Содержание и функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 20:29, лекция

Описание работы

Хозяйственный учет и его место в рыночной экономике. Виды хозяйственного учета
Бухгалтерский учет, как информационная система
Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. Функции бухгалтерского учёта.
Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования в современных условиях хозяйствования

Файлы: 1 файл

Текст лекций по дисциплине Основы бухгалтерского учета.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

 

Учет основных средств ведется  в соответствии с ПБУ 6/1 «Учет  основных средств», методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств, отраслевыми методическими рекомендациями по учету основных средств в с/х предприятиях (организациях).

Основные средства — это часть  имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. При этом предполагается, что указанные объекты будут приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем и организация не предполагает перепродавать эти объекты.

Из-за изобилия предметов, входящих в  основные средства, их вынуждены классифицировать по назначению на следующие группы:

1. Земельные участки и объекты  природопользования (например, земельные участки, приобретенные под строительство; участки с полезными ископаемыми и т. д.)

2. Здания (коровники, свинарники, конторы,  зернохранилища, нефтесклады, гаражи  и т. п.).

3. Сооружения (силосные башни, траншеи,  теплицы, оросительные системы и т. п.).

4. Машины и оборудование (тракторы, самоходные шасси, почвообрабатывающие  машины, измерительные приборы, вычислительная  техника и пр.) в том числе  – силовые машины у оборудования; рабочие машины и оборудование; измерительные приборы и устройства; вычислительная техника; прочие машины и оборудование.

5. Транспортные средства (автомобили, автобусы).

6. Производственный и хозяйственный  инвентарь (банки, чаны, верстаки, фляги, бидоны, конторская обстановка  и т. д.).

7. Рабочий скот (лошади, волы, верблюды и т. п.).

8. Продуктивный скот (коровы, быки-производители,  свиноматки, хряки и др.).

9. Многолетние насаждения (плодовые  насаждения, лесозащитные полосы…).

10. Другие виды основных средств  (телефонная сеть, вода, распределительные  сети, спортивный инвентарь, библиотечные фонды).

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость.

Под первоначальной стоимостью основных средств понимают сумму затрат по приобретению или возведению, включая  затраты на их доставку.

Остаточная стоимость основных средств определяется как разность между первоначальной стоимостью и суммой износа этих средств. Ее величина постоянно меняется, т.к. меняется и сумма износа.

Восстановительная стоимость —  это стоимость воспроизводства  основных средств в современных условиях. Она зависит от уровня цен на промышленную продукцию, тарифов на электрическую и тепловую энергию и на грузовые перевозки, а также сметных норм, цен и тарифов строительства. Восстановительная стоимость определяется при переоценке основных средств.

 

9.2 Учет наличия и  движения основных средств

 

Отдельные объекты  основных средств - земельные участки, объекты природопользования, здания, сооружения, транспортные средства и  др. - могут приобретаться организациями  отдельно от строительства и покупки аналогичных объектов в процессе капитального строительства.

Стоимость покупаемых земельных участков, объектов природопользования, зданий, сооружений, оборудования, не требующего монтажа (а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного в запас), отражается в составе вложений во внеоборотные активы на счете 08 (без НДС) соответственно на субсчетах 1 "Приобретение земельных участков", 2 "Приобретение объектов природопользования", 4 "Приобретение объектов основных средств" и 5 "Приобретение нематериальных активов" согласно оплаченным или принятым к оплате счетам (счетам - фактурам) продавцов после их оприходования и принятия к учету.

Учет основных средств, принадлежащих организациям по праву собственности, а также  полученных унитарными предприятиями от органов государственного управления или местного самоуправления на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, ведется на счете 01 "Основные средства".

При организации  первичного учета наличия и движения объектов основных средств:

определяется  перечень форм первичных учетных  документов, которые организация  использует для учета движения основных средств;

разрабатывается рациональная система документооборота с утверждением графика движения первичных учетных документов и  лиц, ответственных за их правильное и своевременное оформление;

определяются  материально - ответственные лица, отвечающие за сохранность и правильное использование  основных средств.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском  учете" организации обязаны применять первичные учетные документы, составленные по форме, содержащейся в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (с изменениями и дополнениями).

Так, для оформления операций по движению основных средств предусмотрены первичные учетные документы:

акт (накладная) приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1) - для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения  основных средств;

акт приемки - сдачи  отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов (форма N ОС-3) - для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных средств;

акт на списание основных средств (форма N ОС-4) - для  оформления операций по ликвидации основных средств (кроме автотранспорта);

акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) - для оформления операций по ликвидации автотранспорта;

инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6) - для оформления пообъектного учета  основных средств;

акт о приемке  оборудования (форма N ОС-14) - для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства;

акт приемки - передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15) - для оформления операций по сдаче  оборудования, требующего монтажа, строительным организациям;

акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16) - для  оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику.

При наличии  операций, по которым в данном альбоме  отсутствуют формы первичных  учетных документов, организация самостоятельно решает вопрос о содержании требуемой формы с учетом наличия в ней обязательных реквизитов, установленных Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

При принятии организацией объекта основных средств на учет ему присваивается инвентарный номер независимо от дальнейшей формы его использования - эксплуатация, запас или передача в аренду. Инвентарный номер не изменяется в течение всего срока службы объекта. При списании с баланса инвентарный номер данного объекта не присваивается новому объекту в течение следующих пяти лет.

Объект основных средств, получаемый организацией - арендатором  от организации - арендодателя в аренду, может учитываться арендатором  под номенклатурным номером, назначенным  ему арендодателем.

По принятии объект учитывается за назначенным ему инвентарным номером в инвентарной карточке по форме N ОС-6.

При незначительном количестве основных средств организация  может вести их учет в ежегодно открываемой инвентарной книге  учета основных средств.

Организация отражает в бухгалтерском учете операции по выбытию объектов основных средств в случае их:

продажи другим юридическим и физическим лицам;

списания (ликвидации) вследствие морального или физического  износа;

передачи по договорам мены, дарения и других видов безвозмездной передачи объектов;

ликвидации  при авариях, стихийных бедствиях  и иных чрезвычайных ситуациях;

передачи арендатору в связи с переходом права  собственности на объекты, ранее  сданные в аренду с правом выкупа;

неиспользования для целей производства продукции или работ либо для иных управленческих нужд;

выбытия по другим причинам.

Оценка объектов основных средств при их списании с учета для определения показателя дохода (выручки) для целей бухгалтерского учета или налогообложения осуществляется:

при продаже  другим юридическим и физическим лицам - в размере, установленном  по соглашению сторон в договоре;

при безвозмездной  передаче - по рыночной стоимости;

при вкладе в  уставный капитал или передаче в  совместную деятельность - в оценке по согласованию сторон.

При выбытии  объектов основных средств в бухгалтерском  учете используется счет 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" (например, субсчет 20). Данный субсчет дебетуется на первоначальную (либо восстановительную) стоимость  выбываемых объектов основных средств, а также на начисленную по ним амортизацию на дату выбытия. Остаточная стоимость выбываемых объектов списывается с субсчета 20 счета 01 в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Наряду с  остаточной стоимостью выбываемых объектов основных средств на счете 91 также отражаются расходы по их продаже, ликвидации или передаче, сумма выручки от продажи объектов и стоимость оприходованных при ликвидации объектов материалов.

При отражении  операций по выбытию основных средств, по которым ранее производилась дооценка, следует иметь в виду, что согласно ПБУ 6/01 средства дооценки по выбывшим объектам в полном размере списываются на нераспределенную прибыль (прибыль прошлых лет). При этом делается запись: Д-т сч. 83, К-т сч. 84.

Рассмотрим порядок отражения в учете операций по выбытию основных средств.

1. Продажа основных  средств:

Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;

Д-т сч. 02 К-т  сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная  амортизация;

Д-т сч. 91 К-т  сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов.

Прочие расходы  организации по продаже объекта  учитываются непосредственно на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

Д-т сч. 91 К-т  сч. 76 (70) - отражены расходы по продаже  объекта;

Д-т сч. 76 К-т  сч. 91 - отражена выручка от продажи  объекта, причитающаяся к получению;

Д-т сч. 91 К-т  сч. 68 - отражена задолженность бюджету  по НДС от выручки;

Д-т сч. 91 (99) К-т  сч. 99 (91) - отражен результат от продажи;

Д-т сч. 51 К-т  сч. 76 - отражено получение денежных средств по сделке.

2. Передача основных  средств в качестве вклада  в совместную деятельность:

Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;

Д-т сч. 02 К-т  сч. 01, субсч. 20 - отражена начисленная  амортизация;

Д-т сч. 91 К-т  сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;

Д-т сч. 58 К-т  сч. 91 - отражена сумма вклада участника в оценке, предусмотренной договором.

3. Передача основных  средств в качестве вклада  в уставный капитал:

Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;

Д-т сч. 02 К-т  сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная амортизация;

Д-т сч. 91 К-т  сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;

Д-т сч. 58 К-т  сч. 91 - отражена сумма вклада в оценке, установленной договором;

Д-т сч. 91 К-т  сч. 68 - отражена задолженность по НДС  с суммы превышения остаточной стоимости  основных средств над оценкой  вклада;

Д-т сч. 91 К-т  сч. 99 - отражено превышение суммы оценки вклада над остаточной стоимостью объекта

или

Д-т сч. 99 К-т сч. 91 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов.

4. Безвозмездная  передача объектов основных средств  (кроме муниципальных объектов):

Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;

Д-т сч. 02 К-т  сч. 01, субсч. 20 - списана начисленная  амортизация;

Д-т сч. 91 К-т  сч. 01, субсч. 20 - списана остаточная стоимость объекта на финансовый результат с включением ее в состав прочих расходов;

Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - отражена задолженность по НДС от стоимости объекта;

Д-т сч. 99 К-т  сч. 91 - списаны убытки от передачи объекта.

5. Безвозмездная  передача объектов основных средств,  принадлежащих муниципальным органам  власти:

Д-т сч. 01, субсч. 20 К-т сч. 01 - списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта;

Информация о работе Содержание и функции бухгалтерского учета