Состояние и совершенствование учетной политики организации на примере ОАО «Маяк» Лискинского района Воронежской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной бакалаврской работы является разработка рекомендаций по совершенствованию аспектов учетной политики для решения поставленных задач на примере ОАО «Маяк» Лискинского района Воронежской области.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучены теоретические аспекты учётной политики, методы ее формирования;
- оценены текущее состояние учетной политики, произведен анализ положительных и отрицательных сторон существующей учетной политики;
- разработаны и предложены наиболее оптимальные варианты элементов учетной политики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ 2
1.1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2
1.2 НОРМАТИВНАЯ БАЗА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ АУДИТА 2
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, РАССМАТРИВАЕМЫЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 2
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «МАЯК» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 2
3 СОСТОЯНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «МАЯК» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ 2
3.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2
3.1.1 Учет внеоборотных активов 2
3.1.2 Учетная политика в части материально-производственных запасов 2
3.1.3 Учетная политика по учету затрат на производство и выпуск готовой продукции 2
3.1.4 Вопросы учета создания и использования резервов 2
3.2 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТ 2
4 ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «МАЯК» И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 2
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2

Файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 765.00 Кб (Скачать файл)

- изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств[27].

К национальным стандартам, регламентирующим порядок учета отдельных активов и обязательств, раскрывающим информации о них в отчетности относят ПБУ «Учет материально-производственных запасов» 5/01[28]; ПБУ «Учет основных средств» 6/01[29]; ПБУ «Учет доходов организации» 9/99 [30]; ПБУ «Учет расходов организации» 10/99 [31]; ПБУ «Учет нематериальных активов» 14/07[32]; ПБУ «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» 15/08[33]; ПБУ «Учет финансовых вложений» 19/02[34]; ПБУ «Изменение оценочных значений» 21/08[27].

  1. Методический уровень. Этот уровень представлен множеством методических рекомендаций, инструкций и указаний, разрабатываемых Министерством финансов РФ, Росстатом, Центробанком РФ, Государственным таможенным комитетом РФ и другими центральными министерствами и ведомствами. Документы этого уровня имеют рекомендательный и разъяснительный характер. Сюда относятся методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.09.03 №91н)[22], Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.01 №119н)[21], Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательствам (утв. приказом Минфина России от 13.06.95 №49)[20]. Важнейшим документом среди них является план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности  организаций и инструкция по его применению  (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н)[23]. В условиях реформирования государственного управления разработку документов такого типа предполагается возложить на профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.
  2. Организационный уровень – рабочие документы по бухгалтерскому учету, издаваемые в самой организации (например, рабочие документы, формирующие учетную политику в методическом, технологическом и организационных аспектах)[44].

Нормативные документы различных уровней имеют прямое и косвенное отношение к учетной политике. Так, ПБУ 5/01определяет порядок оценки материально-производственных запасов, регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии; ПБУ

 

6/01 описывает критерии, по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства, раскрывает методику оценки основных средств и формирования первоначальной стоимости объекта, способы начисления амортизации. А ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», которое определяет порядок учета доходов, расходов и финансовых результатов по договорам данного вида, раскрывает порядок признания доходов и расходов, имеет косвенное отношение к учетной политике. 

    1. Современные проблемы учетной политики, рассматриваемые в экономической литературе

 В ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» сказано, что если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету. Такое расширение «области» учетной политики оправдано, поскольку диктуется многообразием реальной хозяйственной жизни организации и вытекает непосредственно из анализа применения норм бухгалтерского учета в хозяйственной деятельности. Внесение новых элементов в процессе формирования учетной политики и должно обеспечить «обратную» связь теории и практики[27].

Наряду с преимуществами учетная политика имеет ряд проблем. В первую очередь, это несовершенство законодательной базы по бухгалтерскому учету. Во-первых, ныне существующие законодательные документы не могут предусматривать всех особенностей деятельности предприятий. В связи с чем, предприятия вынуждены разрабатывать собственные положения, которые они должны четко обосновать и аргументировать. Во-вторых, в нормативных актах, где говорится о способах ведения бухгалтерского учета, в первую очередь принимаемых ПБУ, очень часто встречаются слова и словосочетания «может использовать», «могут быть», «разрешается» и т.д. Таким образом, не ясно: любая ли вариантность, допускаемая нормативными актами по бухгалтерскому учету, является элементом учетной политики.

Единственный, очевидный вывод из всего выше сказанного состоит в том, что законодателям все же необходимо обеспечить такую технологию создания нормативных и законодательных актов, которые бы не толкали предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном случае «лучше нарушить».

Во вторую очередь, взаимосвязь между бухгалтерским учетом и налоговым правом влечет за собой ряд проблем, связанных с налоговым законодательством. К сожалению в настоящее время в РФ фактически сложилась ситуация приоритета норм налогового законодательства над нормами иных отраслей права. Отсутствие декларированных принципов взаимодействия налогового законодательства с иными отраслями права порождает неопределенность в стратегической, да и тактической реализации. Но какие бы не были проблемы учетной политики, все же ее появление в отечественной практике является важным шагом к приближению российского бухгалтерского учета к мировым стандартам.   

В монографии Николаевой С.А. «Учетная политика организации на 2002 год» [16]подробно рассматриваются методические вопросы учетной политики, ее организационно - технические аспекты, порядок оформления. Предлагаются подходы к стандартизации учетного процесса на предприятиях, формированию учетной политики и иных функций управления предприятием, показывается ее влияние на показатели финансового состояния предприятия; рассматривается учетная политика организации для целей налогообложения. Приведены типовые ошибки и нестандартные ситуации, выявленные при аудиторских проверках в учетной политике организаций.

«Налоговый учет в 2002 году: учетная политика для целей налогообложения» - книга, написанная сотрудниками аудиторской фирмы «ЦБА» под ред. Николаевой С.А., широко освещает вопросы формирования учетной политики для целей налогообложения, а также приводит сравнительный анализ норм налогового и бухгалтерского законодательства.

 «Учетная политика на 2002 год», написанная Яковлевым А.С. [47,с. 13-27], в которой подробно отражена структура учетной политики, рассматривает вариантность ведения учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета и дает рекомендации по выбору способов бухгалтерского и налогового учета (свое предпочтение автор отдает совпадающим методам ведения бухгалтерского и налогового учета).

Вопросы, касающиеся ведения и взаимодействия бухгалтерского и налогового учета широко освещаются в следующих периодических изданиях. Так, журнал «Аудиторские ведомости» регулярно публикуют рубрики «В помощь аудитору» и «Консультация», где авторы статей дают четкие советы и рекомендации, как выбирать модель ведения налогового учета, способ (порядок) исчисления налога на прибыль и НДС, как следует составлять регистры и вообще оформлять документы.

Особое внимание в силу значимости учетной политики организации на результаты ее деятельности уделяется в «Консультанте директора» в рубрике «Управленческий учет». Здесь уникальна по своему содержанию статья Щиберща К.В. «Основные принципы построения учетной политики на российских предприятиях»[43, с.10-131], которая не только отражает понятие (в широком и узком смысле), сущность, роль и значение учетной политики организации, критерии ее выбора; рассматривает учетную политику как инструмент налогового планирования, как информационное обеспечение принятия управленческих решений, но также и как интегрированную систему управленческого учета, представляет иерархию и трехуровневую структуру построения учетных регистров.

В соответствии с публикацией М.А. Щербаковой [42, c.23-27], после создания или реорганизации компания обязана принять учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Причем политика считается действующей со дня создания компании (государственной регистрации) (п. 10 ПБУ 1/98). ПБУ 1/2008 подобного положения не содержит.

Согласно п. 12 ПБУ 1/2008 изменение политики проводится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Таким образом, изменение учетной политики возможно и в течение финансового года, но только если компания сможет обосновать целесообразность изменений в течение отчетного периода. На взгляд М.А.Щербакова, изменение законодательства в течение года является безусловным основанием для внесения в политику изменений до конца года.

По мнению О. Слобцовой, ведущего эксперта АФ «Аудиторское партнерство» существует семь причин изменить учетную политику.

Причина № 1. Изменения в способах амортизации.

К нематериальным активам 8–10 групп с 2009 года должен применяться только линейный метод начисления амортизации. Ранее такой порядок действовал лишь для зданий, сооружений и передаточных устройств 8–10 групп. Кроме того, принципиально меняется порядок начисления амортизации нелинейным методом. Теперь им будет начисляться амортизация по каждой амортизационной группе, а не по каждому объекту.

Внося изменения в учетную политику, помните, что переход от одного метода к другому возможен один раз в пять лет.

Причина № 2. Амортизационную премию нужно держать на контроле.

Налогоплательщики, в 2008 году закрепившие в своей учетной политике использование амортизационной премии в размере 10 процентов от стоимости имущества, должны быть внимательными.

Причина № 3. Установлен предельный размер отнесения исключительных прав на программы для ЭВМ к прочим расходам. С 2009 года этот предел составит 20 000 рублей. В 2008 году многие предприятия лишь посредством собственной учетной политики определяли, к какой категории (амортизируемое имущество или прочие расходы) относить исключительные права на программы для ЭВМ стоимостью от 10 000 до 20 000 рублей.

Причина № 4. Суточные в составе «прибыльных» расходов признаются в размере фактических затрат.

Отменено нормирование суточных и полевого довольствия для расчета налога на прибыль. Норму в размере менее 100 рублей за сутки для командировки по России в учетной политике уже не встретить.

Причина № 5. Ограничено применение специальных коэффициентов амортизации.

В 2008 году организации имели право применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. Он предназначен для основных средств, работающих в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. С 2009 года при нелинейном методе начисления амортизации указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой-третьей амортизационным группам.

Аналогичная ситуация со специальным коэффициентом в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). С 2009 года такой коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой–третьей амортизационным группам.

Причина № 6. Выплаты членам совета директоров.

До 2009 года не было ясно, как правильно отражать вознаграждения членам совета директоров. И некоторые организации на основании учетной политики включали такие расходы в налогооблагаемую прибыль общества и исчисляли с них ЕСН. В 2009 году статья 270 Налогового кодекса дополнена пунктом 48.8, и суммы вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров, не учитываются в расходах при налогообложении прибыли. А значит, и ЕСН с нового года на такие выплаты начислять не нужно.

Причина № 7. Расходы по лицензионному соглашению за пользование недрами можно учесть в составе внереализационных расходов.

Для того чтобы использовать в своей деятельности природные недра, налогоплательщик заключает лицензионное соглашение на право работы с ними. Процедура участия в конкурсе предполагает дополнительные расходы. Они формируют у налогоплательщика стоимость лицензионного соглашения (лицензии)[35, c.24-25].

Информация о работе Состояние и совершенствование учетной политики организации на примере ОАО «Маяк» Лискинского района Воронежской области