Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:18, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотрение международных стандартов аудита и подведение итогов исследования. Задачи – проведение сравнительного анализа международных и российских стандартов аудита. Предмет исследования – международные и российские стандарты аудита. Объект исследования – монографии, нормативно-правовые акты, которые затрагивают данный правовой институт. Методика исследования – сопоставление российских и международных аудиторских стандартов. Практическая значимость – использование результатов работы при подготовке аудиторских стандартов, использование в деятельности аудиторских фирм. Структура работы следующая: в первой главе описывается содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности, назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА), основные принципы аудита финансовой отчетности, связь МСА с национальными стандартами аудита, соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита) , во второй главе исследовано применение международных стандартов на этапе организации аудита (общие вопросы планирования аудита , получение аудитором знаний о бизнесе клиента, установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита, организация документирования аудиторской проверки, определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента, оценка неотъемлемого риска, понятие системы внутреннего контроля и определение ее риска, определение риска необнаружения, оценка риска системы контроля субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций), в третьей главе проведен сравнительный анализ международных и российских стандартов аудита (близкие стандарты, отличающиеся стандарты, несовпадающие стандарты), в заключении приведены краткие выводы по работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………… ……...7
1.1. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности……………………………………………………………………………………. 7
1.2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)……… 9
1.3. Основные принципы аудита финансовой отчетности……………………………… 12
1.4. Связь МСА с национальными стандартами аудита………………………………… 16
1.5. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита…... 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА………………………………………………………………… 22
2.1. Общие вопросы планирования аудита……………………………………………….. 22
2.2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента 23
2.3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита…………………………………………………………………………… 26
2.4. Организация документирования аудиторской проверки…………………………. 322
2.5. Определение уровня существенности искажений финансовой отчетности……... 33
2.6. Определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента………………………………………………………………………………………… 35
ГЛАВА 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА…………………………………………………………………… 48
3.1. Близкие стандарты………………………………………………………………………. 48
3.2. Отличающиеся стандарты……………………………………………………………… 60
3.3. Несовпадающие стандарты…………………………………………………………….. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………… 74
Специальная литература…………………………………………………………………….
анализ деятельности субъекта; записи об аудиторских процедурах;
копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам, третьим лицам, и полученные ответы;
копии переписки или протоколы встреч с руководством субъекта по вопросам аудита; письменные заявления клиента;
выводы аудитора с обоснованием трактовки неоднозначных обстоятельств;
копии финансовой отчетности и аудиторского заключения. Аудиторская фирма может разработать стандартные формы документов, что позволит ускорить и оптимизировать процессы оформления аудита, делегирования работы, контроля ее качества. Часть рабочих документов могут составлять постоянные файлы, используемые в ходе последующих проверок данного субъекта. Можно включать в документацию разработанные клиентом графики, аналитические таблицы и прочую информацию, убедившись, что она подготовлена надлежащим образом.
Рабочая документация является собственностью аудитора. Он должен обеспечить конфиденциальность документации и условия для ее хранения.
КМСФО определяет существенность следующим образом: «Информация считается существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях их пропуска или искажения. Существенность является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной. Такое же определение приведено в глоссарии (МСА 110). Концепция существенности представлена в МСА 320 «Существенность в аудите».
Оценка существенности является предметом профессионального суждения аудитора. Приемлемый уровень существенности устанавливается аудитором при разработке общего плана с целью выявления значительных с количественной точки зрения искажений. Во внимание также принимается характер (качество) искажений (нарушения законодательства, учетной политики и др.).
Аудитор обязан учесть возможность систематических искажений в отношении сравнительно небольших сумм, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность.
В результате рассмотрения аспектов финансовой отчетности в их взаимосвязи можно получить различные уровни существенности по отношению к финансовой отчетности в целом, сальдо счетов и классам операций.
Установленный аудитором уровень существенности применяется:
при определении характера, сроков и объема планируемых аудиторских процедур;
при оценке последствий искажений.
Оценка существенности и аудиторского риска после подведения итогов проверки может отличаться от показателей, установленных в начальной стадии планирования.
Согласно МСА соотношение между уровнем существенности и величиной аудиторского риска – обратное. Следовательно, чем выше установленный аудитором уровень существенности, тем ниже риск того, что обнаруженные после проверки ошибки позволят обвинить аудитора в выдаче необъективного заключения.
При планировании оценка существенности, относящаяся к отдельным сальдо счетов и классам операций, позволяет аудитору выбрать процедуры, которые могут в совокупности снизить аудиторский риск до приемлемого уровня. Оценка существенности неисправленных искажений проводится по совокупности, включая конкретные искажения, выявленные аудитором, и прогнозируемые ошибки.
Если аудитор приходит к выводу о существенности искажений, то ему необходимо снизить аудиторский риск одним из двух способов:
расширить круг аудиторских процедур, с тем чтобы выяснить реальную величину прогнозируемых ошибок (она может оказаться ниже предполагаемой);
предложить руководству внести поправки в финансовую отчетность.
Если руководство отказывается исправлять искаженные показатели отчетности, а результаты дополнительных процедур подтверждают подозрения аудитора о существенности суммы неисправленных отклонений, то аудитор должен рассмотреть вопрос о соответствующей модификации аудиторского заключения.
Если совокупность неисправленных искажений приближается к уровню существенности, аудитор должен определить, насколько велика вероятность того, что величина необнаруженных искажений вместе с общей суммой неисправленных отклонений превысит уровень существенности. Для этого проводятся дополнительные про- цедуры или выставляется требование руководству клиента о внесении поправок в финансовую отчетность.
В госсекторе понятие существенности основывается на «форме и содержании» и включает наряду со стоимостной «моральную значимость», связанную с соблюдением законодательства и общественных интересов.
Стандарты и рекомендации по получению представления об аудиторском риске, системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля приведены в МСА 400 «Оценка рисков и система внутреннего контроля», МСА 401 «Аудит в условиях компьютерных информационных систем» и МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций», а также в отдельных положениях о международной аудиторской практике, которые будут рассмотрены ниже.
Аудиторский риск – вероятность того, что аудитор выразит несоответствующее аудиторское мнение в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Правильное представление о риске необходимо составить для проведения планирования аудита.
Аудиторский риск включает три составляющих:
неотъемлемый риск – подверженность сальдо счета или класса операций искажениям, которые могут быть существенными при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля;
риск системы контроля – риск того, что искажения сальдо счета или класса операций, которые могут быть существенными, не будут предотвращены, выявлены или своевременно исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
риск необнаружения – риск того, что аудиторские процедуры не позволяют обнаружить искажение в сальдо счетов или классах операций, которое может быть существенным.
Неотъемлемый риск оценивается на основе профессионального суждения аудитора о следующих факторах:
1. На уровне финансовой отчетности:
честность руководства, его опыт и знания (некомпетентная или недобросовестная администрация клиента может свести к нулю эффективность контрольных действий, что обусловливает высокий риск появления искажений в отчетности);
наличие обстоятельств, оказывающих давление на руководство (например, отчетность может быть сознательно искажена под нажимом собственника, обладающего контрольным пакетом акций аудируемого лица);
характер бизнеса клиента и отраслевые особенности (так, вероятность недостоверности отчетности при прочих равных условиях будет выше в организациях, чья деятельность регулируется несовершенными, часто изменяемыми нормативными актами. Такие изменения чаще происходят в законодательстве, касающемся новых отраслей и сфер экономики).
2. На уровне сальдо счетов и класса операций:
наличие счетов, требующих корректировки или связанных с большим объемом расчетов (так, сальдо счета резервов по сомнительным долгам должно быть скорректировано после объявления банкротства дебитора. При наличии большого количества подобных дебиторов и соответственно резервов повышается риск искажения отчетности);
специфика операций (например, велика вероятность ошибок при учете финансового результата от операционной аренды, если продажная цена выше или ниже справедливой стоимости сданного в аренду актива);
субъективность оценки сальдо счетов (например, одно и то же оборудование может иметь разные по величине оценки: балансовую стоимость, чистую продажную цену или стоимость использования. При этом возникают проблемы с определением убытков от обесценения активов);
подверженность активов потерям (так, риск появления искажений в результате мошенничества выше для наиболее ликвидных видов имущества);
завершение необычных и сложных операций в конце года (очевидно, что при отсутствии подобных операций риск возникновения ошибок уменьшается).
Предварительная оценка риска системы контроля проводится после получения представления о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Неотъемлемый риск и риск системы контроля тесно взаимосвязаны.
Система бухгалтерского учета – совокупность задач, процедур и бухгалтерских записей субъекта, применяющихся в целях идентифи- кации, сбора, анализа, расчета, классификации, регистрации, обобщения и отражения результатов хозяйственных событий.
Система внутреннего контроля (СВК) – это политика и процедуры, принятые руководством субъекта для содействия в реализации целей, предусматривающих упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности. Эти цели включают:
строгое следование политике руководства;
обеспечение сохранности активов;
предотвращение и обнаружение фактов мошенничества и ошибок;
точность и полноту бухгалтерских записей;
своевременную подготовку достоверной финансовой информации.
Функции СВК выходят за рамки функций системы бухгалтерского учета. СВК включает в себя контрольную среду и процедуры контроля.
Контрольная среда представляет собой общее отношение, осведомленность и действия руководства, относящиеся к СВК и ее значимости для субъекта. Контрольная среда сама по себе не обеспечивает эффективности СВК, она лишь «оболочка», наполненная конкретными процедурами контроля.
Процедуры контроля - политика, процедуры и контрольная среда, созданные руководством для достижения конкретных целей субъекта. К процедурам контроля относятся:
контроль и утверждение документов;
проверка арифметической точности записей;
ведение и проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей;
подготовка, проведение и утверждение отчетов;
осуществление контроля над прикладными программами и средой компьютерных информационных систем;
сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников;
сравнение фактических данных со сметными;
проведение инвентаризаций имущества;
ограничение прямого физического доступа к активам и записям. Аудитору необходимо получить представление:
1) о системе бухгалтерского учета для понимания:
основных классов операций клиента,
способа инициирования таких операций,
значимых бухгалтерских записей, документов и счетов,
процесса ведения учета и составления отчетности;
2) о контрольной среде – для оценки действий руководства;
3) о процедурах контроля – для разработки плана проверки. При проверке уделяется внимание только тем элементам систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к информации, используемой в ходе подготовки финансовой отчетности. Например, очень редко может возникнуть необходимость в изучении журналов инструктажа по технике безопасности, регистрации смены охранников офиса и других подобных документов.
Эффективные системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля обеспечивают:
1) доступ к активам, записям, осуществление операций – по разрешению руководства;
2) своевременный учет всех операций в точных суммах, на соответствующих счетах в установленные отчетные периоды;
3) сопоставление учетных данных по активам с фактическими через разумные промежутки времени, принятие мер в отношении обнаруженных расхождений.
Система внутреннего контроля не может быть абсолютно эффективной из-за следующих ограничений:
1. Затраты, связанные с осуществлением контроля, не должны быть выше ожидаемых выгод, поэтому невозможно, например, закрепить за каждым работником отдельного контролера, что привело бы к неоправданному увеличению расходов на оплату труда инспектирующего персонала и вероятному замедлению производственных процессов.
2. Ориентация большей части средств контроля на текущие операции не позволяет эффективно действовать в случае редких операций. Так, если в штате организации нет специалиста по учету ценных бумаг, а операции с ними изредка совершаются, то велика вероятность того, что учетный персонал не сможет правильно оформить сделки.
3. Возможность ошибок и злоупотреблений вследствие человеческого фактора (недобросовестности, невнимательности или некомпетентности персонала).
4. Возможность неадекватности контрольных процедур вследствие изменения условий деятельности. К примеру, клиент специализировался на охранной деятельности, и контрольные действия были сосредоточены в области проверки соблюдения условий договоров, а затем было принято решение дополнительно заняться торговлей средствами самозащиты. Следовательно, прежние процедуры контроля уже не будут достаточными, и потребуется уделить внимание новому средству контроля – регулярной инвентаризации товаров. Аудитор получает представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля на основе предыдущего опыта работы с клиентом и следующих процедур: