже складываются немного иначе, чем у производственных предприятий, как отмечает О.П. Ефимова: «С экономической точки зрения издержки производства и обращения представляют собой стоимость затрат предприятия питания (кроме стоимости сырья и товаров). Предприятия питания выполняют функции производства собственной продукции, реализации продукции собственного производства и покупных товаров.

Файлы: 1 файл

курсовая управлен учет.docx

— 152.03 Кб (Скачать файл)

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  

 

1 Понятие и состав издержек производства

 

 

Как верно отмечает А.М  Фридман: «Производство продукции  требует различных затрат, которые  составляют издержки производства или  себестоимость продукции. К издержкам  производства относят затраты сырья, материалов, технологического топлива, по оплате труда работников, амортизации  оборудования и других основных средств  и т.п. Готовая продукция должна быть доведена до потребителя (покупателя). Этот торгово-технологический процесс, связанный с реализацией товаров, требует определенных расходов, которые  представляют собой издержки обращения. К ним в частности, относят  расходы по транспортировке, хранению, продаже товаров, оказанию услуг покупателям»[2].

Гребнев А.И. освещая данную тему, пишет: «Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами живого и овеществленного труда, выражаемыми в денежной форме, затраты на производство товаров (работ, услуг) представляют собой их фактическую себестоимость под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных товаров, понимаются издержки обращения по продаже товаров»[3].

В каждой сфере бизнеса  и предпринимательства у предприятий  разного профиля существуют издержки обращения, которые общие для  всех, но для разных отраслей сумма  издержек по своему составу различна.

 В торговле есть  свои особенности - главное отличие  издержек обращения от себестоимости  заключается в том, что в  затратах торгового предприятия  отсутствует стоимость закупаемых  товаров. Торговое предприятие  закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на  доведение их до потребителей. Расходы, не включаемые в издержки  торгового предприятия, оплачиваются  из его прибыли.

У предприятий питания  издержки тоже складываются немного  иначе, чем у производственных предприятий, как отмечает О.П. Ефимова: «С экономической  точки зрения издержки производства и обращения представляют собой  стоимость затрат предприятия питания (кроме стоимости сырья и товаров). Предприятия питания выполняют  функции производства собственной  продукции, реализации продукции собственного производства и покупных товаров. Следовательно, издержки предприятия питания включают наряду с затратами на производство продукции также издержки реализации и потребления собственной продукции  и покупных товаров. Однако на практике разделение издержек производства, реализации и организации потребления не осуществляется, они планируются  и учитываются совместно как  единые издержки общественного питания».

Как видим, в конечном итоге  розничная цена складывается из совокупных издержек производства и обращения. Это значит, что конкурентоспособность  отдельных изделий во многом зависит  от совокупных расходов по выпуску  продукции и продаже товаров.

Итак, издержки – это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления  предприятием своей уставной деятельности[4].

Основным видом деятельности торгового предприятия является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому его  издержки выступают в виде издержек обращения.

Издержки обращения являются важной составной частью текущих  затрат предприятия. Затраты предприятия  – это понятие более широкое, чем издержки. В их состав включаются затраты предприятия на закупку  товаров, текущие издержки по организации  процессов товарного обращения  и финансовые затраты и расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов  деятельности предприятия и его  чистой прибыли.

При этом издержки обращения  и финансовые затраты и расходы  являются затратами в чистом виде, а средства предприятия, израсходованные  на закупку товаров, не затрачиваются  окончательно, а лишь авансируются за счет собственного оборотного капитала и краткосрочных кредитов, поэтому  постоянно находятся в обороте.

Помимо затрат на осуществление  текущей хозяйственной деятельности предприятия производят и капитальные  вложения в развитие основных фондов, функционирующих в течение длительного  времени, что позволяет отнести  эти затраты к долговременным. Их следует включать в состав совокупных затрат.

Затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.

Классификация издержек позволяет  вскрывать резервы экономии материальных, трудовых и финансовых затрат предприятия, снижать себестоимость продукции, увеличивать рентабельность. Кроме  того, она имеет важное значение для предприятий, так как позволяет определить эффект производственного рычага и на его основе осуществить максимизацию прибыли. Классификация издержек например на постоянные и переменные, дает возможность рассчитать порог рентабельности предприятия, запас финансовой прочности, экономическую прибыль предприятия.

Издержки производства и  обращения классифицируются по различным  признакам: явные и неявные издержки; предельные; альтернативные; в зависимости  от функций, выполняемых предприятием; по видам затрат; материальные и  нематериальные; постоянные и переменные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др.

Существуют два подхода  к оценке затрат: бухгалтерский и  экономический. В отчетах предприятия  отражаются явные (бухгалтерские) издержки. Однако экономисты, кроме явных, учитываю и неявные издержки, а также  затраты упущенных возможностей. Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.

Например[5], предприниматель  инвестировал 14 млрд. руб. на реконструкцию  ресторана с китайской кухней и получил прибыль 544 млн. руб. Но если бы эти 14 млрд. руб. были инвестированы  на реконструкцию предприятий быстрого питания, то прибыль составила бы 1500 млн. руб. С точки зрения бухгалтера прибыль равна 544 млн. руб., а с  точки зрения экономиста очевиден убыток – 956 млн. руб. (1500 – 544). Следовательно, затраты утраченных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы быть получены, если бы был использован более выгодный альтернативный вариант.

По участию в образовании  стоимости все издержки делятся  на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения  – это затраты торгового предприятия  по обслуживанию акта купли-продажи  товара и смены форм собственности. Эти затраты общественно необходимы, но по своей сути они непроизводительны  и не создают потребительскую  стоимость, не увеличивают стоимость  товара. К ним относятся расходы, связанные с рекламой, обслуживанием  покупателей, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п. эти затраты возмещаются  за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также торговле.

Дополнительные издержки обращения - это затраты торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п. В ходе выполнения этих операций товар как потребительская стоимость сохраняется, преобразуется и доводится до потребителя, одновременно увеличивается и его стоимость. Таким образом, дополнительные издержки возмещаются за счет вновь созданной на предприятии стоимости, а чистые издержки – за счет вновь созданной стоимости и части стоимости, которую уступает торговцу производитель за осуществление окончательной реализации его товара.

В настоящее время доля чистых издержек обращения в общей  их сумме возрастает, что диктуется  требованиями рынка к повышению  культуры обслуживания покупателей  и конкурентоспособности предприятий.

По способу отнесения  на отдельные товары и товарные группы издержки обращения делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки обращения - это затраты, которые на основании  первичных документов напрямую могут  быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения - невозможно напрямую без предварительных  расчетов распределить между товарными  группами. Как правило, их распределяют между товарными группами пропорционально  какому-либо показателю (торговой площади, объему товарооборота, заработной плате  торгово-оперативных работников и  т.п.).

Данный способ классификации  издержек обращения имеет важное значение для определения издержкоемкости реализации отдельных товаров (затрат на единицу товарооборота по товару или товарной группе), что в свою очередь, необходимо для обоснования уровня торговой надбавки и исчисления рентабельности продажи отдельных товаров и товарных групп[6].

По составу различают  простые и комплексные издержки обращения. К простым относятся издержки, представляющие собой экономически одноэлементные расходы, неразложимые на разнородные составные части (например, расходы на оплату труда). Комплексные издержки состоят из разных элементов затрат (например, прочие расходы включают командировочные расходы, налоги и обязательные платежи).

По рациональности использования  все расходы можно разделить  на производственные и непроизводственные.

Производственные расходы  дают полезный результат: расходы на реализацию товаров обеспечивают предприятию  получение розничного товарооборота. Непроизводственные расходы полезного  результата не дают, но они бывают неизбежными  в процессе осуществления предприятием торгово-хозяйственной деятельности. В торговле это прежде всего потери товаров в виде естественной убыли. Предприятие должно стремиться к снижению непроизводительных потерь путем улучшения организации доставки, хранения и реализации товаров.

По степени зависимости  от изменения объема товарооборота  издержки обращения подразделяются на постоянные и переменные.

Под постоянными понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот.

К остаточным относится та часть постоянных издержек, которые  продолжает нести предприятие, несмотря на то что процесс реализации товаров на какое-то время полностью остановлен (плата за аренду помещений, коммунальные платежи, выплата заработной платы работникам в сумме минимального размера или части оклада и т.п.).

К стартовым относится  та часть постоянных издержек, которые  возникают с возобновлением процесса реализации товаров (расходы на электроэнергию, на уборку помещений, на заработную плату  по ставкам и окладам и др.).

В случае если предприятие  прекращает работу на длительный срок, остаточные издержки следует снижать  за счет сокращения численности работников, отказа от аренды помещений и т.п.

Переменные издержки –  это затраты, которые изменяются (пропорционально, дегрессивно или прогрессивно) в связи с колебаниями объема товарооборота. К переменным расходам относят:

-          проценты за пользование кредитом  и займами;

-          расходы на транспортировку сырья  и товаров;

-          расходы на хранение, подработку  и упаковку товаров;

-          расходы на топливо, газ и  электроэнергию для производственных  нужд;

-          потери товаров и продуктов  при перевозке, хранении и реализации;

-          расходы на тару;

-          часть отчислений на социальные  нужды;

-          часть прочих расходов (сбор на  инкассацию торговой выручки,  расходы на ведение кассового  хозяйства, стоимость одноразовой  посуды и др.).

Деление издержек обращения  на переменные и постоянные носит  условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и  условно-постоянными.

По характеру выполняемых  задач издержки подразделяются на операционные (прямые) и административно-управленческие. Операционные издержки обращения –  это расходы, связанные с выполнением  основных функций торгового предприятия. К ним относят транспортные расходы, амортизацию и аренду основных фондов, расходы на заработную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др.

Административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и  деятельности аппарата управления. К  ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое  и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские  расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятий и  др.

По звеньям торговли выделяют издержки обращения розничных торговых предприятий, оптовых торговых предприятий  и предприятий внедомашнего питания. Это деление обусловлено особенностями  торгово-технологического процесса в  различных торговых предприятиях. Наиболее высокий уровень издержек, как  правило, на предприятиях внедомашнего питания, а наиболее низкий – в  оптовой торговле, что обусловлено  спецификой хозяйственной деятельности этих предприятий.

Информация о работе Понятие и состав издержек производства