Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа
Целью дипломного проекта является анализ действующей системы планирования, основных показателей хозяйственной деятельности, финансового состояния АМО ЗИЛ, и разработка проектных предложений для совершенствования процесса планирования на предприятии и повышения эффективности его деятельности.
Задачи, решаемые в дипломном проекте:
- Анализ функционирования предприятия;
- Изучение теоретических основ планирования в рыночных условиях хозяйственной деятельности;
- Разработка проектных предложений и совершенствованию действующий на АМО ЗИЛ системы планирования.
Введение
Теоретическая часть
Планирование - основа промышленно - хозяйственной деятельности предприятия
Основные цели и задачи производственного планирования
Принципы и методы планирования производства
Организация системы планирования на современном предприятии
Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия
Анализ себестоимости выпускаемой продукции
Анализ финансового состояния предприятия
Анализ финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности
Анализ выполнения плана производства и динамики выпуска товарной продукции
Анализ действующей системы планирования
Анализ процесса планирования на предприятии
Анализ системы технико-экономического планирования
Выводы из аналитической части
Проектная часть
Основные направления совершенствования системы технико-экономического планирования на АМО ЗИЛ
Описание проектного предложения по использованию экономико-математических методов в процессе технико-экономического планирования
Экономическая целесообразность реализации проектных предложений
Заключение
Список литературы
- величина абсолютного
- величина относительного
Полученный оптимальный план производства полностью удовлетворяет всем критериям, поставленным в виде ограничений для решения задачи, а значит, является оптимальным с точки зрения службы сбыта - в полученном плане на ноябрь 2007 года полностью выполняются все заявки покупателей, находящиеся в сформированном службой сбыта портфеле заказов на этот месяц.
Таблица 21
Сравнительный анализ основных показателей исходного и оптимального планов производства автомобилей ЗИЛ-5301 и их модификаций
№ пп |
Показатели |
един. измер. |
Исходный план |
Оптима-льный план |
отклонения | |
абс. велич. |
в % | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Объем реализации автомобилей ЗИЛ-5301 и их модификаций |
тыс.р. |
218893,5 |
224256,1 |
5362,6 |
102,4 |
шт. |
1386 |
1285 |
-101 |
92,7 | ||
2 |
Прямые затраты из них: |
тыс.р. |
183712,3 |
183547,6 |
-164,7 |
99,9 |
2.1. |
- материальные затраты с ТЗР |
тыс.р. |
175011,4 |
174885,7 |
-125,7 |
99,9 |
2.2. |
- трудозатраты |
тыс.р. |
4252,5 |
4248,6 |
-3,9 |
99,9 |
тыс.ч. |
301,5 |
300,8 |
-0,7 |
99,8 | ||
3 |
Себестоимость товарной продукции В т.ч.: |
тыс.р. |
248181,4 |
248016,7 |
-164,7 |
99,9 |
3.1. |
- накладные расходы |
тыс.р. |
64469,1 |
64469,1 |
0,0 |
100,0 |
4 |
Валовая маржа (п.1-п.2) |
тыс.р. |
35181,2 |
40708,5 |
5527,3 |
115,7 |
5 |
К вал. маржи (п.4 / п.1) |
0,161 |
0,182 |
0,021 |
112,9 | |
6 |
Прибыль (+), убыток (-) (п.1-п.3) |
тыс.р. |
-29287,9 |
-23760,6 |
5527,3 |
81,1 |
7 |
Рентабельность ((п.1-п.3)/п.3) |
% |
-11,8% |
-9,6% |
2,2 п.п. |
81,2 |
Но полученный расчетным путем оптимальный план производства еще не значит, что предприятие обязательно получит расчетный экономический эффект. Насколько эффективно руководители предприятия будут стремиться и смогут обеспечить выполнение плана производства как в номенклатуре, так и по количеству выпускаемой автомобильной техники, настолько фактический результат будет близким к оптимальному.
Помимо факторов, на которые может воздействовать руководство предприятия, существуют факторы, не зависящие или слабо зависящие от предприятия: неожиданное изменение рыночной конъюнктуры, нестабильность экономической и политической ситуации в стране, выход новых законодательных актов и т.д. Таким образом, риск невыполнения производственной программы существует всегда. Это служит главной причиной, почему имеет смысл создавать, анализировать и рассматривать не один, а несколько вариантов производственной программы: оптимистический план, наиболее вероятный план и программу с пессимистическим исходом. Таким образом, руководство предприятия заранее может позаботится о том, что в случае наступления неблагоприятных для предприятия событий, финансово-экономический ущерб предприятия оказался бы минимальным.
Данный дипломный проект позволяет
сопоставить между собой как
бы несколько вариантов производст
Из таблицы 22 можно видеть, что структура и состав производственной программы исходной и оптимальной очень заметно различаются. Так, если доля автомобилей 5301АО-0000114 в исходном плане производства составляет 18,8% по количеству и 16,3% по стоимостному выражению, то в оптимальном плане эти доли соответственно равны 9,3% и 7,3%.
Заметим, что экономико-математическое
моделирование позволяет
В табл. 23 в обобщенном виде представлены источники и направления получения экономического эффекта от внедрения проектных предложений.
Данные таблицы подтверждают целесообразность оптимизации производственной программы головного завода АМО ЗИЛ на ноябрь 2007 года, так как:
- убыток головного завода АМО
ЗИЛ снижается на одну пятую
часть (на 18,9%), что само по себе
является очень значимым
- рентабельность продаж
- объем товарного выпуска в ценах реализации растет на 5362,6 тыс. руб. или на 2,4 %.
Таблица 22
Сравнение исходного и оптимального планов производства малотоннажных автомобилей ЗИЛ-5301
№ потребительской комплектации автомобиля |
краткая характеристика автомобиля |
Цена реализ. без НДС руб. |
Исход план ТВ шт. |
Сум-ма тыс. руб. |
Опт. план ТВ шт. |
Сум-ма тыс. руб. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
53014 и модификации | |||||||
5301АО |
-0000114-000 |
борт, тент |
137083 |
260 |
35642 |
120 |
16450 |
5301БО |
-0000114-000 |
шасси |
120950 |
145 |
17538 |
48 |
5806 |
5301МЕ |
-0000009-000 |
термокузов, каб. 2 сп. места |
183025 |
20 |
3661 |
6 |
1098 |
5301Р1 |
-0000007-000 |
шасси, каб. 2-х ряд., 7 мест |
136317 |
50 |
6816 |
0 |
0 |
5301ЕО |
-0000115-000 |
шасси |
122250 |
110 |
13448 |
0 |
0 |
5301ЕО |
-0000117-000 |
шасси с удл. базой, каб. 2-х ряд. |
170000 |
280 |
47600 |
723 |
122910 |
5301Е2 |
-0000007-000 |
термокузов |
181000 |
20 |
3620 |
34 |
6154 |
5301СС |
-0000003-000 |
цельнометаллический фургон |
169583 |
90 |
15262 |
25 |
4240 |
5301СС |
-0000013-000 |
цельнометалл.фургон, сдв. дверь |
171267 |
20 |
3425 |
18 |
3083 |
5301ТО |
-0000117-000 |
борт, тент, каб. 2-х ряд., 7 мест |
152750 |
53 |
8096 |
30 |
4583 |
5301ЮО |
-0000117-000 |
шасси, каб. 2 сп. места |
125517 |
105 |
13179 |
38 |
4770 |
5301ЯО |
-0000120-000 |
борт, тент, каб. 2 сп. места |
141733 |
105 |
14882 |
86 |
12189 |
325010 |
-0320001-000 |
автобус, 15+1 мест, 3-х секц. |
273725 |
66 |
18066 |
157 |
42975 |
325000 |
-0320001-000 |
автобус, 21+1 мест, 4-х секц. |
284833 |
62 |
17660 |
0 |
0 |
ВСЕГО НА ВЫПУСК |
1386 |
218893 |
1285 |
224256 |
Таблица 23
Экономическая целесообразность внедрения проектных предложений
Мероприятие |
Источники экономической эффективности |
Направление получения экономической эффективности |
1.Оптмизация структуры |
1. Повышение доходности |
- снижение убытка головного
завода на 18,9%(при отсутствии |
- рост рентабельности продаж на 2.2 %. | ||
2.Ориентация производства и
реализации продукции на |
- снижение затрат на 164,7тыс. руб.; | |
- рост объема товарного выпуска | ||
3. Снижение трудоемкости
|
- рост объема продаж; | |
- рост показателя валовой маржи на 15,7%; | ||
- рост коэффициента валовой маржи на 12,9%; | ||
- оптимизация заявок на |
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что полученный расчет позволяет говорить о том, что можно усовершенствовать процесс технико-экономического планирования на головном предприятии АМО ЗИЛ путем использования экономико-математические методы при формировании производственной программы предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие рыночного
Основой для такого подхода в принятии управленческих решений является планирование, призванное выявить общие перспективы, тенденции организационно-структурного развития, обеспечить сбалансированность краткосрочных и долгосрочных программ. При этом важно суметь обнаружить всю совокупность причин, определяющих функционирование и развитие исследуемой сложной хозяйственной системы, выделить сценарные и управляющие параметры, подобрать комбинацию методов прогнозирования по условиям, особенностям и областям их применения, обеспечить конкурентное преимущество по издержкам производства и сбыта продукции.
Под системой планирования на предприятии
понимают такую упорядоченную
Трансформация системы планирования является одним из важных элементов преобразований, способствующих нормальному функционированию предприятий в изменившихся организационно-экономических условиях. Она должна быть направлена на конкретные преобразования плановой деятельности, заключающейся в развитии способностей решения самых разнообразных задач управления в условиях неустойчивости внешней среды с помощью адекватного инструментария, требующего обоснования и установления сферы его использования. Наряду с этим только комплексный подход, учитывающий гамму возможных последствий принятия управленческих решений, дает важное преимущество, позволяющее при разработке стратегии не пассивно следовать за событиями, а активно формировать желаемое развитие.
Поэтому особенно важно в современных экономических условиях сориентировать производство на рынок и особенное внимание при этом необходимо уделить формированию на предприятии соответствующей системы планирования. В условиях, когда предприятие ограниченно в средствах и не может не только инвестировать новые проекты, но и в достаточной степени обеспечивать свою текущую деятельность, планированию отводится особая роль: оно согласовывает не только запросы рынка и деятельность предприятия, но и выбирает наиболее оптимальный для производства вариант деятельности. Следовательно, система планирования должна быть чувствительна к изменениям среды, гибка и оперативна. Из этого вытекает, что при проектировании системы планирования необходимо предусмотреть наличие критерия, по которому может быть оценена эффективность производства, а также налажен контроль в системе. Именно этой проблеме и будет уделено особое внимание в данной работе.
Объектом исследования, проведенного
в данной работе, послужил крупный
машиностроительный завод - АМО ЗИЛ,
который выпускает широкий