Содержание и функции бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 20:29, лекция

Описание работы

Хозяйственный учет и его место в рыночной экономике. Виды хозяйственного учета
Бухгалтерский учет, как информационная система
Измерители, применяемые в бухгалтерском учете. Функции бухгалтерского учёта.
Задачи бухгалтерского учета и предъявляемые к нему требования в современных условиях хозяйствования

Файлы: 1 файл

Текст лекций по дисциплине Основы бухгалтерского учета.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

При проведении данных работ подрядным способом их стоимость определяется договором  подряда.

Работы по капитальному ремонту зданий и сооружений производятся на основании смет, составленных в порядке, установленном для определения стоимости строительно - монтажных работ.

При проведении данных работ собственными силами (данные работы выполняются только специализированными  организациями, т.е. организациями, имеющими лицензии на выполнение данных работ) они производятся, как правило, на основании смет и калькуляций, которые включают прямые и косвенные (накладные) расходы.

При выполнении ремонтных работ сторонними организациями (подрядным способом) их стоимость определяется договором.

Затраты по всем видам ремонта отражаются в бухгалтерском  учете, как правило, в отчетном периоде  их производства. При этом организации  могут учитывать предварительно данные расходы как расходы будущих  периодов, списывая их затем равномерно на затраты по производству продукции (работ, услуг).

В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт в затраты на производство продукции (работ, услуг) в отчетном периоде организации могут принять  решение в учетной политике об образовании резерва расходов на ремонт основных средств.

Резерв расходов (средств) создается:

исходя из сметной  стоимости ремонта - на основании  годовых смет затрат;

по видам  ремонта, с разделением по значительным объектам основных средств;

ежемесячно  путем производства ежемесячных отчислений от себестоимости продукции (работ, услуг). При этом общая сумма планируемых расходов по всем видам ремонта основных средств на отчетный год делится на 12. Так, при расходах на ремонт согласно смете в размере 2 400 000 руб. месячная сумма отчислений в резерв составит 200 000 руб. (2 400 000 : 12).

По окончании  отчетного года производится инвентаризация средств резерва. На остатке могут  быть только средства по незавершенному ремонту отдельных объектов, как  правило, по их капитальному ремонту.

При образовании  резерва затраты по ремонту списываются  за счет средств данного резерва.

Прием объектов основных средств из капитального ремонта  оформляется актом типовой формы N ОС-3 "Акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов".

Бухгалтерский учет затрат по обслуживанию и ремонту  объектов основных средств ведется  в следующем порядке.

Учет затрат по обслуживанию основных средств ведется  по их видам (группам) в размере фактически произведенных расходов, если работы ведутся подрядным способом (силами других организаций). Учет расходов ведется по мере производства работ по дебету счетов учета затрат по использованию основных средств (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.) и кредиту счетов учета используемых ценностей и расчетов (10 "Материалы", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.).

Учет затрат по выполнению среднего и текущего ремонта при наличии подразделений, занятых обслуживанием и ремонтом основных средств, целесообразно вести (по перечню расходов, установленных в плановых калькуляциях) предварительно на счете 23 "Вспомогательные производства". По окончании работ по ремонту их фактическая стоимость списывается с кредита счета 23 в дебет счетов учета затрат по использованию основных средств (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.). При отсутствии у организации указанных подразделений учет затрат по ремонту основных средств допускается вести непосредственно на счетах 20, 23, 25 и др.

Учет затрат по капитальному ремонту зданий и  сооружений, машин и оборудования ведется по каждому их виду (или  группе) по дебету счета 23 "Вспомогательные производства" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и других счетов в случае их производства сторонними организациями. Строительные организации работы по капитальному ремонту собственных зданий и сооружений, производимые собственными силами, учитывают как строительные работы на счете 20 "Основное производство".

По окончании  ремонтных работ затраты, учтенные на счете 23 "Вспомогательные производства" (или 20 "Основное производство"), списываются  в дебет счетов учета использования основных средств (20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы" и др.).

При проведении крупных ремонтных работ в  целях правильного определения  себестоимости продукции (работ, услуг) организация может принять решение об образовании резерва расходов (средств) на ремонт основных средств.

 

9.6 Особенности учета  арендованных основных средств

 

Правовые отношения  между юридическими лицами по передаче во временное владение и пользование  объектов основных средств в Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге".

Согласно ст.606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или по временное пользование. Могут быть заключены договоры: проката имущества; аренды транспортных средств; аренды зданий и сооружений; аренды предприятия; финансовой аренды (лизинг).

В соответствии со ст.2 Федерального закона "О лизинге" под лизингом понимается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества  и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим  лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации договора лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета  основные средства, полученные по договору аренды, учитываются арендатором  за балансом. Данная норма не касается финансовой аренды - лизинга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что операции по аренде и лизингу имущества объединяют следующие общие элементы:

сущность данных операций - передача в пользование  имущества;

участники - арендодатель (лизингодатель) и арендатор (лизингополучатель);

объект договора - имущество;

платность - арендная плата (лизинговые платежи);

при учете объекта  лизинга на балансе лизингодателя  он учитывается лизингополучателем за балансом;

актив может  использоваться одним или несколькими  пользователями (возможны субаренда  и сублизинг).

В то же время  эти две сферы деятельности отличаются тем, что:

разновидностью  аренды признается прокат имущества;

лизинг является видом деятельности и может осуществляться организацией только при наличии  лицензии, полученной в установленном  законодательством порядке;

аренда может  рассматриваться не только как предмет  деятельности организации;

участником  лизинга является третье лицо - продавец имущества;

объектом лизинга  не могут быть земельные участки  и другие природные объекты.

В соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" организация может осуществлять определенные операции и учитывать результаты по ним как результаты по обычным (уставным) видам и предметам деятельности.

При этом виды деятельности организации, которые составляют обычный  вид и предмет ее деятельности, определяются организацией самостоятельно исходя из их характеристик и влияния на результаты ее деятельности (постоянство в выполнении данного вида деятельности; доходы имеют существенный характер в общих доходах и т.п.).

При рассмотрении аренды как вида обычной деятельности организации необходимо исходить из наличия лицензии на данный вид деятельности. Так, лизинговая компания занята как основным (обычным) видом деятельности инвестированием средств в основные средства, которые затем передаются в аренду (лизинг) другим организациям - лизингополучателям.

Инвестиционные  организации (риэлторские компании) занимаются операциями по финансированию строительства объектов, куплей - продажей жилого фонда, включая аренду помещений, которые рассматриваются ими для целей бухгалтерского учета как обычные виды деятельности.

Наряду с  обычными видами деятельности организации  могут осуществлять как предмет  деятельности предоставление за плату  во временное владение и пользование  своих основных средств по договору аренды.

При классификации  доходов на связанные с обычным  видом деятельности организации  и от предмета ее деятельности можно  также ориентироваться на определение  обычной деятельности, данное в МСФО N 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике", в соответствии с которым под обычной деятельностью понимается любая деятельность организации, являющаяся составной частью ее бизнеса (т.е. деятельность, направленная на получение дохода), а также связанная с ней деятельность, которой компания занимается в ее продолжение, которая имеет к ней отношение или возникает из нее.

Таким образом, аренда основных средств может являться для организации как обычным (уставным) видом ее деятельности, так и предметом  ее деятельности. Наряду с этим аренда, являясь разовой операцией, может быть операционной арендой и формировать операционный доход.

 

9.7 Понятие нематериальных  активов, их состав и оценка

 

Под нематериальными активами понимают такие активы, которые, не обладая  материально-вещественной формой, тем не менее: – имеют денежную оценку;

– используются в течение длительного  периода (свыше 1 года),

– приносят доход;

– обладают способностью отчуждения.

Итак, Нематериальные активы – это  объекты используемые в хозяйственной  деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеют денежную оценку и приносят доходы, но не является при этом материально-вещественными ценностями. В состав НМА включаются:

1) Объекты интеллектуальной собственности  (например, исключительное право  патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и т. д.);

2) Организационные расходы –  расходы связанные с образованием  организации, признанные в соответствии  с учредительными документами, вкладами учредителей (участников) в уставной капитал;

3) Деловая репутация – это  превышение текущей цены организации  над стоимостью по бухгалтерскому  балансу всех его активов и  обязательств.

Учет НМА ведется на счетах 04 «НМА» и 05 «Амо</


Информация о работе Содержание и функции бухгалтерского учета