Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа
Целью дипломного проекта является анализ действующей системы планирования, основных показателей хозяйственной деятельности, финансового состояния АМО ЗИЛ, и разработка проектных предложений для совершенствования процесса планирования на предприятии и повышения эффективности его деятельности.
Задачи, решаемые в дипломном проекте:
- Анализ функционирования предприятия;
- Изучение теоретических основ планирования в рыночных условиях хозяйственной деятельности;
- Разработка проектных предложений и совершенствованию действующий на АМО ЗИЛ системы планирования.
Введение
Теоретическая часть
Планирование - основа промышленно - хозяйственной деятельности предприятия
Основные цели и задачи производственного планирования
Принципы и методы планирования производства
Организация системы планирования на современном предприятии
Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия
Анализ себестоимости выпускаемой продукции
Анализ финансового состояния предприятия
Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности
Анализ выполнения плана производства и динамики выпуска товарной продукции
Анализ действующей системы планирования
Анализ процесса планирования на предприятии
Анализ системы технико-экономического планирования
Выводы из аналитической части
Проектная часть
Основные направления совершенствования системы технико-экономического планирования на АМО ЗИЛ
Описание проектного предложения по использованию экономико-математических методов в процессе технико-экономического планирования
Экономическая целесообразность реализации проектных предложений
Заключение
Список литературы
Поэтому решение поставленной задачи, полученное с помощью метода линейного программирования, тщательно анализируется специалистами и только затем руководители предприятия могут принимать окончательное решение.
Для решения поставленной задачи будет использован симплекс - метод. Симплекс метод - универсальный метод для решения линейной системы уравнений или неравенств и линейного функционала.
Учитывая, что сегодня в АМО ЗИЛ выпускается более 120 потребительских комплектаций автомобильной техники, в рамках данного дипломного проекта процесс оптимизации структуры выпускаемой продукции покажем только на примере семейства малотоннажного автомобиля ЗИЛ-5301 «Бычок». Все результаты проведенных расчетов будут сравнены с действующим утвержденным месячным планом производства этих автомобилей.
В табл. 13 приведен фрагмент утвержденного плана производства автомобилей в АМО ЗИЛ на ноябрь 2007 года.
Таблица 13
Исходный план производства автомобилей ЗИЛ-5301 и их модификаций
№ потребительской комплектации автомобиля |
краткая характеристика автомобиля |
Цена реализ. без НДС руб. |
Кол-во план на март шт. |
Сумма руб. | |
53014 и модификации | |||||
5301АО |
-0000114-000 |
борт, тент |
137 083 |
260 |
35 641 580 |
5301БО |
-0000114-000 |
шасси |
120 950 |
145 |
17 537 750 |
5301МЕ |
-0000009-000 |
термокузов, каб. 2 сп. места |
183 025 |
20 |
3 660 500 |
5301Р1 |
-0000007-000 |
шасси, каб. 2-х ряд., 7 мест |
136 317 |
50 |
6 815 850 |
5301ЕО |
-0000115-000 |
шасси |
122 250 |
110 |
13 447 500 |
5301ЕО |
-0000117-000 |
шасси с удл. базой, каб. 2-х ряд. |
170 000 |
280 |
47 600 000 |
5301Е2 |
-0000007-000 |
термокузов |
181 000 |
20 |
3 620 000 |
5301СС |
-0000003-000 |
цельнометаллический фургон |
169 583 |
90 |
15 262 470 |
5301СС |
-0000013-000 |
цельнометалл.фургон, сдвиж. дверь |
171 267 |
20 |
3 425 340 |
5301ТО |
-0000117-000 |
борт, тент, каб. 2-х ряд., 7 мест |
152 750 |
53 |
8 095 750 |
5301ЮО |
-0000117-000 |
шасси, каб. 2 сп. места |
125 517 |
105 |
13 179 285 |
5301ЯО |
-0000120-000 |
борт, тент, каб. 2 сп. места |
141 733 |
105 |
14 881 965 |
325010 |
-0320001-000 |
автобус, 15+1 мест, 3-х секц., сдвиж. дверь |
273 725 |
66 |
18 065 850 |
325000 |
-0320001-000 |
автобус, 21+1 мест, 4-х секц., сдвиж. дверь |
284 833 |
62 |
17 659 646 |
ВСЕГО НА ВЫПУСК |
1 386 |
218 893 486 |
План производства был сформирован Управлением планирования производством (УПП) с учетом производственных возможностей предприятия на основе заявки службы сбыта. В табл. 14 приведено сравнение состава заявки службы сбыта и состава плана производства на ноябрь 2007 года.
Таблица 14
Сравнение заявки службы сбыта и плана производства автомобилей ЗИЛ-5301 и их модификаций
№ потребительской комплектации автомобиля |
краткая характеристика автомобиля |
заявка службы сбыта |
план на март шт. |
отклонен. (гр.3-гр.4) шт. | ||
всего шт. |
в т.ч. заказы | |||||
53014 и модификации | ||||||
5301АО |
-0000114-000 |
борт, тент |
195 |
90 |
260 |
-65 |
5301БО |
-0000114-000 |
шасси |
180 |
38 |
145 |
35 |
5301МЕ |
-0000009-000 |
термокузов, каб. 2 сп. места |
40 |
6 |
20 |
20 |
5301Р1 |
-0000007-000 |
шасси, каб. 2-х ряд., 7 мест |
80 |
50 |
30 | |
5301ЕО |
-0000115-000 |
шасси |
112 |
110 |
2 | |
5301ЕО |
-0000117-000 |
шасси с удл. базой, каб. 2-х ряд. |
290 |
59 |
280 |
10 |
5301Е2 |
-0000007-000 |
термокузов |
30 |
10 |
20 |
10 |
5301СС |
-0000003-000 |
цельнометаллический фургон |
30 |
25 |
90 |
-60 |
5301СС |
-0000013-000 |
цельнометалл.фургон, сдвиж. дверь |
25 |
18 |
20 |
5 |
5301ТО |
-0000117-000 |
борт, тент, каб. 2-х ряд., 7 мест |
55 |
24 |
53 |
2 |
5301ЮО |
-0000117-000 |
шасси, каб. 2 сп. места |
130 |
38 |
105 |
25 |
5301ЯО |
-0000120-000 |
борт, тент, каб. 2 сп. места |
142 |
50 |
105 |
37 |
325010 |
-0320001-000 |
автобус, 15+1 мест, 3-х секц. |
55 |
66 |
-11 | |
325000 |
-0320001-000 |
автобус, 21+1 мест, 4-х секц. |
22 |
62 |
-40 | |
ВСЕГО НА ВЫПУСК |
1 386 |
358 |
1 386 |
0 |
Из табл. 14 видно, что в план производства были полностью включены все заявки покупателей из портфеля заказов службы сбыта, но произошло достаточно сильное изменение структуры первоначальной заявки. Причем, отметим, что при планировании реализации и производства товарной продукции, в т.ч. и автомобилей, структурные службы головного завода АМО ЗИЛ оперируют только натуральными показателями. Стоимостное выражение плана производства появляется уже после утверждения производственной программы в натуральном выражении и обсчета ее на вычислительном центре, и как это уже выше замечено - это один из главных недостатков системы планирования в АМО ЗИЛ.
Для оптимизации производственной программы с точки зрения снижения убытков от реализации малотоннажных автомобилей применим экономико-математическую модель. В рамках данного проекта в целях технического упрощения математических расчетов будет рассмотрена не вся гамма автомобилей ЗИЛ-5301, включающая в себя свыше 70-ти потребительских комплектаций автомобилей, а только те комплектации автомобилей, которые указаны в плане производства, т.е. поставленная цель - улучшение экономических результатов уже принятой программы производства (исходного плана) за счет перераспределения структуры выпускаемой продукции с обязательным соблюдением всех принятых во внимание ограничений.
Обозначим:
Хj - количество автомобилей j-ой комплектации, которые вошли в состав плана производства, см. табл. 14;
Мj - маржинальный доход, который приносит каждая j-тая комплектация автомобилей.
Для расчета маржинального дохода по каждой модификации автомобиля воспользуемся вспомогательными расчетами, приведенными в табл. 15. Маржинальный доход определен как разница цены реализации (гр.3) и прямых затрат (гр.4).
Таблица 15
Расчет маржинального дохода по
малотоннажным автомобилям ЗИЛ-
№ потребительской комплектации автомобиля |
кол-во (Хj) шт. |
Цена реализ. без НДС руб. |
Прямые затраты руб. |
Маржи- нальный доход (Мj) руб. |
К-нт марж. дохода | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
53014 и модификации | ||||||
5301АО |
-0000114-000 |
Х1 |
137 083 |
121 475 |
15 608 |
0,1139 |
5301БО |
-0000114-000 |
Х2 |
120 950 |
107 208 |
13 742 |
0,1136 |
5301МЕ |
-0000009-000 |
Х3 |
183 025 |
147 255 |
35 770 |
0,1954 |
5301Р1 |
-0000007-000 |
Х4 |
136 317 |
117 521 |
18 796 |
0,1379 |
5301ЕО |
-0000115-000 |
Х5 |
122 250 |
108 387 |
13 863 |
0,1134 |
5301ЕО |
-0000117-000 |
Х6 |
170 000 |
141 889 |
28 111 |
0,1654 |
5301Е2 |
-0000007-000 |
Х7 |
181 000 |
144 213 |
36 787 |
0,2032 |
5301СС |
-0000003-000 |
Х8 |
169 583 |
136 493 |
33 090 |
0,1951 |
5301СС |
-0000013-000 |
Х9 |
171 267 |
146 056 |
25 211 |
0,1472 |
5301ТО |
-0000117-000 |
Х10 |
152 750 |
133 445 |
19 305 |
0,1264 |
5301ЮО |
-0000117-000 |
Х11 |
125 517 |
113 506 |
12 011 |
0,0957 |
5301ЯО |
-0000120-000 |
Х12 |
141 733 |
128 242 |
13 491 |
0,0952 |
325010 |
-0320001-000 |
Х13 |
273 725 |
191 501 |
82 224 |
0,3004 |
325000 |
-0320001-000 |
Х14 |
284 833 |
208 485 |
76 348 |
0,2680 |
Тогда целевая функция: F = å Мj х Хj (max),
где Мj - маржинальный доход, выраженный в тыс. руб. на единицу, принимает вид:
F = 15,6Х1 +13,7Х2 + 35,8Х3 + 18,8Х4 + 13,9Х5 + 28,1Х6 + 36,8Х7 +
+ 33,1Х8 + 25,2Х9 + 19,3Х10 + 12,0Х11 + 13,5Х12 + 82,2Х13 +
+ 76,3Х14 (max)
Составим соответствующие
1) Ограничения по удовлетворению
поступивших заказов на
Х1 ³ 90, Х2 ³ 38, Х3 ³ 6, Х6 ³ 59, Х7 ³ 10, Х8 ³ 25, Х9 ³ 18, Х10 ³ 24, Х11 ³ 38, Х12 ³ 50, Х4 + Х5 + Х13 + Х14 ³ 0
2) Ограничение по производству
цельнометаллических фургонов
В математическом виде это ограничение будет записано:
Х8 + Х9 + Х13 + Х14 £ 200
3) Ограничение по производству
автомобилей с изотермическим
и термическим кузовами. Производственные
мощности позволяют
Х3 + Х7 £ 40
Ограничение по трудозатратам принимает следующий вид:
163,0Х1 +153,9Х2 + 225,3Х3 + 177,5Х4 + 156,2Х5 + 206,2Х6 + 201,5Х7 +
+ 313,2Х8 + 313,2Х9 + 186,7Х10 + 173,6Х11 + 182,1Х12 + 479,1Х13 +
+ 502,6Х14 £ 301505
Таблица 16
Трудоемкость выпуска
№ потребительской комплектации автомобиля |
Обознач. |
Кол-во автомобилей по плану шт. |
Нормо- часы час. |
трудозатраты на выпуск (гр.3хгр.4) час. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
53014 и модификации | |||||
5301АО |
-0000114-000 |
Х1 |
260 |
163,0 |
42 380,0 |
5301БО |
-0000114-000 |
Х2 |
145 |
153,9 |
22 319,6 |
5301МЕ |
-0000009-000 |
Х3 |
20 |
225,3 |
4 505,7 |
5301Р1 |
-0000007-000 |
Х4 |
50 |
177,5 |
8 875,0 |
5301ЕО |
-0000115-000 |
Х5 |
110 |
156,2 |
17 183,6 |
5301ЕО |
-0000117-000 |
Х6 |
280 |
206,2 |
57 740,0 |
5301Е2 |
-0000007-000 |
Х7 |
20 |
201,5 |
4 030,0 |
5301СС |
-0000003-000 |
Х8 |
90 |
313,2 |
28 189,3 |
5301СС |
-0000013-000 |
Х9 |
20 |
313,2 |
6 264,3 |
5301ТО |
-0000117-000 |
Х10 |
53 |
186,7 |
9 895,9 |
5301ЮО |
-0000117-000 |
Х11 |
105 |
173,6 |
18 225,0 |
5301ЯО |
-0000120-000 |
Х12 |
105 |
182,1 |
19 117,5 |
325010 |
-0320001-000 |
Х13 |
66 |
479,1 |
31 620,8 |
325000 |
-0320001-000 |
Х14 |
62 |
502,6 |
31 158,2 |
Всего: |
1386 |
301 504,9 |