Теоретические основы снижения себестоимости услуг в сфере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявление путей снижения себестоимости услуг на предприятии МУП ЖКХ Новокузнецкого района. Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
раскрыть сущность себестоимости услуг;
рассмотреть основные нормативно-правовые документы, согласно которым анализируется себестоимость услуг;
определить актуальность анализа себестоимости услуг;
проанализировать себестоимость услуг МУП ЖКХ Новокузнецкого района;
определить пути снижения себестоимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы снижения себестоимости услуг в сфере ЖКХ 5
1.1 Общее понятие себестоимости, виды себестоимости услуг 5
1.2 Понятие себестоимости услуг ЖКХ, пути снижения себестоимости услуг ЖКХ 10
1.3 Оценка нормативно-правовой базы, регламентирующей себестоимость услуг в сфере ЖКХ 18
1.4 Отечественный и зарубежный опыт снижения себестоимости услуг 22
Глава 2 Анализ себестоимости услуг МУП ЖКХ Новокузнецкого района 30
2.1 Описание объекта и предмета исследования 30
2.2 Анализ общей суммы затрат на предоставление услуг 34
2.3 Анализ затрат на рубль реализации коммунальных услуг 49
2.4 Анализ себестоимости отдельных видов услуг 59
2.5 Анализ прямых материальных затрат МУП ЖКХ Новокузнецкого района 68
Глава 3 Пути снижения себестоимости услуг МУП ЖКХ Новокузнецкого района 77
3.1 Роль органов МСУ Новокузнецкого муниципального района в организации теплоснабжения, водоотведения, электрообеспечения и вывоза ТБО 77
3.2 Обоснование необходимости снижения себестоимости услуг МУП ЖКХ Новокузнецкого района 81
3.3 Направления снижения себестоимости услуг МУП ЖКХ Новокузнецкого района 82
3.4 Разработка мероприятий по снижению себестоимости услуг МУП ЖКХ Новокузнецкого района 84
3.5 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95

Файлы: 1 файл

Diplomnaya_rabota_Grigoryev_Igor_Olegovich_KUZGT.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

      

Так, данные таблицы 12 позволяют установить, из-за чего изменились материальные затраты на единицу услуги в целом и по каждому виду материальных ресурсов. Изменение материальных затрат на единицу услуги содержания жилфонда произошло за счет увеличения нормы расхода на 76,94 руб. Изменение материальных затрат на водоотведение произошло за счет увеличения нормы расхода на 48,34 руб. Изменение материальных затрат на водоснабжение произошло за счет увеличения нормы расхода на 439,41 руб.  Изменение материальных затрат на теплоснабжение произошло как  за счет увеличения нормы расхода на 102,4 руб., так и за счет роста цены на материалы и сырье на 53,6 руб. Аналогично и электроснабжение – увеличение нормы расхода на 103,26 и рост цен на сырье – на 201,5. А изменение материальных затрат на вывоз ТБО произошло за счет роста цен на материалы и сырье на 25,2 руб.

После этого необходимо изучить факторы изменения суммы  прямых материальных затрат на весь объем реализации каждого вида услуг, для чего используем следующую факторную модель:

МЗi = VВП i  (УР ii)

Из таблицы 13 видно, что  материальные затраты на реализацию коммунальных услуг выросли почти  по всем видам услуг. Так, материальные затраты на реализацию услуги содержания жилфонда выросли на 14,86 тыс. руб., в том числе за счет изменения

а) объема реализации услуг                    87,44 – 85,59 = 1,85 тыс. руб.

б) расхода материальных ресурсов        85,81 – 87,44 = – 1,63 тыс. руб.

в) стоимости материальных ресурсов    100,45 – 85,81 = 14,64 тыс. руб.

Материальные затраты  на содержание жилфонда выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода  материальных ресурсов затраты снизились на 1,63 т.руб.

А материальные затраты  на реализацию услуги водоотведения  снизились на 35,85 тыс. руб., в том  числе за счет снижения:

а) объема реализации услуг                 474,28 – 522,72 = – 48,44 тыс. руб.

б) расхода материальных ресурсов     456,88 – 522,72 = – 56,84 тыс. руб.

в) стоимости материальных ресурсов 486,87 – 465,88 = – 20,99 тыс. руб.

Таблица 13 – Материальные затраты на реализацию услуг

Показатель

Алгоритм расчета

Порядок расчета

Сумма, тыс.руб.

1.Содержание жилфонда

МЗ0

VВП i0  (УР i0i0)

39,81*2,15

85,59

МЗусл1

VВП i1  (УР i0i0)

40,67 * 2,15

87,44

МЗусл2

VВП i1  (УР i1i0)

40,67 *2,11

85,81

МЗ1

VВП i1  (УР i1i1)

40,67 * 2,47

100,45

2.Водоотведение

МЗ0

VВП i0  (УР i0i0)

231,294*2,26

522,72

МЗусл1

VВП i1  (УР i0i0)

209,86*2,26

474,28

МЗусл2

VВП i1  (УР i1i0)

209,86*2,22

465,88

МЗ1

VВП i1  (УР i1i1)

209,86*2,32

486,87

3.Водоснабжение

МЗ0

VВП i0  (УР i0i0)

869,2*9,92

8622,46

МЗусл1

VВП i1  (УР i0i0)

967,3*9,92

9595,61

МЗусл2

VВП i1  (УР i1i0)

967,3*9,88

9556,92

МЗ1

VВП i1  (УР i1i1)

967,3*12,11

11714,00

4.Теплоснабжение

МЗ0

VВП i0  (УР i0i0)

54,9*21,66

1189,13

МЗусл1

VВП i1  (УР i0i0)

50,07*21,66

1084,51

МЗусл2

VВП i1  (УР i1i0)

50,07*21,54

1078,5

МЗ1

VВП i1  (УР i1i1)

50,07*23,22

1162,62

5.Электроснабжение

МЗ0

VВП i0  (УР i0i0)

6824,1*4,87

33233,36

МЗусл1

VВП i1  (УР i0i0)

13727,6*4,87

66853,41

МЗусл2

VВП i1  (УР i1i0)

13727,6*4,36

59852,33

МЗ1

VВП i1  (УР i1i1)

13727,6*7,92

108722,6

6.Вывоз ТБО

МЗ0

VВП i0  (УР i0i0)

6,1*7,4

45,14

МЗусл1

VВП i1  (УР i0i0)

7,3*7,4

54,02

МЗусл2

VВП i1  (УР i1i0)

7,3*6,6

48,18

МЗ1

VВП i1  (УР i1i1)

7,3*9,8

71,54


      

Материальные затраты  на реализацию услуги водоснабжения  выросли на 3091,54 тыс. руб., в том числе за счет изменения

а) объема реализации услуг             9595,61 – 8622,46 = 937,15 тыс. руб.

б) расхода материальных ресурсов 9556,92 – 9595,61 = – 38,69 тыс. руб.

в) стоимости материальных ресурсов  11714,00 – 9556,92 = 2157,08 тыс. руб.

Материальные затраты  на водоснабжение выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода  материальных ресурсов затраты снизились  на 38,69 т.руб.

Материальные затраты  на реализацию услуги теплоснабжение снизились на 26,51 тыс. руб., в том числе за счет изменения

а) объема реализации услуг           1084,51 – 1189,13 = – 104,62 тыс. руб.

б) расхода материальных ресурсов    1078,5 – 1084,51 = – 6,01 тыс. руб.

в) стоимости материальных ресурсов  1162,62 – 1078,5 = 84,12 тыс. руб.

Материальные затраты  на услугу теплоснабжения снизились  за счет уменьшения объема реализации услуги и снижения расхода материальных ресурсов, а за счет роста стоимости  материальных ресурсов затраты возросли на 84,12 т.руб.

Материальные затраты  на реализацию услуги электроснабжения возросли на 75489,24 тыс. руб., в том  числе за счет изменения 

а) объема реализации услуг     66853,41 – 33233,36 = 33350,05 тыс. руб.

б) расхода материальных ресурсов 59852,33 – 66853,41 = – 7001,08 тыс. руб.

в) стоимости  материальных ресурсов 108722,6 – 59852,33 = 48870,27 тыс. руб.

Материальные затраты  на реализацию электроснабжения выросли  за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода материальных ресурсов затраты снизились на 7001,08 т.руб.

Материальные затраты  на вывоз ТБО  выросли на 26,40 тыс. руб., в том числе за счет изменения 

а) объема реализации услуг                    54,02 – 45,14 = 8,88 тыс. руб.

б) расхода материальных ресурсов        48,18 – 54,02 = – 5,84 тыс. руб.

в) стоимости материальных ресурсов    71,54 – 48,18 = 23,36 тыс. руб.

Материальные затраты  на содержание жилфонда выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода материальных ресурсов затраты снизились на 5,84 т.руб.

Таким образом, из вышеприведенного анализа  прямых материальных затрат МУП ЖКХ Новокузнецкого района можно  сделать следующий вывод.

Увеличение материальных затрат на единицу услуги содержания жилфонда, водоснабжения и водоотведения произошло за счет увеличения нормы расхода на не единицу услуги. Изменение материальных затрат на теплоснабжение произошло как  за счет увеличения нормы расхода, так и за счет роста цены на материалы и сырье. Также, электроснабжение – увеличение нормы расхода и рост цены на сырье. А увеличение материальных затрат на вывоз ТБО произошло за счет роста цен на материалы и сырье.  Путем факторного анализа изменения суммы прямых материальных затрат на весь объем реализации каждого вида услуг выяснились следующие изменения. Материальные затраты на содержание жилфонда выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода материальных ресурсов затраты снизились на 1,63 т.руб. Затраты на реализацию услуги водоотведения снизились на 35,85 тыс. руб., в том числе за счет всех приведенных факторов. Затраты на водоснабжение выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода материальных ресурсов затраты снизились на 38,69 т.руб. Затраты на услугу теплоснабжения снизились за счет уменьшения объема реализации услуги и снижения расхода материальных ресурсов, а за счет роста стоимости материальных ресурсов затраты возросли на 84,12 т.руб. Затраты на реализацию электроснабжения выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода материальных ресурсов затраты снизились на 7001,08 т.руб. Затраты на содержание жилфонда выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода ресурсов затраты снизились на 5,84 т.руб.

 

Исходя из анализа себестоимости МУП ЖКХ Новокузнецкого района можно сделать следующие выводы. В 2011 г. предприятие понесло значительные затраты на услуги водоснабжения, электроснабжения и вывоза ТБО за счет увеличения затрат на постоянные расходы. Увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств, в связи с инфляцией, а доля оплаты труда несколько уменьшилась.  Общая сумма затрат на предоставление коммунальных услуг изменилась за счет следующих факторов: структуры затрат на услуги; уровня переменных затрат и суммы постоянных расходов. Так, общая сумма затрат на содержание жилфонда выше базовой на 769,4 т.р., в т. ч. за счет изменения объема реализации услуг и  роста себестоимости. Общая сумма затрат на водоотведение ниже базовой на 295,6 т.р., в т. ч. за счет изменения объема реализации услуг и снижения себестоимости услуг . Общая сумма затрат  на водоснабжение выше базовой на 5974,5 т.р., в т. ч. за счет изменения объема реализации услуг и роста себестоимости .  Общая сумма затрат  на теплоснабжение выше базовой на 3205,5 т.р. , в т. ч. за счет изменения объема реализации услуг и  роста себестоимости. Общая сумма затрат  на электроснабжение выше базовой на 13202 т.р. , в т. ч. за счет изменения объема реализации тепла и  роста себестоимости.   Общая сумма затрат  на вывоз ТБО выше базовой на 322,5 т.р., в т. ч. за счет изменения объема реализации услуг и  роста себестоимости.  Полная себестоимость возросла на 23178,3 т.р., постоянные расходы в общей структуре затрат увеличились на 19436,12 т.р., а переменные на 3742,2 тыс.руб. Издержкоемкость услуг МУП ЖКХ Новокузнецкого района снижается менее высокими темпами, чем у конкурирующего предприятия, но уровень данного показателя услуг пока остается более низким. Издержкоемкость содержания жилфонда  несколько увеличилась, в основном за счет увеличения заработной платы. Но реализация данной услуги все же остается рентабельной.  Издержкоемкость водоотведения снизилась по всем элементам затрат на реализацию данной услуги. Рентабельность реализации данной услуги увеличивается. Издержкоемкость водоснабжения снизилась, рентабельность увеличилась.  Издержкоемкость  теплоснабжения снизилась, реализация тепла стала рентабельной. Издержкоемкость электроснабжения наоборот  возрасла, в основном за счет увеличения затрат на прочие и материалы.  Реализация электроснабжения, за счет увеличения издержкоемкости услуги в 2011 году стала убыточной.  Издержкоемкость вывоза ТБО в 2011 году снизилась,  в основном по заработной плате, рентабельность  увеличилась. Общее изменение себестоимости единицы услуги содержания жилфонда составило 211,6 руб,  за счет изменения объема реализации услуг, суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат; общее изменение себестоимости единицы услуги водоотведения составило 14,17 руб; общее изменение себестоимости единицы услуги водоснабжения составило 482,29 руб; изменение себестоимости единицы услуги теплоснабжение составило 1293,5 руб; изменение себестоимости единицы услуги электроснабжение составило 754,4  руб; изменение себестоимости единицы услуги вывоза ТБО составило 140,8  руб. Путем факторного анализа по статейным  элементам затрат было выявлено, что рост затрат на все виды услуг произошел, в основном, за счет увеличения затрат на материалы и сырье, прочие расходы, а также заработную плату. Переменные расходы увеличились, а постоянные затраты снизились. Увеличение  материальных затрат на единицу услуги содержания жилфонда, водоснабжения и водоотведения произошло за счет увеличения нормы расхода на не единицу услуги. Изменение материальных затрат на теплоснабжение произошло как  за счет увеличения нормы расхода на 102,4 руб., так и за счет роста цены на материалы и сырье на 53,6 руб. Аналогично,  и электроснабжение – произошло  увеличение нормы расхода  и рост цены на сырье . А увеличение материальных затрат на вывоз ТБО произошло за счет роста цен на материалы и сырье.  Путем факторного анализа изменения суммы прямых материальных затрат на весь объем реализации каждого вида услуг выяснились следующие изменения. Материальные затраты на содержание жилфонда выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода материальных ресурсов затраты снизились на 1,63 т.руб. Материальные затраты на реализацию услуги водоотведения снизились на 35,85 тыс.; затраты на водоснабжение выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода материальных ресурсов затраты снизились на 38,69 т.руб. Материальные затраты на услугу теплоснабжения снизились за счет уменьшения объема реализации услуги и снижения расхода материальных ресурсов, а за счет роста стоимости материальных ресурсов затраты возросли на 84,12 т.руб.

Материальные затраты  на реализацию электроснабжения выросли  за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода материальных ресурсов затраты снизились на 7001,08 т.руб. Материальные затраты на содержание жилфонда выросли за счет увеличения объема реализации услуги и роста стоимости материальных услуг, а за счет снижения расхода материальных ресурсов затраты снизились на 5,84 т.руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Пути снижения себестоимости  услуг МУП ЖКХ Новокузнецкого района

  • 3.1 Роль органов МСУ Новокузнецкого муниципального района в организации теплоснабжения, водоотведения, электрообеспечения и вывоза ТБО

  •  

    Органам местного самоуправления принадлежит особая роль в решении  вопросов управления муниципальным  хозяйством на своей территории. Особенностью данной группы полномочий является то, что они направлены на решение экономических, производственных, социально-бытовых вопросов и характеризуются самостоятельностью органов местного самоуправления в управлении соответствующими объектами.

    Органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия по вопросам организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также решают вопросы по организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.

    Правовой основой осуществления  данных полномочий является Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 (в ред. от 06.05.2011) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», в котором коммунальные услуги определяются как деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

    Данным постановлением регулируются отношения между исполнителями  и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

    Контроль соблюдения законности предоставления коммунальных услуг осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в пределах собственных полномочий.

    Тарифное регулирование  как одно из основных полномочий органов  местного самоуправления по решению  вопросов местного значения предусмотрено  ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также осуществляют регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

    Более подробно данные полномочия регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ (в ред. от 19.07.201г.) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Он устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

    Представительные органы муниципальных районов осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:

    1. утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
    2. утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
    3. устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей;
    4. устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
    5. публикуют информацию о тарифах и надбавках, об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ;
    6. участвуют в разработке проектов договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры;
    7. заключают с организациями коммунального комплекса договоры в целях развития систем коммунальной инфраструктуры, определяющие условия выполнения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
    8. осуществляют мониторинг выполнения инвестиционных программ;
    9. принимают решения и выдают предписания в пределах своих полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, которые обязательны для исполнения организациями коммунального комплекса;
    10. запрашивают информацию у организаций коммунального комплекса, в том числе информацию по вопросам применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, в формате, определяемом органом регулирования муниципального образования;
    11. согласовывают в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, решение концедента о заключении концессионного соглашения и конкурсную документацию в части долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса.

    Информация о работе Теоретические основы снижения себестоимости услуг в сфере ЖКХ