Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:18, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотрение международных стандартов аудита и подведение итогов исследования. Задачи – проведение сравнительного анализа международных и российских стандартов аудита. Предмет исследования – международные и российские стандарты аудита. Объект исследования – монографии, нормативно-правовые акты, которые затрагивают данный правовой институт. Методика исследования – сопоставление российских и международных аудиторских стандартов. Практическая значимость – использование результатов работы при подготовке аудиторских стандартов, использование в деятельности аудиторских фирм. Структура работы следующая: в первой главе описывается содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности, назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА), основные принципы аудита финансовой отчетности, связь МСА с национальными стандартами аудита, соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита) , во второй главе исследовано применение международных стандартов на этапе организации аудита (общие вопросы планирования аудита , получение аудитором знаний о бизнесе клиента, установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита, организация документирования аудиторской проверки, определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента, оценка неотъемлемого риска, понятие системы внутреннего контроля и определение ее риска, определение риска необнаружения, оценка риска системы контроля субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций), в третьей главе проведен сравнительный анализ международных и российских стандартов аудита (близкие стандарты, отличающиеся стандарты, несовпадающие стандарты), в заключении приведены краткие выводы по работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………… ……...7
1.1. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности……………………………………………………………………………………. 7
1.2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)……… 9
1.3. Основные принципы аудита финансовой отчетности……………………………… 12
1.4. Связь МСА с национальными стандартами аудита………………………………… 16
1.5. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита…... 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА………………………………………………………………… 22
2.1. Общие вопросы планирования аудита……………………………………………….. 22
2.2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента 23
2.3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита…………………………………………………………………………… 26
2.4. Организация документирования аудиторской проверки…………………………. 322
2.5. Определение уровня существенности искажений финансовой отчетности……... 33
2.6. Определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента………………………………………………………………………………………… 35
ГЛАВА 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА…………………………………………………………………… 48
3.1. Близкие стандарты………………………………………………………………………. 48
3.2. Отличающиеся стандарты……………………………………………………………… 60
3.3. Несовпадающие стандарты…………………………………………………………….. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………… 74
Специальная литература…………………………………………………………………….
1) опрос сотрудников и изучение документации об их служебных обязанностях;
2) проверка документов и записей, создаваемых в рамках систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
3) наблюдение за деятельностью и операциями клиента. Характер, сроки и объем этих процедур зависят от размера и структуры субъекта, уровня существенности, применяемых средств контроля и их документирования, оценки неотъемлемого риска.
Оценка риска системы контроля должна быть высокой, за исключением случаев, когда аудитор уверен в определении эффективности средств контроля или когда он планирует подтвердить свою низкую оценку риска их тестированием. Аудитор документирует полученное представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта, а также оценку риска системы контроля и в возможно короткий срок информирует руководство клиента о выявленных существенных недостатках этим систем в письменной или устной форме.
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в государственном секторе часто сопряжена с дополнительными обязанностями, возлагаемыми на аудитора, как по поводу объема проверки, так и по поводу информирования инстанций.
При планировании работы аудитор принимает во внимание предварительную оценку риска системы контроля и неотъемлемого риска для определения допустимого риска необнаружения, а также характера, сроков и объема аудиторских процедур. Уровень риска необнаружения напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. С увеличением объема этих процедур достигается снижение аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Тем не менее даже при проверке всех сальдо счетов или операций определенный риск необнаружения все равно будет присутствовать. Существует обратная взаимосвязь между риском необнаружения и совокупным уровнем неотъемлемого риска и риска системы контроля (табл. 2.1). Но как бы низко ни были оценены последние две разновидности риска, аудитор все равно должен провести процедуры проверки по существу. При определении их особенностей аудитор обращает внимание:
1) на характер процедур и виды источников аудиторских доказательств (при высоком риске системы контроля следует ориентироваться на независимые источники информации, находящиеся за пределами проверяемой организации, а не на внутреннюю документацию и информацию);
2) на сроки выполнения (например, более достоверные результаты могут дать процедуры, проведенные в конце отчетного периода, а не в более ранние сроки);
3) на объем процедур (больший объем выборки позволит снизить риск необнаружения искажений).
Таблица 2.1. Взаимосвязь между компонентами аудиторского риска
Аудиторская оценка уровня неотъемлемого риска | Аудиторская оценка уровня риска системы контроля | ||
высокий | средний | низкий | |
Уровень риска необнаружения, который должен обеспечить аудитор | |||
высокий | самый низкий | более низкий | средний |
средний | более низкий | средний | более высокий |
низкий | средний | более высокий | самый высокий |
Оценка компонентов аудиторского риска может меняться в ходе проверки, при этом необходимо вносить корректировки в состав запланированных процедур, основываясь на пересмотренных оценках риска.
Если аудитор обнаружит, что риск необнаружения не может быть снижен до приемлемо низкого уровня, ему следует выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения.
Аудитор обеспечивает одинаковый уровень уверенности в отношении как крупных, так и малых предприятий. Если система внутреннего контроля неэффективна или невозможно получить аудиторские доказательства по поводу ее эффективности, то аудитор должен проводить только процедуры проверки по существу, не полагаясь на данные системы внутреннего контроля.
При проведении аудита в условиях компьютерных информационных систем (КИС) оценка аудиторского риска усложняется. Применение КИС возможно, когда субъект использует компьютер для обработки информации, существенной для аудита (например, для составления бухгалтерских проводок, отчетов и т.п.). Аудитор должен обладать достаточным знанием КИС. Если необходимы специализированные знания, аудитор может обратиться к соответствующему специалисту.
Общая цель и объем аудита не меняются в среде КИС, но применение КИС может оказать влияние на:
аудиторские процедуры;
анализ неотъемлемого риска и риска системы контроля;
тестирование контроля и процедуры проверки по существу. При планировании аудита необходимо получить представление о функционировании КИС в приведенных ниже аспектах:
1. Значимость и сложность компьютерной обработки в прикладной программе. Значимость определяется существенностью данных финансовой отчетности, полученных с помощью компьютерной обработки, сложность – автоматической генерацией операций или проводок. Согласно МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» прикладная программа может считаться сложной, если:
большой объем операций затрудняет пользователям выявление и исправление ошибок, допущенных в процессе обработки информации;
автоматически генерируются операции или проводки непосредственно в другой прикладной программе;
автоматически проводятся операции или составляются корреспонденции счетов без отдельного подтверждения (в том числе на основе выполнения компьютером сложных расчетов);
осуществляется обмен операциями с другими организациями электронным способом, при этом не проводится физической проверки в отношении правильности или приемлемости этих операций.
2. Организационная структура деятельности КИС, ее влияние на разделение обязанностей персонала.
3. Доступность данных, срок их хранения, виды их материальных носителей.
Если КИС играют значительную роль, аудитор должен оценить их влияние на риски (неотъемлемый и системы контроля); при этом обращается внимание на:
отсутствие следов операций (информация может существовать только в компьютерном формате, ее полного объема может не быть);
единую обработку операций (устраняется возможность описок, но появляется вероятность систематических ошибок программирования);
отсутствие разделения функций (одно лицо может выполнять несовместимые функции);
возможность ошибок и нарушений (ошибки могут быть допущены при разработке, обслуживании и эксплуатации КИС; есть возможность неразрешенного доступа к данным; сокращение персонала может затруднить выявление искажений);
инициирование или осуществление операций (автоматическое генерирование операций позволяет обходиться без разрешения руководства);
зависимость прочих средств контроля от компьютерной обработки (посредством компьютерной обработки данных составляются исходные материалы для осуществления процедур физического контроля);
возможности совершенствования управленческого контроля;
возможности использования методов аудита с применением компьютеров.
Обслуживающая организация – фирма, выполняющая операции по учету и контролю и подготавливающая связанную с ними отчетность или ведущая учет операций и обрабатывающая связанные с ними данные. Аудитор должен учитывать влияние обслуживающей организации на системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента исходя из следующих положений:
если обслуживающая организация ведет только первичный и сводный учет операций, то клиент самостоятелен в осуществлении их контроля и составлении отчетности;
если обслуживающая организация проводит операции и составляет отчетность клиента, то клиенту придется положиться на политику и процедуры этой организации.
Аудитор должен определить значимость деятельности обслуживающей организации для клиента и аудита, при этом рассматривается следующее:
1) характер предоставляемых обслуживающей организацией услуг; сведения, содержащиеся в руководствах для пользователей;
2) условия договора между клиентом и организацией;
3) показатели отчетности, на которые влияет использование услуг организации, и неотъемлемый риск, связанный с этими показателями;
4) степень взаимодействия систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента и обслуживающей организации;
5) контроль со стороны клиента операций, выполняемых обслуживающей организацией;
6) финансовая устойчивость обслуживающей организации и последствия ее банкротства для клиента;
7) сведения об общих и компьютерных средствах контроля, имеющих отношение к прикладным программам клиента.
Если аудитор пришел к выводу о том, что на оценку риска системы контроля клиента оказывают значительное воздействие средства контроля обслуживающей организации, то он должен предпринять по отношению к ней следующие шаги:
1. Получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля и оценить риск системы контроля максимально высоко.
2. Если объем сведений недостаточен, то получить информацию от аудитора обслуживающей организации или посетить ее лично с этой целью. Можно предложить клиенту обратиться к обслуживающей организации с просьбой предоставить аудитору доступ к необходимой информации.
3. Протестировать средства контроля клиента за деятельностью обслуживающей организации.
4. Протестировать средства контроля обслуживающей организации.
5. Ознакомиться с отчетом аудитора обслуживающей организации о состоянии ее систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (разрешается в том случае, если аудитор клиента входит в круг пользователей отчета аудитора обслуживающей организации).
Отчет аудитора обслуживающей организации может быть двух типов:
1) тип А – заключение о пригодности структуры – состоит из описания вышеупомянутых систем, составляемого руководством обслуживающей организации, и мнения ее аудитора, подтверждающего точность этого описания и пригодность систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля для достижения поставленных перед ними целей;
2) тип В – заключения о пригодности структуры и эффективности функционирования (в отличие от типа А добавляется заключение аудитора обслуживающей организации об эффективности ее систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля с указанием видов и результатов проведенных тестов контроля).
Заключение типа А дает представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля обслуживающей организации, но не может быть основой для снижения аудитором клиента риска системы контроля, в то время как заключение типа В может быть использовано для снижения этого риска, если аудитор клиента положительно оценит характер, сроки проведения и объем тестирования (особое внимание уделяется продолжительности периода, охватываемого тестами, и времени, прошедшему с момента выполнения тестов).