Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа
Целью дипломного проекта является анализ действующей системы планирования, основных показателей хозяйственной деятельности, финансового состояния АМО ЗИЛ, и разработка проектных предложений для совершенствования процесса планирования на предприятии и повышения эффективности его деятельности.
Задачи, решаемые в дипломном проекте:
- Анализ функционирования предприятия;
- Изучение теоретических основ планирования в рыночных условиях хозяйственной деятельности;
- Разработка проектных предложений и совершенствованию действующий на АМО ЗИЛ системы планирования.
Введение
Теоретическая часть
Планирование - основа промышленно - хозяйственной деятельности предприятия
Основные цели и задачи производственного планирования
Принципы и методы планирования производства
Организация системы планирования на современном предприятии
Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия
Анализ себестоимости выпускаемой продукции
Анализ финансового состояния предприятия
Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности
Анализ выполнения плана производства и динамики выпуска товарной продукции
Анализ действующей системы планирования
Анализ процесса планирования на предприятии
Анализ системы технико-экономического планирования
Выводы из аналитической части
Проектная часть
Основные направления совершенствования системы технико-экономического планирования на АМО ЗИЛ
Описание проектного предложения по использованию экономико-математических методов в процессе технико-экономического планирования
Экономическая целесообразность реализации проектных предложений
Заключение
Список литературы
Исходя из данных, представленных в таблице 17 ограничение по материальным затратам можно записать в следующем виде:
116,7Х1 + 102,6Х2 + 140,7Х3 + 112,3Х4 + 103,7Х5 + 135,8Х6 + 138,3Х7 +
+ 127,7Х8 + 137,3Х9 + 128,0Х10 + 108,4Х11 + 122,9Х12 + 178,4Х13 +
+ 194,8Х14 £ 175000,
где все значения rj, т.е. материальные затраты на единицу продукции, приведены в тыс. руб.
Все вышеуказанные ограничения можно записать в виде матрицы (табл. 18).
Таблица 17
Материальные затраты на выпуск малотоннажных автомобилей ЗИЛ-5301 и их модификаций
№ потребительской комплектации автомобиля |
Обознач. |
Кол-во автомобилей по плану шт. |
Мат. затраты с ТЗР на единицу руб. |
Мат. затраты на выпуск (гр.3хгр.4) тыс.руб. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
53014 и модификации | |||||
5301АО |
-0000114-000 |
Х1 |
260 |
116 654 |
30 330 |
5301БО |
-0000114-000 |
Х2 |
145 |
102 622 |
14 880 |
5301МЕ |
-0000009-000 |
Х3 |
20 |
140 727 |
2 815 |
5301Р1 |
-0000007-000 |
Х4 |
50 |
112 281 |
5 614 |
5301ЕО |
-0000115-000 |
Х5 |
110 |
103 734 |
11 411 |
5301ЕО |
-0000117-000 |
Х6 |
280 |
135 843 |
38 036 |
5301Е2 |
-0000007-000 |
Х7 |
20 |
138 270 |
2 765 |
5301СС |
-0000003-000 |
Х8 |
90 |
127 690 |
11 492 |
5301СС |
-0000013-000 |
Х9 |
20 |
137 253 |
2 745 |
5301ТО |
-0000117-000 |
Х10 |
53 |
127 965 |
6 782 |
5301ЮО |
-0000117-000 |
Х11 |
105 |
108 420 |
11 384 |
5301ЯО |
-0000120-000 |
Х12 |
105 |
122 935 |
12 908 |
325010 |
-0320001-000 |
Х13 |
66 |
178 388 |
11 774 |
325000 |
-0320001-000 |
Х14 |
62 |
194 758 |
12 075 |
Всего: |
1386 |
175 011 |
Таблица 18
Исходная матрица
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Х5 |
Х6 |
Х7 |
Х8 |
Х9 |
Х10 |
Х11 |
Х12 |
Х13 |
Х14 |
||
163 |
154 |
225 |
178 |
156 |
206 |
202 |
313 |
313 |
187 |
174 |
182 |
479 |
503 |
£ |
301500 |
117 |
103 |
141 |
112 |
104 |
136 |
138 |
128 |
137 |
128 |
108 |
123 |
178 |
195 |
£ |
175000 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
£ |
40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
£ |
200 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
³ |
120 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
³ |
48 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
³ |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
³ |
59 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
³ |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
³ |
25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
³ |
18 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
³ |
30 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
³ |
38 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
³ |
86 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
³ |
0 |
Все эти данные вводятся в компьютер и далее по специальной программе производится расчет.
В результате решения задачи была получена следующая машинная распечатка, представленная на рис. 4.
ЦЕЛ.Ф. = 40697,710
БАЗ.ПЕР. КОЭФФ.С(J) ЗНАЧ.
1 15,60 120,00
2 13,70 48,00
3 35,80 6,00
6 28,10 723,12
7 36,80 34,00
8 33,10 25,00
9 25,20 18,00
10 19,30 30,00
11 12,00 38,00
12 13,50 86,00
13 82,20 157,00
101< ,00 831,77
108< ,00 664,12
109> ,00 24,00
115> ,00 157,00
Рис. 4. Полученный результат оптимизации производственной программы
В результате обработки машинной распечатки получаем следующий оптимальный план решения поставленной задачи, представленный в табл. 19. Так как результаты вычисления не целочисленные величины, то при технической обработке они округлены.
Предварительная оценка полученного оптимального плана товарного выпуска показывает, что объем выпуска уменьшился на 101 автомобиль (на 7,3%), тем не менее объем реализации (без НДС) увеличился на 5662,6 тыс.руб. или на 2,4%.
Таблица 19
Оптимальный план товарного выпуска
малотоннажных автомобилей ЗИЛ-
№ потребительской комплектации автомобиля |
краткая характеристика автомобиля |
обозн. |
оптим. план выпуска шт. |
цена реализ. без НДС руб. |
Сумма без НДС руб. | |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
53014 и модификации | ||||||
5301АО |
-0000114-000 |
борт, тент |
Х1 |
120 |
137 083 |
16 449 960 |
5301БО |
-0000114-000 |
шасси |
Х2 |
48 |
120 950 |
5 805 600 |
5301МЕ |
-0000009-000 |
термокузов, каб. 2 сп. места |
Х3 |
6 |
183 025 |
1 098 150 |
5301Р1 |
-0000007-000 |
шасси, каб. 2-х ряд., 7 мест |
Х4 |
0 |
136 317 |
0 |
5301ЕО |
-0000115-000 |
шасси |
Х5 |
0 |
122 250 |
0 |
5301ЕО |
-0000117-000 |
шасси с удл. базой, каб. 2-х ряд., 7 мест |
Х6 |
723 |
170 000 |
122 910 000 |
5301Е2 |
-0000007-000 |
термокузов |
Х7 |
34 |
181 000 |
6 154 000 |
5301СС |
-0000003-000 |
цельнометаллический фургон |
Х8 |
25 |
169 583 |
4 239 575 |
5301СС |
-0000013-000 |
цельнометалл.фургон, сдвиж. дверь |
Х9 |
18 |
171 267 |
3 082 806 |
5301ТО |
-0000117-000 |
борт, тент, каб. 2-х ряд., 7 мест |
Х10 |
30 |
152 750 |
4 582 500 |
5301ЮО |
-0000117-000 |
шасси, каб. 2 сп. места |
Х11 |
38 |
125 517 |
4 769 646 |
5301ЯО |
-0000120-000 |
борт, тент, каб. 2 сп. места |
Х12 |
86 |
141 733 |
12 189 038 |
325010 |
-0320001-000 |
автобус, 15+1 мест, 3-х секц. |
Х13 |
157 |
273 725 |
42 974 825 |
325000 |
-0320001-000 |
автобус, 21+1 мест, 4-х секц. |
Х14 |
0 |
284 833 |
0 |
Всего: |
1285 |
224 256 100 |
Кроме того, машинная распечатка позволяет получить объемы имеющихся и не до конца использованных в АМО ЗИЛ ресурсов:
1) Дополнительная переменная Х101 соответствует ограничению по трудоемкости изготовления автомобильной техники и показывает, что оптимизация производственной программы высвобождает 831,77 нормо-часа. Это подтверждает проверка: трудоемкость исходного плана минус трудоемкость оптимального плана:
301504,9 - 300787 = 720,9 нормо-часа
Расхождение результатов проверки с машинной распечаткой на 110,9 нормо-часа объясняется тем, что при формировании оптимального плана было допущено целочисленное округление значений некоторых переменных, которое и привело к некоторому снижению экономического эффекта.
2) Дополнительная переменная Х108 соответствует ограничению по количеству изготовления автомобиля 5301ЕО-0000114 и показывает, что оптимизация производственной программы предусматривает производство этих автомобилей на 664 шт. больше обязательного количества, заявленного службой сбыта.
Проверка это подтверждает:
59 шт. (заявка в портфеле заказов) + 664 шт. (доп. кол-во) = 723 шт.
Оговоримся, что в данной постановке задачи было предусмотрено, что рынок востребует большее количество малотоннажных автомобилей, чем это предусмотрено в бизнес-плане.
Поэтому ограничения по емкости рынка для каких-либо моделей или групп автомобилей в задаче не ставилось.
При необходимости условие задачи
дополняется соответствующим
3) Аналогичная картина с
4) Дополнительная переменная Х115 соответствует ограничению по изготовлению автомобилей: 5301ЕО-0000115, 5301Р1-0000117, 325010-0320001, 325000-0320001, выпуск которых в обязательном порядке не планировался (т.е. заявок на их изготовление не было в портфеле заказов службы сбыта, а вероятность приобретения этих автомобилей покупателями в данной постановке задачи не рассматривалась), показывает, что оптимальный план производства предусматривает суммарный выпуск этих модификаций в количестве 157 шт.
Анализ оптимального плана подтверждает это:
- 5301ЕО-0000115-000 - 0 шт.;
- 5301Р1-0000117-000 - 0 шт.;
- 325010-0320001-000 - 157 шт.;
- 325000-0320001-000 - 0 шт.
3.3. Экономическая целесообразность реализации проектных предложений
Экономическую эффективность проекта можно просчитать по ряду показателей, расчет величин которых приведен в табл. 20.
Экономический эффект, которого возможно достигнуть путем применения на практике вышеописанной экономико-математической модели, удобнее представить в виде табл. 21.
Оптимальный план производственной программы
по малотоннажным автомобилям ЗИЛ-
- убыток головного завода АМО
ЗИЛ снижается на одну пятую
часть (на 18,9 %), что само по себе
является очень значимым
- рентабельность продаж
- объем товарного выпуска в ценах реализации растет на 5362,6 тыс. руб. или на 2,4 %;
- прямые затраты сохраняются
в пределах исходного уровня
и даже незначительно
Таблица 20
Расчет основных показателей оптимального плана производства автомобилей ЗИЛ-5301 и их модификаций
№ потребительской Комплектации Автомобиля |
опт. план ТВ шт. |
прямые затраты |
материальные затраты с ТЗР |
основная з/та произв. рабочих |
нормативная трудоемкость | |||||
на ед. руб. |
На вып. тыс.р. |
на ед. руб. |
на вып. тыс.р. |
на ед. руб. |
на вып. тыс.р. |
на ед. час. |
на вып. тыс.час. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
53014 и модификации | ||||||||||
5301АО |
-0000114-000 |
120 |
121475 |
14577 |
116654 |
13999 |
2282 |
274 |
163 |
19,8 |
5301БО |
-0000114-000 |
48 |
107208 |
5146 |
102622 |
4926 |
2155 |
103 |
154 |
7,4 |
5301МЕ |
-0000009-000 |
6 |
147255 |
884 |
140727 |
844 |
3154 |
19 |
225 |
1,4 |
5301Р1 |
-0000007-000 |
0 |
117521 |
0 |
112281 |
0 |
2485 |
0 |
178 |
0 |
5301ЕО |
-0000115-000 |
0 |
108387 |
0 |
103734 |
0 |
2187 |
0 |
156 |
0 |
5301ЕО |
-0000117-000 |
723 |
141889 |
102585 |
135843 |
98215 |
2887 |
2087 |
206 |
149,1 |
5301Е2 |
-0000007-000 |
34 |
144213 |
4903 |
138270 |
4701 |
2821 |
96 |
202 |
6,9 |
5301СС |
-0000003-000 |
25 |
136493 |
3412 |
127690 |
3192 |
4385 |
110 |
313 |
7,8 |
5301СС |
-0000013-000 |
18 |
146056 |
2629 |
137253 |
2471 |
4385 |
79 |
313 |
5,6 |
5301ТО |
-0000117-000 |
30 |
133445 |
4003 |
127965 |
3839 |
2614 |
78 |
187 |
5,6 |
5301ЮО |
-0000117-000 |
38 |
113506 |
4313 |
108420 |
4120 |
2430 |
92 |
174 |
6,6 |
5301ЯО |
-0000120-000 |
86 |
128242 |
11029 |
122935 |
10572 |
2549 |
219 |
182 |
15,7 |
325010 |
-0320001-000 |
157 |
191501 |
30066 |
178388 |
28007 |
6947 |
1091 |
479 |
75,2 |
325000 |
-0320001-000 |
0 |
208485 |
0 |
194758 |
0 |
7287 |
0 |
503 |
0 |
Всего |
1285 |
183548 |
174886 |
4249 |
300,79 |