Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:31, дипломная работа
Целью данной бакалаврской работы является разработка рекомендаций по совершенствованию аспектов учетной политики для решения поставленных задач на примере ОАО «Маяк» Лискинского района Воронежской области.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты учётной политики, методы ее формирования;
- оценены текущее состояние учетной политики, произведен анализ положительных и отрицательных сторон существующей учетной политики;
- разработаны и предложены наиболее оптимальные варианты элементов учетной политики.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ 2
1.1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2
1.2 НОРМАТИВНАЯ БАЗА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ АУДИТА 2
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 2
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «МАЯК» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 2
3 СОСТОЯНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «МАЯК» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 2
3.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2
3.1.1 Учет внеоборотных активов 2
3.1.2 Учетная политика в части материально-производственных запасов 2
3.1.3 Учетная политика по учету затрат на производство и выпуск готовой продукции 2
3.1.4 Вопросы учета создания и использования резервов 2
3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТ 2
4 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «МАЯК» И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 2
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии. Он может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Работники организации создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Для каждого предприятия график документооборота должен разрабатываться с учетом его конкретных особенностей: размера организации, вида деятельности, структуры управления и т.п. и пересматриваться по мере изменения этих показателей. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года[27].
В учетной политике целесообразно предусмотреть два раздела: организационно-технический и методический.
Организационно-технический раздел определяет:
- организацию ведения
- форму бухгалтерского учета;
- технологию обработки учетной информации;
- порядок проведения
- организацию системы
- порядок документооборота;
- рабочий план счетов бухгалтерского учета.
При этом порядок организации бухгалтерского учета должен устанавливать способ его ведения и степень централизации (при наличии в организации филиалов), структуру бухгалтерии. Технология обработки учетной информации прямо зависит от степени автоматизации учетных процессов. Порядок проведения инвентаризации должен определять перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, даты и сроки проведения плановых инвентаризаций. Внутренний контроль, как правило, осуществляется в организациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениями внутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующим положением. Поскольку документооборот и рабочий план счетов представляют собой довольно объемные документы, их следует включить в приложение к учетной политике. Также в составе приложений следует привести применяемые в организации (разработанные ею в порядке дополнения атрибутов типовых форм или полностью) формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы, формы внутренней бухгалтерской отчетности (в первую очередь, это актуально для организаций, имеющих сложную внутреннюю структуру и разветвленную сеть филиалов), а также формы внешней бухгалтерской отчетности, разработанные на основе образцов, рекомендованных Минфином России. Непосредственно в учетной политике целесообразно установить критерий существенности показателей для раскрытия в составе бухгалтерской отчетности.
Методический раздел учетной политики определяет:
- методы оценки активов и обязательств организации;
- методы признания доходов и расходов организации;
- методы калькулирования
Столь короткий перечень рассматриваемых вопросов не должен вводить в заблуждение – методический раздел всегда бывает объемным, и именно он определяет правила учета в организации. Поскольку учетная политика конкретизирует способы учета и оценки практически всех активов и обязательств организации, целесообразно сгруппировать их по какому-либо признаку, например:
-в последовательности нумерации счетов бухгалтерского учета (основные средства (счет 01) и их амортизация (счет 02), доходные вложения в материальные ценности (счет 03), нематериальные активы (счет 04) и их амортизация (счет 05), расходы на НИОКР (счет 04) и т. д.);
-в последовательности
-в последовательности их
Следует отметить, что приведенные элементы организационно-технического и методического разделов учетной политики не являются исчерпывающими. Организации вправе расширять их, дополняя другими подразделами [4, с. 5-13].
Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и в настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.
B соответствии c Законом РФ «O бухгалтерском учете» общее методологическое руководство бухгалтерским и налоговым учетом в РФ осуществляется Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Банком России (Центрaльным банком РФ), Госкомстатом РФ, Госyдарственным таможенным комитeтoм РФ и т.д.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право осуществлять нормативное регулирование бухгалтерского учёта, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции документы, обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина РФ.
Организации, руководствуясь законодательством РФ o бухгалтерском учёте, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно устанавливают свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Таким образом, бухгалтерский учет в организациях ведется в соответствии c действующей системой нормативных документов. Их совокупность образует 4 уровня законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета в России. Каждый из них основан на соответствующих нормативных документах, принимаемых разными органами.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402 от 6.12.2011г. содержит основные понятия и положения, которые составляют единую методологическую и правовую основу бухгалтерского учета и отчетности на территории России. В нем сформулированы: понятие бухгалтерского учета, основные задачи и цели; раскрывается содержание объектов; отмечается обязательность ведения учета всеми юридическими лицами; предусматриваются органы, руководящие бухгалтерским учетом; оговариваются возможные варианты бухгалтерского учета, ответственность руководителя и главного бухгалтера, правила ведения бухгалтерского учета; определен состав, объем, сроки предоставления отчетности [18].
«Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации» определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.[26]
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» от 06.10.2008 N 106н устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений)[27]. Согласно ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Способы ведения бухгалтерского учета,
избранные организацией при формировании
учетной политики, применяются с первого
января года, следующего за годом утверждения соответствующего
организационно-
Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: