Теоретические и методические концепции аудита в соответствии с международными стандартами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – рассмотрение международных стандартов аудита и подведение итогов исследования. Задачи – проведение сравнительного анализа международных и российских стандартов аудита. Предмет исследования – международные и российские стандарты аудита. Объект исследования – монографии, нормативно-правовые акты, которые затрагивают данный правовой институт. Методика исследования – сопоставление российских и международных аудиторских стандартов. Практическая значимость – использование результатов работы при подготовке аудиторских стандартов, использование в деятельности аудиторских фирм. Структура работы следующая: в первой главе описывается содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности, назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА), основные принципы аудита финансовой отчетности, связь МСА с национальными стандартами аудита, соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита) , во второй главе исследовано применение международных стандартов на этапе организации аудита (общие вопросы планирования аудита , получение аудитором знаний о бизнесе клиента, установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита, организация документирования аудиторской проверки, определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента, оценка неотъемлемого риска, понятие системы внутреннего контроля и определение ее риска, определение риска необнаружения, оценка риска системы контроля субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций), в третьей главе проведен сравнительный анализ международных и российских стандартов аудита (близкие стандарты, отличающиеся стандарты, несовпадающие стандарты), в заключении приведены краткие выводы по работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………… ……...7
1.1. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности……………………………………………………………………………………. 7
1.2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)……… 9
1.3. Основные принципы аудита финансовой отчетности……………………………… 12
1.4. Связь МСА с национальными стандартами аудита………………………………… 16
1.5. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита…... 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА………………………………………………………………… 22
2.1. Общие вопросы планирования аудита……………………………………………….. 22
2.2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента 23
2.3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита…………………………………………………………………………… 26
2.4. Организация документирования аудиторской проверки…………………………. 322
2.5. Определение уровня существенности искажений финансовой отчетности……... 33
2.6. Определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента………………………………………………………………………………………… 35
ГЛАВА 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА…………………………………………………………………… 48
3.1. Близкие стандарты………………………………………………………………………. 48
3.2. Отличающиеся стандарты……………………………………………………………… 60
3.3. Несовпадающие стандарты…………………………………………………………….. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………… 74
Специальная литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

дипломная по менеджменту.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

отношение к внутреннему контролю.

2. Деятельность субъекта:

характер производственной деятельности (производство, тор­говля, финансовые услуги, внешнеэкономическая деятельность);

местонахождение производственных, офисных и складских по­мещений;

наемный персонал (государственное регулирование трудовых отношений, профсоюзные и пенсионные обязательства);

продукция (услуги) и рынки (основные заказчики и контрак­ты, условия оплаты, норма прибыли, доля рынка, конкуренты, мар­кетинговая стратегия);

условия приобретения товаров и услуг;

местонахождение и объем товарно-материальных запасов;

лицензии, патенты; категории расходов;исследования и разработки;

активы, обязательства и операции в иностранной валюте;

внутренние нормативные акты;

действующие информационные системы;структура долгов.

3. Основные показатели, статистика и тенденции финансовой де­ятельности.

4. Внешние условия, оказывающие влияние на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.

5. Законодательство:

среда регулирования и нормативные требования;

налогообложение;требования к аудиторскому отчету;

пользователи финансовой отчетности.

2.3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита

Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавли­ваются в письме-обязательстве о проведении аудита. В данном доку­менте подтверждаются: принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.

Письмо-обязательство применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг. Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержании этого документа обычно раскрываются следующие аспекты:

1. Цель аудита финансовой отчетности.

2. Ответственность руководства клиента за составление и предо­ставление финансовой отчетности.

3. Объем аудита со ссылками на нормативные положения.

4. Форма и способ сообщения результатов аудита.

5. Предупреждение о наличии риска необнаружения существен­ных и несущественных искажений из-за различных ограничений (тестовый характер аудита; ограничения, присущие системам бухгал­терского учета и внутреннего контроля).

6. Требование свободного доступа к информации, необходимой для проведения аудита.

Аудитор может отразить в письме:

мероприятия, связанные с планированием аудита (основные элементы общего плана, сроки проведения работ, виды процедур);

перечень ожидаемых от руководства письменных заявлений, сделанных в ходе аудита (о достоверности утверждений, приведенных в отчетности, о наличии связанных сторон и др.);

предложение о подтверждении клиентом условий договорен­ности;

перечень писем или отчетов, которые предполагается составить для клиента;

основу для исчисления гонорара.

При необходимости в письме оговариваются:

возможности привлечения других аудиторов и экспертов; внут­ренних аудиторов, других сотрудников клиента; координирование работы с предшествующим аудитором;

ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;

дополнительные соглашения между аудитором и клиентом (на­пример, одновременно с проверкой может быть достигнута догово­ренность об оказании согласованных услуг).

Если аудитор должен проверить компанию, имеющую филиалы, дочерние общества и т.п., то в адрес руководства этих подразделений тоже может быть направлено письмо-обязательство. При принятии решения о составлении такого письма аудитор учитывает следующие обстоятельства:

руководящий орган, назначающий аудитора подразделения;

необходимость составления отдельного заключения по отчет­ности подразделения;

наличие требований законодательства, определяющих специ­фику аудита подразделения;

объем работы, выполненной другими аудиторами;

размер доли материнской компании в уставном капитале под­разделения и степень независимости руководства подразделения.

При повторных аудиторских проверках новое письмо-обязатель­ство составляется в следующих случаях:

неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;

пересмотр или дополнение условий договоренности;

изменение в руководящих органов субъекта или его собственников;

значительные изменения характера и масштаба деятельности клиента;

наличие специальных требований законодательства.

МСА 210 содержит рекомендации по согласованию условий дого­воренности с клиентом и составлению ответа в случае, если клиент просит изменить условия договоренности на понижающие уровень уверенности аудитора (например, клиент просит провести не аудит фи­нансовой отчетности, как было установлено в письме-обязательстве, а ее обзор, при котором обеспечивается более низкий уровень уверен­ности в том, что отчетность не содержит существенных искажений).

Причины возникновения просьбы клиента к аудитору по поводу изменения условий договоренности могут быть обоснованными и не­обоснованными. К обоснованным причинам относятся:

изменение обстоятельств, влияющих на необходимость оказа­ния услуги (например, потенциальный инвестор в течение периода аудиторской проверки пояснил клиенту аудитора, что он не требует подтверждения достоверности всей финансовой отчетности, а инте­ресуется только реальностью данных отчета о прибылях и убытках);

неправильное понимание клиентом характера услуги (так, в ряде случаев клиент под аудитом понимает проверку отдельного участка бухгалтерского учета, и это выясняется при проведении ауди­торской проверки);

ограничение объема договоренности, вызванное объективны­ми обстоятельствами (к примеру, один из филиалов клиента превра­щен в самостоятельную организацию и передан другому собственни­ку, вследствие чего отпадает необходимость в проверке его информации, проводившейся согласно установленной несколько лет назад договоренности с аудитором).

Необоснованным считается изменение условий договоренности по причине ограничения аудита из-за неточной, неполной и неудов­летворительной информации. Аудитор должен рассмотреть любые юридические последствия изменения условий аудита.

Действия аудитора в случае согласия с изменением условий дого­воренности:

согласование новых условий (в том числе с помощью вновь составленного письма-обязательства);

составление отчета в соответствии с пересмотренными усло­виями.

В отчет не включаются ссылки на первоначальную договорен­ность и на процедуры, выполненные в соответствии с нею. Исключе­нием являются случаи изменения договоренности в сторону проведе­ния согласованных процедур, в которых ссылка на проведенные процедуры представляет собой обычный элемент отчета.

Если просьба клиента об изменении условий договоренности не имеет разумного обоснования, аудитор должен продолжать выполне­ние первоначальной договоренности. В случае невозможности про­должения работы аудитор должен отказаться от проведения аудита, а иногда доложить органам управления субъекта о причинах отказа от задания (при наличии такого условия в договоренности).

Необходимо отметить следующие особенности, касающиеся со­ставления письма-обязательства при проведении аудита организаций государственного сектора:

аудиторы организаций госсектора, как правило, назначаются, поэтому использование письма-обязательства не является в отноше­нии данных клиентов общепринятой практикой, но тем не менее его применение может быть полезным для обеих сторон (для разъясне­ния характера договоренности или включения условий, не преду­смотренных законодательством);

при аудите предприятий госсектора аудитора могут попросить представить отчет непосредственно министру, законодательному орга­ну или общественности, если руководство проверяемого лица пытается необоснованно изменить условия договоренности в сторону пониже­ния уровня уверенности и тем самым ограничить объем аудита.

Пример содержания и оформления письма-обязательства

Совету директоров компании AАА. В ответ на вашу просьбу о проведении аудита бухгалтерской отчетности компании AАА за 20_г. мы подтверждаем наше согласие на оказание данной услуги и наше по­нимание условий договоренности. Целью проведения аудита будет выражение нашего мнения о достоверности финансовой отчетности AАА.

Аудит будет проведен в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Одним из требований МСА является обеспечение в ходе планирования и про­ведения аудита высокого уровня уверенности в том, что ваша финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Аудит будет включать в себя выборочную про­верку путем тестирования сальдо счетов и оборотов для подтверждения показателей и сведений, содержащихся в финансовой отчетности. Также в ходе аудита будет проведе­на оценка соблюдения требований Международных стандартов финансовой отчетнос­ти в отношении порядка составления и представления годового отчета.

В связи с применением тестирования и другими присущими аудиту особенностя­ми, а также ограничениями, свойственными любой системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, предупреждаем Вас о наличии неизбежного риска того, что не­которые существенные искажения могут остаться необнаруженными.

По окончании проверки Вам будут предоставлены аудиторское заключение по фи­нансовой отчетности и отдельное письмо, касающееся обнаруженных нами сущест­венных недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении финансовой отчет­ности, организации и функционировании системы внутреннего контроля.

Напоминаем Вам, что ответственность за подготовку финансовой отчетности несет руководство компании AАА. Мы просим от Вас, согласно требованиям Между­народных стандартов аудита, письменного подтверждения заявлений, связанных с ау­дитом, относительно:

утверждений, заключающихся в финансовой отчетности компании;

отсутствия искажений и ошибок в учете и отчетности;

планов по  сокращению или прекращению деятельности компании;

ведущихся или намечающихся судебных разбирательств;

наличие связанных сторон и других вопросов, значимых для проверки.

Мы надеемся на сотрудничество с персоналом компании AАА и предоставление нам любой документации и информации, запрашиваемой в связи с аудитом. Условия оплаты услуг  будут установлены в договоре.

Данное письмо действительно до момента прекращения срока действия догово­ренности, внесения изменений или замены данного письма другим.

В случае соответствия вышеизложенной информации Вашему понимаю условий договоренности об аудите просим Вас подписать и вернуть нам прилагаемый экземп­ляр данного письма.

Руководитель аудиторской компании БББ

Принимается от имени компании ААА (должности, имена, подписи)

Дата

2.4. Организация документирования аудиторской проверки

Документация – материалы (рабочие документы), составляемые или получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением про­верки. Документы могут быть представлены в любом виде хранения информации (бумага, фотопленка, электронные носители и др.). С помощью рабочей документации оформляются:

планирование и проведение аудита;

действия по надзору и проверке аудиторской работы;

аудиторские доказательства.

Форма и содержание рабочих документов регламентируются МСА 230 «Документация». Аудитор должен составлять рабочие доку­менты в достаточно полной и подробной форме, отражая в них ин­формацию о:

планировании аудита;

характере, временных рамках, объеме и результатах выполнен­ных аудиторских процедур;

выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказа­тельств.

Объем рабочей документации должен охватывать информацию, на основании которой другой аудитор может получить представление о проведенном аудите и причинах принятия решений аудитора, но не о деталях работы.

Форма и содержание документации аудита зависят от:

характера аудиторского задания; формы заключения;

особенностей бизнеса клиента;

состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля субъекта;

необходимости направлять и контролировать работу ассис­тентов;

конкретных приемов и методов, используемых аудитором. Обычное содержание рабочих документов аудитора:

информация, касающаяся юридической и организационной структуры субъекта, копии юридических документов;

информация об отрасли субъекта и результаты анализа его де­ятельности;

планы и программы аудита;

доказательства исследования аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

оценка аудиторского риска и методика определения уровня су­щественности; - анализ работы внутреннего аудита;

анализ операций и сальдо счетов;

Информация о работе Теоретические и методические концепции аудита в соответствии с международными стандартами