Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 20:29, лекция
Хозяйственный учет и его место в рыночной экономике. Виды хозяйственного учета
Бухгалтерский учет, как информационная система
Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. Функции бухгалтерского учёта.
Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования в современных условиях хозяйствования
Учет основных средств ведется в соответствии с ПБУ 6/1 «Учет основных средств», методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств, отраслевыми методическими рекомендациями по учету основных средств в с/х предприятиях (организациях).
Основные средства — это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. При этом предполагается, что указанные объекты будут приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем и организация не предполагает перепродавать эти объекты.
Из-за изобилия предметов, входящих в основные средства, их вынуждены классифицировать по назначению на следующие группы:
1. Земельные участки и объекты природопользования (например, земельные участки, приобретенные под строительство; участки с полезными ископаемыми и т. д.)
2. Здания (коровники, свинарники, конторы, зернохранилища, нефтесклады, гаражи и т. п.).
3. Сооружения (силосные башни, траншеи, теплицы, оросительные системы и т. п.).
4. Машины и оборудование (тракторы,
самоходные шасси,
5. Транспортные средства (автомобили, автобусы).
6. Производственный и
7. Рабочий скот (лошади, волы, верблюды и т. п.).
8. Продуктивный скот (коровы, быки-производители, свиноматки, хряки и др.).
9. Многолетние насаждения (плодовые насаждения, лесозащитные полосы…).
10. Другие виды основных средств (телефонная сеть, вода, распределительные сети, спортивный инвентарь, библиотечные фонды).
Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость.
Под первоначальной стоимостью основных средств понимают сумму затрат по приобретению или возведению, включая затраты на их доставку.
Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между первоначальной стоимостью и суммой износа этих средств. Ее величина постоянно меняется, т.к. меняется и сумма износа.
Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Она зависит от уровня цен на промышленную продукцию, тарифов на электрическую и тепловую энергию и на грузовые перевозки, а также сметных норм, цен и тарифов строительства. Восстановительная стоимость определяется при переоценке основных средств.
9.2 Учет наличия и движения основных средств
Отдельные объекты
основных средств - земельные участки,
объекты природопользования, здания,
сооружения, транспортные средства и
др. - могут приобретаться
Стоимость покупаемых земельных участков, объектов природопользования, зданий, сооружений, оборудования, не требующего монтажа (а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного в запас), отражается в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08 (без НДС) соответственно на субсчетах 1 "Приобретение земельных участков", 2 "Приобретение объектов природопользования", 4 "Приобретение объектов основных средств" и 5 "Приобретение нематериальных активов" согласно оплаченным или принятым к оплате счетам (счетам - фактурам) продавцов после их оприходования и принятия к учету.
Учет основных средств, принадлежащих организациям по праву собственности, а также полученных унитарными предприятиями от органов государственного управления или местного самоуправления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, ведется на счете 01 "Основные средства".
При организации первичного учета наличия и движения объектов основных средств:
определяется перечень форм первичных учетных документов, которые организация использует для учета движения основных средств;
разрабатывается рациональная система документооборота с утверждением графика движения первичных учетных документов и лиц, ответственных за их правильное и своевременное оформление;
определяются материально - ответственные лица, отвечающие за сохранность и правильное использование основных средств.
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" организации обязаны применять первичные учетные документы, составленные по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (с изменениями и дополнениями).
Так, для оформления операций по движению основных средств предусмотрены первичные учетные документы:
акт (накладная)
приемки - передачи основных средств (форма
N ОС-1) - для оформления поступления,
выбытия и внутреннего
акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3) - для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных средств;
акт на списание основных средств (форма N ОС-4) - для оформления операций по ликвидации основных средств (кроме автотранспорта);
акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) - для оформления операций по ликвидации автотранспорта;
инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6) - для оформления пообъектного учета основных средств;
акт о приемке оборудования (форма N ОС-14) - для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства;
акт приемки - передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15) - для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным организациям;
акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16) - для оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику.
При наличии операций, по которым в данном альбоме отсутствуют формы первичных учетных документов, организация самостоятельно решает вопрос о содержании требуемой формы с учетом наличия в ней обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
При принятии организацией объекта основных средств на учет ему присваивается инвентарный номер независимо от дальнейшей формы его использования - эксплуатация, запас или передача в аренду. Инвентарный номер не изменяется в течение всего срока службы объекта. При списании с баланса инвентарный номер данного объекта не присваивается новому объекту в течение следующих пяти лет.
Объект основных средств, получаемый организацией - арендатором от организации - арендодателя в аренду, может учитываться арендатором под номенклатурным номером, назначенным ему арендодателем.
По принятии объект учитывается за назначенным ему инвентарным номером в инвентарной карточке по форме N ОС-6.
При незначительном количестве основных средств организация может вести их учет в ежегодно открываемой инвентарной книге учета основных средств.
Организация отражает в бухгалтерском учете операции по выбытию объектов основных средств в случае их:
продажи другим юридическим и физическим лицам;
списания (ликвидации) вследствие морального или физического износа;
передачи по договорам мены, дарения и других видов безвозмездной передачи объектов;
ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
передачи арендатору в связи с переходом права собственности на объекты, ранее сданные в аренду с правом выкупа;
неиспользования для целей производства продукции или работ либо для иных управленческих нужд;
выбытия по другим причинам.
Оценка объектов
основных средств при их списании
с учета для определения
при продаже другим юридическим и физическим лицам - в размере, установленном по соглашению сторон в договоре;
при безвозмездной передаче - по рыночной стоимости;
при вкладе в уставный капитал или передаче в совместную деятельность - в оценке по согласованию сторон.
При выбытии объектов основных средств в бухгалтерском учете используется счет 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" (например, субсчет 20). Данный субсчет дебетуется на первоначальную (либо восстановительную) стоимость выбываемых объектов основных средств, а также на начисленную по ним амортизацию на дату выбытия. Остаточная стоимость выбываемых объектов списывается с субсчета 20 счета 01 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Наряду с остаточной стоимостью выбываемых объектов основных средств на счете 91 также отражаются расходы по их продаже, ликвидации или передаче, сумма выручки от продажи объектов и стоимость оприходованных при ликвидации объектов материалов.
При отражении операций по выбытию основных средств, по которым ранее производилась дооценка, следует иметь в виду, что согласно ПБУ 6/01 средства дооценки по выбывшим объектам в полном размере списываются на нераспределенную прибыль (прибыль прошлых лет). При этом делается запись: Д-т сч. 83, К-т сч. 84.
Рассмотрим порядок отражения в учете операций по выбытию основных средств.
1. Продажа основных средств:
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов.
Прочие расходы организации по продаже объекта учитываются непосредственно на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Д-т сч. 91 К-т сч. 76 (70) - отражены расходы по продаже объекта;
Д-т сч. 76 К-т сч. 91 - отражена выручка от продажи объекта, причитающаяся к получению;
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - отражена задолженность бюджету по НДС от выручки;
Д-т сч. 91 (99) К-т сч. 99 (91) - отражен результат от продажи;
Д-т сч. 51 К-т сч. 76 - отражено получение денежных средств по сделке.
2. Передача основных средств в качестве вклада в совместную деятельность:
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - отражена начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 58 К-т сч. 91 - отражена сумма вклада участника в оценке, предусмотренной договором.
3. Передача основных средств в качестве вклада в уставный капитал:
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 58 К-т сч. 91 - отражена сумма вклада в оценке, установленной договором;
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - отражена задолженность по НДС с суммы превышения остаточной стоимости основных средств над оценкой вклада;
Д-т сч. 91 К-т сч. 99 - отражено превышение суммы оценки вклада над остаточной стоимостью объекта
или
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов.
4. Безвозмездная
передача объектов основных
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Д-т сч. 02 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;
Д-т сч. 91 К-т сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - отражена задолженность по НДС от стоимости объекта;
Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списаны убытки от передачи объекта.
5. Безвозмездная
передача объектов основных
Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;
Информация о работе Содержание и функции бухгалтерского учета