Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа
Целью дипломного проекта является анализ действующей системы планирования, основных показателей хозяйственной деятельности, финансового состояния АМО ЗИЛ, и разработка проектных предложений для совершенствования процесса планирования на предприятии и повышения эффективности его деятельности.
Задачи, решаемые в дипломном проекте:
- Анализ функционирования предприятия;
- Изучение теоретических основ планирования в рыночных условиях хозяйственной деятельности;
- Разработка проектных предложений и совершенствованию действующий на АМО ЗИЛ системы планирования.
Введение
Теоретическая часть
Планирование - основа промышленно - хозяйственной деятельности предприятия
Основные цели и задачи производственного планирования
Принципы и методы планирования производства
Организация системы планирования на современном предприятии
Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия
Анализ себестоимости выпускаемой продукции
Анализ финансового состояния предприятия
Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности
Анализ выполнения плана производства и динамики выпуска товарной продукции
Анализ действующей системы планирования
Анализ процесса планирования на предприятии
Анализ системы технико-экономического планирования
Выводы из аналитической части
Проектная часть
Основные направления совершенствования системы технико-экономического планирования на АМО ЗИЛ
Описание проектного предложения по использованию экономико-математических методов в процессе технико-экономического планирования
Экономическая целесообразность реализации проектных предложений
Заключение
Список литературы
Из математических особенностей общей модели линейного программирования вытекает ряд требований, которые необходимо учитывать при постановке экономической задачи. Далеко не каждая задача оптимального планирования может быть сформулирована и разрешена в рамках линейного программирования. Укажем четыре основных условия, при которых это становится возможным.
1) В задаче линейного
Однако единый и безусловно предпочтительный критерий оптимальности плана удается пока сформулировать лишь для ограниченного круга задач.
2) Важнейшей составной частью
задачи линейного
3) Линейное программирование
4) Модель задачи линейного
Возвращаясь к математической характеристике
задачи линейного программирования,
отметим некоторые общие
1) условия задачи могут
2) неотрицательные решения
3) оптимум целевой функции
4) максимальное (минимальное) значение целевой функции достигается при многих вариантах программы (случай множества оптимальных планов).
При правильной постановке экономической задачи первый и второй результаты исключаются, однако следует учитывать, что наложение на переменные величины слишком жестких ограничений может привести к противоречивости всей системы исходных условий задачи.
Использование методов линейного программирования возможно только при соблюдении определенных математических условий:
- целевая функция и ограничения должны быть заданы в линейной форме;
- количественные ограничения
- значения решения могут быть не целочисленными.
Условие линейности с экономической точки зрения означает, что как коэффициенты целевой функции, так и коэффициенты ограничений, должны быть постоянными величинами.
Постановка задачи оптимизации
производственного
Учитывая, что практически вся автомобильная техника, производимая в АМО ЗИЛ, сегодня убыточна за счет незначительных объемов ее выпуска, за основной экономический показатель, значение которого будет улучшено, предлагаю принять маржинальный доход.
Маржинальный доход, получаемый предприятием от продажи одного автомобиля представляет собой разницу между ценой реализации автомобиля и прямыми затратами на его производство.
Каждый вид товарной продукции, т.е. каждая комплектация автомобилей, выпускаемая на предприятии, имеет свою величину маржинального дохода. Это обусловлено тем, что цена реализации ограничена и устанавливается рынком, а прямые затраты на производство автомобиля лимитированы нормированным расходом ресурсов. В нормальных условиях маржинальный доход покрывает все накладные расходы и образует некоторую прибыль. В условиях АМО ЗИЛ маржинальный доход не покрывает даже накладные расходы. В результате предприятие получает убыток, который обусловлен небольшими объемами производства автомобильной техники. В такой ситуации постановка задачи сводится к уменьшению убытка как результата производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом, задача сводится к тому, чтобы найти такой вариант производственной программы, который должен обеспечить предприятию наибольший валовый маржинальный доход, который в свою очередь зависит от маржинальной доходности каждой потребительской комплектации выпускаемого в АМО ЗИЛ автомобиля, с учетом требований рынка и всех имеющихся ресурсных ограничений.
Под требованиями рынка понимается устойчивый рыночный спрос на те или иные модели автомобилей и уже сформированный в службе сбыта портфель заказов. Требования рынка являются безусловными, т.к. на рынке автомобильной техники имеются значительные трудности в сбыте автомобилей (ограниченная емкость рынка, острая конкуренция, ограниченный платежеспособный спрос и т.д.), но могут быть ограничены производственными возможностями. Увеличению объема сбыта автомобилей также уделяется внимание, т.к. это позволяет снизить издержки на единицу производимой продукции.
Итак, пусть автостроительное предприятие может выпускать n видов автомобильной техники. Обозначим: Хj - количество автомобилей j-той комплектации, которые могут быть выпущены на предприятии; Мj - маржинальный доход, который приносит каждая j-тая комплектация автомобилей. Маржинальный доход в релевантном периоде - постоянная величина.
Тогда целевая функция, максимизирующая валовый маржинальный доход, принимает вид: F = å Мj х Хj (max).
При построении этой модели следует уделить особое внимание ограничениям, которые можно условно разделить на несколько групп.
Рассмотрим группу ограничений, связанных со сбытом автомобилей.
Служба сбыта к началу планируемого периода имеет сформированный портфель заказов. Как правило, в портфель заказов попадают заявки покупателей на автомобили, которые пользуются повышенным спросом. На большую часть таких автомобилей оформляется предоплата. Поэтому, в первую очередь необходимо запланировать максимально возможное производство таких автомобилей.
Ограничение принимает следующий вид:
Хj ³ Kj ,
где Kj - количество автомобилей j-той комплектации, заранее заявленное покупателями, 1 < j < n.
Для учета автомобилей не вошедших в заявку службы сбыта в данную систему ограничений следует ввести еще одно ограничение, в котором коэффициент Kj принимает значение 0. С точки зрения производства это означает, что определенные модификации автомобилей, не вошедшие в портфель заказов, могут не выпускаться в данный период времени. Это ограничение примет следующий вид: å Хj ³ 0
При этом необходимо оговориться, что
при составлении этого
Другим ограничением, определяемым службой сбыта, является максимальное количество автомобилей j-той комплектации, которые можно реализовать за определенный период на рынке сбыта. Здесь во внимание принимаются все обстоятельства, связанные со сбытом автомобилей: цены реализации, емкость рынка, автомобили-конкуренты, маркетинговая политика, работа с дилерами и т.п.
В общем виде ограничение можно записать в следующем виде:
Хj £ Lj ,
где Lj - максимальное количество автомобилей j-той комплектации, которое можно реализовать на рынке сбыта, 1 < j < n.
При этом, заметим, что данное ограничение чаще применяется, когда прогнозируется объем возможного сбыта не одного какого-то определенного автомобиля, а целого семейства однотипных автомобилей, незначительно отличающихся друг от друга по технико-эксплуатационным характеристикам. В этом случае ограничение принимает вид:
å Хj £ Lt ,
где Lt - максимальное количество автомобилей, принадлежащих определенному семейству t, которое можно реализовать на рынке сбыта.
Следующая группа ограничений связана
с производственными
Ограничения по фонду времени работы оборудования. Если принять за Аhj затраты времени работы оборудования группы h на производство изделия j-го вида, а Вh - годовой фонд времени оборудования группы h, то ограничение примет вид: å Аhj х Хj £ Вh, h = 1, Н.
Ограничение по производственным мощностям. Если Рhj - коэффициент, характеризующий использование мощности на производство единицы автомобиля j-той комплектации, а Рh - производственная мощность участка h, то система ограничений примет вид: å Рhj х Хj £ Рh, h = 1, Н.
Ограничение по материальным ресурсам.
Это ограничение непосредственн
Обозначим rlj затраты материалов вида l на производство j-го вида изделия, а Rl - объем ресурса вида l. Ограничение по материальным ресурсам примет вид: å rlj х Хj £ Rl, l = 1, L.
Не всегда имеет смысл рассматривать затраты на выпуск продукции раздельно по каждой составляющей. Если затраты ресурсов представить в стоимостном выражении, то можно посчитать суммарные материальные затраты на производство. Это значительно упрощает постановку задачи и расчеты с технической точки зрения и позволяет оперировать таким понятием как «машинокомплект».
Заметим, что оптимизация маржинального дохода является одновременно задачей минимизации прямых затрат на производство продукции, большую часть которых в сфере производства как раз и составляют материальные затраты.
Ограничение по затратам труда. Обозначим tj - затраты труда на производство j-го вида продукции, а Т - годовой фонд рабочего времени. Тогда ограничение примет следующий вид: å tj х Хj £ Т.
Для нахождения оптимального плана производства при постановке задачи линейного программирования необходимо учесть все существенные особенности производства и реализации продукции. Поэтому перечень вышеперечисленных ограничений может быть дополнен другими ограничениями, например, по потреблению энергоресурсов и т.д.
Усложняя модель, необходимо правильно оценить - компенсируют ли полученную точность результатов возросшие вычислительные трудности и наоборот - не обойдутся ли дороже потери, чем выигрыш от упрощения расчетов.
Применение метода линейного программирования имеет смысл только в тех ситуациях принятия решения, в которых возможно либо условно отказаться от влияния вышеперечисленных факторов или ими пренебречь, либо снизить степень влияния этих факторов путем изменения интервалов времени, изменения состава рассматриваемых ограничений и т.д.