Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 10:07, курсовая работа
У предприятий питания издержки тоже складываются немного иначе, чем у производственных предприятий, как отмечает О.П. Ефимова: «С экономической точки зрения издержки производства и обращения представляют собой стоимость затрат предприятия питания (кроме стоимости сырья и товаров). Предприятия питания выполняют функции производства собственной продукции, реализации продукции собственного производства и покупных товаров.
где ∆Итз – влияние товарных запасов;
∆ТЗ – изменение товарных запасов;
ТЗ – товарные запасы в базисном периоде (2004 год);
Т – товарооборот в базисном периоде.
∆Иу = ∆У х У/Т,
где ∆Итз – влияние управленческих расходов;
∆У – изменение управленческих расходов;
У – управленческие расходы в базисном периоде (2004 год);
Т – товарооборот в базисном периоде.
Получим следующие значения:
∆Итр = 9 х 431/6230 = 0,62 тыс. руб.
∆Ио = -41 х 650/6230 = -4,28 тыс. руб.
∆Итз = -42 х 307/6230 = -2,07 тыс. руб.
∆Иу = ∆У х У/Т = 97 х 202/6230 = 3,14 тыс. руб.
Проведенный анализ
показал, что доля изменения
транспортных и управленческих
расходов в издержках
Величину влияния структурных
сдвигов товарооборота на
Таблица 6
Влияние структуры товарооборота ТОО «Промтехинвест» на средний уровень расходов Товарные группы Товарооборот, тыс.тен.
Товарные группы |
Товарооборот, тыс. руб. |
Структура товарооборота % |
Уровень расходов, % |
Процентные числа | |||
Вентили |
2004 |
2005 |
2004 |
2005 |
2004 |
2005 | |
Задвижки |
769 |
750 |
12,34 |
11,89 |
12,06 |
11,75 |
98,57 |
Затворы |
827 |
840 |
13,27 |
13,31 |
13,43 |
13,47 |
99,14 |
Клапаны |
827 |
840 |
13,27 |
13,31 |
13,43 |
13,47 |
99,14 |
Краны |
411 |
401 |
6,6 |
6,35 |
6,85 |
6,16 |
92,76 |
Фланцы |
1206 |
1250 |
19,36 |
19,81 |
19,98 |
20,21 |
99,16 |
Прокладки |
231 |
190 |
3,71 |
3,01 |
3,56 |
3,15 |
84,52 |
Фитинги |
1560 |
1550 |
25,04 |
24,56 |
24,39 |
24,48 |
100,71 |
Прочее |
730 |
758 |
11,72 |
12,01 |
11,78 |
11,87 |
101,94 |
П р и м е ч а н и е – Данные из бухгалтерских документов ТОО «Промтехинвест» |
1. Понятие и состав издержек производства
2. Принципы деления
затрат на постоянные и
3. Влияние постоянных
и переменных затрат на
для обоснования управленческих решений
Из таблицы 6 видно, что доли различных товаров в товарообороте менялись незначительно. Процентный уровень расходов также существенных изменений не претерпел. Можно выделить уменьшение доли прокладок в товарообороте с 25,04% до 24,56% при увеличении доли издержек с 24,39% до 24,48%.
Итак проведенный анализ показал, что, несмотря на снижение расходов предприятия возросли его транспортные и управленческие расходы.
Самый простой метод ценообразования – затратный, который заключается в начислении определенной наценки (прибыли) на себестоимость продукции, работ и услуг.
Себестоимость продукции, работ и услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции, (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
В зависимости от целей планирования, учета и анализа затраты классифицируются по следующим основаниям:
- экономическое содержание (элементы затрат);
- экономическое назначение
(статьи калькуляции
- отношение к технологическому процессу (основные и накладные);
- способ отнесения на себестоимость (прямые и косвенные);
- отношение к объему производства (переменные и постоянные);
- периодичность возникновения (текущие и единовременные);
- состав (одноэлементные и комплексные);
-роль в процессе производства (производственные и внепроизводственные);
-целесообразность расходования (производительные и непроизводительные);
- возможность охвата планом (планируемые и непланируемые);
- отношение к готовому продукту (затраты на незавершенное производство, затраты на готовый продукт).Способ расчета себестоимости по статьям калькуляции является наиболее распространенным в практике ценообразования предприятий. Этот способ обеспечивает учет и планирование полных затрат на производство и реализацию продукции.
Инструментом, связывающим
расчет себестоимости с
1) прогрессивная; на основе
производственных затрат
2) обратная; расчет исходит из цены продажи и предназначен для контроля рыночной цены с точки зрения затрат. Затратно ориентированное ценообразование в чистом виде не создает сложностей лишь в том случае, если цена не играет большой роли для потребителей. Для предприятий со сравнительно невыгодной структурой затрат, обусловленной технологическими или иными особенностями, такой способ определения цен несет в себе риск самоудаления с рынка.
Затратный подход опирается на установление цены, исходя из затрат. Однако отсюда вовсе не следует, что согласно такому подходу цена товара принимается равной сумме производственных затрат и издержек обращения на единицу товара. Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене, не только возмещать затраты, но и получать дополнительно доход в виде прибыли. Соответственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет следующий вид пример в формуле (8):
P=AC+R
где AC - средние затраты на производство и обращения единицы товара;
R - прибыль, получаемая производителями (продавцами) за счет производства и продажи единицы товара.
При этом, относительная величина прибыли, рассматриваемая обычно в виде отношения прибыли к себестоимости продукции (затратам) или к цене известна под названием рентабельности.
Надо отметить, что использовать
твердые надбавки в ценообразовании
не совсем целесообразно, потому что
здесь не учитываются текущие
изменения спроса и конкурентное
окружение. Это значит, что метод
твердых надбавок часто ведет
к неоптимальным ценовым
Этот метод ценообразования активно используется при формировании цены по товарам самого широкого круга отраслей. Главная трудность его применения - сложность определения уровня добавочной суммы (прибыли), поскольку нет такого способа и формы ее расчета. Все меняется в зависимости от вида отрасли, сезона, состояния конкурентной борьбы. И все-таки методика расчета цен на основе наценок остается наиболее применяемой. Во- первых, производители продукции (работ, услуг) больше знают о затратах, чем о спросе. Привязывая цену к затратам, производитель упрощает себе проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму. В-третьих, многие считают методику расчета «средние затраты плюс прибыль» более справедливой по отношению к покупателям и к производителям продукции.
Несмотря на определенное многообразие методов ценообразования, представленное в современной экономической литературе, для большинства казахстанских промышленных предприятий в установлении цены на продукт наиболее распространенным является подход «средние затраты плюс прибыль». Учет затрат производится, как правило, на основе метода полных затрат, результирующим документом которого является плановая (и фактическая) калькуляция на продукт, подготавливаемая экономической службой предприятия. Основной показатель плановой калькуляции в целях ценообразования — полная себестоимость единицы продукта, которую принимают как нижнюю границу цены. Та или иная величина прибыли на продукт как прибавка к полной себестоимости устанавливается исходя из существующих рыночных условий, опираясь на какой-либо из рыночных методов ценообразования [13].
Таким образом, традиционно отпускная цена продукта формируется достаточно просто — как сумма калькулируемой (полной) себестоимости и выбранной тем или иным путем нормы прибыли.
Задача ценообразования принципиально усложняется, когда рыночные условия не позволяют установить цену на продукт выше полной себестоимости и цена продукта, по которой он продается, получается убыточной. Перед руководством предприятия в таких случаях встают в той или иной форме трудные вопросы:
- Выпускать данный продукт или не выпускать?
- Целесообразно ли увеличивать выпуск убыточного продукта?
- Насколько ниже уровня
полной себестоимости можно
- Как долго можно выпускать убыточный продукт?
- Закрывать или не
закрывать убыточное
- Запускать или не
запускать в производство
- Что выгоднее: продавать
определенное количество
- Как учитывать фактор
убыточности какого-либо
Помимо вышеуказанных
моментов с фактором прибыли чаще
всего бывают связаны вопросы
материального поощрения
1. Лишать премии или
ее части или не лишать
2. Снижать оплату труда
коммерческих сотрудников,
Как видно, все эти вопросы связаны с понятием «убыточный продукт». Это понятие, прочно вошедшее в обиход менеджеров, экономистов, производственников и директоров казахстанских предприятий, возникло как естественное следствие повсеместного применения при учете затрат метода полных затрат. Между тем, как отмечено и классиками и современными специалистами теорий управленческого учета и контроллинга [2, 3, 4], метод полных затрат (метод калькулирования полной себестоимости, традиционный калькуляционный подход — встречаются и другие названия) эффективен в своей определенной области применения, а за ее границами не может давать адекватную информацию для принятия правильных управленческих решений. Что касается такого показателя метода полных затрат, как прибыль (или убыток) на единицу продукции, то один из основателей немецкой школы контроллинга доктор А. Дайле высказывается определенно: «прибыль на единицу продукции как показатель не существует — расчетчики сами изобрели такие показатели. Прибыль в качестве цели предприятия следует определить как показатель за период, а не как показатель на единицу продукции» [14].
Сформулированные выше вопросы
снимаются, находят свое четкое разрешение
или не возникают вовсе, если на предприятии
для учета затрат применяется
маржинальный подход (другая вариация
подхода — система «директ-
Ценообразование в системе
директ-костинг можно
В практической деятельности предприятий часто встает вопрос оценки целесообразности снижения цены с целью расширения рынка сбыта (ценовой конкурентной борьбы) и роста прибыли. При анализе эффективности данного мероприятия необходимо сотрудничество специалистов отдела продаж или маркетологов, которые предоставляют информацию о поведении спроса в ответ на изменение цен, и специалистов отдела контроллинга или аналитиков, владеющих информацией о затратах и их зависимости от объема производства и реализации. В результате такой совместной работы оценивается вероятная выручка, затраты и выявляется ожидаемый финансовый результат деятельности, показывающий эффективность или неэффективность принятия решения об изменении цены.