Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:39, дипломная работа
Целью является оценка и анализ эффективности системы управления банковскими рисками как в одной кредитной организации, так и в банковской системы в целом. Задачи: определение понятия риск-менеджмент, типичных банковских рисков, политики управления ими на основе нормативно – правовой базы, регулирующей управление банковскими рисками; оценке и анализу политики управления банковскими рисками в кредитных организациях, на примере Открытого Акционерного Общества «МИнБ»; оценке основных видов банковских рисков банковского сектора Российской Федерации; необходимость формирования риск-менеджмента; определению значимости системы управления банковскими рисками для России и перспективы развития в соответствии с зарубежным опытом;
формированию выводов и предложений по управлению рисками в банках
Введение…………………………………………………………………………………………. 3
Раздел 1 Риск-менеджмент, как составная часть финансового банковского менеджмента……………………………………………………………………………………… 5
1.1.Нормативно- правовая база управления банковскими рисками …………………………. 5
1.2.Характеристика системы риск-менеджмента ……………................................................... 5
1.3.Основные виды рисков в банковской деятельности…………………………………........ 6
1.4.Зарубежная практика управления рисками………………………………………………… 9
Раздел 2.Анализ методов управления и оценки качества риск-менеджмента в банковской деятельности……………………………………………………………………………………… 11
2.1. Внутрибанковская система управления рисками: её организация и структура……….. 11
2.2. Политика управления рисками в ОАО «МИнБ»………………………………………….. 12
2.3. Анализ системы риск-менеджмента в кредитной организации, ее оценка……………… 14
2.4. Методы и инструменты риск-менеджмента в ОАО «МИнБ»……………………………. 18
Раздел 3. Основные направления развития системы управления банковских рисков……. 20
3.1.Современные проблемы управления банковскими рисками в кредитной организации... 20
3.2.Новые подходы к управлению рисками в кредитных организациях Российской
Федерации……………………………………………………………………………………….. 22
Заключение………………………………………………………………………………………. 25
Библиографический список…………………………………………………………………….. 27
Приложения ……………………………………………………………………………………… 29
Приложение 1: Нормативно-правовая база управления банковскими рисками…………….. 30
Приложение 2: Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующий процесс управления банковскими рисками……………………………………………………………… 32
Приложение 3: Структурная сема риск-менеджмента………………………………………… 33
Приложение 4:Классификация банковских рисков………………………………………………. 34
Приложение 5: Классификация банковских рисков в зависимости от уровня расположения источников их расположения………………………………………………….. 35
Приложение 6: Классификация банковских рисков………………………………………….. 36
Приложение 7: Уровни тактического управления банковскими рисками…………………… 37
Приложение 8: Сертификат качества системы риск менеджмента…………………………... 38
Приложение 9: Принципы отличия Соглашения Базель I от БазельII……………………….. 39
Приложение 10: Информация об основных результатах анкетирования кредитных организаций по вопросам стресс-тестирования в 2008 году………………………………….. 40
3. Необходимость консолидации
информации на одном уровне
предполагает, что все подразделения,
участвующие в процессе, должны
управляться в интегрированном
и согласованном виде. Необходимо
достичь правильного
4. Не существует отраслевых
стандартов в области
5. Владелец системы управления
рисками и роль управляющего
рисками. Для достижения
Выбор технологии управления
рисками является очень важным и
сложным этапом в процессе постановки
риск менеджмента в банке. Системы
управления рисками на уровне всего
финансового учреждения стали неотъемлемой
компонентой современного бизнеса:
они позволяют функции
2. Управление банковскими рисками в АКБ ОАО «Банк Москвы»
2.1 Краткая характеристика АКБ ОАО «Банк Москвы»
Банк Москвы — один из
крупнейших универсальных банков России,
предоставляющий
Банк Москвы входит в топ-5 крупнейших российских кредитных организаций по размеру активов и капитала и в топ-3 по объему привлеченных средств населения.
Ключевым акционером Банка с момента основания в 1995 году является Правительство Москвы. Сегодня город владеет 48,11% акций Банка напрямую и 15,28% через ОАО «Столичная страховая группа». [15]
В настоящее время Банк Москвы обслуживает более 100 тыс. корпоративных и более 9 млн частных клиентов. Среди клиентов — юридических лиц — крупнейшие отраслевые предприятия, предприятия среднего и малого бизнеса.
Банк представлен практически во всех экономически значимых регионах страны и насчитывает 394 обособленных подразделения, включая дополнительные офисы, обменные пункты и операционные кассы. По состоянию на 1 ноября 2009 года в регионах России работало 259 подразделений Банка. В Москве и Московской области действует 135 офисов Банка. Кроме того, услуги населению оказываются в 471 почтово-банковском отделении столичного региона.
Организационная структура, представленная на рисунке 2.1, отражает характерные для банка виды деятельности. В банке организованы 6 основных управлений: депозитное, кредитное, валютное, учетно-операционное, а также управление планирования, управление посреднических операций и 8 внутренних служб, обеспечивающих качественную работу банку.Кредитный комитет Совет банка
Правление банка Служба внутреннего контроля
Управления банка Служба банка
Управление планирования и развития банковских операций Бухгалтерия
Отдел организации банковской деятельности и управления банковской ликвидностью;
Отдел экономического анализа;
Отдел маркетинга и связи с клиентурой
Юридический отдел
Управление депозитных операций Отдел кадров
Административно – хозяйственный отдел
Управление кредитных операций
Отдел краткосрочного и долгосрочного кредитования;
Отдел кредитования населения;
Отдел лизинга; Отдел автоматизации
Управление посреднических и других операций
Служба безопасности
Отдел гарантийных операций;
Отдел банковских услуг;
Отдел операций с ценными бумагами
Управление учетно–операционное
Операционный отдел;
Отдел кассовых операций;
Расчетный отдел
Управление валютных операций
Отдел валютных операций
Рисунок 2.1. Организационная
структура АКБ ОАО «Банк
В сеть Банка также входят 5 дочерних банков, находящихся за пределами России: ОАО «БМ Банк» (Украина), ОАО «Банк Москва-Минск» (Беларусь), Латвийский Бизнесбанк (Латвия), Эстонский кредитный банк (Эстония) и АО «Банк Москвы» — (Белград) (Сербия). Представительство Банка Москвы действует во Франкфурте-на-Майне (Германия).
В Банке Москвы действует собственный Процессинговый центр, обслуживающий карточные программы Банка. Процессинговый центр сертифицирован Visa International и MasterCard и располагает широкой сетью банкоматов (1,8 тыс. штук).
Высокую надежность Банка Москвы подтверждают рейтинги международных рейтинговых агентств. Долгосрочный кредитный рейтинг Банка по версии Moody’s Investors Service — Baa1, по данным Fitch Ratings — ВВВ[16].
2.2 Финансово-экономическое
состояние АКБ ОАО «Банк
Активная работа Банка по всем направлениям деятельности, постоянное взаимодействие со всеми категориями клиентов, внедрение и развитие новых продуктов и услуг позволили Банку Москвы по итогам 2008 года достичь значительных финансовых результатов и показать высокую эффективность бизнеса.
Активы-нетто Банка Москвы увеличились за год на 41,6% и превысили 5 трлн. рублей, при этом прирост активов более чем на 90% был обеспечен операциями кредитования – основным видом деятельности Банка.[17]
По итогам 2008 года Банк заработал балансовую прибыль в размере 153,1 млрд. рублей, что на 35,7% превышает результат 2006 года[18]. Чистая прибыль составила 116,7 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 32,8%. Рекордное значение прибыли Сбербанка России за отчетный год наглядно показывает его устойчивость к кризисным явлениям на международных рынках.
Практически двукратный рост капитала в 2008 году был обеспечен как размером полученной прибыли, так и в значительной степени проведенной в I квартале эмиссией обыкновенных акций, в ходе которой в капитал Банка было привлечено 230,2 млрд. рублей. По состоянию на 1 января 2009 года капитал Банка составил 681,6 млрд. рублей, а его доля в совокупном капитале российского банковского сектора составила 25,5% против 20,5% на начало 2007 года. Уровень достаточности капитала в результате дополнительного выпуска акций увеличился с 11,7 до 15,1% (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2. Динамика активов-нетто и капитала Банка Москвы за 2003-2007 гг.
На фоне существенного роста капитала и объемов бизнеса показатели эффективности работы Банка Москвы несколько снизились, но по-прежнему остаются на высоком уровне. Рентабельность активов (ROAA) по итогам отчетного года составила 2,7% по сравнению с 2,9% в 2006 году. Рентабельность капитала (ROAE) снизилась с начала года с 28,6 до 20,4%.
Достижению высоких финансовых
результатов во многом способствовала
сложившаяся структура
Ключевым фактором роста
бизнеса Банка является развитие
операций кредитования – на долю кредитов
корпоративным и частным
Основным источником ресурсов Банка Москвы традиционно являются средства частных клиентов, привлеченные во вклады – их доля в привлеченных средствах превышает 62%. Средства корпоративных клиентов составляют еще около 30% привлеченных средств. Таким образом, ресурсная база Банка Москвы формируется практически целиком за счет внутренних источников. На средства, привлеченные на международных финансовых рынках, приходится 3% всех привлеченных средств (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3. Структура работающих активов и привлеченных средств Банка Москвы
Таким образом, возможности Банка Москвы по увеличению работающих активов практически не зависят от конъюнктуры внешних рынков.
За 9 месяцев 2009 года совокупный кредитный портфель Банка увеличился на 946,6 млрд. рублей и превысил 5 трлн. рублей. Прирост кредитного портфеля составил 23,1%. В сентябре 2009 года объем кредитного портфеля юридических лиц увеличился на 53,8 млрд. рублей, что больше чем за август и июль текущего года. Объем кредитов физическим лицам на 1 октября 2009 года составил около 1,25 трлн. рублей, прирост за 9 месяцев текущего года – 31,8% (прирост за 9 месяцев 2008 года – 24,9%).[19]
Вложения в ценные бумаги за 9 месяцев сократились на 23,0 млрд. рублей и составили 490,1 млрд. рублей. Более 65% портфеля приходится на государственные ценные бумаги и используется банком для регулирования ликвидности. По итогам 9 месяцев банк получил положительный финансовый результат от операций с ценными бумагами в объеме 16,1 млрд. рублей, в III квартале финансовый результат по портфелю ценных бумаг, отраженный в отчете о прибылях и убытках, составил -0,3 млрд. рублей.
Ресурсная база Банка увеличилась за счет притока средств физических и юридических лиц.
За 9 месяцев 2009 года остатки средств на счетах физических лиц возросли на 346,6 млрд. рублей и превысили 3 трлн. рублей. Прирост средств на счетах физических лиц за сентябрь составил 15,6 млрд. рублей, за август 41,6 млрд. рублей.
Замедление притока средств физических лиц в сентябре было компенсировано увеличением прироста средств юридических лиц (прирост за сентябрь составил 108,8 млрд. рублей, за август 52,2 млрд. рублей). В целом за 9 месяцев текущего года средства юридических лиц возросли на 457,5 млрд. рублей до 1785,3 млрд. рублей.
Прибыль до уплаты налогов из прибыли увеличилась по сравнению с результатами 9 месяцев 2008 года на 31,1% и составила 134,8 млрд. рублей. Прирост прибыли обусловлен увеличением доходов от операций кредитования и комиссионных операций. Чистая прибыль Банка по итогам 9 месяцев 2009 года составила 102,9 млрд. рублей - на 26,7% больше чем за аналогичный период прошлого года. Отношение затрат к доходам (Cost/Income) по сравнению с показателем за 2008 год улучшилось на 1,1 процентных пункта и составило 45,0%.
Капитал Банка увеличился с начала текущего года на 15,0% за счет полученной чистой прибыли и составил 783,5 млрд. рублей.
Банк Москвы - универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России. Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, Банк стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан, способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и сбережению вкладов населения.
Основные направления деятельности Банка:
· кредитование российских предприятий;
· кредитование частных клиентов;
· вложение в государственные ценные бумаги и облигации Банка России;
· осуществление операций на комиссионной основе.
Ключевым фактором
роста бизнеса Банка является
развитие операций
Банк Москвы традиционно
проводит консервативную политику развития
операций на рынке кредитования частных
клиентов. Банк не предоставляет кредитные
ресурсы без анализа
2.3 Система управления банковскими рисками в АКБ ОАО «Банк Москвы»
Система управления банковскими рисками АКБ ОАО «Банк Москвы» включает в себя следующие этапы:
- идентификация риска, выявление его факторов;
- оценка степени риска (измерение);
- определение приемлемого
уровня риска,
- контроль уровня риска (текущий мониторинг, последующий контроль, формирование отчетности), разработка мероприятий по его ограничению (снижению).
Основными методами
управления банковскими
- мониторинг – сбор
и анализ информации, составление
прогнозов развития в
- регламентация операций
– разработка процедур
- диверсификация – взвешенное
распределение активных и
- лимитирование – установление предельно допустимых уровней рисков по направлениям деятельности Банка, а также четкое распределение функций и ответственности работников Банка;
- обеспечение наличия
капитала Банка, достаточного
для покрытия возможных
- хеджирование – проведение компенсирующих риск операций;
- принятие (признание) банковских
рисков на приемлемом для
Непосредственное управление
банковскими рисками в
Информация о работе Совершенствование внутрибанковских систем