Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:18, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотрение международных стандартов аудита и подведение итогов исследования. Задачи – проведение сравнительного анализа международных и российских стандартов аудита. Предмет исследования – международные и российские стандарты аудита. Объект исследования – монографии, нормативно-правовые акты, которые затрагивают данный правовой институт. Методика исследования – сопоставление российских и международных аудиторских стандартов. Практическая значимость – использование результатов работы при подготовке аудиторских стандартов, использование в деятельности аудиторских фирм. Структура работы следующая: в первой главе описывается содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности, назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА), основные принципы аудита финансовой отчетности, связь МСА с национальными стандартами аудита, соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита) , во второй главе исследовано применение международных стандартов на этапе организации аудита (общие вопросы планирования аудита , получение аудитором знаний о бизнесе клиента, установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита, организация документирования аудиторской проверки, определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента, оценка неотъемлемого риска, понятие системы внутреннего контроля и определение ее риска, определение риска необнаружения, оценка риска системы контроля субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций), в третьей главе проведен сравнительный анализ международных и российских стандартов аудита (близкие стандарты, отличающиеся стандарты, несовпадающие стандарты), в заключении приведены краткие выводы по работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………… ……...7
1.1. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности……………………………………………………………………………………. 7
1.2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)……… 9
1.3. Основные принципы аудита финансовой отчетности……………………………… 12
1.4. Связь МСА с национальными стандартами аудита………………………………… 16
1.5. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита…... 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА………………………………………………………………… 22
2.1. Общие вопросы планирования аудита……………………………………………….. 22
2.2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента 23
2.3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита…………………………………………………………………………… 26
2.4. Организация документирования аудиторской проверки…………………………. 322
2.5. Определение уровня существенности искажений финансовой отчетности……... 33
2.6. Определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента………………………………………………………………………………………… 35
ГЛАВА 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА…………………………………………………………………… 48
3.1. Близкие стандарты………………………………………………………………………. 48
3.2. Отличающиеся стандарты……………………………………………………………… 60
3.3. Несовпадающие стандарты…………………………………………………………….. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………… 74
Специальная литература…………………………………………………………………….
отношение к внутреннему контролю.
2. Деятельность субъекта:
характер производственной деятельности (производство, торговля, финансовые услуги, внешнеэкономическая деятельность);
местонахождение производственных, офисных и складских помещений;
наемный персонал (государственное регулирование трудовых отношений, профсоюзные и пенсионные обязательства);
продукция (услуги) и рынки (основные заказчики и контракты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, маркетинговая стратегия);
условия приобретения товаров и услуг;
местонахождение и объем товарно-материальных запасов;
лицензии, патенты; категории расходов;исследования и разработки;
активы, обязательства и операции в иностранной валюте;
внутренние нормативные акты;
действующие информационные системы;структура долгов.
3. Основные показатели, статистика и тенденции финансовой деятельности.
4. Внешние условия, оказывающие влияние на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
5. Законодательство:
среда регулирования и нормативные требования;
налогообложение;требования к аудиторскому отчету;
пользователи финансовой отчетности.
Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме-обязательстве о проведении аудита. В данном документе подтверждаются: принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.
Письмо-обязательство применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг. Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержании этого документа обычно раскрываются следующие аспекты:
1. Цель аудита финансовой отчетности.
2. Ответственность руководства клиента за составление и предоставление финансовой отчетности.
3. Объем аудита со ссылками на нормативные положения.
4. Форма и способ сообщения результатов аудита.
5. Предупреждение о наличии риска необнаружения существенных и несущественных искажений из-за различных ограничений (тестовый характер аудита; ограничения, присущие системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля).
6. Требование свободного доступа к информации, необходимой для проведения аудита.
Аудитор может отразить в письме:
мероприятия, связанные с планированием аудита (основные элементы общего плана, сроки проведения работ, виды процедур);
перечень ожидаемых от руководства письменных заявлений, сделанных в ходе аудита (о достоверности утверждений, приведенных в отчетности, о наличии связанных сторон и др.);
предложение о подтверждении клиентом условий договоренности;
перечень писем или отчетов, которые предполагается составить для клиента;
основу для исчисления гонорара.
При необходимости в письме оговариваются:
возможности привлечения других аудиторов и экспертов; внутренних аудиторов, других сотрудников клиента; координирование работы с предшествующим аудитором;
ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;
дополнительные соглашения между аудитором и клиентом (например, одновременно с проверкой может быть достигнута договоренность об оказании согласованных услуг).
Если аудитор должен проверить компанию, имеющую филиалы, дочерние общества и т.п., то в адрес руководства этих подразделений тоже может быть направлено письмо-обязательство. При принятии решения о составлении такого письма аудитор учитывает следующие обстоятельства:
руководящий орган, назначающий аудитора подразделения;
необходимость составления отдельного заключения по отчетности подразделения;
наличие требований законодательства, определяющих специфику аудита подразделения;
объем работы, выполненной другими аудиторами;
размер доли материнской компании в уставном капитале подразделения и степень независимости руководства подразделения.
При повторных аудиторских проверках новое письмо-обязательство составляется в следующих случаях:
неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;
пересмотр или дополнение условий договоренности;
изменение в руководящих органов субъекта или его собственников;
значительные изменения характера и масштаба деятельности клиента;
наличие специальных требований законодательства.
МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий договоренности с клиентом и составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающие уровень уверенности аудитора (например, клиент просит провести не аудит финансовой отчетности, как было установлено в письме-обязательстве, а ее обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений).
Причины возникновения просьбы клиента к аудитору по поводу изменения условий договоренности могут быть обоснованными и необоснованными. К обоснованным причинам относятся:
изменение обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги (например, потенциальный инвестор в течение периода аудиторской проверки пояснил клиенту аудитора, что он не требует подтверждения достоверности всей финансовой отчетности, а интересуется только реальностью данных отчета о прибылях и убытках);
неправильное понимание клиентом характера услуги (так, в ряде случаев клиент под аудитом понимает проверку отдельного участка бухгалтерского учета, и это выясняется при проведении аудиторской проверки);
ограничение объема договоренности, вызванное объективными обстоятельствами (к примеру, один из филиалов клиента превращен в самостоятельную организацию и передан другому собственнику, вследствие чего отпадает необходимость в проверке его информации, проводившейся согласно установленной несколько лет назад договоренности с аудитором).
Необоснованным считается изменение условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной, неполной и неудовлетворительной информации. Аудитор должен рассмотреть любые юридические последствия изменения условий аудита.
Действия аудитора в случае согласия с изменением условий договоренности:
согласование новых условий (в том числе с помощью вновь составленного письма-обязательства);
составление отчета в соответствии с пересмотренными условиями.
В отчет не включаются ссылки на первоначальную договоренность и на процедуры, выполненные в соответствии с нею. Исключением являются случаи изменения договоренности в сторону проведения согласованных процедур, в которых ссылка на проведенные процедуры представляет собой обычный элемент отчета.
Если просьба клиента об изменении условий договоренности не имеет разумного обоснования, аудитор должен продолжать выполнение первоначальной договоренности. В случае невозможности продолжения работы аудитор должен отказаться от проведения аудита, а иногда доложить органам управления субъекта о причинах отказа от задания (при наличии такого условия в договоренности).
Необходимо отметить следующие особенности, касающиеся составления письма-обязательства при проведении аудита организаций государственного сектора:
аудиторы организаций госсектора, как правило, назначаются, поэтому использование письма-обязательства не является в отношении данных клиентов общепринятой практикой, но тем не менее его применение может быть полезным для обеих сторон (для разъяснения характера договоренности или включения условий, не предусмотренных законодательством);
при аудите предприятий госсектора аудитора могут попросить представить отчет непосредственно министру, законодательному органу или общественности, если руководство проверяемого лица пытается необоснованно изменить условия договоренности в сторону понижения уровня уверенности и тем самым ограничить объем аудита.
Пример содержания и оформления письма-обязательства
Совету директоров компании AАА. В ответ на вашу просьбу о проведении аудита бухгалтерской отчетности компании AАА за 20_г. мы подтверждаем наше согласие на оказание данной услуги и наше понимание условий договоренности. Целью проведения аудита будет выражение нашего мнения о достоверности финансовой отчетности AАА.
Аудит будет проведен в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Одним из требований МСА является обеспечение в ходе планирования и проведения аудита высокого уровня уверенности в том, что ваша финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит будет включать в себя выборочную проверку путем тестирования сальдо счетов и оборотов для подтверждения показателей и сведений, содержащихся в финансовой отчетности. Также в ходе аудита будет проведена оценка соблюдения требований Международных стандартов финансовой отчетности в отношении порядка составления и представления годового отчета.
В связи с применением тестирования и другими присущими аудиту особенностями, а также ограничениями, свойственными любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, предупреждаем Вас о наличии неизбежного риска того, что некоторые существенные искажения могут остаться необнаруженными.
По окончании проверки Вам будут предоставлены аудиторское заключение по финансовой отчетности и отдельное письмо, касающееся обнаруженных нами существенных недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении финансовой отчетности, организации и функционировании системы внутреннего контроля.
Напоминаем Вам, что ответственность за подготовку финансовой отчетности несет руководство компании AАА. Мы просим от Вас, согласно требованиям Международных стандартов аудита, письменного подтверждения заявлений, связанных с аудитом, относительно:
утверждений, заключающихся в финансовой отчетности компании;
отсутствия искажений и ошибок в учете и отчетности;
планов по сокращению или прекращению деятельности компании;
ведущихся или намечающихся судебных разбирательств;
наличие связанных сторон и других вопросов, значимых для проверки.
Мы надеемся на сотрудничество с персоналом компании AАА и предоставление нам любой документации и информации, запрашиваемой в связи с аудитом. Условия оплаты услуг будут установлены в договоре.
Данное письмо действительно до момента прекращения срока действия договоренности, внесения изменений или замены данного письма другим.
В случае соответствия вышеизложенной информации Вашему понимаю условий договоренности об аудите просим Вас подписать и вернуть нам прилагаемый экземпляр данного письма.
Руководитель аудиторской компании БББ
Принимается от имени компании ААА (должности, имена, подписи)
Дата
Документация – материалы (рабочие документы), составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением проверки. Документы могут быть представлены в любом виде хранения информации (бумага, фотопленка, электронные носители и др.). С помощью рабочей документации оформляются:
планирование и проведение аудита;
действия по надзору и проверке аудиторской работы;
аудиторские доказательства.
Форма и содержание рабочих документов регламентируются МСА 230 «Документация». Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, отражая в них информацию о:
планировании аудита;
характере, временных рамках, объеме и результатах выполненных аудиторских процедур;
выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
Объем рабочей документации должен охватывать информацию, на основании которой другой аудитор может получить представление о проведенном аудите и причинах принятия решений аудитора, но не о деталях работы.
Форма и содержание документации аудита зависят от:
характера аудиторского задания; формы заключения;
особенностей бизнеса клиента;
состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта;
необходимости направлять и контролировать работу ассистентов;
конкретных приемов и методов, используемых аудитором. Обычное содержание рабочих документов аудитора:
информация, касающаяся юридической и организационной структуры субъекта, копии юридических документов;
информация об отрасли субъекта и результаты анализа его деятельности;
планы и программы аудита;
доказательства исследования аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
оценка аудиторского риска и методика определения уровня существенности; - анализ работы внутреннего аудита;
анализ операций и сальдо счетов;