Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа
Целью дипломного проекта является анализ действующей системы планирования, основных показателей хозяйственной деятельности, финансового состояния АМО ЗИЛ, и разработка проектных предложений для совершенствования процесса планирования на предприятии и повышения эффективности его деятельности.
Задачи, решаемые в дипломном проекте:
- Анализ функционирования предприятия;
- Изучение теоретических основ планирования в рыночных условиях хозяйственной деятельности;
- Разработка проектных предложений и совершенствованию действующий на АМО ЗИЛ системы планирования.
Введение
Теоретическая часть
Планирование - основа промышленно - хозяйственной деятельности предприятия
Основные цели и задачи производственного планирования
Принципы и методы планирования производства
Организация системы планирования на современном предприятии
Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия
Анализ себестоимости выпускаемой продукции
Анализ финансового состояния предприятия
Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности
Анализ выполнения плана производства и динамики выпуска товарной продукции
Анализ действующей системы планирования
Анализ процесса планирования на предприятии
Анализ системы технико-экономического планирования
Выводы из аналитической части
Проектная часть
Основные направления совершенствования системы технико-экономического планирования на АМО ЗИЛ
Описание проектного предложения по использованию экономико-математических методов в процессе технико-экономического планирования
Экономическая целесообразность реализации проектных предложений
Заключение
Список литературы
Из представленных данных таблицы 10 видно, что до 2006 года наблюдалась общая тенденция снижения объемов выпуска по всем моделям автомобилей. Наиболее резкое снижение наблюдалось по автобусам (86%), в то время как за этот же период объем производства среднетонажных и «тяжелых» грузовых автомобилей снизился всего на 26%.
Основным видом продукции являются малотоннажные грузовые автомобили (полной массой до 7 тонн), семейство «Бычок), их доля в общем объеме производства и реализации составляет 49 %.
Среднетоннажные тяжелые и полноприводные автомобили в общей сумме сравнимы по объему производства с семейством «Бычок) - 50%, а доля выпуска автобусов и пожарных (специальных) автомобилей в общем объеме очень мала - составляет 1 % и 0,39% соответственно.
Обвальный рост падения производства начался еще в 90-е годы, когда предприятие после процесса приватизации оказалось полностью самостоятельным хозяйственным субъектом, у которого после старой административно-командной системы распределения ресурсов и организации сбыта остались только самые неблагоприятные последствия:
- устаревший модельный ряд
- нарушенные хозяйственные
- подорванную экономику
Все эти годы АМО ЗИЛ имел убыток, т.к. объем выпускаемой продукции был незначительным для предприятия такого масштаба, и завод был вынужден нести огромные инвестиционные расходы на подготовку производства в условиях недостатка оборотных средств. Но за последние два года появилась устойчивая тенденция к увеличению объема выпускаемой продукции и снижению убытка от ее производства.
Наряду с совершенствованием своего модельного ряда продукции и запуском в производство новых видов товарной продукции АМО ЗИЛ приспосабливается к условиям рыночной экономики.
Итак, для предприятия жизненно важно не только наращивать объем товарного выпуска, обновляя и дополняя его номенклатурный ряд, но и эффективно задействовать в производственном процессе все имеющиеся ресурсы. Именно это определяет необходимость воссоздания и модернизации системы планирования на предприятии, осуществляющем свою деятельность в условиях рыночной экономики.
Для оценки эффективности действующей на предприятии системы планирования в рамках данного дипломного проекта будет проведен анализ выполнения основного плана предприятия - производственной программы. Оценка выполнения плана производства позволяет уже в первом приближении охарактеризовать недостатки в действующей системе планирования на предприятии и определить возможные направления проведения организационно-технических мероприятий, позволяющих повысить эффективность этой системы.
Для анализа выпуска товарной продукции предприятием будем рассматривать базисные и цепные расчетные данные темпа роста.
Базисные темпы роста
Цепной темп роста равен частному от деления объема товарной продукции текущего года к объему товарной продукции предыдущего года.
Таблица 11
Динамика выпуска товарной продукции
Год |
Выпуск продукции, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, тыс. рvб. |
Темп роста, % |
Темп прироста | |||
К базовому периоду |
К предыдуще му периоду |
баз. Тр |
цеп. Тр |
баз. Тпр |
цеп. Тпр | ||
2004 |
3408511 |
||||||
2005 |
3749362 |
340851 |
340851 |
110,0 |
110,0 |
10,00 |
10,00 |
2006 |
4185261 |
776750 |
435899 |
122,789 |
111,626 |
22,79 |
11,63 |
Для проверки расчетов можно использовать следующее правило: абсолютный базисный прирост n - ого (/1 n) года равен сумме абсолютного базисного прироста предыдущего года, т.е.
∆n баз. = ∆ n - 1 + ∆ n цепн.
+776750 = 340851+435899 = 776750 тыс.руб.
Среднегодовой темп роста за рассматриваемый период равен:
Т =
Т= =110,9%
Среднегодовой темп прироста объема производства за три года можно рассчитать следующим образом:
ТПР = ТР – 100%
Тпр = 110,9 -100 = 10,9 %
Рассмотрим так же такой показатель, как интенсивность прироста.
Для того чтобы получить значение интенсивности прироста для определенного года необходимо из базисного прироста данного года вычесть базисный прирост предыдущего года.
Таблица 12
Интенсивность прироста
Показатели |
Предыдущий (2005 год) |
Данный (2006 год) |
Базисный темп роста, % |
10,0 |
22,79 |
Интенсивность прироста, % |
10,0 |
12,99 |
Таким образом, в период с 2004 года по 2006 год объем товарной продукции, в целом, возрос на 22,9 % или 783515 тыс.руб., так же по сравнению с предыдущим 2005 годом объем производства продукции повысился с 3749362 до 4192026 тыс.руб., Т.е. на 442664 тыс.руб. или 11,63%. Средний темп роста объема выпускаемой продукции в год составил 10,9%.
В результате сложного финансового положения, в котором и по настоящее время находится завод, из-за долгов по зарплате, отчислениям налогов в госбюджет, долгам поставщикам и Т.Д., план по объему товарной продукции на предприятии в 2006 году был выполнен всего лишь 74,8%.
Из-за неудовлетворительного
Из всего вышесказанного вытекает,
что фактический выпуск продукции
на предприятии значительно
2.6. Анализ действующей системы планирования
2.6.1. Анализ процесса планирования на предприятии
В состав АМО ЗИЛ входят головной завод и дочерние предприятия, на которых выпускается автомобильная техника, бытовая техника, запасные части и прочая продукция.
Головной завод АМО ЗИЛ включает в себя 73 самостоятельных структурных подразделения, среди которых можно выделить подразделения основного производства, вспомогательного производства и различные службы.
Каждое из дочерних предприятий АМО ЗИЛ имеет свою специализацию:
- ЗАО «Московский завод автоагрегатов» - карданные валы, водяные насосы, вкладыши.
- ЗАО «Сердобский
- ЗАО «Смоленский
- ЗАО «Петровский завод автозапч
- ЗАО «Пензенский завод «
- ЗАО «Рославльский
- ЗАО «Завод деревоизделий» - борта, основание платформы.
Такая специализация непосредственно оказывает влияние на планирование. Производственное планирование в АМО ЗИЛ осуществляется централизовано и производится на головном завод. Кроме того, дочерние предприятия АМО ЗИЛ самостоятельно планируют производство продукции для собственных нужд.
Таким образом в АМО ЗИЛ сочетаются принципы централизованного планирования и хозяйственной самостоятельности производственных единиц - дочерних предприятий.
Важными принципами планирования производственно-хозяйственной деятельности на ЗИЛе являются пропорциональность и сбалансированность.
Пропорциональность
Сбалансированность означает установление соответствия между потребностями в ресурсах, определяемыми конечной целью производства и их наличием.
Направления, пропорции, темпы развития, номенклатура и объемы производства определяются руководством завода.
В системе планирования задействованы
различные структурные
В системе планирования и управления
деятельностью АМО ЗИЛ
Планирование происходит по иерархическим уровням - каждый элемент более низкого уровня иерархической структуры располагает более подробной и детальной информацией о состоянии производственной ситуации, состоянии ресурсов и т.п.
Процесс планирования в АМО ЗИЛ подчинен основным показателям, утвержденным в Бизнес-плане АМО ЗИЛ.
Бизнес-план АМО ЗИЛ представляет
собой сводный документ, регламентирующий
производственную, хозяйственную и
финансовую деятельность предприятия.
В связи с этим разработка бизнес-плана
охватывает большой комплекс мероприятий
и технико-экономических расчет
Бизнес-план предприятия состоит из следующих основных разделов:
1) План производства и
2) План технического развития предприятия и повышения эффективности производства.
3) План материально-технического снабжения.
4) План по труду и заработной плате.
5) План по прибыли, издержкам и рентабельности производства.
6) Финансовый план.
7) Сводные технико-экономические показатели.
Исходными данными для разработки
бизнес-плана предприятия
- информация об основных видах выпускаемой продукции;
- объем выпуска в натуральном выражении;
- трудоемкость выпускаемой
- данные о материальных затратах на выпуск продукции;
- ожидаемые расходы из прибыли и рентабельность производства;
- платежи в бюджет и
- ожидаемые привлеченные и
- общий объем централизованных капитальных вложений и ввод в действие производственных мощностей и основных фондов;
- основные задания по внедрению новой техники;
- показатели качества и т.д.
План производства и реализации является базой для расчетов численности работающих и фонда их заработной платы, плана материально-технического снабжения, затрат на производство.
Для целей оперативного планирования
в АМО ЗИЛ формируются
1) Служба сбыта на основе
2) На основе заявки службы сбыта управление планирования производством составляет проект плана в натуральном выражении, исходя из имеющейся в УПП информации о ресурсных возможностях производства. При этом, при составлении плана УПП ориентируется на производственные возможности, а заявка службы сбыта выполняет только информативную функцию.