Теоретические и методические концепции аудита в соответствии с международными стандартами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – рассмотрение международных стандартов аудита и подведение итогов исследования. Задачи – проведение сравнительного анализа международных и российских стандартов аудита. Предмет исследования – международные и российские стандарты аудита. Объект исследования – монографии, нормативно-правовые акты, которые затрагивают данный правовой институт. Методика исследования – сопоставление российских и международных аудиторских стандартов. Практическая значимость – использование результатов работы при подготовке аудиторских стандартов, использование в деятельности аудиторских фирм. Структура работы следующая: в первой главе описывается содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности, назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА), основные принципы аудита финансовой отчетности, связь МСА с национальными стандартами аудита, соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита) , во второй главе исследовано применение международных стандартов на этапе организации аудита (общие вопросы планирования аудита , получение аудитором знаний о бизнесе клиента, установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита, организация документирования аудиторской проверки, определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента, оценка неотъемлемого риска, понятие системы внутреннего контроля и определение ее риска, определение риска необнаружения, оценка риска системы контроля субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций), в третьей главе проведен сравнительный анализ международных и российских стандартов аудита (близкие стандарты, отличающиеся стандарты, несовпадающие стандарты), в заключении приведены краткие выводы по работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………… ……...7
1.1. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности……………………………………………………………………………………. 7
1.2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)……… 9
1.3. Основные принципы аудита финансовой отчетности……………………………… 12
1.4. Связь МСА с национальными стандартами аудита………………………………… 16
1.5. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита…... 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА………………………………………………………………… 22
2.1. Общие вопросы планирования аудита……………………………………………….. 22
2.2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента 23
2.3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита…………………………………………………………………………… 26
2.4. Организация документирования аудиторской проверки…………………………. 322
2.5. Определение уровня существенности искажений финансовой отчетности……... 33
2.6. Определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента………………………………………………………………………………………… 35
ГЛАВА 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА…………………………………………………………………… 48
3.1. Близкие стандарты………………………………………………………………………. 48
3.2. Отличающиеся стандарты……………………………………………………………… 60
3.3. Несовпадающие стандарты…………………………………………………………….. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………… 74
Специальная литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

дипломная по менеджменту.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Страны – члены МФБ, желающие принять МСА в качестве своих национальных стандартов, должны составить заявление, опре­деляющее юридическую силу принимаемых стандартов и возможнос­ти их применения в конкретной стране. Если в МСА имеются реко­мендации, отличающиеся от нормативных положений, принятых в данной стране, то в пояснения к стандарту включаются соответст­вующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по аспектам, не освещен­ным в МСА.

Международные стандарты аудита используются по-разному:

в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Ма­лайзия, Нигерия и другие страны);

как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Бразилия, Голландия и др.);

принимаются к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (Соединенные Штаты Аме­рики и др.);

как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международ­ными аудиторскими организациями.

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности созда­вались в основном как аналог МСА. На момент принятия Федераль­ного закона «Об аудиторской деятельности» имелось 37 правил (стан­дартов) аудиторской деятельности и одна методика, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, из ко­торых 31 документ был создан на основе аналогичных МСА, а ос­тальные разработаны с учетом специфики аудиторской деятельности в России по вопросам, требующим дополнительной регламентации либо обособленного рассмотрения (табл. 1.1.).

 

Таблица 1.1. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов среди МСА

Наименование правила (стандар­та) аудиторской деятельности

Основные причины, обусловившие необходимость разработки правила (стандарта)

«Характеристика сопутствую­щих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним»

Действующими регулирующими документами аудиторам запрещено: – заниматься деятельностью, не связанной с аудиторской; – проводить проверку отчетности на предмет ее достоверности, если ранее оказывались несовместимые с проверкой услуги. Правило (стандарт) определяет подробный перечень сопутствующих аудиту услуг, в том числе несовместимых с проверкой

«Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудитор­ских организаций»

Наличие внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности согласно российскому законодательству является одним из факторов обеспечения качества аудиторских услуг

«Права и обязанности аудитор­ских организаций и проверяе­мых экономических субъектов»

Правило (стандарт) регламентировало права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, так как до принятия соответствующего Федерального закона этим аспектам не было уделено должного внимания во Временных правилах аудиторской деятельности

«Порядок заключения догово­ров на оказание аудиторских услуг»

Поскольку аудит в России находился на стадии становления, данное правило (стандарт) было призвано внести ясность в содержание договоров на оказание аудиторских услуг с учетом специфики предмета договора

«Письменная информация ауди­тора руководству экономическо­го субъекта по результатам про­ведения аудита»

Частично положения, аналогичные включенным в данное правило (стандарт) аудиторской деятельности, имеются в МСА «Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление» и в ПМАП 1007 «Контакты с руководством клиента». Коренным отличием российского правила (стандарта) является требование предоставления информации в письменном виде. Это побуждает руководство более серьезно отнестись к замечаниям аудитора и исправлению обнаруженных ошибок

«Образование аудитора»

Требования к образованию и повышению квалификации аудиторов в России установлены законодательно, поэтому данное правило (стандарт) необходимо для разъяснения вопросов организации обучения претендентов на должность аудитора и аттестованных аудиторов

Методика «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Обще­ние с налоговыми органами»

На современном этапе развития аудита и налогообложения в России имеется существенная потребность в услугах аудиторов, связанных с проверкой налоговых расчетов и других вопросов, связанных с налогами

 

Как видно из информации, приведенной в табл. 1.1, основными причинами разработки правил (стандартов) аудиторской деятельнос­ти, не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности нацио­нального законодательства об аудиторской деятельности в Россий­ской Федерации.

В настоящее время усилия регулирующих органов направлены на то, чтобы закончить формирование нормативной базы российского аудита и привести ее в соответствие с международными стандартами. Для этого, по данным различных ученых, потребуется разработать еще 13–16 правил (стандартов), как аналогичных МСА и ПМАП, так и не имеющих аналогов. После завершения этой работы можно будет претендовать на мировое признание перехода российского аудита на международные стандарты.

1.5. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита

Международные стандарты, согласно которым составляются фи­нансовые отчеты, разработаны одним из комитетов МФБ – Комите­том по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Взаимосвязи международных стандартов отчетности и ау­дита проявляются в следующих направлениях:

единство терминологии, применяемой в международных стан­дартах финансовой отчетности (МСФО) и международных стандар­тах аудита;

использование аудиторами МСФО в целом в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.

Одним из преимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология, используемая в МСФО и МСА. Благодаря этому удается избежать разногласий относительно представления о целях и объектах аудита между аудиторами и представителями ауди­руемых лиц, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.

Если аудируемый субъект составляет отчетность в соответствии с МСФО, то при проведении аудита возникает необходимость в использовании практически всех введенных в действие стандартов фи­нансовой отчетности. В международных стандартах аудита встреча­ются прямые ссылки на МСФО и другие документы, разработанные КМСФО. Подробная информация об этих упоминаниях представле­на в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Взаимосвязь МСА и МСФО

Номер и наименование МСА

Содержание ссылки на документы, разработанные КМСФО

МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита»

В качестве основ финансовой отчетности, которым должна соответствовать проверяемая информация, первыми названы Международные стандарты финансовой отчетности

МСА 320 «Существенность в аудите»

Понятие «существенность» определено в соответствии с «Основами подготовки и представления финансовой отчетности», разработанными КМСФО

МСА 550 «Связанные сто­роны»

Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленных в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора

МСА 560 «Последующие события»

Типология последующих событий определена МСФО 10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты»

МСА 570 «Допущение о не­прерывности деятельности предприятия»

Использование допущения непрерывности деятельности предусмотрено «Основами подготовки и представления финансовой отчетности»; там же дано определение понятия «существенная неопределенность»

МСА 700 «Аудиторское за­ключение по финансовой отчетности»

Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности, в качестве которых могут выступать МСФО

МСА 910 «Задания по обзо­ру финансовой отчетности»

Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут быть МСФО

 

В процессе переработки МСА все большее внимание уделяется содержанию стандартов отчетности. Так, новая редакция МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия», которая применяется начиная с отчетности за 2000 г., включает ссылки на МСФО 1 по поводу определения допущения, уместности его применения и понятия «существенная неопределенность», тогда как в прежней редакции подобные ссылки отсутствовали. Предполагается проведение дальнейшей работы в указанном направлении.

Глава 2. Применение международных стандартов на этапе организации аудита

2.1. Общие вопросы планирования аудита

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования – эффективное и свое­временное проведение аудита. В МСА 300 «Планирование» установ­лены стандарты и представлены рекомендации по планированию ау­дита финансовой отчетности. Данный МСА предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо рас­ширить круг рассматриваемых вопросов.

Планирование призвано помочь в правильном распределении ра­боты среди ассистентов аудитора и координации работы других спе­циалистов. Объем планирования зависит от:

размера проверяемого субъекта;

сложности предстоящей проверки;

опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;

знания аудитором бизнеса клиента.

Элементы общего плана могут быть в целях координации дейст­вий обсуждены с руководством субъекта и его сотрудниками.

При разработке общего плана аудита аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:

1. Знание бизнеса клиента (условия отрасли, характеристики субъекта, уровень компетентности руководства).

2. Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контро­ля (учетная политика, влияние новых нормативных актов, опыт ауди­тора в области оценки данных систем).

3. Риск и существенность (оценка аудиторского риска, установле­ние уровней существенности, выявление проблемных областей бух­галтерского учета).

4. Характер, сроки и объем процедур (распределение процедур по областям аудита, влияние информационной технологии на аудит, возможное использование результатов работы подразделения внут­реннего аудита).

5. Координация, контроль и анализ работы (потребность в персо­нале, привлечение других специалистов, количество проверяемых мест). ф

6. Прочие аспекты (непрерывность деятельности субъекта, суще­ствование связанных сторон, условия аудиторского задания, характер и сроки отчетности и др.).

Программа аудита определяет характер, сроки, объем запланиро­ванных аудиторских процедур, необходимых для осуществления об­щего плана аудита. Это набор инструкций для ассистентов аудитора, а также средство контроля их работы. В программе может быть указа­но время, отводимое на выполнение процедур.

Общий план и программа аудита должны пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости; причины изменений документируются.

2.2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента

Знание бизнеса – общее знание экономики и той отрасли, в кото­рой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяс­нения по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310 «Знание бизнеса».

Аудитор при проведении проверки финансовой отчетности дол­жен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявле­ния событий, операций и методов работы, которые могут существен­но влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение. Эти знания используются:

при оценке рисков и планировании аудита;

при рассмотрении аудиторских доказательств;

для обеспечения лучшего обслуживания клиента.

Уровень знаний, необходимых аудитору при проведении провер­ки, обычно ниже уровня знаний руководства субъекта, поэтому ауди­тор не должен стремиться обладать абсолютно всей информацией, доступной администрации клиента.

До заключения договоренности по предварительным сведениям об отрасли, структуре собственности, руководстве и деятельности субъекта определяется возможность обеспечения адекватного уровня знаний о бизнесе для проведения аудита.

Приобретение знаний – непрерывный и взаимосвязанный про­цесс сбора и оценки информации, а также ее соотнесения с аудитор­скими доказательствами, осуществляемый на всех стадиях аудитор­ской проверки.

При повторных проверках собранная ранее информация обновля­ется и заново оценивается, выявляются изменения, произошедшие после последней проверки.

Источниками сведений об отрасли и субъекте являются:

предыдущий опыт работы с субъектом и в его отрасли;

беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчетов;

беседы с другими специалистами, работавшими с данным субъектом или в данной отрасли (аудиторы, юристы, отраслевые спе­циалисты);

беседы с заказчиками, поставщиками, конкурентами;

публикации, относящиеся к отрасли;

законодательные и нормативные акты;

посещение зданий субъекта;

документы хозяйственного, финансового и рекламного харак­тера, подготовленные субъектом.

Аудитор должен следить за обеспечением ассистентов достаточ­ным объемом знаний о бизнесе. Если предоставленной информации недостаточно, ассистенты должны делать дополнительные запросы и делиться полученной информацией с аудитором и другими ассистен­тами. Аудитор обязан проанализировать, соответствуют ли утвержде­ния в финансовой отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.

В приложении к стандарту имеются вопросы для рассмотрения бизнеса клиента, важнейшие из которых приведены ниже.

 

A. Общие экономические факторы:

общая тенденция развития (спад, рост);

процентные ставки и наличие финансовых ресурсов;

инфляция, курс инвалюты и механизмы валютного контроля;

политика правительства (денежная, фискальная, программы правительственной помощи, тарифы, торговые ограничения).

B. Отрасль:

рынок и конкуренция;

цикличность или сезонность;

изменения в технологии производства;

коммерческий риск (высокая технология, легкий доступ на рынок для новых конкурентов);

специфическая практика и проблемы бухгалтерского учета;

экологические требования и проблемы;

специфическая нормативная правовая база.

C. Субъект:

1. Управление и структура собственности:

форма собственности; собственники и связанные стороны;

структура капитала; организационная структура;

задачи, философия, стратегические планы руководства;

изменения в структуре видов деятельности;

источники и методы финансирования;

совет директоров (состав, деловая репутация, профессиональ­ный опыт, независимость и контроль за деятельностью управляю­щих; периодичность заседаний, наличие аудиторского комитета; вы­работка политики корпоративного поведения, замена профессио­нальных консультантов);

управляющие (опыт и репутация, текучесть кадров, финансо­вый персонал и его статус, укомплектованность бухгалтерии кадрами, планы стимулирования; использование прогнозов и бюджетов, дав­ление на руководство (перегруженность руководства, доминирование одного лица, поддержка курса акций, необоснованные сроки объяв­ления результатов), управленческие информационные системы;

подразделение внутреннего аудита (наличие, эффективность работы);

Информация о работе Теоретические и методические концепции аудита в соответствии с международными стандартами