Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:18, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотрение международных стандартов аудита и подведение итогов исследования. Задачи – проведение сравнительного анализа международных и российских стандартов аудита. Предмет исследования – международные и российские стандарты аудита. Объект исследования – монографии, нормативно-правовые акты, которые затрагивают данный правовой институт. Методика исследования – сопоставление российских и международных аудиторских стандартов. Практическая значимость – использование результатов работы при подготовке аудиторских стандартов, использование в деятельности аудиторских фирм. Структура работы следующая: в первой главе описывается содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности, назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА), основные принципы аудита финансовой отчетности, связь МСА с национальными стандартами аудита, соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита) , во второй главе исследовано применение международных стандартов на этапе организации аудита (общие вопросы планирования аудита , получение аудитором знаний о бизнесе клиента, установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита, организация документирования аудиторской проверки, определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента, оценка неотъемлемого риска, понятие системы внутреннего контроля и определение ее риска, определение риска необнаружения, оценка риска системы контроля субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций), в третьей главе проведен сравнительный анализ международных и российских стандартов аудита (близкие стандарты, отличающиеся стандарты, несовпадающие стандарты), в заключении приведены краткие выводы по работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………… ……...7
1.1. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности……………………………………………………………………………………. 7
1.2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)……… 9
1.3. Основные принципы аудита финансовой отчетности……………………………… 12
1.4. Связь МСА с национальными стандартами аудита………………………………… 16
1.5. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита…... 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА………………………………………………………………… 22
2.1. Общие вопросы планирования аудита……………………………………………….. 22
2.2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента 23
2.3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита…………………………………………………………………………… 26
2.4. Организация документирования аудиторской проверки…………………………. 322
2.5. Определение уровня существенности искажений финансовой отчетности……... 33
2.6. Определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента………………………………………………………………………………………… 35
ГЛАВА 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА…………………………………………………………………… 48
3.1. Близкие стандарты………………………………………………………………………. 48
3.2. Отличающиеся стандарты……………………………………………………………… 60
3.3. Несовпадающие стандарты…………………………………………………………….. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………… 74
Специальная литература…………………………………………………………………….
Таблица 3.4.
Документы системы МСА, не имеющие пока аналогов среди российских правил (стандартов)
№№ п/п | Наименование международного стандарта аудита или положения о международной аудиторской практике |
---|---|
1 | МСА 100 «Предисловие к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг» |
2 | МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов» |
3 | МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций» |
4 | МСА 501 «Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей» |
5 | МСА 910 «Задания по обзору финансовой информации» |
6 | МСА 930 «Задания по подготовке финансовой информации» |
7 | ПМАП 1000 «Процедуры межбанковского подтверждения» |
8 | ПМАП 1001 «Среда КИС – автономные микрокомпьютеры» |
9 | ПМАП 1002 «Среда КИС – интерактивные компьютерные системы» |
10 | ПМАП 1003 «Среда КИС – системы баз данных» |
11 | ПМАП 1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов» |
12 | ПМАП 1006 «Аудит международных коммерческих банков»
|
13 | ПМАП 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности» |
Российское законодательство по бухгалтерскому учету [12, ст. 6, п. 2 «в»] предусматривает возможность передачи ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или специализированной организации. Тем не менее, наиболее крупные и важные российские экономические субъекты, отвечающие критериям обязательного аудита [5]: акционерные общества, предприятия со значительным объемом выручки и большой стоимостью активов и т. п. обычно все-таки не считают возможным отдавать свой учет «на откуп» некой сторонней организации, а имеют в штате главного бухгалтера, а то и разветвленную бухгалтерию. Таким образом, российский документ, касающийся аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций, также не был отнесен к первоочередным.
Особого комментария заслуживает МСА 501, касающийся аудиторского подхода к дополнительному рассмотрению особых статей бухгалтерской отчетности под углом зрения получения соответствующих аудиторских доказательств. Выше мы уже говорили о том, что российское правило (стандарт) по аудиторским доказательствам (п. 3 табл. 3.2) является одним из наименее удачных с точки зрения соответствия сути и принципам своего международного прототипа. Помимо полного отсутствия упоминания в нем так называемых утверждений (или предпосылок) по бухгалтерской (финансовой) отчетности, в российском правиле (стандарте) приведен список получения аудиторских доказательств, который лишь частично совпадает с тем, который приведен в МСА 500. Соответственно, подготовить российский документ, который более подробно раскрывал бы требования по сбору аудиторских доказательств в приложении к конкретным ситуациям, было бы затруднительным.
Не имеют пока российских аналогов МСА 910 и 930, которые касаются двух видов сопутствующих аудиту услуг, не нашедших пока формального применения в российской практике: обзора (review) и подготовки (compilation) финансовой отчетности. В том и в другом случае речь идет о проверке аудитором финансовой отчетности на предмет ее достоверности, но в первом случае речь идет о беглой обзорной проверке, менее глубокой, чем полноценный аудит, а во втором случае – об участии аудитора в подготовке такой финансовой отчетности. Письменные отчеты или заключения аудитора по результатам заданий, связанных с обзором или подготовкой (компиляцией) отчетности клиента, имеют меньшую доказательную силу, чем полноценное аудиторское заключение по отчетности клиента. В первом случае проверка по определению является более беглой и обзорной, чем аудит, а во втором случае аудитор не является независимым, т. к. принимает участие в подготовке отчетности.
Не имеет российских аналогов и часть документов системы МСА, которые имеют более низкий уровень положений по международной аудиторской практике (ПМАП). Это, в первую очередь, несколько документов, имеющих отношение к аудиту коммерческих банков (ПМАП 1000, 1004 и 1006). Исторически сложилось так, что в России аудиторскими стандартами по банковскому аудиту занимается Центральный Банк Российской Федерации, и, к сожалению, стандартизация работы аудиторов там находится на самой начальной стадии и развивается зачастую далеко не в направлении МСА.
Не нашел пока отражения в российских регламентирующих документах и ПМАП 1010 по экологическим вопросам. Данный документ появился в 1999 г. и, видимо, будет также учтен разработчиками правил (стандартов) позже.
Наконец, следует подчеркнуть, что внедряя в свою работу МСА российские аудиторы вынуждены, образно выражаясь, «стрелять по движущейся мишени», поскольку сами МСА не являются чем-то постоянным и неизменным. Издание МСА 1999 г. на русском языке еще проходило процедуру редактирования, когда международная федерация бухгалтеров IFAC выпустила на английском языке издание 2000 г. Тем самым, имеются новые объективные предпосылки несовпадения самого последнего варианта МСА и каких бы то ни было российских разработок, основанных на официальном русском переводе 1999 г.
Заключение
Хорошо известно, что ответственные работники Международной федерации бухгалтеров неоднократно высказывали тезис о том, что о соблюдении Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) или МСА в данной стране можно говорить только в том случае, если там соблюдаются все без исключений положения данных международных стандартов. Многие «старые» ПСАД хотя и соответствовали МСА по содержанию, но сильно отличались по форме: имели иную структуру и логику изложения нормативных требований, содержали большее количество рекомендаций (включая примерные бланки документов) и иллюстративных примеров.
Иностранные специалисты высказывали удивление по поводу того, что в России наряду с общенациональными ПСАД законодательно предусмотрены еще и стандарты аккредитованных профобъединений. Эти иностранцы задавались вопросами: «Если в стране уже есть комплект хороших стандартов, соответствующих МСА, то что могут добавить к ним профобъединения?» или «По каким требованиям будет проводиться конкретная аудиторская проверка, если ее участники принадлежат к различным профобъединениям?» и т. п. На мой взгляд, сомнения здесь необоснованны. Национальные ПСАД должны содержать основные, базовые требования. Что касается профобъединений, то именно они должны в своих стандартах разъяснять, комментировать, иллюстрировать примерами национальные ПСАД. Именно в стандартах профобъединений могут иметься примеры вопросников, типовых бланков, примерных расчетов уровня существенности и т. п.
Таким образом, как видно из приведенного выше анализа, большинство российских правил (стандартов) по содержанию и принципам близко к МСА, а существующие различия связаны не с намеренным желанием отказаться от соблюдения МСА, а особенностями современного российского законодательства, уровнем развития российского аудита, другими объективными и субъективными причинами. Такие расхождения могут быть со временем устранены, и понятно, в каком направлении для этого надо менять российские регламентирующие документы.
Основная проблема проведения российского аудита в соответствии МСА заключается не в отсутствии или ошибочном содержании национальных аудиторских стандартов, а в создании надежного механизма, который обеспечил бы выполнение данных стандартов теми российскими аудиторскими фирмами, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.
В заключение выражу уверенность, что принятие на общегосударственном уровне ПСАД, близких по форме и содержанию к МСА, является важным шагом в реформировании российского аудита в направлении международных подходов и требований.
Список использованной литературы
1. Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). – М.: МЦРСБУ, 2000.
2. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Составитель и автор введения Н.А. Ремизов М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
3. Журнал «Аудиторские ведомости». – 2000. - №10, стр. 3 - 34.
4. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утверждены Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. (утратил силу).
5. Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. - Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355.
6. Стандарты аудита Российской Коллегии аудиторов. Под общ. ред. А. Руфа и С. Карпухиной. М.: РКА, 1999.
7. IFAC Handbook of Technical Pronouncements on Ethics and Auditing, New York, 2000.
8. IFAC Handbook of Technical Pronouncements on Education Guidelines, New York, 2000.
9. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 нояб.1996г.,№ 129-ФЗ.
10. Международные стандарты финансовой отчетности 1999г. издание на русском языке. М.: Аскери-АССА, 1999.
11. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утверждено Приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н.
12. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утверждено Приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г., № 60н.
13. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г., N 33 (Часть I), ст. 3422.
14. Адаме Р. Основы аудита / Пер. с англ, под ред. Я.В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
15. Арене Э.А., ЛоббекДж.К. Аудит / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1995.
16. Аудиторская деятельность: учебные материалы / Сост. В.В. Калинин. М.: ООО «ИКФ Омега-Л», 2000.
17. Басалай С.И., Хоружий Л.И. Актуальные проблемы аудита в России. М.: Буквица, 2000.
18. Грюнинг X., Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности: практическое пособие. ICAR Publishing, 2000.
19. Данилевский Ю.А., Шапигузов СМ., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 1999.
20. Дефлиз Д.Ф., Дженик Г.Р., О'Рейли В.М., Хирш М.Б. Аудит Монтгомери / Пер. с англ, под ред. Я.В. Соколова М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
21. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита. М.: Фи¬нансы и статистика, ЮНИТИ, 1992.
22. Информация и управление. Философско-методологические аспекты. М.: Наука, 1985.
23. Кармайкл Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита / Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
24. Лабынцев Н.Т. Краткая сводка международных правил проведения ауди¬та. Ростов н/Д, 1996.
25. Лабынцев Н.Т., Ковалева О.В., Тодорова О.И. Аудит. Теория и практика (зарубежный опыт): Учебное пособие. Ростов н/Д: РИНХ, 1994.
26. Международные нормативы аудита / Сост. М.М. Рапопорт. М.: Аудит-трейнинг, 1992.
27. Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). М.: МЦРСБУ, 2000.
28. Международные стандарты учета (проекты, комментарии к ним и материалы обсуждений. Ч. 1–VIII / Под ред. проф. В.Г. Гетьмана. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2000.
29. Мельник М.В. Программа курса «Международные стандарты аудита». М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.
30. Мельник М.В., Ларионов А.Д. Программа курса «Аудит». М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999.
31. Панкова С. В. Взаимосвязь международных стандартов финансовой отчетности и аудита // Международный бухгалтерский учет. 2002. № 1.
32. Панкова С.В. Об организации внешнего контроля качества аудита // Аудиторские ведомости. 2000. № 2. С. 71–74. Панкова С.В. Организация внешнего контроля качества аудиторских услуг в США // Аудитор. 2001. № 10. С. 46-49.
33. Подольский В.И., Поляк Г.Б., Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Подольского. М.: Аудит, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
34. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ / Российская газета. 2001. 9 авг. № 152–153.
35. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.
36. Шеремет А.Д., Суйц В.Л. Аудит: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000.
37. Энциклопедия общего аудита. Законодательная нормативная база, практика, рекомендации и методика осуществления / Коллектив авторов. М.: «ДИО, 1999.
38. АРС auditing guideline: Quality Control. APC, 1985.
39. Chambers F.D. Court J.M. Computer Auditing. Thierd Edition. London: Pitman Publishing, 1991.