Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:18, дипломная работа
Цель дипломной работы – рассмотрение международных стандартов аудита и подведение итогов исследования. Задачи – проведение сравнительного анализа международных и российских стандартов аудита. Предмет исследования – международные и российские стандарты аудита. Объект исследования – монографии, нормативно-правовые акты, которые затрагивают данный правовой институт. Методика исследования – сопоставление российских и международных аудиторских стандартов. Практическая значимость – использование результатов работы при подготовке аудиторских стандартов, использование в деятельности аудиторских фирм. Структура работы следующая: в первой главе описывается содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности, назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА), основные принципы аудита финансовой отчетности, связь МСА с национальными стандартами аудита, соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита) , во второй главе исследовано применение международных стандартов на этапе организации аудита (общие вопросы планирования аудита , получение аудитором знаний о бизнесе клиента, установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита, организация документирования аудиторской проверки, определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента, оценка неотъемлемого риска, понятие системы внутреннего контроля и определение ее риска, определение риска необнаружения, оценка риска системы контроля субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций), в третьей главе проведен сравнительный анализ международных и российских стандартов аудита (близкие стандарты, отличающиеся стандарты, несовпадающие стандарты), в заключении приведены краткие выводы по работе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………… ……...7
1.1. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности……………………………………………………………………………………. 7
1.2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)……… 9
1.3. Основные принципы аудита финансовой отчетности……………………………… 12
1.4. Связь МСА с национальными стандартами аудита………………………………… 16
1.5. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита…... 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА………………………………………………………………… 22
2.1. Общие вопросы планирования аудита……………………………………………….. 22
2.2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента 23
2.3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита…………………………………………………………………………… 26
2.4. Организация документирования аудиторской проверки…………………………. 322
2.5. Определение уровня существенности искажений финансовой отчетности……... 33
2.6. Определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента………………………………………………………………………………………… 35
ГЛАВА 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА…………………………………………………………………… 48
3.1. Близкие стандарты………………………………………………………………………. 48
3.2. Отличающиеся стандарты……………………………………………………………… 60
3.3. Несовпадающие стандарты…………………………………………………………….. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………… 74
Специальная литература…………………………………………………………………….
Страны – члены МФБ, желающие принять МСА в качестве своих национальных стандартов, должны составить заявление, определяющее юридическую силу принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если в МСА имеются рекомендации, отличающиеся от нормативных положений, принятых в данной стране, то в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по аспектам, не освещенным в МСА.
Международные стандарты аудита используются по-разному:
в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Малайзия, Нигерия и другие страны);
как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Бразилия, Голландия и др.);
принимаются к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (Соединенные Штаты Америки и др.);
как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.
Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности создавались в основном как аналог МСА. На момент принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имелось 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, из которых 31 документ был создан на основе аналогичных МСА, а остальные разработаны с учетом специфики аудиторской деятельности в России по вопросам, требующим дополнительной регламентации либо обособленного рассмотрения (табл. 1.1.).
Таблица 1.1. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов среди МСА
Наименование правила (стандарта) аудиторской деятельности | Основные причины, обусловившие необходимость разработки правила (стандарта) |
---|---|
«Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» | Действующими регулирующими документами аудиторам запрещено: – заниматься деятельностью, не связанной с аудиторской; – проводить проверку отчетности на предмет ее достоверности, если ранее оказывались несовместимые с проверкой услуги. Правило (стандарт) определяет подробный перечень сопутствующих аудиту услуг, в том числе несовместимых с проверкой |
«Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» | Наличие внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности согласно российскому законодательству является одним из факторов обеспечения качества аудиторских услуг |
«Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» | Правило (стандарт) регламентировало права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, так как до принятия соответствующего Федерального закона этим аспектам не было уделено должного внимания во Временных правилах аудиторской деятельности |
«Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» | Поскольку аудит в России находился на стадии становления, данное правило (стандарт) было призвано внести ясность в содержание договоров на оказание аудиторских услуг с учетом специфики предмета договора |
«Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» | Частично положения, аналогичные включенным в данное правило (стандарт) аудиторской деятельности, имеются в МСА «Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление» и в ПМАП 1007 «Контакты с руководством клиента». Коренным отличием российского правила (стандарта) является требование предоставления информации в письменном виде. Это побуждает руководство более серьезно отнестись к замечаниям аудитора и исправлению обнаруженных ошибок |
«Образование аудитора» | Требования к образованию и повышению квалификации аудиторов в России установлены законодательно, поэтому данное правило (стандарт) необходимо для разъяснения вопросов организации обучения претендентов на должность аудитора и аттестованных аудиторов |
Методика «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» | На современном этапе развития аудита и налогообложения в России имеется существенная потребность в услугах аудиторов, связанных с проверкой налоговых расчетов и других вопросов, связанных с налогами |
Как видно из информации, приведенной в табл. 1.1, основными причинами разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности национального законодательства об аудиторской деятельности в Российской Федерации.
В настоящее время усилия регулирующих органов направлены на то, чтобы закончить формирование нормативной базы российского аудита и привести ее в соответствие с международными стандартами. Для этого, по данным различных ученых, потребуется разработать еще 13–16 правил (стандартов), как аналогичных МСА и ПМАП, так и не имеющих аналогов. После завершения этой работы можно будет претендовать на мировое признание перехода российского аудита на международные стандарты.
Международные стандарты, согласно которым составляются финансовые отчеты, разработаны одним из комитетов МФБ – Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Взаимосвязи международных стандартов отчетности и аудита проявляются в следующих направлениях:
единство терминологии, применяемой в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и международных стандартах аудита;
использование аудиторами МСФО в целом в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.
Одним из преимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология, используемая в МСФО и МСА. Благодаря этому удается избежать разногласий относительно представления о целях и объектах аудита между аудиторами и представителями аудируемых лиц, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.
Если аудируемый субъект составляет отчетность в соответствии с МСФО, то при проведении аудита возникает необходимость в использовании практически всех введенных в действие стандартов финансовой отчетности. В международных стандартах аудита встречаются прямые ссылки на МСФО и другие документы, разработанные КМСФО. Подробная информация об этих упоминаниях представлена в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Взаимосвязь МСА и МСФО
Номер и наименование МСА | Содержание ссылки на документы, разработанные КМСФО |
---|---|
МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита» | В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы Международные стандарты финансовой отчетности |
МСА 320 «Существенность в аудите» | Понятие «существенность» определено в соответствии с «Основами подготовки и представления финансовой отчетности», разработанными КМСФО |
МСА 550 «Связанные стороны» | Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленных в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора |
МСА 560 «Последующие события» | Типология последующих событий определена МСФО 10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты» |
МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия» | Использование допущения непрерывности деятельности предусмотрено «Основами подготовки и представления финансовой отчетности»; там же дано определение понятия «существенная неопределенность» |
МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» | Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности, в качестве которых могут выступать МСФО |
МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности» | Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут быть МСФО |
В процессе переработки МСА все большее внимание уделяется содержанию стандартов отчетности. Так, новая редакция МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия», которая применяется начиная с отчетности за 2000 г., включает ссылки на МСФО 1 по поводу определения допущения, уместности его применения и понятия «существенная неопределенность», тогда как в прежней редакции подобные ссылки отсутствовали. Предполагается проведение дальнейшей работы в указанном направлении.
Глава 2. Применение международных стандартов на этапе организации аудита
Планирование аудита – это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установлены стандарты и представлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов.
Планирование призвано помочь в правильном распределении работы среди ассистентов аудитора и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:
размера проверяемого субъекта;
сложности предстоящей проверки;
опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;
знания аудитором бизнеса клиента.
Элементы общего плана могут быть в целях координации действий обсуждены с руководством субъекта и его сотрудниками.
При разработке общего плана аудита аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:
1. Знание бизнеса клиента (условия отрасли, характеристики субъекта, уровень компетентности руководства).
2. Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика, влияние новых нормативных актов, опыт аудитора в области оценки данных систем).
3. Риск и существенность (оценка аудиторского риска, установление уровней существенности, выявление проблемных областей бухгалтерского учета).
4. Характер, сроки и объем процедур (распределение процедур по областям аудита, влияние информационной технологии на аудит, возможное использование результатов работы подразделения внутреннего аудита).
5. Координация, контроль и анализ работы (потребность в персонале, привлечение других специалистов, количество проверяемых мест). ф
6. Прочие аспекты (непрерывность деятельности субъекта, существование связанных сторон, условия аудиторского задания, характер и сроки отчетности и др.).
Программа аудита определяет характер, сроки, объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Это набор инструкций для ассистентов аудитора, а также средство контроля их работы. В программе может быть указано время, отводимое на выполнение процедур.
Общий план и программа аудита должны пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости; причины изменений документируются.
Знание бизнеса – общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяснения по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310 «Знание бизнеса».
Аудитор при проведении проверки финансовой отчетности должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления событий, операций и методов работы, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение. Эти знания используются:
при оценке рисков и планировании аудита;
при рассмотрении аудиторских доказательств;
для обеспечения лучшего обслуживания клиента.
Уровень знаний, необходимых аудитору при проведении проверки, обычно ниже уровня знаний руководства субъекта, поэтому аудитор не должен стремиться обладать абсолютно всей информацией, доступной администрации клиента.
До заключения договоренности по предварительным сведениям об отрасли, структуре собственности, руководстве и деятельности субъекта определяется возможность обеспечения адекватного уровня знаний о бизнесе для проведения аудита.
Приобретение знаний – непрерывный и взаимосвязанный процесс сбора и оценки информации, а также ее соотнесения с аудиторскими доказательствами, осуществляемый на всех стадиях аудиторской проверки.
При повторных проверках собранная ранее информация обновляется и заново оценивается, выявляются изменения, произошедшие после последней проверки.
Источниками сведений об отрасли и субъекте являются:
предыдущий опыт работы с субъектом и в его отрасли;
беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчетов;
беседы с другими специалистами, работавшими с данным субъектом или в данной отрасли (аудиторы, юристы, отраслевые специалисты);
беседы с заказчиками, поставщиками, конкурентами;
публикации, относящиеся к отрасли;
законодательные и нормативные акты;
посещение зданий субъекта;
документы хозяйственного, финансового и рекламного характера, подготовленные субъектом.
Аудитор должен следить за обеспечением ассистентов достаточным объемом знаний о бизнесе. Если предоставленной информации недостаточно, ассистенты должны делать дополнительные запросы и делиться полученной информацией с аудитором и другими ассистентами. Аудитор обязан проанализировать, соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.
В приложении к стандарту имеются вопросы для рассмотрения бизнеса клиента, важнейшие из которых приведены ниже.
A. Общие экономические факторы:
общая тенденция развития (спад, рост);
процентные ставки и наличие финансовых ресурсов;
инфляция, курс инвалюты и механизмы валютного контроля;
политика правительства (денежная, фискальная, программы правительственной помощи, тарифы, торговые ограничения).
B. Отрасль:
рынок и конкуренция;
цикличность или сезонность;
изменения в технологии производства;
коммерческий риск (высокая технология, легкий доступ на рынок для новых конкурентов);
специфическая практика и проблемы бухгалтерского учета;
экологические требования и проблемы;
специфическая нормативная правовая база.
C. Субъект:
1. Управление и структура собственности:
форма собственности; собственники и связанные стороны;
структура капитала; организационная структура;
задачи, философия, стратегические планы руководства;
изменения в структуре видов деятельности;
источники и методы финансирования;
совет директоров (состав, деловая репутация, профессиональный опыт, независимость и контроль за деятельностью управляющих; периодичность заседаний, наличие аудиторского комитета; выработка политики корпоративного поведения, замена профессиональных консультантов);
управляющие (опыт и репутация, текучесть кадров, финансовый персонал и его статус, укомплектованность бухгалтерии кадрами, планы стимулирования; использование прогнозов и бюджетов, давление на руководство (перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объявления результатов), управленческие информационные системы;
подразделение внутреннего аудита (наличие, эффективность работы);