Теоретические и методические концепции аудита в соответствии с международными стандартами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:18, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – рассмотрение международных стандартов аудита и подведение итогов исследования. Задачи – проведение сравнительного анализа международных и российских стандартов аудита. Предмет исследования – международные и российские стандарты аудита. Объект исследования – монографии, нормативно-правовые акты, которые затрагивают данный правовой институт. Методика исследования – сопоставление российских и международных аудиторских стандартов. Практическая значимость – использование результатов работы при подготовке аудиторских стандартов, использование в деятельности аудиторских фирм. Структура работы следующая: в первой главе описывается содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности, назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА), основные принципы аудита финансовой отчетности, связь МСА с национальными стандартами аудита, соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита) , во второй главе исследовано применение международных стандартов на этапе организации аудита (общие вопросы планирования аудита , получение аудитором знаний о бизнесе клиента, установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита, организация документирования аудиторской проверки, определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента, оценка неотъемлемого риска, понятие системы внутреннего контроля и определение ее риска, определение риска необнаружения, оценка риска системы контроля субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций), в третьей главе проведен сравнительный анализ международных и российских стандартов аудита (близкие стандарты, отличающиеся стандарты, несовпадающие стандарты), в заключении приведены краткие выводы по работе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………… ……...7
1.1. Роль Международной федерации бухгалтеров в регулировании аудиторской деятельности……………………………………………………………………………………. 7
1.2. Назначение и классификация международных стандартов аудита (МСА)……… 9
1.3. Основные принципы аудита финансовой отчетности……………………………… 12
1.4. Связь МСА с национальными стандартами аудита………………………………… 16
1.5. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита…... 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ НА ЭТАПЕ ОРГАНИЗАЦИИ АУДИТА………………………………………………………………… 22
2.1. Общие вопросы планирования аудита……………………………………………….. 22
2.2. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента 23
2.3. Установление условий договоренности с помощью письма-обязательства о проведении аудита…………………………………………………………………………… 26
2.4. Организация документирования аудиторской проверки…………………………. 322
2.5. Определение уровня существенности искажений финансовой отчетности……... 33
2.6. Определение аудиторского риска и оценка системы внутреннего контроля клиента………………………………………………………………………………………… 35
ГЛАВА 3. СОПОСТАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РОССИЙСКИХ СТАНДАРТОВ АУДИТА…………………………………………………………………… 48
3.1. Близкие стандарты………………………………………………………………………. 48
3.2. Отличающиеся стандарты……………………………………………………………… 60
3.3. Несовпадающие стандарты…………………………………………………………….. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………… 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………… 74
Специальная литература…………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

дипломная по менеджменту.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

МЦРСБУ играет ведущую роль в процессе внедрения в россий­скую практику международных стандартов финансовой отчетности и аудита. Так, в 1998–1999 гг. центром был представлен официальный перевод Международных стандартов финансовой отчетности на рус­ский язык. В настоящее время центром координируется работа по распространению реформы системы бухгалтерского учета в России:

проводятся семинары и конференции, выпускается и бесплатно рас­пространяется информационный бюллетень «Accounting Report», на бесплатной основе предоставлены учебным заведениям и другим пользователям учебные пособия по международным стандартам учета и издание Международных стандартов аудита и Кодекса этики МФБ.

Стандарты аудита – это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствую­щий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг.

Международные стандарты аудита предназначены для примене­ния при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг. МСА содержат:

основные принципы;

необходимые процедуры;

рекомендации по применению принципов и процедур. Обеспечено единство структуры стандартов; МСА включают в себя:

введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используе­мых терминов;

разделы, излагающие суть стандарта;

приложения (для некоторых стандартов).

В исключительных случаях возможно аргументированное аудито­ром отступление от МСА. МСА применяются лишь в отношении су­щественных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что воз­можны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

В 1998 г. МСА использовали в качестве национальных стандартов 34 страны, еще в 35 странах они применялись без значительных из­менений. Положения о международной аудиторской практике разра­батываются для предоставления практической помощи аудиторам в применении МСА и не имеют силы стандартов.

МСА (на момент выпуска официального перевода в редакции 1999 г. – в количестве 36) делятся на 9 групп и имеют трехзначную нумерацию; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.

В первую группу, которая именуется «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие к Международным стандартам аудита призвано способ­ствовать пониманию задач и методов работы КМАП, а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Глоссарий содержит массу терминов, используемых при изложении содержа­ния Международных стандартов аудита. Назначение глоссария - ввести единообразное толкование терминов, используемых в МСА. Сначала в перечне приводится русский перевод термина, в скоб­ках – его формулировка на языке оригинала, затем – подробное по­яснение на русском языке. Термины в глоссарии расположены в ал­фавитном порядке для английского варианта определения. Отдельные термины рассматриваются в нескольких аспектах, определение каждого из них приводится после основного термина, например: аудитор–основное определение; его аспекты –постоянный аудитор, внешний аудитор, новый аудитор и др. В стандарте МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов ауди­та» описываются основные концепции, в рамках которых разрабаты­ваются МСА по отношению к услугам, предоставляемым аудитора­ми. Назначение основы – определение уровня уверенности аудитора и вида отчетности по отдельным видам услуг.

Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства, при которых на аудитора и руко­водство аудируемого лица возлагаются определенные обязанности.

Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» и «Сис­тема внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня сущест­венности и аудиторских рисков.

Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты и реко­мендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внут­ренних контролеров и экспертов.

Правила составления аудиторских заключений по результатам ау­дита финансовой отчетности и проверки другой информации приве­дены в стандартах седьмой и восьмой групп – «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».

В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласо­ванных процедур.

Положения о международной аудиторской практике дают аудито­рам дополнительные рекомендации путем детализации и разъясне­ния применения международных стандартов аудита.

 

1.3. Основные принципы аудита финансовой отчетности

Аудит финансовой отчетности – это процесс, в ходе которого ау­дитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существен­ным аспектам, в соответствии ли с установленными основами фи­нансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответст­вии с:

Международными стандартами финансовой отчетности;

национальными стандартами финансовой отчетности;

другими нормативными актами, указанными в отчетности.

В ходе проверки аудитор собирает достаточные и уместные дока­зательства, необходимые для формулирования выводов, служащих основой для выражения его мнения.

Аудитор должен обеспечить высокий уровень уверенности в том, что информация не содержит существенных искажений. Согласно глоссарию уверенность – это выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленного одной сто­роной (как правило, проверяемым субъектом) и предназначенного для использования другой стороной (заинтересованными пользовате­лями). Абсолютная уверенность недостижима из-за присущих мето­дике проведения аудита ограничений и несовершенства систем бух­галтерского учета и внутреннего контроля клиента.

Мнение аудитора формулируется в аудиторском отчете в виде по­зитивной уверенности (например: «Отчетность дает достоверное и объективное представление об объектах аудита»). Таким образом, при выражении позитивной уверенности утверждается факт достовернос­ти отчетности.

В соответствии с МСА 200 «Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности» аудитор должен нести ответственность за выражение мнения о финансовой отчетности, а руководство субъ­екта – за ее подготовку и представление. Другими словами, ауди­тор должен заключить, дает ли отчетность достоверное и объектив­ное представление финансовых показателей субъекта. Мнение аудитора повышает доверие к финансовой отчетности, но пользова­тели не должны принимать его как гарантию «жизнеспособности» субъекта в будущем или как подтверждение эффективности хозяй­ственной деятельности.

Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных актов и усло­вий договоренности определяется объем аудита, т.е. аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах. Обязанность аудитора – обеспечить достаточный уро­вень уверенности в том, что отчетность не содержит существенных искажений. На возможность их обнаружения могут влиять ограниче­ния, возникающие вследствие:

использования тестирования, невозможности проведения сплошной проверки, зависимости суждения аудитора от характера,

сроков, объема аудиторских процедур (проверка проводится выбо­рочно, достоверность доказательств определяется результатами тестов и личным мнением аудитора);

несовершенства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта (например, возможен сговор между кассиром и главным бухгалтером в целях присвоения денежных средств, что при­водит к неэффективности инвентаризаций и затрудняет обнаружение аудитором искажений, так как проверяемая кассовая документация формально будет отвечать предъявляемым требованиям);

особых обстоятельств, в том числе наличия связанных сторон (операции со связанными сторонами могут быть направлены на ис­кажение действительного состояния дел. Так, безвозмездная пере­дача материальных ценностей или денежных средств зависимой стороной клиенту перед составлением отчетности может фиктивно улучшить имущественное состояние проверяемого субъекта, а после утверждения отчета полученные средства возвращаются зависимой стороне).

При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изло­женными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», при­нятом МФБ. Этих принципов семь (в скобках приводится их тол­кование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).

1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независи­мости). Обстоятельства, которые могут обусловить сомнения в неза­висимости аудитора:

финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами;

работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;

выполнение управленческих функций и принятие управлен­ческих решений;

личные и семейные отношения;

получение от одного клиента гонорара, сумма которого имеет значительную долю в общей сумме дохода аудитора;

обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом вы­водами (мнением) аудитора;

принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;

преобладающее участие в капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторской практике;

работа бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей должности в проверяемой организации;

действительное или возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом;

длительное участие одних и тех же лиц в проверках финансо­вой отчетности одного и того же клиента.

2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).

3.Объективность (обязательство быть справедливым, интеллекту­ально честным, не иметь конфликтов интересов, избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).

4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовест­ность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщатель­ностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профес­сиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).

5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставле­ния профессиональных услуг).

6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).

7. Следование техническим стандартам (предоставление профес­сиональных услуг в соответствии с применимыми стандартами, на­пример, МСА, внутренними стандартами профессиональных ауди­торских объединений и другими нормативными документами).

Помимо соблюдения этих принципов, аудитор должен планиро­вать и проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е. не рассматривать полученную от руководства ин­формацию как обязательно достоверную.

Основные принципы аудита остаются в силе независимо от того, где проводится аудит, но аудит в государственном секторе может от­личаться по:

целям (принимается во внимание соответствие отчетности тре­бованиям положений, постановлений и предписаний министерств);

объему (проверяются дополнительные финансовые отчеты, ко­торые составляют субъекты госсектора);

полномочиям аудитора (они могут носит более специфичес­кий характер, учитывать вопросы национальной безопасности, тре­бования разных положений при установлении уровня существен­ности);

подходу и стилю аудита;

форме аудиторского заключения.

Регулированием аудиторской и бухгалтерской практики в госсек­торе занимается Комитет государственного сектора. К государствен­ному сектору относятся органы власти и учреждения:

национальные,

региональные (государственные, областные, территориальные),

местные (городские, районные),

иные правительственные учреждения (агентства, комитеты, уп­равления, предприятия).

Пользователями отчетности субъектов госсектора являются:

законодательные органы,

правительственные учреждения,

внешние инвесторы,

работники,

заемщики,

население и пр.

МСА применимы к аудиту финансовой отчетности предприятий и учреждений госсектора. Случаи, требующие пояснений или допол­нений, приводятся в разделе «Основы аудита государственного секто­ра» (ОАГС) в конце каждого МСА. Пояснения, приведенные в ОАГС, не применяются, если аудиторы должны предоставить отчеты, касающиеся:

отдельных коммерческих аспектов деятельности субъектов гос­сектора;

соблюдения требований законодательства;

адекватности систем бухгалтерского учета и внутреннего кон­троля;

результативности отдельных программ.

1.4. Связь МСА с национальными стандартами аудита

МФБ признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира, стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита, которые могут быть приняты на международном уровне. Если местные положения соответствуют МСА, то услуги ау­диторов, оказанные с соблюдением национальных стандартов, авто­матически приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА. Так, если в отдельных странах будут утверждены свои правила (стандарты) аудиторской деятельности, соответст­вующие международным стандартам, то повысится степень доверия иностранных пользователей финансовой информации к отчетности, проверенной согласно этим правилам (стандартам). Если местные положения противоречат МСА, то организации – члены МФБ должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.

Информация о работе Теоретические и методические концепции аудита в соответствии с международными стандартами